Модели игр по экологическому воспитанию
Оценка 5

Модели игр по экологическому воспитанию

Оценка 5
Игры
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
15.05.2018
Модели игр по экологическому воспитанию
В данных материалах в помощь педагогам приведены модели 28 различных игр, которые можно применять в целях экологического воспитания обучающихся. В моделях предусмотрены разделы: названия игр, их цели и краткое содержание. Игры рекомендуется вставлять в практическую часть учебных программ. Игра предусматривает возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формой их общения с присущими им элементами соревнования, неподдельного интереса.
модели игр.docx
Модели игр  Материалы в помощь педагогам Пояснительная записка      В данных материалах в помощь педагогам приведены модели 28 различных игр, которые можно применять в целях экологического   воспитания   обучающихся.   В   моделях   предусмотрены   разделы:   названия   игр,   их   цели   и   краткое содержание. Игры рекомендуется вставлять в практическую часть учебных программ.        Игра предусматривает возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формой их общения с присущими им элементами соревнования, неподдельного интереса.       В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивает внимание, стремление к знаниям. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживает и усиливает интерес детей к  изучаемому материалу.      При использовании игры на занятии дети  будут сами познавать мир, будут взаимообучаться.       Игра наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на обычном занятии.        Игра ­ это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, самостоятельной работой.      Цель – оказать практическую методическую поддержку педагогам дополнительного образования. Однако, кроме этой категории педагогических  работников, игры могут быть использованы  и  воспитателями   детских садов, и учителями начальных классов, а также родителями. № 1. Модели игр  Название игры Цель Краткое содержание Фотограф    ребёнку обеспечить возможность   получения опыта   прямого   общения с природой. Первый вариант:  «Хорошо ли я фотографирую». Дети разбиваются парами.   Один   ребёнок   ­   «фотограф»,   другой   ­   «фотоаппарат». «Фотограф»   наводит   «камеру»   на   какой­либо   объект   природы, «фотографирует» (слегка дергает за уши, предварительно задумав, что он хочет «сфотографировать». Педагог   задаёт детям вопросы: Что «сфотографировала»   «камера»?   Что   хотел   «сфотографировать» «фотограф»?   Природный   это   объект   или   нет?   Почему   именно   это хотел «сфотографировать» «фотограф». Чем этот природный объект ему   понравился?   Почему   «камера»   «сфотографировала»   этот   же объект   природы?   Когда   дети   научаться   замечать   что­то   особенное, неповторимое,   очень   красивое   в   природе,   тогда   «камера»   и «фотограф» будут «фотографировать» одно о то же. Второй вариант: «Мгновенная фотография». Принцип игры тот же, но «фотограф»   наводит   «камеру»,   у   которой   закрыты   глаза,   потом «фотографирует»   (ребёнок   ­   «камера»   мгновенно   открывает   и закрывает глаза). Этот мгновенный снимок надолго остаётся в памяти 2. Микропоказ    учить   детей Цель: «видеть» природу (замечать её мельчайшие детали и чувствовать её).   3. Звуки    учить   детей природу, Цель: «слышать» (проводится в природе)   4. Разноцветные плоды Цель:   показать   детям разнообразность и   всего разноцветность   ребёнка. Лучше фотографировать что­то особенное в природе: яркую букашку или необычный цветок (много снимков в один день делать не стоит) Игра проводится в природе. Педагог   выкладывает на земле «тропу» (используется обычная верёвка). Дети отправляются в поход по этой тропе (ползут рядом с верёвкой, повторяя её изгибы) и одновременно выполняют   задания   типа:   Посчитай,   сколько   жёлтых   травинок   ты встретил   на   своём   пути.   Найди   и   убери   (если   попадутся   тебе   по дороге)   не   природные   объекты   и   т.   д.   