Модель сохранения здоровья дошкольников
Оценка 5

Модель сохранения здоровья дошкольников

Оценка 5
Лекции
doc
физическая культура
Детсад
27.11.2017
Модель сохранения здоровья дошкольников
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни в усло¬виях Севера были и ос¬таются первостепенной задачей детских садов. В связи с этим, дошкольное учреждение должно организовать разностороннюю дея¬тельность, направленную на сохра¬нение здоровья детей и реализовать комплекс воспитательно-образова¬тельных, оздоровительных и профилактических мероприя¬тий по разным возрастным ступе¬ням. Модель сохранения здоровья де¬тей, содержит пять блоков. * Здравотворчество. * Сотрудничество. * Педагогическая поддержка. * Взаимодействие. * Преемственность.
Модель сохранения здоровья дошкольников.doc
МОДЕЛЬ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Старший воспитатель Е.С. Хоруженко МБДОУ «Варьеганский ДСКВ «Олененок» Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни в условиях Севера были и остаются первостепенной задачей детских садов.   В   связи   с   этим,   дошкольное   учреждение   должно   организовать разностороннюю   деятельность,   направленную   на   сохранение   здоровья   детей   и реализовать   комплекс   воспитательно­образовательных,   оздоровительных   и профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням. Модель сохранения здоровья детей, содержит пять блоков. * Здравотворчество. * Сотрудничество. * Педагогическая поддержка. * Взаимодействие. * Преемственность.  Реализация модели формирования здоровья детей обеспечивается: ­   направленностью   воспитательно­образовательного   процесса   на   физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование; ­   комплексом   оздоровительных   мероприятий   в   режиме   дня   в   зависимости   от времени года; ­   созданными   оптимальными   педагогическими   условиями   пребывания   детей   в ДОУ; ­ формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.  Здоровьесберегающее   направление   предполагает   формирование   у дошкольников   осмысленного   отношения   к   здоровью   как   важной   жизненной ценности,   реализацию   комплекса   здоровьесберегающих   технологий   в   ходе воспитательно­образовательного   процесса,   создание   психолого­педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности. Данный   подход   предусматривает   мониторинг   динамики   соматического здоровья и его коррекцию, которая ориентируется на зону ближайшего развития ребенка и направлена на повышение адаптивного потенциала ребенка с помощью немедикаментозных средств и изменений условий среды. Планомерное   сохранение   и   развитие   здоровья   в   условиях   ДОУ   должно осуществлятся по нескольким направлениям. 1. Профилактическое (витамино­, аэрофито­, аэро­ионо­, фитонцидотерапия.) 2.  Обеспечение   психологической   безопасности   личности   ребенка (психологически   комфортная   организация   режимных   моментов,   оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный  стиль  общения  взрослого   с  детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов: элементы   аутотренинга   и   релаксации,   психогимнастика,   элементы   артте­рапии, музыко­, сказко­, смехотерапии, фитодизайн). 3. Оздоровительная направленность воспитательно­образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста   в   организованных   формах   обучения,   создание   условий   для оздоровительных   режимов,   валеологизация   образовательного   пространства  для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей  и  интересов;   предоставление  свободы  выбора   и   волеизъявления, создание условий  для  самореализации; ориентация  на  зону ближайшего развития ребенка и т.п.). 4.  Формирование   валеологической   культуры   ребенка,   основ   валеологического сознания  (знания   о   здоровье,   умения   сберегать   поддерживать   и   сохранять   его формирование осознанного отношения к здоровью и жизни). ЭТАПЫ РАБОТЫ 1.   Диагностика   физического   развития   и   физической   подготовленности дошкольников   их   валеологических   умений   и   навыков,   а   также здоровьезберегающей среды. Это позволяет учесть индивидуальные особенности каждого воспитанника и обеспечить его психофизическое развитие, сохранение и формирование здоровья. 