МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Глебова Ирина Анатольевна
преподаватель физики НОФ БПОУ КАТТ
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но и мыслящими, инициативными, самостоятельными. Основная задача преподавателя состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого обучающегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо поменять работу преподавателя и обучающегося в учебном процессе, т. е. обучающийся должен учиться сам, а преподаватель – осуществлять мотивационное управление его учением, т. е. мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Для решения этой задачи требуется использование педагогических технологий, одной из которых является технология модульного обучения.
Модуль – это целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению дидактических целей. Суть модульной технологии заключается в том, что педагог сам разрабатывает модульные программы: разбивает темы курса на модули, а модули на учебные элементы и сопровождает эту программу системой дидактических целей. Каждый обучающий получает от преподавателя в письменной форме советы: как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т. д. Общение преподавателя и обучающегося осуществляется через модули и лично индивидуальное.
Модули создаются на печатной основе и размножены на каждого обучающегося. Учебники, задачники, модули, эталон ответов выложены на отдельном столе. Обучающиеся самостоятельно берут нужный модуль. Каждый обучающийся работает в индивидуальном темпе.
Мною разработан модульный курс по тем разделам программы, которые обучающиеся могут освоить самостоятельно. Для примера приведу модульную программу по физике на 1 курсе по теме «Механические колебания и волны. Звук», составленную к учебнику физика Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик «Физика - 10».
Тема «Механические колебания и волны. Звук» состоит из двух модульных программ: «Механические колебания» и «Механические волны. Звук». Данная тема рассчитана на 5 пар.
Модули создаются на печатной основе и размножены на каждого обучающегося. Учебники, задачники, модули, эталон ответов выложены на отдельном столе. Обучающиеся самостоятельно берут нужный модуль. Каждый обучающийся работает в индивидуальном темпе, а по листам контроля (учета) осуществляется анализ пробелов в их знаниях, намечаются пути их устранения в ходе дальнейшей работы.
Модульная программа «Механические колебания»
М0- КДЦ (комплексная дидактическая цель);
М1- «Примеры и характеристики механических колебаний. Свободные колебания»
М2 - Лабораторная работа «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника».
М3 - «Превращение энергии при колебаниях. Вынужденные колебания. Резонанс».
М4 – «Обобщающий познавательно - развлекательный урок».
Комплексная дидактическая цель.
Овладение содержанием всех модулей должно обеспечить знакомство обучающихся с понятиями колебательного движения, гармонических колебаний, затухающих и вынужденных колебаний, явлением резонанса, а также превращением энергии при колебательном движении, с величинами, характеризующими колебательное движение: амплитуда, период, частота, фаза колебаний; воспитание чувства ответственности за результат своего труда и труда товарища.
Обучающиеся должны научиться: производить расчет периода и частоты колебаний, определять по графику зависимости координаты колеблющегося тела от времени амплитуду, период и частоту колебаний.
Модуль1. Примеры и характеристики механических колебаний. Свободные колебания.
УЭ – 0 (Учебный элемент) ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ЦЕЛЬ: в результате учебной работы над заданием обучающиеся должны:
усвоить понятия: колебательное движение, свободные колебания, основные характеристики колебательного движения, гармонические колебания, маятники.
рассмотреть процесс колебания на примере пружинного и нитяного маятников.
уметь объяснять причину изменения скорости и ускорения тела при колебательном движении; определять период, частоту и амплитуду колебаний при колебательном движении;
уметь работать самостоятельно с учебным материалом, выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.
