«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету.»
К.Д.Ушинский
Задачи:
В связи с требованиями ГОС.1. Создать условия для расширения представлений об окружающем мире, явлениях действительности.2. Создать условия для активизации словарного запаса детей и совершенствования диалогической и монологической речи.3. Побуждать умение наблюдать, видеть в наблюдаемых объектах части и признаки.4. Способствовать развитию наглядно-образного и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свое суждение.
Актуальность
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Воспроизведение текстовых материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи. Ведущее место в системе дошкольного образования отводится реализации речевых задач. Современные исследования в этой области свидетельствуют о том, что большинство детей к концу дошкольного возраста не владеют навыками связной речи. Их словарный запас небогат. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, используемые слова однозначны, язык невыразителен.
Моделирование
Моделирование – наглядно-практический
метод обучения. Модель представляет собой
обобщенный образ существенных свойств
моделируемого объекта, заключается в том,
что мышление ребенка развивают с
помощью специальных схем, моделей,
которые в наглядной и доступной для него
форме воспроизводят скрытые свойства и
связи того или иного объекта.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.
Средства наглядного моделирования используются при обучении детей:
пересказу;
составлению описательного рассказа о единичных предметах;
составлению рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине;
составлению рассказов из личного опыта;
рассказыванию (с элементами творчества).
Первый этап.
Вводятся наглядные модели только в процесс перессказывания детьми сказок.
Цель на этом этапе работы - научить, с помощью заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения.
Второй этап.
Этот этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы.
Работа по обучению пересказыванию сказок начинается с трѐх лет. Разыгрываются с заместителями такие сказки, как «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», «Волк и козлята» и др. Для выявления структуры сказки, формирования умения выделять наиболее существенные моменты, используются разные наглядные модели.
Наиболее простой вид наглядных моделей - модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины. При разыгрывании сказки «Репка» нужен кружок желтого цвета (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей. Вместе с детьми обсуждается, кого из героев произведения должна замещать та или иная полоска. После того как дети успешно освоили, предложить им самим разложить заместители в нужном порядке.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используют геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет.
На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.).
Элементы схем, моделей
- предметные картинки
силуэтные изображения
геометрические фигуры
планы и условные обозначения
контрастная рамка – приём
фрагментарного рассказывания
Одним из самых сложных видов рассказывания является составление описательных рассказов. Умение описывать предмет формируется у детей медленно. Этот вид занятий сложен не только трудностью формирования у детей навыка описательного рассказывания, но и трудностью поддержания устойчивого внимания во время прослушивания детьми рассказов других детей, особенно если они очень несовершенны. Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы.
Использование их на занятиях заметно облегчает составление описательных рассказов, делает их четкими, связными и последовательными.
На первом этапе учат детей составлять описательный рассказ, опираясь на готовую схему.
«Времена года»
Составить рассказ об осени по плану-мнемотаблице1. Рассказ о солнце осенью.2. Какое небо осенью?3. Как выглядит земля осенью?4. Что происходит с деревьями осенью?5. Какую одежду носят дети осенью?6. Изменения в жизни животных осенью.7. Изменения в жизни птиц.8. Занятия детей.
ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
Элементами модели описательного рассказа
становятся символы-заместители качественных
характеристик объекта:
• принадлежность к родовитому понятию
•величина;
• цвет
• форма
• составляющие детали;
• качество поверхности;
• материал, из которого изготовлен объект (для
неживых предметов);
• как он используется (какую пользу приносит)?
• за что нравится (не нравится)?
РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине.
Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины,
Проследить их взаимосвязь и взаимодействие,
Отметить особенности композиционного фона картины,
Додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия его – то есть конец рассказа.
РАССКАЗ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
Смышленый ёжик и дождик.
Жил-был ёжик. Однажды он захотел
погулять с друзьями. Внезапно
начался дождь, до друзей было еще
далеко идти и ёжик решил переждать
дождь под большим листом. Долго
он сидел, а дождь так и не
прекращался, грустно стало ёжику и
тут в голову ему пришла интересная
идея- зашить облака. Он взял нитки и
иглу ,встал на холм и зашил облака.
Ёжик был удивлён, что дождь
перестал капать. Облака рассеялись и
появилось яркое, лучистое солнышко.
Ёжик очень обрадовался и пошел к
друзьям. Алёна О.
Составить рассказ о сказочном герое по выбору ребенка по плану
1. Рост (высокий, низкий, большой, маленький)
2. Полнота (худой, полный)3. Прическа и цвет волос (длинные, короткие, стриженные, заплетенные в косы, темные, рыжие, белокурые…)4. Глаза (большие, маленькие, серые, зеленые, карие)5. Нос (острый, длинный, короткий, толстый, круглый, маленький)6. Губы (узкие, пухлые, красные, розовые)
РЕЗУЛЬТАТЫ:
Эффективностью проведенной работы являются следующие результаты:
1. Дети становятся более активны в речевом общении, отвечают на вопросы, сами задают вопросы.
2. Умеют проявлять творческую активность, самостоятельность.
3. Умеют обследовать предметы, выделять их основные признаки.
4. Умеют составлять описательные рассказы об игрушках, предметах, временах года.
5. У детей улучшается память, внимание становится более устойчивым.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.