Мой лучший урок
Оценка 4.6

Мой лучший урок

Оценка 4.6
doc
06.04.2024
Мой лучший урок
Мой лучший урок Творчество А.П.Чехова_ (6 класс).doc

Литература

Учитель русского языка и литературы  Бунина Зульфия Хамитовна, 1 квалификационная категория

Нефтеюганское  муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа».

Класс: 6
Тема урока: Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова
Тип урока: Урок сообщения новых знаний

 

Цели урока:

Выяснить при помощи анализа рассказа, каков бывает смех.

Узнать особенности чеховского юмора.

 

Задачи урока:

-обучающая: продолжить формировать умения анализа эпического произведения;

Учить пониманию роли художественной детали в рассказе «смерть чиновника»

-развивающая: стимулировать у каждого учащегося  желание проявлять инициативу, учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно;

- воспитательная: формировать у учащихся понятие о чувстве собственного достоинства.

 

Предполагаемый результат:

Уметь находить комические и трагические эпизоды в рассказах Чехова.

Знать отличительные черты чеховских произведений.

Объяснять роль художественных деталей в рассказах Чехова.

Мотивировать учащихся для последующего чтения рассказов А. П. Чехова.

 

Материалы и оборудование:  

Портрет А. П. Чехова.

Иллюстрации к рассказам Чехова “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”.

Изречения А. П. Чехова: “Краткость – сестра таланта”, “Умею коротко говорить о длинных вещах”, “Писать талантливо, то есть коротко”.

 

Литературоведческие термины:

Юмор – дружелюбный смех, цель которого – что-то совершенствовать, очищать от недостатков.

Сатира – безжалостное  обличение чего-либо, гневное осмеяние, осуждение.

 

Ход урока.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Вхождение в урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание ситуации успеха.

Демонстрация детьми владения старым способом

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа с классом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка домашнего задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моделирование нового понятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбор средств решения учебной проблемы

 

 

 

 

Создание ситуации интеллектуального конфликта

 

 

 

 

 

 

Постановка учебной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

Прогнозирование сюжета по заглавию

 

 

Творческое чтение

 

Моделирование нового сюжета.

Физминутка.

 

 

Игра «Журналист»?

Групповая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отработка нового способа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация владения новым способом действия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение проблемы

 

 

 

 

 

Рефлексия.

 

 

 

 

Домашнее задание

 

Эмоциональный настрой

Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей,

Ни своих прозрений и открытий

Не держите в тайне от людей…

Торопитесь все отдать при жизни,

Чтоб, уйдя к небытию во власть,

Теплым ливнем, снегом ли пушистым

Снова к милой родине припасть

То, что прозвучало в этом стихотворении, касается  всех нас.

 

Какой совет автор дает   всем людям?

 

Автор дает совет  всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что  каждый человек должен  оставить свой след на земле. Именно так прожил свою жизнь Чехов, рассказы которого учат нас правильно жить, не роняя свое человеческое достоинство.

 

Какой  жизненный принцип избрал для себя Чехов?

О чем свидетельствует этот принцип? Какая проблема больше всего волновала его?

Человеческое достоинство – это та проблема, которая в той или иной степени находит отражение почти во всех произведениях Чехова.

 

В рассказе «Толстый и тонкий»,  находит воплощение эта проблема?

   

- Какова, по вашему мнению, идея этого рассказа?

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Пересказ рассказа с перехватом.  

-

 

 Выполнение теста.

 

 

Что можно сказать об этом рассказе, смешной он или грустный?

 

Что вызывает смех? Что является обязательным условием  смешного (комического)

 

 

 

Почему он грустный?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исходя из вышесказанного как бы вы определили тему нашего рассказа?

 

 

Отгадайте ребус.

Смерть чиновника. Это название следующего рассказа, с которым нам предстоит

ознакомиться и  работать на уроке.

 

 

Какие ассоциации возникают со словом смерть?

(работа в парах, обменяйтесь мнениями, выберите тот вариант, который больше ассоциируется со словом смерть)

Слезы, тоска, горе, печаль, ит.д.

 

Может ли быть смешным рассказ с таким названием ?

 

Тогда мы неправильно определили тему нашего урока, возможно, она относится только к одному рассказу.

Что необходимо сделать, чтобы ответить на это вопрос?

 

 

Как вы думаете, каков сюжет этого рассказа? О чем по вашему мнению рассказ?

 

Чтение рассказа по ролям.