УЭ |
Учебный материал с указанием заданий |
Комментарии для обуч-ся |
Время вып-ния |
||||||||||
УЭ-1 Входной контроль |
Цель: определить исходный уровень знаний по изучаемой теме. ●Письменно ответьте на вопросы. 1) Перечислите, какие виды движений вы знаете. 2) К какому виду движения относятся: а) Движение автомобиля по прямолинейной дороге с постоянной скоростью. б) Движение качелей. в )Падение камня с высоты. г) Движение земной коры при землетрясении. д) Движение мотоцикла на повороте дороги. е) Движение звучащей струны на гитаре? ●Проверьте правильность выполнения задания по предложенному эталону ответов. ● Оцените свою работу: за каждый правильный ответ на вопрос 2 поставьте себе 1 балл. ● Подсчитайте общее число баллов за выполненное задание.
|
Работайте самостоятельно в тетради
Проверьте по эталону ответов
Занести результаты в лист учета. |
10 мин |
||||||||||
УЭ-2 ИНМ (изучение нового материала) |
Цель: усвоить понятия: колебательное движение, свободные колебания, гармонические колебания, математический и пружинный маятники; получить знания об основных характеристиках колебательного движения: амплитуда, частота, период.
Рожденный пустыней колеблется звук. Колеблется синий на нитке паук. Колеблется воздух, прозрачен и чист. В сияющих звездах колеблется лист. Н. Заболоцкий. Мы живем в колеблющемся мире! Приглядись внимательно: колеблется лист на ветру, маятник в часах, сердце человека. Все это примеры колебательных движений. Пополни этот список.
1. Что такое механические колебания? 2. Заполните таблицу в своей тетради
3. Каково соотношение между частотой и периодом колебаний? 4. Что такое свободные колебания? 5. Каковы условия возникновения свободных колебаний? 6. Какие тела образуют систему взаимодействующих тел при колебаниях груза, подвешенного на нити? 7. Что такое гармонические колебания? 8. Чему равны периоды малых колебаний математического и пружинного маятника? • Обсудите ответы на вопросы в ходе беседы. • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл. • Подсчитайте общее число баллов за выполненное задание. •Запишите в тетради Уравнение движения гармонического колебания x=xmcosω0t ω0-циклическая частота- это число колебаний за 2π с. Единицы измерения- рад\с. ω0=2πν; ω0=
|
Прочитайте.
Запишите в тетрадь.
Самостоятельно работайте с учебником.
Участвуйте в беседе.
Занесите результаты в лист учета. |
50 мин |
||||||||||
УЭ-3 Выходной контроль |
Цель: проверить уровень усвоения изученного материала. ● Ответьте письменно на вопросы:
● Проверьте правильность выполнения задания по предложенному эталону ответов. ● Оцените свою работу: за каждый правильный ответ на вопрос поставьте себе 1 балл. ● Подсчитайте общее число баллов за выполненное задание.
|
Работайте самостоятельно в тетради.
Возьмите эталон ответов. Занесите результат в лист учета |
15 мин |
||||||||||
УЭ-4 Оценка знаний |
Цель: оценить свои знания. ● Подсчитайте общее количество баллов, которое вы получили при выполнении всех заданий. ● Поставьте себе оценку: «5»- при общем количестве баллов 22-23, «4»- при 19-21, «3»- при 16-18, «2»- меньше 16 баллов. ● Лист учета сдайте преподавателю. |
|
5 мин |
Модуль2. Лабораторная работа «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника».
УЭ – 0 (учебный элемент) ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ЦЕЛЬ: в результате учебной работы над заданием обучающиеся должны:
уметь определять период, частоту колебаний при колебательном движении на практике;
выяснить зависимость периода свободных колебаний от длины нити;
уметь работать самостоятельно с учебным материалом, выполнять конкретные задания.
УЭ |
Учебный материал с указанием заданий |
Комментарии для обуч-ся |
Время вып-ния |
УЭ -1 Входной контроль |
Цель: определить исходный уровень знаний по изучаемой теме. Ответьте устно на вопросы: 1. Какие типы маятников существуют? 2. Что называется амплитудой колебания? 3. Что называется периодом колебания? 4. Что называется частотой колебания? 5. Что такое одно полное колебание? · Проверьте правильность выполнения работы в ходе обсуждения. · Оцените свою работу: за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл. Подсчитайте число баллов за выполненное задание. |
Участвуйте в беседе.
