1. Опишите приемы развития наблюдательности у младших школьников.
Наблюдательность - это свойство личности, умение подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов, явлений, людей. Наблюдения - важнейший источник знаний об окружающем мире. Они дают материал, основу, на которой строятся мыслительные операции.
Наблюдая предметы и явления в самой природе, учащиеся исследуют их всеми органами чувств и убеждаются, что они реально существуют, а не в нашем сознании. Формируясь, расширяясь и углубляясь в процессе целенаправленной деятельности, практического действия, игры и т.д., восприятие само переходит в самостоятельную деятельность наблюдения. Так же как ощущение включено в восприятие, так и восприятие включается в процесс активного наблюдения. Наблюдения способствуют эстетическому воспитанию младших школьников.
Наблюдатель делает выводы, обобщения, выделяет закономерности и связи. Наблюдение характеризуется большой активности личности. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в единый процесс. В процессе наблюдения характеризуется очень важное качество личности - наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего.
Основные приёмы развития наблюдательности
1. Наблюдение за конкретным объектом.
Учитель советует, чтобы каждый ребёнок выбрал для наблюдения определенный объект и рассмотрел его в деталях.
Например: Один листочек с дерева. Полезно
предложить детям посмотреть на форму, окраску выбранного им листа. Потом
закрыть глаза и представить его. Затем учитель предлагает вспомнить, какими
были листья на этих деревьях и кустарниках летом. Теперь следует предложить
сравнить летние и осенние листья, найти в них отличия и сделать вывод об
изменениях окраске листьев с приходом осени. Такой приём делает наблюдение более
точным, детальным.
2. Приём имитации учениками движений, звуков предметов и явлений
природы.
Учитель предлагает послушать природу так
внимательно, чтобы этот звук можно было повторить. Например, можно повторить,
как машут крыльями птицы во время полёта, звук сильно ветра , как падает листок
с дерева и т.п.
3. Использование стихотворений, отрывков художественных произведений
различных авторов.
После прочтения идёт беседа:
- Что подметил автор в своём отрывке?
- Можно ли это явление увидеть в природе? - Видели ли вы это?
- Какие образные слова использует автор, чтобы описать это явление? Почему? - С
чем сравнивает автор это явление природы?
4. Использование на экскурсиях в природу народных примет, пословиц,
поговорок, загадок. Это активизирует познавательную деятельность
младших школьников. Детям очень нравиться находить в различной литературе
приметы того, или иного явления природы, предсказывать погоду следующих
дней.
5. Составление памятки-инструкции для проведения наблюдения в
определенное время года.
Эти памятки вывешиваются в классе рядом с
календарём природы.
Например: «Что наблюдать и делать весной»
1. Таяние снега.
2. Работа в парках, в саду, на огороде, в поле.
3. Начало сокодвижения у кустарников и деревьев.
4. Распускание листьев, начало цветения.
5. Наблюдение за развитием травянистых растений.
6. Посев и посадка полевых и огородных растений.
7. Наблюдение за насекомыми, птицами и другими животными и др.
6. Фиксация наблюдений.
Это могут быть зарисовки в тетрадях, раскрашивание чёрно-белых рисунков и т.д. Выполнять рисунки можно по памяти или с натуры. При этом учитель должен требовать, чтобы рисунок был как можно ближе к оригиналу. Это заставляет детей внимательно наблюдать предмет, всматриваться в его детали, подмечать подробности, проводить повторные наблюдения.
Заполнение различных таблиц по результатам наблюдений.
2. Проанализируйте учебник «Окружающий мир» с целью выявления заданий, упражнений, способствующих формированию наблюдательности у младших школьников (программа, учебник окружающего мира по выбору студентов).
Заполните таблицу.
