Модель
профессиональной культуры педагога-исследователя
Для эффективного управления образовательным процессом с учетом инновационных и экспериментальных разработок руководителю современного учебного заведения следует иметь представление и владеть основными закономерностями организации, построения и осуществления исследовательской деятельности, направленной на повышение качества учебно-воспитательного процесса.
Обращаясь к сущности понятия, следует отметить, что исследование в педагогике – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме и методике организации обучения и воспитания.
Исследования – это разработки, которые содержат конкретные указания по воспитанию и обучению, методам и формам осуществления различных видов деятельности ученика, организации процесса повышения профессионального уровня педагогов.
Особо следует подчеркнуть, что актуальность формирования исследовательских навыков учащихся обусловлена современными требованиями социокультурной ситуации, в частности, востребованностью специалистов, умеющих осуществлять поиск, анализировать, сопоставлять, делать обоснованные безошибочные выводы, депроблематизировать профессиональные ситуации.
Исходя из этого, педагогическое исследование решает отдельные практические задачи, связанные с методами обучения, воспитания, содержания образования, вопросами школоведения, профессиональной подготовки учителей.
Для того, чтобы стимулировать, организовать и осуществить познавательную функцию, управленцу необходимо владеть определенными культурными нормами ее реализации в коллективе.
Под культурой исследовательской деятельности субъектов образовательного процесса понимается овладение методологией и процедурами организации и проведения научно-методической работы с целью получения объективной информации о качестве образования и перспективах его развития.
Модель педагогического исследования
Методология |
Процедура |
1. Определение проблемы, объекта, предмета. 2. Уточнение терминологии. 3. Формирование целей, задач, гипотез |
1. Составление поискового, аналитического или экспериментального плана. 2. Рабочий план с указанием этапов (программа, сбор, анализ и обработка материалов, отчеты). 3. Методы педагогических исследований: - методы сбора данных: · выявление, анализ, обобщение педагогического опыта; · педагогическое наблюдение; · беседа и интервьюирование; · анкетирование; · педагогический анализ ситуаций и фактов; · педагогический консилиум; · экспертные оценки; · анализ педагогической документации; · анализ и оценка результатов учебной деятельности (выполнения обучающимися самостоятельных заданий, контрольных, графических, творческих, лабораторных работ и др.); · педагогическое тестирование (контрольный опрос, контрольная работа, замер времени выполнения действий, определение умений и личностных качеств по степени обученности и воспитанности); · педагогический эксперимент; - методы обработки данных: · математические (регистрация, ранжирование, шкалирование); · качественные (теоретический анализ, сравнение, систематизация, группировка, типологизация, синтез и обобщение);
- методы интерпретации и оценки данных: · теоретические (интерпретация и оценка собранного материала); · сравнительные (интерпретация и оценка полученного материала в сравнении с ранее собранными материалами); · факторный (определение факторов, их роли и влияний); · апробационный (проверка на практике правильности выводов и результатов, полученных в ходе исследования и опытно-экспериментальной работы). |
Формы предоставления результатов педагогического исследования:
- отчеты;
- статьи, публикации;
- выступления на научно-практических конференциях;
- ППО и др.
Пользователи:
- органы управления образованием;
- педагогические работники;
- родительская общественность и т.д.
Как видно из модели, непосредственная процессуальная часть предполагает овладение педагогом (учениками) навыками осуществления анализа, поиска, изучения и оценки исследуемого объекта.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.