2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ. Использование в режиме дня: ­   отдельных   форм   работы   по   сохранению   и   укреплению   здоровья   для   разных категорий детей; ­   различных   оздоровительных   режимов   (для   группы   ЧБД;   ослабленных   после перенесенного   заболевания;   имеющих   ту   или   иную   патологию;   для   детей   с хроническими заболеваниями; на время каникул; в летний период); ­   комплекса   закаливающих   мероприятий   (воздушное   закаливание,   хождение   по «дорожкам здоровья», рефлексотерапия, профилактика плоскостопия, хождение босиком; водное закаливание, обширное умывание, «топтание» в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе); ­ физкультурных занятий всех типов; ­ оптимального двигательного режима.  Кроме традиционной двигательной деятельности детей (утренняя и бодрящая гимнастики,   физкультурные   занятия,   проведение   подвижных   игр,   прогулки, музыкально­ритмические   занятия,   самостоятельная   двигательная   деятельность) необходимо   включать   в   воспитательно­образовательный   процесс   технологии оздоровления и профилактики: а) пятиминутки здоровья, пальминг для глаз: б) двигательные переменки между занятиями; в) походы, мини­туризм; г) оздоровительный бег; д) проведение   дней   здоровья (каждую пятницу);  е) проведение недели здоровья (каникулярное время); ж) физкультурно­спортивные праздники в зале и на улице;  ­   образовательных   ситуаций,   способствующих   формированию   у   дошкольников осознанного   отношения   к   собственному   здоровью   и   основ   безопасности   жиз­ недеятельности.   Проведение   мероприятий   по   формированию   у   детей   навыков безопасного поведения: а) по профилактике травматизма среди воспитанников; б) обеспечению     безопасного пребывания детей на льду; в) противопожарной безопасности;  г) безопасности при возникновении чрезвычайной ситуации; д) действиям для заблудившихся в лесу, парке, на окраине города.  ­ Знакомить детей со строением, функциями некоторых органов их организма. При помощи бесед, чтении литературных произведений расширять и углублять знания детей о болезнях, причинах их возникновения, о том как их предотвратить  Детей   учат   приемам   расслабления,   аутотренингу,   самомассажу,   оказанию элементарной медицинской помощи, дают знания о полезных и вредных растениях и т.п. 3. Взаимодействие ДОУ с семьей и социальными институтами детства по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. На   информационных   стендах для родителей в каждой возрастной группе должны работать рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств, такие как «Растим детей здоровыми», «Узелки на память» и т.п.  предлагаются   комплексы   упражнений   для   профилактики   нарушений   опорно­ двигательного   аппарата,   органов   зрения,   пальчиковые   игры.     Родители привлекаются   к   участию   в   экологических   акциях,   в   физкультурно­массовых мероприятиях. Родителям В младшей группе для развития дыхания можно использовать дыхательные и звуковые упражнения. Это ­ имитация через дыхание урагана, легкого  ветерка, пылесоса, надувание шариков. Игровое упражнение «Змейка»: «змейка вползает в нос и выползает через рот» ­ быстро и медленно. Вдох через левую ноздрю, затем выдох  через правую и  наоборот.  Произнесение гласных  звуков с дыханием  без напряжения  голосовых  связок. «Рисование»  дыханием  в воздухе воображаемых фигур. Вдохи и выдохи при наклонах в разные стороны, в положении стоя, сидя и т.д. В средней группе можно познакомить детей с грудным и брюшным дыханием. Обучая грудному дыханию, предложить держать ладони на груди, «понюхать, как пахнут цветочки», ­ сделать вдох, а затем «сдуть пух с одуванчиков» (выдох). А упражнение   «Покачай   ладошку»   помогает   обучить   детей   брюшному   дыханию. Лежа на спине, дети должны положить руку на живот  и покачать  ее, надувая и опуская животик с помощью дыхания. Детей  старших   и   подготовительных   групп   познакомить   с   разными   типами дыхания. Дыхательная гимнастика нравится детям, успокаивает и сосредотачивает их, а главное ­ приносит пользу здоровью. Одна  из   важнейших   задач   физического   воспитания   и   оздоровления   — формирование правильной осанки. У многих детей есть отклонения в состоянии опорно­двигательного аппарата, которые характеризуются ассиметрией плеч, таза, слабостью мышечного корсета, деформацией нижних конечностей, плоскостопием. Работа   по   профилактике   нарушений   ОДА   начинается   со   знакомства   детей   с эталонами   осанки.  