Целесообразно,   если   дети представили себя каким­либо маленьким животным и не поднимали голову высоко от земли (травы). Если по пути встретится какое­либо настоящее   маленькое   насекомое,   то   педагог   даёт   задания   типа: Представь себя на месте этого насекомого, как ты думаешь, что оно сейчас сказало, о чём бы оно подумало? Куда оно сейчас ползёт? Эта игра хороший случай использовать такие приёмы ТРИЗа, как эмпатия и фантазирование. Педагог     даёт   задание:   «Когда   слышите   какой­либо   звук   ­   загните палец и т. д. Когда все пять пальцев будут загнуты – откройте глаза и помолчите, чтобы другим детям дать возможность «посчитать звуки». Воспитатель   задаёт   детям   вопросы   типа:   Какой   звук   больше   всего понравился? Какой звук издала природа, а какой –человек, какой звук был   самый   громкий   (тихий?   Издавал   ли   ветер   какой­либо   звук?   В дальнейшем можно «слушать» природу двумя руками (использовать 10 пальцев) Педагог    выкладывает  на фланелеграфе  изображение  разнообразных плодов   и   задаёт   детям   вопросы   типа:   Какой   плод   лучше   (хуже)   и почему, какой тоньше (толще? Какой самый красивый (некрасивый, живого 5. Овощи худышки овощи толстячки       – и ­ 6. Перемешай   и соотнеси   Цель: развивать творческие   способности детей умение объяснять   и   отстоять свою точку зрения и       учить   детей   мельчайшие   природных развивать Цель: замечать детали объектов, наблюдательность   7. Совы и вороны    проверить   и Цель: закрепить представления какой самый тёмный (светлый? Почему этот плод полезен (вреден? Что   случилось   бы,   если   бы   все   плоды   исчезли?   В   конце   беседы воспитатель   делает   вывод,   что   плоды   у   растений   разнообразные   и разноцветные и все они, даже самые невзрачные на вид, очень нужны человеку Педагог    дает  детям  задание  вспомнить,  какие  овощи  они  знают,  и разделиться   по   желанию   на   овощи   –   «худышки»   и   овощи   – «толстячки».   Затем   изобразить   эти   овощи   так,   чтобы   всем   стало понятно, что этот плод тоненький, а тот – толстенький (можно втянуть или надуть щёки, прижать руки к туловищу или округлить их). Ребенок должен сам выбрать способ изображения. Воспитатель задает детям вопросы типа: Какой овощ ты изображаешь? Почему ты выбрал именно этот   овощ?   Почему   ты   считаешь   этот   овощ   «худышкой» («толстячком») Педагог     раздает   всем   детям   одноименные   природные   объекты (например,   листья   клёна).   Дети   должны   хорошо   рассмотреть   их,   а затем сложить в одно место, например, на стол. Педагог смешивает листья,   раскладывает   по   одному   на   столе   и   дает   задание:   найдите каждый свой листок. Если с первого раза дети не смогут выполнить задание, начнут путаться, то необходимо раздать им листья еще раз, повторить   задание.   Когда   дети   выполнят   задание,   педагог   задает вопросы детям типа: Почему ты считаешь, что это твой лист? Чем твой лист   отличается   от   листа   твоего   товарища?   В   этой   игре   можно использовать природный материал (сухие веточки, косточки плодов и т. д.) Дети должны разделиться на две команды: «Совы» и «Вороны». Те и другие   становятся   в  шеренгу   друг   напротив   друга   на   расстоянии  3 детей   об   окружающем мире 8. Какие   все   мы разные 9. Повтори  показать Цель: многообразие природного   мира,   его неповторимость, выделить качества природного объекта. хорошие любого         развивать Цель: наблюдательность и творческие   способности детей.   метра, за их спинами их дома, также на расстоянии 3 метра. Педагог дает задание: «Совы» любят правду, «Вороны» ­ ложь, поэтому, если я говорю правду, «Совы» должны ловить «Ворон». «Вороны» убегают в свои   дома   и   наоборот.   Затем   педагог   произносит   фразы природоведческого содержания: медведи любят есть тигров, у березы весной   бывают   сережки,   слоны   не   умеют   плавать,   дельфин   –   это животное,   а   не   рыба.   