Возможности профориентационной работы в дополнительном образовании

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 25.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Совершенствования процесса профессиональной ориентации.
Иконка файла материала Возможности проф.ориент.работы в доп.образовании.docx

Возможности профориентационной работы

в дополнительном образовании

 

Система дополнительного образования обладает большими возможностями для совершенствования процесса профессиональной ориентации. Все виды детских творческих объединений, независимо от их направленности, развивают у детей способности к самопознанию и самоопределению. Дополнительное образование позволяет полнее использовать компетенции школьного образования за счёт расширения, углубления и применения школьных знаний. Поэтому образовательные организации системы дополнительного образования призваны предоставить обучающимся возможность реализовать свой творческий потенциал, найти применение своим способностям и сориентироваться в выборе профессии. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии ребёнок не сможет сделать обоснованный выбор. Профориентационная работа в дополнительном образовании реализуется в парадигме трудового воспитания и сводится к процедурам выявления склонностей детей, овладению ими практическими навыками и организации знакомства детей с профессиональной деятельностью, например, через демонстрационно-экскурсионную работу.

Содержание профориентационной работы с обучающимися должно строиться на основе идеи единства нравственного и профессионального самоопределения. Поэтому актуальным будет включение в план воспитательной работы дополнительных общеразвивающих программ активных форм разнообразной деятельности, способствующей нравственному и профессиональному самоопределению. Каждый педагог дополнительного образования может составлять для своего творческого объединения вариативную программу работы по профессиональному самоопределению, опираясь на инвариантную часть программы профессионального самоопределения для каждого возрастного спектра обучающихся.                  Профориентационная работа включает в себя диагностическую, организационную, информационную, профилактическую функции, которые  помогают обучающимся в выборе профессии и способствуют осознанному профессиональному самоопределению. Сопровождение самоопределения сегодня становится равноценной составляющей процесса образования наряду с обучением и воспитанием, доводящей до логического завершения процесс формирования личности.

Возможные профориентационные мероприятия в творческих объединениях дополнительного образования:

Экскурсии профориентационной направленности, позволяющие обучающимся проанализировать информацию о профессиональной деятельности в реальных трудовых условиях и на практике получить знания о работе различных специалистов.

Встречи со специалистами, представляющие собой общение обучающихся с представителями различных профессий, учебных заведений, предприятий.

Работа с родителями, проходящая в форме родительских собраний, лекториев, общения в учебных чатах, индивидуальных бесед.

Профориентационные занятия, где обучающиеся узнают о профессиях не только по профилю объединения, но и о других профессиях.

Игры и упражнения по актуализации профессионального самоопределения, на которых возможно проектирование своего профессионального будущего и варианты получения профессии.

Мастер-классы, которые позволяют наглядно увидеть элементы трудовой деятельности, соотнести свои желания со своими возможностями, попробовать себя в профессии и получить советы специалистов с учётом индивидуальных интересов.

Профессиональные пробы,  на которых предполагается профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид и способствующее сознательному и обоснованному выбору обучающимися профессии.  Профессиональные пробы выступают центральным звеном практикоориентированной составляющей процесса сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи.

Решение проблемы поддержки профессионального самоопределения  видится в создании оптимальных условий для самоопределения и социализации обучающихся, предоставив широкий спектр дополнительных общеразвивающих программ. Поэтому дополнительное образование для детей и молодёжи представляет собой необходимый элемент в воспитании многогранной личности, в её образовании и ранней профессиональной ориентации.


 

Посмотрите также