С   этой   целью   проводятся   занятия  «Знакомство   с   осанкой», «Ознакомление   с   различными   отклонениями   в   осанке»,   «Знакомство   детей   со статическими позами  и  правила сохранения правильной осанки в них». На этих занятиях  детей  учат правильно ходить, сидеть, стоять, проверять свою осанку. Проверка осанки должна стать вашим ежедневным правилом. После дневного сна детям   предложить   встать   к   стене   спиной,   касаясь   ее   пятками,   ягодицами   и затылком. Постоять в  таком  положении, «как солдат на посту», в течение 10­15 секунд.        Немаловажным фактором оздоровления дошкольников является закаливание. В   период   закаливающих   процедур   учитываются   индивидуальные   особенности ребенка. Нельзя их проводить на фоне отрицательных эмоциональных состояний, например страха, беспокойства. Огромный вред нервной системе детей наносят грубые   слова,   несправедливые   замечания,   невежливое   обращение,   проявление несдержанности.  Ребенка с ранних лет надо обучать умению регулировать свое эмоциональное состояние, правильно реагировать на жизненные обстоятельства. Тогда стрессовая ситуация не навредит  здоровью  маленького человека,  напротив, она  воспитает в нем волю, поможет развить способности и интеллект. Для снятия стрессов у детей используются   элементы   самомассажа,   коллективного  массажа,  а   также вибрационная  гимнастика.  В основе     вибрационных     упражнений  естественные движения   детей.  Это   ­   стряхивание  с   себя   капель  дождя,   воды,   росы,  снега. Самомассаж  проводится в  игровой форме: «Поиграем  с  носиком», «Поиграем  с ручками»,  «Поиграем   с   ушками»,     «Поиграем   с ножками». Это  не занимает много   времени.   Такой  массаж   проводится   1         раз          в   перерывах  между режимными  моментами. А  сочетание  массажа и вибрационной гимнастики акти­ вирует работу всего организма.  Следует особо подчеркнуть важность применения антистрессовой гимнастики в   условиях   детского   сада.   Это   позволяет   укрепить   стартовые   возможности дошкольника   и   наиболее   благоприятно   использовать   данный   период   для формирования здоровья ребенка перед поступлением в школу. Кроме того, все эти воспитательно­оздоровительные мероприятия позволяют выработать   разумное   отношение   детей   к   своему   организму,   прививают необходимые санитарно­гигиенические навыки, приспосабливают ребенка к посто­ янно изменяющимся условиям окружающей среды ­ словом, учат вести здоровый образ жизни с раннего детства. Помимо традиционного физкультурного инвентаря на занятиях необходимо использовать   нетрадиционный:   различные   предметы   стулья,   веточки,   детские зонтики, бумажные листочки, шишки, овощи, фрукты и тд. Использование   средств   физической   культуры   в   воспитательных   целях обеспечивает   социальное   формирование   личности,   предусматривающее нравственные,   умственные,   трудовые   и   эстетические   ее   потребности,   и способствует воспитанию человека с творческими способностями. Использование   средств   физической   культуры   в   образовательных   целях позволяет   ребенку   познавать   окружающий   мир   и   способствует   формированию двигательных умений и потребности в физическом совершенствовании. Для   реализации   образовательного   направления   предлагается   использовать окружающую   среду   как   источник   воспитания   и   обучения   движениям.   Так, содержание занятий приближено к тем природным явлениям, которые окружают ребенка   в   данный   день   на   улице.   Созданию   интереса   к   занятиям   физическими упражнениями   способствуют   сюрпризные   моменты,   связанные   с   разными сторонами   жизни   ребенка   день   рождения,   появлением   любимых   игрушек, сказочных героев и моменты экспромта. Большое   внимание   необходимо   уделять   общению   педагога   с   детьми   в процессе занятия. Для формирования у дошкольников осознанного отношения к основным движениям  педагог использует  объяснение: «Чтобы мышцы на ногах были красивыми и упругими, нужно выполнять прыжковые упражнения. Чтобы легко и свободно ходить, бегать, прыгать, нужно научиться правильно прыгать». Педагог приучает дошкольников к вежливости, тактичности, внимательному отношению к товарищам: «Вы бежите легко, энергично, думаете о добром деле. Скажите   приятное   друг   другу   после   пробежки,   спросите   друг   у   друга   о самочувствии». Три основополагающих принципа, регламентируют деятельность педагога ДОУ в физическом воспитании детей. 1. Фасцинация  (специально организованное вербальное воздействие, включающее умение   очаровать   ребенка   своим   внешним   видом,   похвалой   его   самого,   друг другом,   проявление   интереса   к   окружающим   предметам,   действиям   с   ними, физическим упражнениям и движениям. 