Дети   должны   осознать   правильность   или неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме и сами отреагировать своим поведением (убегать или догонять) на эту фразу.  Целесообразно   после   каждого   раза   спрашивать   детей   о   том, почему   они   так   или   иначе   поступили,   а   после   2­3   фраз   поменять игроков местами Педагог   дает задание: Встаньте налево те, кто больше любит море, направо – те, кто больше любит речку, а посередине пусть останутся те, кому нравится и то, и другое. Затем детям дают вопросы: Почему тебе нравится море? Почему ты любишь речку? Почему ты остался посредине? Варианты заданий: зима – лето, ромашка – колокольчик, дождь – снег. В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что и то и другое хорошо, надо лишь замечать это хорошее в природе. в результате проведения таких игр детям становится трудно выбирать то, что лучше и они остаются посередине. Однако, это не является целью игры. Дети встают в круг. Первый ребенок называет какое­либо животное (птицу,   насекомое,   в   зависимости   от   темы,   предложенной воспитателем)   и   делает   характерный   жест   этого   животного. Следующий   ребенок   повторяет   то,   что   сказал   и   сделал   первый, называет своё животное, показывает свой жест. Следующий повторяет, 10. Рамочка  11. Слепая курица    Цель:   расширить   опыт прямого   общения   с природой, учить   мельчайшие замечать детали   природных объектов   и   отмечать   их неповторимость. обеспечить Цель:     опыта получение прямого   общения   с природой   (проводится   в природе).   Дети   должны встать «гуськом», держась за пояс впереди стоящего.   12. Найди дерево   свое   обеспечить Цель: возможность   познавать среду, окружающую   использовать   опыт прямого   общения   с   ней что сказали первые два ребёнка, называет своё животное и делает свой жест   и   т.   д.   Основное   правило:   нельзя   повторяться   в   названиях животных   и   жестах. Но   подсказывать   друг   другу   можно,   это   даже сближает детей и делает игру интересней. В игре участвуют 5­8 детей, затем можно увеличить количество игроков Педагогу необходимо приготовить рамочки для всех детей (альбомный лист   сложить   пополам   с   одной   стороны   вырезать   окошко).   В   эту рамочку дети могут помещать самые красивые места из природного материала   (лист   дерева,   травинку,   кору,   только   не   надо   срывать. Педагог   даёт задание: Составь портрет осени и назови его. Сделай картину сегодняшнего дня. Педагог   завязывает им глаза и ведёт по определенному маршруту, преодолевая «полосу препятствий» (перешагивая через камни, обходит деревья,   проходя   низко   под   опущенной   веткой   и   т.   д.).   Маршрут намечается   педагог   заранее   и   лучше,   если   он   будет   проходить   по кругу. Дойдя до начала, педагог  развязывает глаза детям и предлагает пройти этот же маршрут с открытыми глазами, не держась за пояс, чтобы иметь возможность посмотреть и потрогать то, что им говорил педагог  во время прохождения полосы препятствий, но чего они сами не видели. Пусть дети сами попробуют отгадать, где они нагибались, где обходили камень. Педагог     завязывает   одному   ребёнку   глаза,   несколько   раз   вращает вокруг себя и ведет к какому­нибудь дереву. Ребенок должен изучить это дерево, ощупав его. Во время изучения педагог адаёт наводящие вопросы: Оно гладкое или нет? Есть ли на нём листья? Высоко ли от земли начинаются ветки? Затем педагог отводит ребёнка от дерева, 13. Окна земли  14. Не   природная тропа 15. Угадай, кто я (проводится в природе).   Цель: развивать воображение, фантазию и умение представить себя на   другого (проводится в природе).   месте       развивать Цель: и наблюдательность умение замечать мельчайшие подробности в природе (проводится в природе). Цель:   творческие, подражательные способности у детей развивать 16. Чудесный мешочек   Цель: развивать тактильные   ощущения, воображения и фантазии у детей. запутывает   следы,   развязывает   глаза   и   предлагает   угадать   «своё» дерево, используя опыт, полученный во время ощупывания дерева. В дальнейшем можно предлагать детям игры попарно. Дети   должны   лечь   на   землю   и   не   шевелиться.   