Понятие
ЗПР – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубые нарушения познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторики, сенсорные, волевые, эмоциональные, речевые). Это не клиническая форма, а замедленный тип развития.
Причины
Делятся на биологические и социальные.
К биологическим относится:
Недоношенность ребенка;
Асфиксия и травмы при родах;
Заболевания инфекционного, токсичного и травматического характера на ранних этапах развития ребенка;
генетическая обусловленность.
К социальным относится:
Длительное ограничение жизнедеятельности ребенка;
Неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка.
Причины ЗПР у детей
Слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном состоянии при родовом или ранних периодах жизни ребенка.
Классификация детей с ЗПР (По Лебединскому)
Выделяют 4 типа:
1. Церебрально-органическая ЗПР – первичное негрубое органическое поражение головного мозга, которое возникает в результате патологий беременности.
2. Конституционный тип – «психический инфантилизм». Причина: появление ребенка на свет с маленьким весом.
3. Соматогенный тип – возникает вследствие хронических заболеваний, аллергий.
4. Психогенная ЗПР – возникает при психических травмах, травмирующие психические условия воспитания.
Характеристика
1. Внимание. Неустойчивое внимание, снижена концентрация, объем, распределения и избирательность.
2. Восприятие. Не сформированы пространственные представления, восприятие не дифференцировано, расплывчатое, инертное.
3. Память. Преобладает наглядно-образное, механическое, непосредственное, непроизвольное, ограничен объем память.
4. Мышление. Неравномерность развития всех форм мышления, недостаточность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Характеристика
5. Устная речь. Фонетика – затруднен процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Фонематический слух – нарушен практически у каждого с ЗПР. Звуковой анализ у детей с ЗПР нарушен не всегда.
6. Словарь. Узок, ограничен обиходно-бытовыми рамками, не могут описать свои представления.
7. Грамматический строй. Ребенок не согласует слова в предложении. Дети этой категории из-за недостаточности гибкости мыслительных операций, не связывает некоторые явления между собой.
8. Связная речь. Недостаток слов приводит к активному жестикулированию, повтор предложений, в рассказах не прослеживается главная мысль.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.