Занесите результаты в лист учета |
5 мин. |
УЭ- 2 Выполнение л\р. |
Цель: измерить ускорение свободного падения с помощью математического маятника. ●Познакомьтесь с описанием лабораторной работы №6 «Исследование ускорения свободного падения с помощью маятника» в учебнике физика Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик «Физика - 10», стр. 273.
|
Работайте самостоятельно в тетради. |
35 мин. |
УЭ-3 Выходной контроль. |
Цель: Проверить уровень усвоения изученного материала.
● Ответьте письменно на вопросы: Обязательный уровень1.Период колебаний математического маятника зависит от его длины А. прямо пропорционально; Б. обратно пропорционально; В. не зависит. 2.Частота колебаний математического маятника зависит от его длины А. прямо пропорционально Б. обратно пропорционально; В. не зависит. 3.Период колебаний математического маятника сначала был 0,2 с, а после изменения длины стал 0,4 с. Увеличили или уменьшили его длину? 4.Частота колебаний математического маятника вначале была 5 Гц, а после изменения длины стала 10 Гц. Увеличили или уменьшили его длину?
Повышенный уровень Из пяти приведенных утверждений выберите верное. При уменьшении длины маятника в 4 раза период его колебаний: а) увеличивается в 4 раза; б) уменьшается в 4 раза; в) увеличивается в 2 раза; г) уменьшается в 2 раза; д) увеличивается в 10 раз. ● Сдайте тетради на проверку преподавателю. |
Работайте самостоятельно в тетради.
Сдайте тетрадь преподавателю. |
|
УЭ-4 |
Цель: оценить знания обучающихся. ● Поставить оценку: «5» - при общем количестве баллов 13 -16; «4» - при 10- 12; «3»- 7-9; «2»- меньше 7 баллов. |
Занесите оценку в лист учета.
|
|
Модуль3. Превращение энергии при колебаниях. Вынужденные колебания. Резонанс.
УЭ – 0 (Учебный элемент) ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ЦЕЛЬ: в результате учебной работы над заданием обучающиеся должны:
усвоить понятия: «затухающие колебания», «вынужденные колебания», «вынуждающая сила»;
уметь объяснять процесс преобразования энергии в колебательных системах на основе закона сохранения энергии, явление резонанса при механических колебаниях;
знать условие возникновения резонанса, полезное и вредное проявления резонанса;
уметь работать самостоятельно с учебным материалом, выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.
УЭ |
Учебный материал с указанием заданий |
Комментарии для обуч-ся |
Время вып-ния |
||||||
УЭ-1 Входной контроль |
Цель: определить исходный уровень знаний по изучаемой теме.
|
Выполнение работы на отдельных листочках.
Преподаватель заносит результаты в лист учета. |
10 мин. |
||||||
УЭ-2 ИНП (изучение нового материала) |
Цель: усвоить понятия вынужденных колебаний, вынуждающей силы, научиться различать свободные и вынужденные колебания; получить знания о явлении механического резонанса, уяснить условия его возникновения, познакомиться с полезным и вредным проявлением резонанса.
1. Какие превращения происходят при колебаниях? 2. Что такое вынужденные колебания? Чем они отличаются от свободных колебаний? 3. В чем состоит явление резонанса? 4. Запишите в таблицу примеры полезного и вредного проявлений резонанса
● Проверьте правильность выполнения задания по предложенному эталону ответов. ● Оцените свою работу: за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл. ● Подсчитайте общее число баллов за выполненное задание.
|
Работайте в своей тетради.
Проверяйте по эталону ответов
Занести результаты в лист учета. |
30 мин. |
||||||
УЭ-3 Выходной контроль.
|
Цель: проверить уровень усвоения изученного материала. ● Не глядя в учебник и тетрадь, ответьте на вопросы: Вариант 1. 1. Какое из перечисленных колебаний является вынужденным? 1) Колебание на нити груза, один раз отведенного от положения равновесия и отпущенного. 2) Колебание качелей, раскачиваемых человеком, стоящим на земле. А. Только 1. Б. Только 2 В. 1 и 2 Г. Нет верного примера.
А. От 0 до 5 Дж Б. От 0 до 10 Дж. В. Равна 5 Дж Г. Равна 10 Дж
А. Свободные, 0,1 с. Б. Вынужденные, 10 с. В. Свободные, 10 с. Г. Вынужденные, 0,1 с.