Педагог   слегка забрасывает их листвой и даёт задание: представьте, что вы кусочки земли, ваши глаза ­ это «окна земли». Вопросы для размышления: Что видно земле через окна? Что сейчас чувствует земля? Сколько разных травинок растет рядом? Чего бы земля испугалась в данный момент? Как бы она смогла защитить себя? Педагог   намечает   «тропу»   в   природе   и   на   ней   развешивает   и разбрасывает  различные предметы непригодного  характера.  Дети по этому   заданию   воспитателя   должны   пройти   по   «тропе»,   посчитать, сколько предметов не природного характера они заметили и сказать эту   цифру   на   ухо   воспитателю.   В   конце   игры   выбирается   самый наблюдательный. Педагог выбирает одного ребёнка, говорит ему на ухо название какого­ либо животного и предлагает изобразить его так, чтобы другие дети догадались, кто это, но при этом водящий не должен издавать ни звука. Можно использовать другой вариант, когда группа детей изображает представителя животного мира, а ребёнок­ водящий должен отгадать – кого. Для этой игры необходим мешок с двумя отверстиями по бокам, в которые   дети   могут   просунуть   руки.   В   этот   мешок   кладутся разнообразные природные материалы в зависимости от темы занятий. Первый вариант: «Опиши и угадай». Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и угадать, что в мешке, предварительно описав природный предмет. 17. На   что   это похоже 18. Польза ­ вред   Цель: развивать творческое   воображение и фантазию у детей  Цель: дать понять детям, что   в   природе   нет   ни полезных,   ни   вредных, одни только необходимые.   Второй вариант: «Спроси и угадай». Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и ощупать природный предмет. Дети должны угадать, что находится в мешке, задавая ребёнку, который щупает, вопросы: Это гладкое или нет? Какой оно формы? Сколько у этого предмета углов? Третий   вариант:   «Угадаем   вместе».   В   игре   участвуют   два   ребёнка: один   просовывает   руку   с   одной   стороны,   другой   –   с   другой.   Дети должны вместе ощупать природный материал и сообща решить, что это такое. Для   игры   необходим   разнообразный   природный   материал,   который раздается   детям   (лучше   использовать   кору   дерева).   «На   что   это похоже?»   дети   должны   предложить   варианты,   затем   наиболее интересные из них зарисовать. 1 этап.  Первый   вариант:  «Польза   ­   вред».   (тема:   живая   природа).   Дети должны   встать   в   круг.   Педагог   задает   вопрос:   «Какая   польза   от пчелы?», дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей. Затем задание меняется: «Какой вред от пчелы?» Второй вариант: «Нравится ­ не нравится». (тема: неживая природа). Принцип организации см. вариант 1.  Третий вариант: «Хорошо ­ плохо». (тема: времена года и 4 стихии: вода, воздух, земля и огонь). Принцип тот же. 2 этап. Педагог задает вопрос: «Что случилось бы, если бы все плохие качества   природных   объектов   исчезли,  и  все   окружающее   стало   бы хорошим?»   (волк   стал   хорошим   ­   перестал   есть   зайцев,   зайцев   бы развелось   столько,   что   они   погрызли   бы   всю   кору   на   деревьях, деревьев   стало   бы   меньше   и   многим   птицам   негде   было   бы   жить). Выясняется, что если от всего будет только польза и никакого вреда, 19. Наоборот  20. Цепочка  Цель:   показать   детям наличие   противоречий   в природе и отметить, что всё природе   неповторимое. в       и Цель: развивать логическое   мышление   детей умение ориентироваться в словесном   материале природоведческого содержания,   расширить кругозор   детей   о взаимосвязях и причинно­следственных отношений   в   природе, развивать умение критически   оценивать       то жизнь на планете резко изменится и даже может погибнуть. В конце игры   педагог   должен   сделать   вывод,  что   нет   вредных   существ,  нет полезных, в природе нет ничего лишнего, всё необходимое. Организация игры может быть разная:  1. Используется приём «по кругу»  2.