2. Синкретичности (соединение, объединение) — направленный на установление в   двигательной   сфере   синкретических   связей,   с   помощью   которых   ребенок постигает для себя значение физических упражнений, природу их внедрения. 3  Творческая   направленность  (самостоятельное   создание   ребенком   новых движений на основе его двигательного опыта). ПСИХОГИГИЕНА РЕБЕНКА В   настоящее  время   комплекс  психогигиенических  средств   и  методов приобретает  все  большую   актуальность,   так   как   у  многих  взрослых   и   детей физиологическое  напряжение   (стресс)  переходит  в   патологическое   состояние дистресса,   характеризующееся   повышенной   раздражительностью   и утомляемостью, нарушением сна, сниженной работоспособностью. Психогигиена   ребенка   предполагает   создание   условий   для   преобладания   у него   жизнерадостности   и   бодрости,   веры   в   себя,   в   свои   силы   и   возможности, уважения к людям, полноты жизни, увлекательной деятельности. Задача   психогигиены   —   своевременное   прерывание   нарушений эмоционального   состояния   детей  и  создание   условий   для   нормального функционирования   их   нервной   системы.   Каждый   дошкольный   педагог   должен быть психогигиенистом и уметь применять в своей практике некоторые психо­ коррекционные методы. Активная работа  педагогов по  созданию соответствующих условий  в ДОУ крайне важна. Развивающая среда позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть   дошкольника   к   самопроизвольному   движению,   совершаемому   по собственной   воле,   без   принуждения.   Исходя   из   этого   можно   сделать   вывод   о необходимости   более   активного   участия   всех   участников   педпроцесса   в двигательной активности детей и создании условий для нее. Рекомендуется       использовать   музыку,   произвольные   танцы,   музыкально­ ритмические   действия,   не         требующие         основательной   хореографической подготовки, в которых ребята самостоятельно и свободно  выполняют  элементы танцевальных   движений   в   соответствии   с   характером   музыки   и   переживаемым эмоциональным состоянием. как     подход ключевое, индивидуально­дифференцированный Исходя   из   этого   общими   приоритетами   физкультурно­оздоровительной   работы являются: —   системообразующее средство оздоровительно­развивающей работы с детьми; —трактовка оздоровления не как совокупности лечебно­профилактических мер, а как формы развития, расширения психофизиологических возможностей детей; —культивирование   у   детей   осмысленного   и   преобразовательного   отношения   к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; —   закрепление   педагогом   эффектов   отдельных   оздоровительных   мер   в   виде константных психосоматических состояний ребенка; — формирование психической регуляции жизненных функций организма путем развития творческого воображения; — воспитание у детей способности к самосозиданию, «творению» собственной телесной оболочки в посильной для них форме; — овладение детьми доступными навыками самоврачевания — психологической самокоррекции, а также психологической взаимопомощи; —активизация и развитие познавательного интереса к своему и чужому телу и его возможностям; — развитие эмоционального сопереживания друг другу.  Как одно из средств достижения этих задач, я предлагаю разработанную систему психогигиенических мероприятий в режиме дня. Психогигиенические мероприятия на занятиях и в режиме дня  1. Утренний прием а) функциональная музыка; б) элементы слово ­, сказко ­, арттерапии; а) спокойная музыка (классические произведения, современные  мелодии); б) использование художественных произведений, сказок, потешек,  поговорок, голос воспитателя спокойный, ласковый; в) создание благоприятной окружающей и психоэмоциональной в) игровая деятельность по  интересам. 