 

 

 

 

Как изменился бы смысл и сюжет рассказа, если бы генерал  рассердился на то, что Червяков на него чихнул, и сразу накричал бы, отругал бы его и пригрозил бы ему  наказанием, жалобой на его начальство?

 

 

Каким бы по вашему был тогда конец рассказа?

 

 

 

Вопросы генералу.  1 группа.

Почему вы сразу не выслушали внимательно и не простили Червякова?

Считаете ли вы себя виновным в смерти чиновника?

Почему вы так грубо обошлись с Червяковым и накричали на него?

Как вы относитесь к таким людям как Червяков?

 

Вопросы к чиновнику. 2 группа

Сколько раз ты извинялся перед генералом?

Почему ты так унижался перед ним, ведь он не твой начальник?

Почему в письме не написал свое извинение?

 

Вопросы к автору рассказа.   3 группа.

 

Кому из героев вы сочувствуете? Кто вам больше симпатичен? Почему?

Кто сочувствует генералу? Собираетесь в первом ряду,

Червякову – во втором ряду.

 

Итак, мы с вами предположили, что в этом рассказе смешного быть не может.

После прочтения рассказа, вы по-прежнему так считаете?

 

Вспомните какие приемы автор использует, чтобы создать комическую ситуацию (вызвать смех)?

-1 группа:

многократное повторение героем одного и того же действия с некоторыми изменениями, усиление его с помощью новых деталей. Сколько раз извиняется Червяков?  Что заставляет его снова и снова делать это?

 

 

2  группа:

-  неожиданная развязка; несоответствие их поведения ситуациям, в которые они попадают. Почему пустяковый случай только чихнул приводит героя к трагическому концу?

 

3 группа:

-  говорящие фамилии; Брезжить – чуть светиться. Червяков – бескостное ползующее животное.

 

- художественная деталь. (вицмундир,   Почему рассказ называется «Смерть чиновника», а не «Смерть Червякова», например? Почему в конце рассказа Чехов пишет «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер», а не, скажем, «лег, не раздеваясь»? Важна ли эта деталь? Мы вновь сталкиваемся у Чехова с ситуацией, когда человек в чиновнике погибает, он уничтожается чином

чужой начальник Почему Бризжалова автор не делает непосредственным начальником Червякова?

 

( художественная деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную  нагрузку; деталь используется для того, , чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и  среду обитания).

 

Вывод : с помощью этих приемов автор вызывает смех.

Значит в этом рассказе есть смешное и грустное? Особенность творчества Чехова заключается в том, «что мир для него смешон и печален одновременно»

 

Чем интересен рассказ Чехова сегодня?

Встречаются ли такие люди в нашей жизни?

 

Д / з:   задание 1,2,3. стр. 20(по выбору)

            Пересказ рассказа  «Пересолил»

            Уровень С : Попробуй сочинить юмористический рассказ

 

 

 

 

Слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как правильно пройти свой жизненный путь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ничтожество  свое

сознавать пред Богом, а достоинство пред людьми.

 

Делают вывод.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, рассуждают

 

Автор призывает нас не унижать себя и свое  человеческое достоинство, особенно тогда, когда к нему его никто не принуждает, и чтобы мы  постоянно работали над собой, выдавливая из себя по каплям раба.

- Человек, лишенный достоинства, сознает свое ничтожество перед людьми высокого чина.

 

 

 

Выполняют за компьютером тест.

 

 

 

 

Комическая ситуация, в основе которой неожиданный поворот в сюжете, комический герой, несоответствие чего-либо)

Поведение тонкого, когда он узнает, что друг детства дослужился до тайного советника, неожиданно меняется все даже предметы, принадлежащие ему.

Человек унижает сам себя, узнав, что перед ним высокий чин, хотя он и друг детства.

 

ТЕМА: Смешное и грустное в рассказах Чехова.

 

Решение ребуса с названием рассказа.

 

 

 

 

 

Подбирают ассоциации к слову смерть

 

 

 

 

Учебная дискуссия.

 

 

На основе  наблюдений  делают вывод и отвечают на проблемный вопрос.

Изучить рассказ, проанализировать, найти смешное и грустное.

 

 

 

Класс слушает и готовит  вопросы, которые возникнут по ходу чтения к героям.

Самостоятельно работают в группах.

Решают учебную задачу.

 

 

 

 

Выступают представители групп у доски с готовым сюжетом.

 

 

 

 

 

Работают коллективно.

Задают вопросы, от каждой группы по 2 вопроса.