Дети   делятся   на   две   команды,   которые   после   2­3   заданий необходимо менять составом.  Педагог   дает   детям   задание   выбрать   в   природе   что­то:   красивые   ­ некрасивые холодное  – горячее  гладкое ­ шероховатое необходимо, чтобы   дети   называли   только   природные   объекты   и   не   путали   их   с предметами,  созданными   руками   человека,   т.  е.   акцент   делается   на умение   детей   отличать   природное   от   не   природного.   В   случае командной организации детей в игре побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание. Педагог  выбирает тему цепочки, например: «СНЕГОПАД» и ведет с детьми беседу по этой теме типа:   хорошо,   что   много   снега,   но   плохо,   что   трудно   бегать,   если дорожки не расчищены;   хорошо, что дорожки не расчищены, т. к. на них можно увидеть следы птиц, но плохо, потому что тогда не подойти к птицам близко, т. к. по снегу трудно пробираться;   хорошо,   что   к   птицам   близко   не   подойти,   т.   к.   можно   их испугать, но плохо, что птицы пугливы;   хорошо,   что   птицы   пугливы,   иначе   некоторые   шаловливые ребятишки   могут   их   обидеть,   но   плохо   то,   что   есть   такие ребятишки. делается вывод, что не надо никого обижать, надо быть добрым хозяином природы. 21. 4 времени года 22. Мальчик наоборот 23. Тень  окружающую действительность.   Цель: развивать логическое   мышление   и обогащать кругозор детей   понятием   о сезонных   изменениях   в природе.         детей   воспитывать Цель: правильное   отношение   к расширять природе, понятие о правилах   поведения   в природе.  Цель: расширить понятие детей   о   правилах поведения   в   природе,   о полезной   деятельности людей   в   природе, развивать подражательные   способности детей Педагогу   нужно   направлять   мысль   ребенка   по   нужному   пути   и использовать   для   создания   цепочки   содержание   природоведческого характера Педагог   называет   какой­либо   предмет   живого   мира   (живого   или растительного) и предлагает детям представить и рассказать, где и в каком виде этот предмет можно увидеть летом, зимой, осенью, весной. Например, ГРИБЫ. Летом ­ свежие в лесу, по краям дороги, на лугу, а также консервированные в банках, сушеные, если остались с прошлого года   или   приготовленные   уже   в   этом   году.   Осенью   ­   то   же   самое. Зимой   ­   только   консервированные   или   сушеные,   но   могут   быть   и свежие, только если их выращивают в специально отведенном месте. Весной   ­   см.   зиму,   но   добавлять   грибы,   которые   растут   весной (сморчки). Суть   игры   заключается   в   том,   что   есть   такой   мальчик   на   свете, который всё делает наоборот, если слышит плохие советы. Педагог даёт   детям   отрицательные   и   положительные   правила   поведения   в природе, а дети должны сказать, как бы поступил этот мальчик в том или ином случае, и объяснить, почему Суть игры заключается в том, что у каждого человека есть тень, но наша тень особенная, она точно повторяет движения человека лишь в том случае, если он делает что­то хорошее. В противном же случае она говорит:   «Не   буду,   не   буду   повторять»   и   даже   объясняет   почему. Педагог  делит детей на пары, в которых первый ребенок ­ ребенок, а второй ­ его тень: «Ребенок может делать в природе всё, что считает нужным, т. е. гулять, нюхать цветы, собирать сухие веточки и т. д., а «тень» оценивает его поступки. В конце игры выбирается ребёнок, у 24. 25. Что   возьмем   с собой Найди   нужное слово (проводится в природе). Цель: расширить понятия детей   о   различных средах обитания.   Цель: развивать фантазию,   воображение, лексический,   словарный запас детей. 26. Природа   –   не природа  Цель: выделить различия в   природных   и   не природных   объектах,   а также   их   связь   и взаимодействие, показать   детям   роль человека в преображении природы. которого самая послушная тень Педагог предлагает детям отправиться в путешествие (на луг, в лес, на озеро).   