2. Умывание и утренняя  гимнастика: а) мытье рук с самомасажем; б) комплекс ОРУ; в) обучение точечному  массажу 3. Свободная деятельность: а) игровая деятельность; б) индивидуальная работа 4. Завтрак: а) эстетическое оформление  блюд, спокойная обстановка  во время еды; б) гигиеническое полоскание  рта 5. Занятия: Подготовка к прогулке,  прогулка среды для совместной игровой деятельности. а) оказание благоприятно воздействия на внутренние органы. б) подбор игровых комплексов, с включением дыхательных  упражнений, упражнений на формирование осанки. в) нахождение точек и правильного массирования  а) свободная игровая деятельность, сюжетно­ролевые игры, игры с  правилами, способствующие улучшению психофизического и  физического здоровья детей; б) использование элементов арт­, слово­, сказкотерапии  а) рассказ воспитателя о назначении блюд, чем они полезны, учить  правильному пользованию столовыми приборами  б) обучение правильному полосканию, пояснение о пользе  процедуры а) использование занятий всех типов; достижение эффекта  «мышечной радости»; содействие созданию положительного психоэмоционального  состояния; использование элементов оздоравливающих технологий:  точечный массаж, самомассаж, дыхательная, звуковая, артикуляци­ онная, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, упражнения для  профилактики и укрепления осанки, плоскостопия; использование  функциональной музыки; б) занятия с включением двигательных компонентов; включение в занятия элементов психогигиенической  направленности: дыхательные упражнения, звукоподражание, арт­ терапия, психогимнастические этюды, пальчиковая,  артикуляционная гимнастика, элементы релаксации и аутотренинга; создание положительного эмоционального настроя; использование  функциональной музыки а) беседы, обучение самообслуживанию, использование  музыкотерапии, совместного пения; б) формирование умения радоваться окружающему миру, видеть  красоту в окружающем, учить бережному отношению к природе; в) подвижные и спокойные игры на коррекцию основных видов  движений и психоэмоционального состояния; создание среды,  активизурующей двигательную активность: классики, дорожки,  лесенки и т.д.; обеспечение детей атрибутами, развивающими двигательные  возможности детей: мячи, скакалки, обручи, ракетки и т.д.;  психогимнастические этюды; г) создание условий для выполнения трудовых поручений, воспитание трудолюбия; д) формирование у детей умений играть дружно, договариваться о  совместной игровой деятельности;  е) короткие экскурсии, адаптация к окружающей среде, обучение  правилам поведения в природе и обществе;  ж) хождение по траве, песку, камушкам (закаливание,  профилактика плоскостопия, элементы рефлексотерапии); дозированное пребывание на солнце; дыхательные упражнения; игры с водой; з) катание на санках, лыжах, с горки, по ледяным дорожкам, игры со снегом |а) проведение до сна или после сна:  — воздушного закаливания, — водного закаливания, — точечного массажа, — хождения по разным поверхностям |  профилактика плоскостопия, элемент рефлексотерапии,  закаливание);  б) содержание спокойное, голос воспитателя тихий; в) использование функциональной музыки; г) спокойная музыка, колыбельные; д) проверить как укрыты, каждого погладить, сказать спокойные  слова;  е) помещение проветривается во время прогулки; ж) медленный постепенный подъем с учетом индивидуальных  особенностей, под музыку «пробуждения», слова воспитателя  (музыка или слова одни и те же, могут меняться через длительный  срок, элементы новизны), после смены используются долго; з) закрепление навыков самообслуживания, создание хорошего  настроения а­ж) повышение общего жизненного тонуса, профилактика и  коррекция нервно­психических нарушений, развитие памяти,  внимания, коррекции движений и других психических качеств;  коррекционная работа по знаниям, умениям, навыкам Подготовка ко сну  а) закаливающие ме­ роприятия; б) чтение коротких  литературных произведений,  пение колыбельных; в) элементы  рефлексотерапии и  аутогенной тренировки; г) музыкотерапия; д) укрывание детей; е) сон в хорошо про­ ветренном помещении; ж) постепенное пробуждение с использованием  функциональной музыки; з) «гимнастика про­ буждения» или комплекс  упражнений  и) одевание  Свободная деятельность: а) сюжетно­ролевые игры; б) игры с правилами в) подвижные игры; г) индивидуальная работа; д) игры драматизации  е) дидактические игр ж) психогимнастика

Модель сохранения здоровья дошкольников

Модель сохранения здоровья дошкольников

Модель сохранения здоровья дошкольников

Модель сохранения здоровья дошкольников

Модель сохранения здоровья дошкольников

Модель сохранения здоровья дошкольников

Модель сохранения здоровья дошкольников

Модель сохранения здоровья дошкольников

Модель сохранения здоровья дошкольников

Модель сохранения здоровья дошкольников

Модель сохранения здоровья дошкольников

Модель сохранения здоровья дошкольников

Модель сохранения здоровья дошкольников

Модель сохранения здоровья дошкольников

Модель сохранения здоровья дошкольников

Модель сохранения здоровья дошкольников

Модель сохранения здоровья дошкольников

Модель сохранения здоровья дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2017