 

3 учен7ика: 1 – в роли чиновника, 2 – в роли генерала, 3 – в роли автора отвечают на поставленные вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с текстом, находят приемы создания комических ситуаций в тексте.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Во все времена актуален вопрос чести и человеческого достоинства, угодливости и лести, поэтому рассказы Чехова интересны и современному читателю).                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ урока учителя НРМОУ «Куть-Яхская СОШ » Буниной З.Х. «Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова».

 

         Урок литературы в 6 классе  «Смешное и грустное в рассказах Чехова» соответствует современным  программным требованиям, где ведущими являются частично-поисковый и проблемный методы. Тип урока – постановка учебной задачи. Он спроецирован с учетом содержания применения программ и обязательного минимума по литературе. Урок составлен в соответствии с требованиями развивающего обучения.

         На уроке соблюдены все дидактические принципы РО:

- ведущая роль теоретических знаний;

- проблемность в обучении;

- обучение на высоком уровне трудности;

- изучение быстрым темпом;

- осознание процессом обучения;

- дифференциация и индивидуализация процесса обучения.

         Эмоциональное начало урока стихотворными строками создает  мотивацию на предстоящую   работу. Благоприятный психологический климат   обеспечивается  мягким доверительным тоном учителя и созданием ситуации успеха, где учащиеся демонстрируют владение старым способом.

         В подготовке учащихся к активному восприятию новых знаний значительное место уделяется вопросу установления связи нового материала с ранее изученным. На этапе актуализации знаний  применила интерактивный прием «пересказ наперебой», в процессе которого удается без усилий удерживать внимание всех учащихся, поскольку  весь класс старается не упустить малейшие детали пересказа – в поисках ошибки или нарушения логики повествования Данный  методический прием  разнообразит подготовку учащихся к восприятию нового, расширяет возможности активизации учеников, способствует созданию условий для самостоятельного мышления в процессе усвоения вновь изучаемой темы. Этот прием способствует устойчивости, целенаправленности сосредоточенности внимания, а также развитию творческих способностей. Удачно созданная  учителем ситуация успеха помогает учащимся самостоятельно сформулировать  тему урока.

         Следующий прием (разгадывание ребуса) и открытие самостоятельно самими учащимися названия  рассказа способствуют активизации самостоятельной мыслительной деятельности

         На этапе постановки учебной задачи  организовывала совместную поисковую деятельность учащихся. Они не получают знания в готовом  виде, а  осваивают информацию,  что очень важно в технологии развивающего обучения. В ходе рассуждения  ребята приходят к необходимым выводам, для того чтобы выдвинутую гипотезу доказать необходимо проанализировать хотя бы один рассказ и найти смешное и грустное в этом рассказе. Участие в творческом поиске требует от всех детей напряженной мыслительной деятельности, активизирует познавательный процесс. В процессе прослушивания рассказа  каждая группа ребят готовит вопросы к героям и автору  рассказа.

         В этот период обычно наблюдается первый спад работоспособности учащихся на уроке. Именно поэтому после изучения новой темы учитель проводит физкультурную минутку.

         На протяжении всего урока соблюдается принцип обучения на высоком уровне трудности, но структурирование содержания урока  осуществляю от простого к сложному.

         На начальном этапе отработки нового способа организована  групповая работа, где учащимся предлагается  задавать вопросы, предварительно обсужденные и выбранные в группе, тем учащимся. которые играют роль героев и автора рассказа. Это сложное  творческое задание, которое способствует формированию у них умения видеть новое в уже известном, анализировать,  перевоплощаться и высказывать свою точку зрения от имени героя, в которого они воплотились .

На этапе демонстрации владения новым способом  действия использован исследовательский метод. Учащиеся в ходе групповой работы должны провести исследования текста, найти приемы создания комической ситуации  и прийти к единому выводу, что  с помощью говорящих фамилий, неожиданной развязки и многократного повтора героем одних и тех же действий создает смешное в рассказе «Смерть чиновника». Это задание подготавливает также учащихся к выполнению домашней работы, найти самый сложный прием создания комической ситуации – художественные детали и их роль в рассказе Алгоритм исследования дети получают на карточках, они четко себе представляют, что будут исследовать в данном текст Учащиеся самостоятельно определяют ход дальнейшего исследования.  Это тоже одно из требований развивающего обучения

          На протяжении всего урока учитель  создает условия для формирования умений и навыков учебной исследовательской деятельности. Увеличение функций учащихся в организации познавательной деятельности обеспечивает высокий уровень объективного учебного процесса. Ученик чувствует себя ведущим в познавательном процессе, что способствует развитию его интеллектуального уровня.

