ЦентральноЧерноземный экономический район
Цели урока:
1. Сформировать системное знание о районе, особенностях его ЭГП, природных условиях и
ресурсах, населении и хозяйстве;
2. Продолжить формирование ОУ компетенций: самостоятельная работа с источниками знаний,
умение систематизировать полученную информацию, умение делать выводы
Форма урока: самостоятельная деятельность учащихся
1 б
1 б
1 б
1 б
3 б
2 б
1 б
2 б
1 б
1 б
Цель: оценить местоположение района
УЭ 1. ЭГП ЦентральноЧерноземного района
1
2
3
4
5
Занесите данные визитной карточки района в тетрадь. Рассчитайте долю
площади региона в России
Используя карту атласа «Экономическое районирование» ответьте на вопрос: с
какими экономическими районами и государствами граничит Центрально
Черноземный экономический район?
Используя карты атласа «Экономическое районирование» и «Топливная
промышленность» ответьте на вопрос: как район расположен по отношению к
топливным базам?
Имеет ли район выход в Мировой океан?
Соседство с Украиной это + или – с точки зрения экономико
географического положения района?
УЭ 2. Природные условия и ресурсы
Цель: изучить природные условия и ресурсы ЦЧР
6
7
8
Почему район имеет такое необычное название?
Установите по климатической карте, благоприятны ли природные условия
По карте «Центральная Россия» определите, имеются ли на территории района
свои полезные ископаемые? На сколько названные п/и важны для развития
экономического района и страны?
По карте определите, есть ли на территории района топливная база?
9
10
Назовите крупные реки и озера, если таковые имеются, на территории района.
Сделайте вывод об их достатке.
УЭ 3. Население ЦентральноЧерноземного района
Цель: используя статистические материалы сделать выводы об особенностях населения
района.
11 Занесите статистические данные в тетрадь
Параметры
Численность
Плотность
Показатели
7,9 млн. чел. за счет МП
47 чел/км.кв, в 5,4 раза больше
средней по РФ ЕП
7,8 ‰
Доля городского населения
62 %, отток из села в города
(разработка КМА)
4 б
Половой состав
Мужчины 46,1 %
Трудовые ресурсы
Трудоспособных 54,5 %, на 2,5
% ниже, чем в РФ
Проанализируйте статистические данные, чем можно объяснить отрицательный
ЕП, высокую плотность населения, более низкий уровень городского населения
в районе и невысокую долю трудоспособного населения?
УЭ 4. Хозяйство ЦентральноЧерноземного района
Цель: изучить структуру экономики района
12 Запишите в тетрадь структуру хозяйства ЦЧР:
черная металлургия
машиностроение
пищевая
электроэнергетика
35 %
16 %
17 %
14 %
Химическая и нефтехимическая
7 %
Как вы думаете, почему отсутствуют отрасли цветной металлургии, топливной
и стекольной промышленности?
13
14
Как ЦЧР решает проблему дефицита электроэнергии
Назовите основные комбинаты черной металлургии
15 Почему не имея собственных ресурсов нефти и газа, в ЦЧР развита химическая
и нефтехимическая отрасли? Назовите центры производства:
синтетического каучука и шин
химических волокон
минеральных удобрений
16
Назовите основные центры машиностроения. Почему развито с/х
машиностроение?
УЭ 5. Сельское хозяйство ЦентральноЧерноземного района
Цель: изучить специализацию сельского хозяйства района
17
Какие отрасли растениеводства развиты в ЦЧР? Почему?
2 б
2 б
1 б
2 б
2 б
2 б 18
19
Какие отрасли животноводства развиты в ЦЧР? Почему?
Назовите основные центры пищевой промышленности района
Проверьте свои ответы и подсчитайте количество набранных баллов:
«5» 29 32 б
«4» 23 28 б
«3» 15 – 22 б
«2» 14 б и менее
Домашнее задание §§ 4043, записи в тетради, к/к
2 б
1 б
Модульный урок по географии по теме "Центрально-Черноземный экономический район)
Модульный урок по географии по теме "Центрально-Черноземный экономический район)
Модульный урок по географии по теме "Центрально-Черноземный экономический район)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.