Аннотация. Данная статья раскрывает возможности использования модуля «МСОКО» АИС «Сетевой Город» для осуществления мониторинга качества знаний учащихся. Использование модуля «МСОКО» дает возможность контроля качества знаний учащихся уже в процессе обучения, не дожидаясь окончания текущего учебного периода. Все результаты можно отследить через «Отчеты по классам» и «Отчеты по школе», а «Прогноз ОГЭ/ЕГЭ» позволяет видеть прогнозируемые результаты государственной аттестации.
Гумметова Алена Юрьевна,
заместитель директора по УР,
МБОУ «СОШ № 61 г. Члябинска»
Модуль «МСОКО» АИС СГО
как один из инструментов мониторинга качества знаний
Аннотация. Данная статья раскрывает возможности использования
модуля «МСОКО» АИС «Сетевой Город» для осуществления
мониторинга качества знаний учащихся.
…Управление качеством в школе начинается
с работы с человеком и прежде всего с учителем,
и заканчивается работой с кадрами, повышением их
профессионального уровня. Других путей нет…
Ю. А. Конаржевский
Проблема управления качеством образования – одна из самых актуальных
для любой образовательной организации, как для руководителя, так и для
учителя. А само качество образования зависит непосредственно от нас с вами
от учителей.
Использование модуля «МСОКО» дает возможность контроля качества
знаний учащихся уже в процессе обучения, не дожидаясь окончания текущего
учебного периода. Все результаты можно отследить через «Отчеты по классам»
и «Отчеты по школе», а «Прогноз ОГЭ/ЕГЭ» позволяет видеть
прогнозируемые результаты государственной аттестации.
Но эта система начнет работать только тогда, когда учителяпредметники
систематически будут заполнять протоколы контрольных работ по
преподаваемому предмету. Для создания системности и обязательности в этом
вопросе особая роль отводится администрации образовательной организации,
которой необходимо спланировать работу таким образом, коллектив правильно
выполнял все необходимые этапы заполнения протоколов.
Учительпредметник выбирает КЭСы (контролируемые элементы
содержания), проверяемые в контрольной работе по каждому заданию, из
предложенного списка, уровень сложности заданий и максимальное количество
баллов. По окончании составления плана контрольной работы формируется
протокол, который заполняется на основе конкретных работ учащихся. После
этого система обрабатывает данные и формирует отчет «Анализ контрольной
работы», в котором отражается успеваемость, характеризуется объективность
выставления оценок, процент выполнения каждого задания, сравниваются
показатели ИРО (индекс результатов обучения или ожидаемые результаты
обучения) с полученным результатом класса – РЕЗ. Проанализировав данныеотчета, можно выявить темы, вызвавшие наибольшие затруднения, а также
учащихся, с которыми необходимо провести индивидуальную работу.
Все эти данные в отчете «Результаты контрольных работ» приводятся в
итоговой таблице, где отражены все работы этого типа, написанные классом, по
всем предметам в одной таблице. Тут очень важным этапом является
правильность интерпретации результатов. Ведь у каждого предмета своя
специфика, не все учащиеся одинаково хорошо успевают по различным учебным
дисциплинам. По этой причине необходимо пристальное внимание обратить на
смежные предметы: например, если отметки по математике и физике
отличаются незначительно, то значит, созданы оптимальные условия для
реализации учеником своих возможностей, а если различия в отметках
существенные, требуется внести коррективы в совместную работу с учеником
или обратить внимание на работу учителя. Нужно понять, в чем причина
невысоких результатов: это может заключаться и в специфике предмета (новые
термины, определения, формулы), и в особенностях восприятия учеником
материала, и в форме подачи учебного материала учителем.
Модуль «МСОКО» дает возможность увидеть «Разрыв между результатами
контрольных работ и оценочными показателями», это необходимо, на наш
взгляд, для того, чтобы соотнести отметки за устные ответы на уроке и
письменные работы учащихся, и сделать их более объективными.
При использовании аналитических материалов, таких как «Отчеты по
школе» можно увидеть и проанализировать работу учителяпредметника. С этой
целью можно использовать отчеты «Итоги деятельности учителей по
предметам» и «Персональный контроль результатов деятельности учителей».
Отчеты, формируемые модулем «МСОКО», отличаются объективностью;
оценивается работа не только ученика, но и учителя. Есть возможность
сравнения результатов педагога за период (определение положительной или
отрицательной динамики), есть возможность сравнения с коллегами других
предметных областей. Данная информации должна интерпретироваться
администрацией школы и самим педагогом правильно: нужно проанализировать
полученный результат и сделать грамотные выводы, наметить пути решения
проблем, организовать дифференцированную работу с учащимися с одной «4», с
одной «3», с неуспевающими. Вся система МСОКО своими аналитическими
отчетами призвана помочь учителю организовать ежедневную работу таким
образом, чтобы качество образования стало выше.
Данный модуль позволяет и классному руководителю контролировать
уровень успеваемости в классе. Существующий раздел МСОКО «Отчеты по
учащимся» и «Отчеты по классу» помогут вести работу во всех направлениях: и
с учениками, и учителямипредметниками, «Оценочные показатели» выявят
предметы, по которым ученику нужно усилить работу для повышения
результатов.
Очень важно, что модуль МСОКО дает возможность спрогнозировать
результаты экзаменов. Сформированная индивидуальная «Диагностическаякарта» покажет объективные результаты с оценкой уровня освоения стандарта
(освоил / не освоил), а отчет «Результаты контрольных работ» позволяет увидеть
неосвоенные элементы содержания для дальнейшей корректировки знаний
обучающихся.
возможность
отслеживать качество знаний учащихся в параллелях, в которых преподают, это
даёт возможность видеть результаты работы в общей картине успеваемости по
предмету.
Учителяпредметники
получили
Таким образом, можно сказать, что модуль МСОКО АИС СГО дает
возможность педагогу провести оценку индивидуальных достижений учащихся и
сформировать отчетность по единым критериям и данным, администратору –
оценить работу педагога, использовать результаты мониторинга для
дальнейшего анализа и выстраивания внутренней системы оценки качества.
Литература
1. Варченко, Е. И. Управление качеством образования в образовательном
учреждении / Е. И. Варченко // Молодой ученый. – 2018. – № 3. – С. 471474.
2. Руководство пользователя программным комплексом «МСОКО».
Уровень общеобразовательной организации. – ЗАО «ИРТех», г. Самара, 2016.