         Все этапы урока учителем тщательно продуманы и соответствуют структуре уроков РО: создание ситуации успеха, выбор средств решения учебной проблемы, моделирование нового понятия, отработка нового способа, самоконтроль и рефлексия. Учитель умело мотивирует учащихся на поиск ответов на проблемный опрос, путем самостоятельного изучения новой темы через организованную работу  группах по инструкции. Все это позволяет формировать социально-активную, творческую личность, способную адаптироваться в современных условиях.

На уроке соблюдены  дидактические принципы  развивающего обучения:

- проблемность в обучении. на этапе изучения новой темы была создана проблемная ситуация, когда название рассказа  не соответствовала теме урока открытой самими учащимися;

- обучение на высоком уровне трудности;

- изучение быстрым темпом;

- осознание процессом обучения.

Структура данного урока также соответствует структуре развивающего урока.  Была создана ситуация успеха  в процессе проверки домашнего задания, когда учащиеся демонстрировали эффективное применение приобретенных знаний.

Следующий этап урока – создание ситуации «интеллектуального конфликта» потребовал от учащихся  постановки учебной задачи. Учащиеся сами определили, чтобы убедиться в правильности определенной ими темы  (Смешное и грустное в рассказах Чехова, которая  противоречит названию рассказа «Смерть чиновника»)  необходимо проанализировать этот рассказ, найти смешное и сделать вывод.  Все это способствуют активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся  и является главным требованием развивающего обучения.  Форма организации учебной деятельности (парная и групповая) на этапе изучения новой темы  также соответствует развивающему обучению, в процессе работы в группах  учащиеся общаются между собой, высказывают свою точку зрения, выбирают наиболее приемлемые на их взгляд варианты ответов.

 

На уроке  использованы следующие интерактивные приемы:

1. на этапе актуализации знаний -  интерактивный прием «Аквариум» , когда наибольшая группа учащихся  наблюдала за работой меньшей группы подобно тому, как наблюдают за рыбками  через стекло аквариума. Такой прием способствует без усилий удерживать внимание учащихся, поскольку они стараются не упустить детали пересказа  в поисках ошибки и логики пересказа. Возложив на учеников ответственность за пересказ, я стимулирую в них созидательный подход к процессу учения и повышаю их личную заинтересованность.

2. следующий прием – это прогнозирование содержания  рассказа по его заглавию ( когда учащиеся предполагали, какой чиновник умер, богатый или бедный, причины смерти  одного и другого по их мнению могут отличаться)

3. был использован также прием моделирования ( после прочтения рассказа ребята предлагали свои варианты сюжета, в случае, если бы генерал сразу накричал на чиновника, как бы сложился сюжет и чем бы закончился тогда рассказ).

 

Контроль ЗУНов и видов деятельности  проводился на этапе актуализации знаний  методом фронтальной беседы с учащимися и  с помощью компьютерного тестирования в «TestSistem». Результаты тестирования и ошибки выдавал компьютер. Самым активным  учащимся с учетом работы по новой теме, по подготовке домашнего задания выставлены оценки в конце урока.

 

Информационно-коммуникативные технологии применялись на этапе проверки домашнего задания ( компьютерное тестирование), и информационно-наглядный материал в виде слайдовой презентации на протяжении всего урока.

 

 Валеологическая составляющая урока была, потому что учащиеся находились в постоянном движении, подходили к компьютерам, выходили к доске отвечать по несколько человек.


Литература Учитель русского языка и литературы

Литература Учитель русского языка и литературы

Создание ситуации успеха. Демонстрация детьми владения старым способом

Создание ситуации успеха. Демонстрация детьми владения старым способом

Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания

Постановка учебной задачи.

Постановка учебной задачи.

Отработка нового способа.

Отработка нового способа.

Вхождение в урок

Вхождение в урок

Урок литературы в 6 классе «Смешное и грустное в рассказах

Урок литературы в 6 классе «Смешное и грустное в рассказах

На протяжении всего урока соблюдается принцип обучения на высоком уровне трудности, но структурирование содержания урока осуществляю от простого к сложному

На протяжении всего урока соблюдается принцип обучения на высоком уровне трудности, но структурирование содержания урока осуществляю от простого к сложному

Следующий этап урока – создание ситуации «интеллектуального конфликта» потребовал от учащихся постановки учебной задачи

Следующий этап урока – создание ситуации «интеллектуального конфликта» потребовал от учащихся постановки учебной задачи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2024