Задания, способствующие формированию наблюдательности у младших школьников по программе «Школа России» (А.А. Плешаков), используются почти на каждом уроке. Уроки строятся на основе наблюдения за изучаемыми предметами и объектами. Например:
№ п/п |
Тема урока |
Объект наблюдения |
Содержание задания |
Деятельность учащихся |
1 |
Что у нас над головой? |
Созвездия звездного неба |
Вечером, когда стемнеет, найдите на небе ковш Большой Медведицы. Понаблюдайте за дневным и ночным небом. |
Наблюдение за небом в разное время суток. |
2. |
Что у нас под ногами? |
Образцы камней |
Рассмотрите камни. Определите их вид. Понаблюдайте, что можно найти под ногами во время прогулки? |
Наблюдение за объектами на улице, определение камней |
3. |
Что растет на подоконнике? |
Комнатные растения школы |
Вспомните по своим наблюдениям, какие из растений есть в вашей школе. |
Работа с иллюстрациями на основе наблюдений. |
4. |
Что это за листья? |
Листья деревьев |
Рассмотрите листья, определите по ним дерево. Какие деревья растут возле вашей школы? |
Наблюдение за формой, размером, цветом листьев. Распределение по виду. Наблюдение за видами деревьев возле школы. |
5. |
Что такое хвоинки? |
Дерево |
Сравните ель и сосну по общему виду. Опишите дерево по плану. |
Сравнение деревьев. Устное описание. |
6. |
Кто такие насекомые? |
Строение тела насекомого |
Изучите строение тела насекомого, сравните с другими насекомыми, посчитайте, сколько ног у насекомых. |
Сравнение , изучение строения, наблюдение |
Тема: Уроки окружающего мира в начальной школе
Задание 3.
Особенности проведения различных типов урока окружающего мира
Опишите особенности проведения предметных уроков окружающего мира в начальной школе. (Организация и методика проведения предметных уроков с применением опытов по изучению свойств почвы, воды, воздуха, снега и льда)
1. Опишите методику проведения опыта учителем на уроке окружающего мира
Наблюдения, опыты, эксперименты, логические и творческие задачи в начальной школе - обязательные структурные элементы урока окружающего мира. Это дает возможность учителю организовать познавательную деятельность на высоком уровне самостоятельности, инициативы и творчества. В настоящее время опыт как исследовательский, практический метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск. Различают опыты по специфике проведения:
-демонстрационные,
-лабораторные (работа детей);
-по поисковой направленности: традиционные (цель ставитcя учителем) и проблемные (эксперименты, в ходе которых детьми выдвигается гипотеза, намечаются пути выполнения, подбираются материалы).
Опыт может быть использован на различных этапах урока. При изучении нового материала он выступает как основной источник знаний. При закреплении показывает связь теории и практики. При опросе позволяет определить осознанность усвоенного материала. В некоторых случаях опыт можно использовать для перехода от опроса к теме урока, для того, чтобы выявить представления учащихся по изучаемому вопросу.
Опыт ставится тогда, когда в результате беседы о фактах окружающей действительности, известных детям, возникает потребность осознать скрытые причины интересующего явления. По ходу опыта внимание учащихся сосредотачивается на главных моментах явлений с помощью постановки вопросов в определенной последовательности.
При подготовке опытов учителю необходимо учитывать следующее:
· соблюдать меру вещества;
· вещества должны быть доброкачественные;
· прибор не должен иметь дефектов;
· всё оборудование готовится заблаговременно;
· необходим комплект нужного оборудования.
Никогда не выносить на урок прибора, не испытав его заблаговременно, не проделав опыт предварительно.
Основные требования к постановке опытов:
· ясная постановка цели;
· чёткая инструкция по технике выполнения с показом технических приемов выполнения и с указаниями на те моменты, за которыми надо наблюдать;
· проверка усвоения детьми хода предстоящей работы путем пересказа ими данной инструкции;
· своевременная раздача на столы принадлежностей для опыта;
· контроль со стороны учителя за самостоятельной работой учащихся;
· уборка рабочего места;
· отчет в форме связного рассказа о том, как собирали прибор, какие наблюдали по ходу опыта явления, установления причинно-следственных связей, выводы и обобщения;
· повторение и закрепление выполненных опытов в тетради.