Вариант 2. 1..Какое из перечисленных колебаний является свободным? 1) Колебание на пружине груза, один раз отведенного от положения равновесия и отпущенного. 2) Колебание поршня и шатуна ДВС при работе. А. Только 1. Б. Только 2 В. 1 и 2 Г. Нет верного примера. 2. При свободных колебаниях груза на пружине максимальное значение его потенциальной энергии 10 Дж, максимальное значение его кинетической энергии 10 Дж. В каких пределах изменяется полная механическая энергия груза и пружины? А. От 0 до 20 Дж Б. От 0 до 10 Дж. В. Равна 10 Дж Г. Равна 20 Дж 3.На маятник не действует внешняя сила. Частота колебаний 10 Гц. Какие колебания установятся в системе и каков их период? А. Свободные, 0,1 с. Б. Вынужденные, 10 с. В. Свободные, 10 с. Г. Вынужденные, 0,1 с. 4..Почему все вибрирующие установки ставят на специальные резиновые или массивные амортизаторы? ● Сдайте выполненное задание на листочках преподавателю. ● Проверьте правильность выполнения задания по ответам на доске. ● Подсчитайте общее число баллов за выполненное задание.
|
Выполните задание самостоятельно на отдельных листочках.
Занесите результат в лист учета. |
|||||||
УЭ-4 Оценка знаний. |
Цель: оценить свои знания. ● Подсчитайте общее количество баллов, которое вы получили при выполнении всех заданий. ● Поставьте себе оценку: «5»- при общем количестве баллов 15-16, «4»- при 12-14; «3»-при 8-11; «2»- меньше 8 баллов. |
|
Модуль3. Обобщающий познавательно - развлекательный урок.
УЭ – 0 (Учебный элемент) ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ЦЕЛЬ: повторить основные понятия, формулы, физические величины и их единицы измерения по теме «Механические колебания»;
развивать познавательный интерес, умение объяснять физические явления, решать задачи на расчет параметров колебательного движения, на нахождение зависимости между величинами;
воспитывать взаимопомощь обучающихся
УЭ
|
Учебный материал с указанием заданий |
Комментарии для обуч-ся |
Время вып-ния |
УЭ-1 Игра «Счастливый случай» |
Цель: в игровой форме повторить материал по теме «Механические колебания», расширить кругозор обучающихся. ● Группа делится на две команды. ● Команды выбирают капитана, капитан должен быть самым эрудированным, так как именно он будет определять отвечающего на некоторые вопросы. Во время обсуждения у Вас может прозвучать несколько версий ответа, а капитан должен выбрать правильный ответ. ● Помощник- консультант будет записывать на доске набранное количество баллов на каждом этапе.
|
Участвуйте в игре. |
40 мин
|
УЭ-2 Оценка знаний.
|
Цель: оценить свои знания. ● Запишите количество набранных баллов в лист учета. ● Поставьте себе оценку: «5»- при общем количестве баллов 43-45, «4»- при 39- 42, «3»- при 35-38, «2»- меньше 35 баллов. |
Запишите результат в лист учета. |
Модульная программа «Механические волны. Звук».
М0 – КДЦ (комплексная дидактическая цель);
М1 – «Волны. Поперечные и продольные волны. Основные характеристики и свойства волн».
М2 – «Звуковые волны. Высота, громкость и тембр звука. Акустический резонанс. Ультразвук и инфразвук».
М3 – «Практикум по решению задач»
Комплексная дидактическая цель.
Овладение содержанием всех модулей должно обеспечить знакомство обучающихся с понятиями волны, продольной и поперечной волны, длины волны, звука, инфразвука и ультразвука, источником звука и акустического резонанса, а также с основными характеристиками звука: высотой, тембром и громкостью; воспитание чувства ответственности за результат своего труда и труда товарища.
Обучающиеся должны научиться: производить расчет длины волны, периода, скорости ее распространения по формуле, связывающей эти величины, определять по графику волны ее длину.
