Модель информационно-методического сопровождения профессионального роста педагога
Информационно-методическое наставничество молодых педагогов осуществляется через диагностику профессиональных затруднений и мониторинг профессионального роста педагогов. В колледже внедряется система методического обеспечения сопровождения профессионального роста педагога на основе продуктивной модели.
Построение продуктивной модели методического сопровождения профессионального роста педагога – это одна из возможностей развития коллектива, способного успешно работать в столь непростых и постоянно изменяющихся современных условиях.
В современном образовательном пространстве организация профессионального взаимодействия 1+1 не позволяет обеспечить профессиональный рост педагога, который требует формирование многих компетенций.
Под наставничеством мы в первую очередь понимаем систему профессиональных взаимосвязей. Это не только, и не столько закрепление молодого педагога за опытным коллегой, а процесс формирования модели взаимодействия педагогов между собой и профессиональными сообществами.
Мы пришли к выводу, что линейное взаимодействие 1 + 1 не даст максимального эффекта, поэтому стараемся обеспечить интерактивное взаимодействие во внутреннем и внешнем педагогическом сообществе.
Для этого мы используем постоянных и временных наставников из числа педагогических работников колледжа. Постоянный наставник курирует карту профессионального роста. Временные наставники сопровождают при освоении отдельных педагогических приёмов, технологий и методов в направлениях профессиональной деятельности.
В чем преимущество такого подхода? Во-первых, постоянный наставник осуществляет непосредственное и систематическое взаимодействие с молодым педагогом по выявлению его проблем и перспектив роста.
Во-вторых, в интеграции с временными наставниками постоянный наставник может организовать всестороннее информационно-методическое сопровождение профессионального роста молодого педагога по разным аспектам профессиональной деятельности и личностного роста.
Все это формирует у молодого педагога ощущение заинтересованности коллектива в его успехах, поддержки его усилий.
Педагоги – наставники осознают важность своей деятельности и возможность распространения профессионального и личностного опыта.
В этой системе становится необходимым условие проявления профессиональных успехов опытных педагогов, ведь только личный пример наставников и погружение в атмосферу успешности и взаимообогащения даёт возможность полноценно и эффективно развиваться педагогическому коллективу.
Данная модель организации сопровождения профессионального роста педагога предлагается как обновление существующих механизмов через интеграцию профессиональных взаимодействий на уровне выявления профессионально и личностно значимых запросов потребителей образовательно-консультационных услуг, что позволяет не только более качественно решать проблемы адаптации молодого педагога, но и создавать систему сопровождения дальнейшего профессионального продвижения молодого специалиста в системе образования.
Мы пришли к выводу, что уровень и направление линейного взаимодействия (с постоянным наставником), и интерактивного (с временными наставниками) нельзя наблюдать в реальном времени, а значит, нет возможности вовремя внести необходимые коррективы. Поэтому мы пришли к «Продуктивной модели» организации наставничества.
В чем смысл «ПРОДУКТИВНОЙ МОДЕЛИ»? Если говорить коротко: профессиональный запрос—профессиональный продукт. Пусть небольшой и кратковременный, но вполне измеримый продукт. И каждый запрос имеет выход в двух направлениях - профессиональный продукт молодого педагога и педагога-наставника. В результате практической деятельности была спроектирована продуктивная модель сопровождения профессионального роста педагога ГБОУПО «ССК».
Система наставничества предполагает использование различных форм работы: беседа, собеседование, анкетирование, тестирование, тренинговое занятие, методическая консультация, взаимопосещение занятий, участие в различных мероприятиях.
Стили наставничества. Выбор стиля взаимодействия с молодым специалистом зависит от уровня подготовки нового сотрудника и сложности задачи.
Инструктаж — стиль, при котором наставник дает четкие пошаговые указания обучаемому или предлагает ему копировать свои собственные действия. Минусы этого метода налицо: часто слепое следование инструкциям приводит к результату, противоположному желаемому.
Объяснение — стиль, при котором наставник показывает, как правильно выполнить ту или иную работу, и подробно объясняет каждый шаг, дает обоснование своим действиям. Ограничения данного метода: увеличение времени, проведенного наставником с обучаемым; возможность того, что обучаемый будет оспаривать мнение наставника.
Развитие — это стиль, при котором наставник просто ставит перед обучаемым вопросы и предлагает ему объяснить, что, как и почему он будет делать. Ограничения: вероятность возникновения стресса из-за ответственности, испуга у обучаемого; возможный отказ обучаемого от решения задач в случае неудачи, переход на уровень инструктажа.
Любая деятельность должна приводить в итоге к определенным результатам. Организация системы наставничества в техникуме позволяет добиться определенных результатов. Результативность деятельности молодых специалистов также можно проследить через их участие в мероприятиях различного уровня: конкурсы, викторины, олимпиады. Более того. Разработка методических продуктов и публикации педагогических статей позволяют увидеть результаты работы с молодым специалистом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.