Опыты позволяют реализовать принцип наглядности обучения.
Особенно большое образовательное и воспитательное значение имеют опыты при изучении неживой природы. Они являются фундаментом всех последующих знаний о явлениях природы и технике, а также логического мышления учащихся.
Опыты активизируют познавательную деятельность учащихся, если они:
· сочетаются с проблемными ситуациями и вопросами, подводящим детей к мысли об опыте;
· отражают жизненные ситуации;
· включаются в изложение нового материала;
· проводятся детьми по творческим заданиям.
Таким образом, опыты помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинную связь этих явлений. Опыты дают возможность познакомить детей в доступной форме с законами природы.
2. Разработайте фрагмент урока с применением опытов по изучению свойств воздуха, воды, почвы (программа по выбору студента)
Класс: 3
Тема: Свойства воздуха.
Цель урока: создать условия для определения свойств воздуха опытным путем.
Задачи:
Обучающие: определить значение воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения;
Развивающие: развивать умения проводить опыты, способствовать развитию логического мышления и умения сравнивать объекты, устанавливать черты сходства и различия.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; культуру общения, умение работать в группах.
Оборудование:
- оборудование для проведения опытов;
- презентация;
- видео фрагмент «Реакция воздуха на температуру»
- карты урока с таблицей по группам.
-Экологические задачи (раздаточный материал).
Ход урока
1. Организационный момент
Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.
Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу.
- Сегодня у нас будет с вами не простой урок, а самый настоящий урок научных открытий.
- Сегодня мы выступим в роле настоящих исследователей. Недаром мы разделились на исследовательские группы.
А кто такие исследователи?
Вот сегодня и мы будем новое изучать.
Какими качествами должен обладать исследователь?
- быть внимательным, нужно много знать, практиковаться, наблюдательным, бдительным, уметь работать в команде.
2. Постановка проблемы, актуализация знаний.
Сообщение темы урока.
- Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте её.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это?
- Сформулируйте тему урока.(тема на слайде)
- На какие вопросы, связанные с темой воздух мы уже можем ответить?
- А что бы вы еще хотели узнать о воздухе?
- Сегодня на уроке вы будете исследователями. Мы постараемся найти ответы на интересующие вас вопросы.
- А как мы сможем ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой?
- Про воздух так говорят: «Он невидимый, но все же без него мы жить не можем».
- А сколько человек может прожить без воздуха? Без пищи? Без воды?
- Что же такое воздух?
- На слайде вы видите диаграмму, на которой выделены цветом составные части воздуха. (Слайд)
- Восстановите диаграмму.
Отгадывают загадку. Называют отгадку – ВОЗДУХ.
(Мы продолжаем изучать тему воздух).
- Нужен ли нам вообще воздух? (он нам жизненно необходим)
- Что такое воздух? (смесь газов)
- Как обнаружить воздух?
- Какие свойства есть у воздуха?
- Отношение человека к воздуху, нужно ли его охранять.
- проведем опыты или исследования
- используем свой жизненный опыт
- воспользуемся материалом учебника и помощью учителя.
(Без пищи человек может прожить несколько месяцев. Без воды несколько дней. Без воздуха лишь несколько минут).
(Смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и других газов).
3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.
1) Доказываем реальность воздуха. Опыты.
- Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?
- Воздух занимает место в пространстве? Есть ли он вообще? Может, его придумали?
- В реальности существования воздуха легко убедимся, проделав опыты.
Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос!
- Мы сегодня будем работать в группах. Давайте напомним себе правила работы в группе. Правила успешной работы:
НА ДОСКЕ:
1. Работать дружно.
2. Быть внимательным друг к другу.
3. Быть вежливым.
4. Помогать товарищу.
5. Доброжелательно относиться друг к другу.