Модуль 1. Волны. Поперечные и продольные волны. Основные характеристики и свойства волн.
УЭ – 0 (Учебный элемент) ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ЦЕЛЬ: в результате учебной работы над заданием обучающиеся должны:
усвоить понятия волны, продольной и поперечной волны, длины волны;
уметь объяснять механизм образования волны, определять по графику волны х (t) ее длину;
знать основное свойство бегущих волн, особенности поперечных и продольных волн, связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом;
уметь определять длину волны, период и скорость ее распространения по формуле, связывающей эти величины;
уметь работать самостоятельно с учебным материалом, выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.
УЭ |
Учебный материал с указанием заданий |
Комментарии для обуч-ся |
Время вып-ия |
|||||||||||||||||||||||||
УЭ-1 Входной контроль
|
Цель: определить исходный уровень знаний по изучаемой теме. ● Письменно в тетради ответьте на вопросы: 1. Какое движение называется колебательным? 2. В чем состоит главное отличие (основной признак) колебательного движения от других видов движения? 3. Из графика зависимости х (t) определить основные характеристики колебательного движения: амплитуду, период, частоту колебаний Вариант 1. Вариант 2.
Х, см Х, см 1 0 5
0 3 6 9 t, с 0 4 8 12 t, с
● Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания по ответам на доске. ● Оцените свою работу: за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл. ● Подсчитайте общее число баллов за выполненное задание.
|
Работайте в своей тетради.
Выполните взаимопроверку.
Занесите результат в лист учета. |
5 мин. |
|||||||||||||||||||||||||
УЭ-2 ИНМ (изучение нового материала) |
Цель: усвоить понятия: волны, продольных и поперечных волн, длины волны; познакомиться с формулой, связывающей длину волны со скоростью ее распространения и периодом. ● Прочитать §23 стр. 167-170 учебника. ● Письменно ответить на вопросы: 1. Что такое механические волны? Что является их источником? 2. Переносят ли волны вещество? Энергии? 3. Что такое длина волны? Заполните таблицу
4. Заполните таблицу
● Проверьте правильность выполнения задания по предложенному эталону ответов. ● Оцените свою работу: за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл. ● Подсчитайте общее число баллов за выполненное задание.
|
Работайте самостоятельно с учебником и в своей тетради.
Проверяйте по эталону ответов
Занести результаты в лист учета. |
25мин. |
|||||||||||||||||||||||||
УЭ-3 Выходной контроль |
Цель: проверить уровень усвоения изученного материала. ● Ответьте на вопросы на листочках: 1. В каких направлениях совершаются колебания в продольной волне? 2. В каких направлениях совершаются колебания в поперечной волне? 3. Изобразите на рисунке волны с одинаковой длиной волны, но разными амплитудами. 4. Чему равна длина волны по графику волны? Х, м 1
0 1 2 3 r, м
5.Лодка качается на морских волнах с периодом 2 с. Какова длина волны, если она распространяется со скоростью 4м\с? ● Сдайте выполненное задание на листочках преподавателю.
|
Выполняете задания самостоятельно на листочках.
Занести результаты в лист учета.
|
10 мин |
|||||||||||||||||||||||||
УЭ-4 Оценка знаний |
Цель: оцените свои знания. ● Подсчитайте общее количество баллов, которое вы получили при выполнении всех заданий. ● Поставьте себе оценку: «5»- при общем количестве баллов 13-14, «4»- при 11-12; «3»-при 8-10; «2»- меньше 8 баллов. |
Занести результаты в лист учета.
|
|
Модуль 2. Звуковые волны. Высота, громкость и тембр звука. Акустический резонанс. Ультразвук и инфразвук.
УЭ – 0 (Учебный элемент) ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ЦЕЛЬ: в результате учебной работы над заданием обучающиеся должны:
рассмотреть процесс распространения механических колебаний в упругой среде на примере акустических явлений;
усвоить понятия звука, инфразвука и ультразвука;
уметь объяснять механизм образования звука;
знать основные характеристики звука: громкость, высота и тембр ;
уметь работать самостоятельно с учебным материалом, выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.