Дети   должны   выбрать   из   предложенных   карточек   с изображением   предметов,   необходимых   человеку   для   данного путешествия, объяснив свой выбор или дать ответ словесно. 1   вариант:  «Подбери   определение   к   природному   объекту».   Дети должны подобрать слова на задание педагога:   Какие могут быть листья?   Какой может быть снег?  2 вариант:  «Подбери природный объект под определение». Педагог даёт задание:   Что может быть горячим на берегу реки (в лесу, на море?   Что может быть тёмным в городе (в парке, на поляне?  Педагог должен следить, чтобы дети использовали для подбора только объект природы. Используется   набор   карточек   или   открыток   с   изображением природных   объектов,   созданных   руками   человека.   Дети   должны выбрать изображения природных объектов из общего числа карточек, после чего педагог проводит беседу:   Чем отличаются объекты природы от всего, что нас окружает?   Что использует человек для создания не природных объектов?   Как   вы   считаете,   можно   ли   предметы,   созданные   руками человека, назвать природными?  По этому же принципу можно сыграть в «живое ­ неживое», используя набор карточек с изображением живых и неживых объектов природы и вопросы беседы. 27. Насосы  Цель:   развивать   у   детей Для   игры   необходимо   иметь   3   непрозрачных   пакета,   в   каждом   из восприятие запахов. 28. Репортаж  Цель:   развивать   мнение   выражая   свои детей, противоречия от общения   с   природой   в форме словесной (проводится после экскурсии)       которых находится по одному, пропитанного запахом, разных духов. Суть игры в том, что дети ­ это «зайцы», на них охотится лиса, у которой свой определённый запах (детям дают понюхать 1 пакет ­ это запах   лисы).   Зайцы   резвятся   на   поляне,   но   их   нос   должен   всё чувствовать и вовремя определить «запах лисы», чтобы успеть убежать (детям   по   очереди   дают   понюхать   все   три   запаха,   и   они   должны выбрать   запах   лисы).   Если   ребёнок   правильно   определил   запах, который  предлагался  ему  ранее, то  «заяц» остаётся   цел,  т.  к.  смог вовремя почувствовать приближение опасности и наоборот. В конце игры выбираются «зайцы» ­ долгожители. Педагог применяет прием «по кругу» для составления репортажей на различные темы (самый красивый цветок, увиденный на экскурсии). Ребёнок   должен   придумать   название   своему   репортажу   и   коротко рассказать о цветке. Например, как он называется, какой он, почему понравился   и   т.   д.   Можно   использовать   тему:   «репортаж   лесной газеты»,   когда   дети   составляют   репортажи   на   любые   темы. Используется также задание на дом:   составить репортаж о комнатных растениях, которые есть дома;  составить репортаж о любимом животном; составить репортаж о живых обитателях твоей квартиры.

Модели игр по экологическому воспитанию

Модели игр по экологическому воспитанию

Модели игр по экологическому воспитанию

Модели игр по экологическому воспитанию

Модели игр по экологическому воспитанию

Модели игр по экологическому воспитанию

Модели игр по экологическому воспитанию

Модели игр по экологическому воспитанию

Модели игр по экологическому воспитанию

Модели игр по экологическому воспитанию

Модели игр по экологическому воспитанию

Модели игр по экологическому воспитанию

Модели игр по экологическому воспитанию

Модели игр по экологическому воспитанию

Модели игр по экологическому воспитанию

Модели игр по экологическому воспитанию

Модели игр по экологическому воспитанию

Модели игр по экологическому воспитанию

Модели игр по экологическому воспитанию

Модели игр по экологическому воспитанию

Модели игр по экологическому воспитанию

Модели игр по экологическому воспитанию

Модели игр по экологическому воспитанию

Модели игр по экологическому воспитанию

Модели игр по экологическому воспитанию

Модели игр по экологическому воспитанию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2018