ОПЫТ 1. Опустите стакан, перевернутый вверх дном, в широкий сосуд с водой. Наклони его слегка, не вынимая из воды. Что вы увидели?
Проводят опыт.
Делают вывод - (из стакана начали выходить пузырьки воздуха).
Слайд 4
ОПЫТ 2. Опустите в стакан с водой комочек сухой земли, мела, сахара. Что вы увидели?
- А теперь сделаем вывод. Что подтвердил опыт?
Проводят опыт.
Делают вывод - (из опущенных в стакан тел начали выходить пузырьки газа – это воздух).
ОПЫТ показал, что в комочке сухой земли, куске мела, сахаре есть воздух.
Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.
2) Свойства воздуха. Опыты
- Какими же свойствами обладает воздух?
- Как нам это узнать?
- Результаты будем записывать в таблицу.
Заполняем ТАБЛИЦУ.
ОПЫТ 1. Давайте попробуем поймать воздух. Возьмите каждый по полиэтиленовому пакету, расправьте его. А теперь зачерпните им воздух. Сожмите концы пакета. Что случилось с пакетом? Он надулся. А почему? (Внутри оказался воздух!)
- Давайте посмотрим. Воздух имеет какой-нибудь цвет? Он какой?
- О каком свойстве воздуха это говорит? Попробуйте в своей группе заполнить первый столбик таблицы.
Проводят опыт
Он надулся.
Внутри оказался воздух!
Заполняют таблицу.
(Воздух прозрачен.- На доске)
ОПЫТ 2.Посмотрите на растения. Какого они цвета?
- Какого цвета школьная парта? Школьная доска?
- А какого цвета воздух?
- О каком свойстве воздуха это говорит? Заполните второй столбик таблицы.
Проводят опыт. (Зеленые)
Ответы детей.
(Нет цвета)
Заполняют таблицу.
(Воздух бесцветен.- На доске)
ОПЫТ 3. Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха и мы ощущаем разные запахи. А в пакете воздух пахнет? Давайте приоткроем его. Нет. А чистый воздух пахнет?
- Заполните третий столбик таблицы.
- Давайте проверим, как вы заполнили столбцы таблицы.
Проводят опыт.
Заполняют таблицу.
(Воздух не имеет запаха. На доске)
Проверка таблицы.
Тема: Экологическое образование младших школьников
Задание 4. Формирование экологических понятий у младших школьников в курсе «Окружающий мир»
1. Перечислите экологические понятия, формирующиеся в начальной школе
Содержание предмета «Окружающий мир» базируется на основе многих наук, что обусловило заимствование терминов и их соответствующую классификацию.
Понятия подразделяются на:
- геологические: горные породы, полезные ископаемые, добыча полезных ископаемых и др.;
- физические: тело, вещество, явление, свойство воды, круговорот воды в природе и др.;
- биологические: растение, корень, стебель, лист, питание, дыхание и размножение растений; бактерии и грибы; животное, способы питания и др.;
- сельскохозяйственные: овощи, фрукты, почва, минеральные вещества, поступление питательных веществ из почвы в растение и др.;
- фенологические: погода, климат, облачность и др.;
- антропологические: человек, системы человеческих органов, болезни, гигиена и др.;
- социальные: страна, город, национальность, государство, раса; права, обязанности, закон и др.;
- экологические: природное сообщество, взаимосвязи живых организмов в природе, охрана природы, условия жизни и особенности живых организмов в связи с условием жизни и др.
В современной начальной школе реализуются различные концепции изучения природы, окружающего мира: развивающего обучения Л.В. Занкова (авторы программ, учебников: Н. Я. Дмитриева, А. И. Казаков, И. П. Товпинец); развитие ребенка в шестилетней начальной школе Н.Ф. Виноградовой (учебной курс - "Окружающий мир", авторы: Н. Ф. Виноградова, Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов); "Диалектика и экология"- Л. В. Тарасова (учебная дисциплина "Окружающий мир", автор Л. В. Тарасов); "Зеленый дом" А.А. Плешакова (учебный курс – окружающий мир, автор А.А. Плешаков).