УЭ |
Учебный материал с указанием заданий |
Комментарии для обуч-ся |
Время вып-ия |
УЭ-1 Входной контроль
|
Цель: определить исходный уровень знаний по изучаемой теме. · Ответьте письменно на вопросы физического диктанта по вариантам: Вариант 1. 1. Волнами называются … 2. В бегущих волнах происходит перенос … без переноса … 3. Продольными волнами называются волны, в которых … 4. Упругие продольные волны распространяются в … средах. 5. Длиной волны называется …, обозначается буквой …, измеряется в… Вариант 2.
|
Выполняйте работу на отдельных листочках. |
10 мин
|
УЭ-2 ИНМ (изучение нового материала) |
Цель: познакомиться с источниками звука, с основными характеристиками звука: высота, тембр и громкость. Получить знания о том, что звуковая волна – продольная волна, распространяющаяся с определенной скоростью. Выяснить от чего они зависят. Познакомиться со способами усиления звука, выяснить условия возникновения акустического резонанса. ● Прочитайте §23 стр. 171-173 учебника. ● Письменно ответить на вопросы: 1. Что такое звуковые волны? 2. Назовите источники звука. 3. Чему равна скорость звука в различных средах? 4. Чем определяется высота и громкость звука? 5. Что такое тембр? 6. Назовите единицы громкости и уровни громкости звука. 7. Что такое акустический резонанс? 8. Что такое ультразвук и инфразвук? ● Обсудите ответы в ходе беседы. ● Оцените свою работ: за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл. ● Подсчитайте число баллов за выполненное задание. ● Послушайте сообщение обучающегося «Инфразвук и ультразвук». |
Работайте самостоятельно с учебником и в своей тетради.
Участвуйте в беседе.
Занесите результаты в лист учета |
30 мин. |
УЭ-3 Выходной контроль |
Цель: проверить уровень усвоения изученного материала. 1.На какую характеристику волны – частоту или длину – реагирует наше ухо? 2.Частота колебаний крыльев птицы колибри равна 35-50 Гц. Будет ли слышен полет колибри? 3. Известно, что многие люди, впервые попавшие в боевую обстановку, пугаются звука летящих пуль и инстинктивно пытаются пригнуться. Но есть ли смысл в подобных действиях с точки зрения физики? Почему? 4.Какое насекомое чаще машет крыльями в полете: шмель, комар или муха? 5.Шерлок Холмс, наблюдая за собакой Баскервилей в бинокль, заметил, что она начинает выть как только полностью вылезает из конуры, а звук доходит только через 5 с. Сыщик тут же определил расстояние до конуры. Чему оно равно? ● Сдайте выполненное задание преподавателю.
|
Выполняйте задание самостоятельно на отдельных листочках.
|
10 мин. |
УЭ-4 Оценка знаний |
Цель: оцените свои знания. ● Подсчитайте общее количество баллов, которое вы получили при выполнении всех заданий. ● Поставьте себе оценку: «5»- при общем количестве баллов 17-18, «4»- при 14 -16; «3»-при 11 -13; «2»- меньше 11 баллов.
|
Занесите результаты в лист учета |
|
Модуль3. Практикум по решению задач
УЭ – 0 (Учебный элемент) ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ЦЕЛЬ: сформировать практические умения решать качественные и количественные задачи.
УЭ |
Учебный материал с указанием заданий |
Комментарии для обуч-ся |
Время вып-ия |
||||||||||||||||||||||||
УЭ-1 Входной контроль
|
Цель: определить исходный уровень знаний по изучаемой теме.
● Установите соответствие между физической величиной , обозначением и формулой (форма ответа «цифра-буква-буква)
● Сдайте выполненное задание преподавателю. |
Выполняйте задание самостоятельно на отдельных листочках.
|
10 мин. |
||||||||||||||||||||||||
УЭ- 2 Решение задач
|
Цель: отработка практических навыков решения задач.