Основные экологические понятия, формирующиеся в начальной школе:
Понятие «экология» включены в систему учебных программ А.А.Плешакова, А.А.Вахрушева, А.С.Раутиан.
Понятия «экосистема» и «экологическое хозяйство» только в программе А.А.Вахрушева, А.С.Раутиан.
Понятие «круговорот веществ» включены в программах А.А.Плешакова, А.А.Вахрушева, А.С.Раутиан и З.А.Клепининой.
Понятия «пищевые цепи», «Красная книга», «охраняемые территории», «правила поведения в природе» включены во всех программах.
2. Заполните таблицу:
№ п/п |
Тема |
Формируемые экологические понятия |
Содержание заданий для учащихся |
1 |
«Сбережем природу России» |
Экология России, экологическая катастрофа |
Используя материал учебника, свои знания попробуйте составить таблицу, в которой вы укажите какая хозяйственная деятельность ведет к экологическим проблемам, и предложите свои, или расскажите о уже известных способах устранения. |
2 |
«Что такое экология?» |
экология |
«Как живая природа влияет на неживую?» «Согласен ли ты с тем, что экология - увлекательная наука? Объясни. Докажи, что экология очень важная наука». |
3 |
«Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву» |
Загрязнение, охрана природы |
«плакаты об охране природных запасов нашей планеты». |
4 |
«Сохраним удивительный мир растений и животных» |
Охрана природы, охрана растений, охрана животных |
Составить список исчезающих растений своего региона |
5 |
«Сохраним природу своего края» |
Охрана с/х земель |
Подготовить информацию об экологических проблемах своего региона |
Экологические понятия, формируемые у младших школьников в курсе «Окружающий мир» (А.А. Плешаков)
Программа «Зеленый дом» А. А. Плешакова (традиционная система обучения, вариативная программа) представляет собой систему учебных курсов с экологической направленностью, разработанную для всех классов начальной школы.
Программа состоит из двух частей. На первом этапе обучения дети знакомятся с окружающим миром, включая природу, общество, человека, а основные природоведческие и экологические понятия изучаются в последующих классах (III - IV). Ее экологическую направленность определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единство природы и человека. Структурные части программы:
1. Ознакомление с окружающим миром (основной курс) I – II класс.
2. Природоведение (основной курс) III, IV класс.
3. Экология для младших школьников (факультативный курс).
4. Планета загадок (факультативный курс).
Приоритетной задачей программы является формирование в сознании учащихся единого, целостно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
Наблюдения за растениями в разные сезоны года подводят учащихся к пониманию определенных сменяющих одна другую стадий в их жизнедеятельности, в связи с этим авторы предлагают следующие экскурсии.
Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной среде.
В содержании курса человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирования у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости ее охраны, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность.
В первом классе вопросы, составляющие ее содержание, сгруппированы в блоки: «Что нас окружает», «Дом и школа», «Наш город (село)», «Родная страна». В этих темах учащиеся знакомятся с окружающим их миром: планетой, на которой они живут, водой, воздухом, растениями, животными. Они получают элементарные сведения о значении воды, света, воздуха для жизни, здесь же начинают формироваться первоначальные экологические и природоохранные представления: значение окружающей природы для жизни, ее загрязнение и необходимость бережного к ней отношения.
Кроме того, учащимся даются общие сведения о семье, профессиях, о школе, родном городе, стране, а также элементарные гигиенические сведения. В качестве дополнительного материала в программе дана тема «Что, как и почему». В ней предлагается познакомить учащихся с разнообразными явлениями окружающего мира: светом, звуком, электричеством.
Таким образом, к концу первого года обучения дети должны знать о своей стране, городе, правила поведения в обществе, на улице, различать времена года, природные объекты и изделия, сделанные руками человека. Они должны иметь представления о растениях и животных, вести наблюдения в природе с целью получения элементарных представлений о природе, окружающем мире, явлениях природы.