Первый уровень. 1.Колеблющая на ветру ветка каждые две секунды ударяет в оконное стекло. Найдите период и частоту колебаний ветки. 2. Определите период колебаний математического маятника длиной 1м. 3. Каков период колебания пружинного маятника массой 400г, если жесткость пружины 40 Н\м? 4. Лодка качается на волне с частотой 0,5 Гц. Какова скорость этой волны, если расстояние между соседними гребнями 3м? 5. Камертон является источником звуковых волн с частотой 440 Гц. Какова длина звуковой волны в стали? Второй уровень. 6.По графикам, приведенным на рисунках, найти амплитуду, период и частоту колебаний
Х, см Х, см 5 10
0 1 2 3 t, с 0 2 4 6 t, с
- 5 -10
Рис. 1 Рис. 2 7.Частота колебаний струны равна 1,2 кГц. Сколько колебаний совершает точка струны за 0,5 мин? Какой путь проходит за это время точка струны, амплитуда колебаний которой 2 мм? 8.Подводная лодка всплывает на расстоянии 200 м от берега, вызвав волны на поверхности воды. Волны дошли до берега за 40 с, причем за последующие 30 с было 60 всплесков волн о берег. Каково расстояние между гребнями соседних волн? 9.Какова роль корпуса скрипки или гитары? Третий уровень 10.Как относятся длины математических маятников, если за одно и то же время один из них совершает 10, а другой 30 колебаний? 11.Найдите жесткость пружины, если подвешенный на ней груз массой 700 г совершает 18 колебаний за 21 с. 12.Самолет летит со сверхзвуковой скоростью. Слышен ли в кабине пилота звук работы двигателя, находящегося позади кабины? 13. Если ударить молотком по одному концу длинной стальной трубы, то у другого конца будет слышен двойной удар. Почему?
● Проверьте правильность выполнения задания по предложенному эталону ответов. ● Оцените свою работу: за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл. ● Подсчитайте общее число баллов за выполненное задание.
|
Выполняйте задание самостоятельно в тетради.
Проверяйте по эталону ответов
Занести результаты в лист учета. |
40 мин. |
||||||||||||||||||||||||
УЭ-3 Выходной контроль
|
Цель: проверить уровень усвоения изученного материала. ● Не глядя в учебник и тетрадь, ответьте на вопросы Вариант 1. 1.Какие из перечисленных колебаний являются свободными? а) колебания листьев на деревьях во время ветра; б) колебания качелей; в) колебания тела на пружине; г) колебания поршня в цилиндре; д) колебания шарика, подвешенного на пружине. 2.Что такое амплитуда? а) наименьший интервал времени, через который движение полностью повторяется; б) число колебаний за одну секунду; в) модуль наибольшего смещения относительно положения равновесия. 3.Если потенциальная энергия математического маятника максимальна, то кинетическая энергия в этой точке а) равна нулю; б) минимальная; в) максимальная. 4.Как изменится период колебания математического маятника, если амплитуда увеличится? а) не изменится; б) возрастет; в) уменьшится. 5. Груз подвешен на длинной нити. Как изменится период его колебания, если массу груза увеличить? а) увеличится; б) уменьшится; в) не изменится. 6.Уравнение движения гармонического колебания имеет вид x=2cos0,8πt. Определите амплитуду, частоту, период. 7. Происходит ли перенос вещества при распространении волны? а) нет; б) да; в) только при больших скоростях распространения волны. 8. В каких средах могут возникать поперечные волны? А) в газе; б) в жидкостях; в) в твердых телах. 9. Какие колебания называются ультразвуковыми? а) колебания, частота которых выше 20000Гц; б) колебания с частотой ниже 20 Гц; в) колебания выше 20 Гц. 10. От чего зависит высота звука? а) от амплитуды; б) от длины волны; в) от частоты колебаний. 11. Длина волны равна 6 м. Скорость распространения волны 2 м\с. Определите период колебания частиц воды. 12. Чему равна длина звуковой волны в воде, если ее скорость равна 1480 м\с, а частота 740 Гц? Вариант 2. 1.Какие из перечисленных колебаний являются вынужденными? а) колебания листьев на деревьях во время ветра; б) колебания качелей; в) колебания тела на пружине; г) колебания поршня в цилиндре; д) колебания шарика, подвешенного на пружине. 2. Что такое частота? а) наименьший интервал времени, через который движение полностью повторяется; б) число колебаний за одну секунду; в) модуль наибольшего смещения относительно положения равновесия. 3.Если кинетическая энергия математического маятника максимальна, то потенциальная энергия в этой точке а) равна нулю; б) минимальная; в) максимальная. 4. Как изменится частота колебания математического маятника, если амплитуда увеличится? а) не изменится; б) возрастет; в) уменьшится. 5. Груз подвешен на длинной нити. Как изменится период его колебания, если массу груза уменьшить? а) увеличится; б) уменьшится; в) не изменится. 6. Уравнение движения гармонического колебания имеет вид x=4cos0,4πt. Определите амплитуду, частоту, период. 7. Происходит ли перенос энергии при распространении волны? а) нет; б) да; в) только при больших скоростях распространения волны. 8. В каких средах могут возникать продольные волны? А) в газе; б) в жидкостях; в) в твердых телах, г) во всех средах. 9. Какие колебания называются инфразвуковыми? а) колебания, частота которых выше 20000Гц; б) колебания с частотой ниже 20 Гц; в) колебания выше 20 Гц. 10. От чего зависит громкость звука? а) от амплитуды; б) от длины волны; в) от частоты колебаний. 11. Длина волны равна 5 м. Скорость распространения волны 2 м\с. Какова частота ударов волн о берег? 12. Определите длину волны, если скорость равна 1500 м\с, а частота колебаний равна 500 Гц. ● Сдайте выполненное задание преподавателю
|
Выполняйте задание самостоятельно на отдельных листочках.
|
30 мин. |
||||||||||||||||||||||||
УЭ-4 Оценка знаний |
Цель: оцените свои знания. ● Подсчитайте общее количество баллов, которое вы получили при выполнении всех заданий. ● Поставьте себе оценку: «5»- при общем количестве баллов 28-30, «4»- при 25-27 ; «3»-при 22-24 ; «2»- меньше 22 баллов.
|
Занесите результаты в лист учета |
|
ЛИСТ УЧЕТА группа № Ф.И.
Модульная программа «Механические колебания»
МОДУЛЬ 1 |
|||||
|
УЭ |
итого(max23) |
оценка |
||
|
1 (mах 6) |
2(mах12) |
3(max5) |
||
Кол-во баллов |
|
|
|
|
|
МОДУЛЬ 2 |
|||||
|
УЭ |
итого(max16) |
оценка |
||
|
1 (mах 5) |
2(mах5) |
3(max6) |
||
Кол-во баллов |
|
|
|
|
|
МОДУЛЬ 3 |
|||||
|
УЭ |
итого(max16) |
оценка |
||
|
1 (mах 7) |
2(mах5) |
3(max4) |
||
Кол-во баллов |
|
|
|
|
|
МОДУЛЬ 4 |
||
|
УЭ (mах45) |
оценка |
|
|
|
Кол-во баллов |
|
Модульная программа «Механические волны. Звук».
МОДУЛЬ 1 |
|||||
|
УЭ |
итого(max14) |
оценка |
||
|
1 (mах 3) |
2(mах6) |
3(max5) |
||
Кол-во баллов |
|
|
|
|
|
МОДУЛЬ 2 |
|||||
|
УЭ |
итого(max18) |
оценка |
||
|
1 (mах 5) |
2(mах8) |
3(max5) |
||
Кол-во баллов |
|
|
|
|
|
МОДУЛЬ 3 |
|||||
|
УЭ |
итого(max30) |
оценка |
||
|
1 (mах 5) |
2(mах13) |
3(max12) |
||
Кол-во баллов |
|
|
|
|
|
Выводы
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному и имеет ряд преимуществ перед ним:
каждый точно знает, что он должен усвоить, в каком объеме и что должен уметь после изучения модуля;
каждый может самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои возможности;
учебный процесс сконцентрирован на обучающемся, а не на преподавателе;
осуществляется многократная проработка изучаемого материала.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.