Учебный материал второго класса сгруппирован в следующих темах: «Природа вокруг нас», «Дом и школа», «Родной край», «Наша страна». По названию тем можно судить, как они близки с материалом первого года обучения. В то же время представления здесь более конкретизированы. Учащиеся знакомятся с отличительными признаками живой и неживой природы, Солнцем как источником тепла и света на Земле. Систематизируются знания о диких и домашних животных, культурных и дикорастущих растениях, даются представления о растительном и животном мире различных сообществ: луга, леса, водоема. Продолжаются наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Существенно увеличена доля географического материала. Здесь формируются такие понятия, как горизонт, компас, ориентирование, равнинная и гористая местность, разнообразие водоемов. В качестве дополнительной теме предлагается с природой разных уголков планеты, странами и народами мира в форме путешествия по карте и глобусу.
В третьем классе работа строится вокруг тем «Природа и мы», «Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и животных», «Будем беречь здоровье», с помощью которых удается обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, ее роли в жизни человека. Одновременно с этим часть материала содержит вопросы, связанные с охраной природы и ее защитой от отрицательного воздействия человека.
Далее содержание программы раскрывается в темах: «Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и животных». Полученные детьми элементарные знания о твердых, жидких и газообразных веществах, о температуре и ее измерении пользуются при изучении воздуха, воды, горных пород и почвы. Здесь формируются основные биологические представления о растительных организмах, животных, грибах, рассматриваются особенности размножения растений и животных. Значительны в этих темах экологические понятия: цепи питания, типы животных по способу питания, приспособленность организмов к условиям жизни.
Особое внимание обращено на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри неживой природы, между живой и неживой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными), а так же, как уже отмечалось, между природой и человеком.
Последней изучается тема «Будем беречь здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как о части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого.
В четвертом классе курс направлен на формирование географических понятий. Учащиеся знакомятся с глобусом и картой полушарий, получают общие представления о Земле – ее форме, размерах, вращении вокруг своей оси, о материках и океанах. Дети на конкретном материале узнают об экологических проблемах планеты, возможных путях их решения.
Тема «Сбережем природу России» знакомит детей с природными зонами нашей федерации, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной работой. Здесь же даются представления о природном равновесии и необходимости его учитывать при организации хозяйственной деятельности людей.
Далее в теме «Сохраним природу своего края» изучаются особенности поверхности, полезные ископаемые, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся. При этом дети опираются на знания, полученные в курсе «Ознакомление с окружающим миром», однако в четвертом классе эти знания не только расширяются, но и значительно углубляются, детализируются, приобретают более выраженную экологическую направленность.
Интересен факультативный курс «Планета загадок», который знакомит учащихся с удивительным миром природы, ее тайнами и загадками. Программа курса охватывает самые различные области природоведческих знаний. В его содержании интегрированы знания из географии, биологии, экологии. Это материалы о великих географических открытиях, об истории нашей планеты, ее растительном и животном мире, тайнах драгоценных камней, истории открытия удивительных растений и животных, многообразии и особенностях жизни насекомых, обитателей морей и океанов. Содержание курса составлено с учетом потребностей детей этого возраста к познанию тайн природы и подается в виде «путешествий» по континентам, морям и океанам, в глубь веков, в мир растений и животных.
Таким образом, программа А. А. Плешакова «Зеленый дом» направлена на систематизацию и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков правильного поведения в природе и социальной среде. Дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости ее охраны, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность.
Целенаправленно и последовательно в курсе раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития учащихся современного экологического мышления. Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности, чему способствуют следующие экскурсии.
Большое место отводится вопросам охраны природы:
Соответственно программе в учебниках с I – IV класс прослеживается линия по формированию у детей современной экологически ориентированной картины мира, по формированию бережного отношения к богатствам природы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.