Индекс УДК:
Сведения об авторе: Селезнева Надежда Ивановна,
ГОБПОУ «Елецкий колледж инновационных технологий», преподаватель высшей категории по профессии 43.01.09 Повар, кондитер.
Электронная почта: nadia15112012@yandex.ru
Использование игровых форм в процессе проведения
нетрадиционных уроков в СПО
Аннотация: данный материал имеет своей целью рассмотреть возможность применения нетрадиционных уроков в процессе уроков, выявить особенности проведения данных уроков в рамках игры, рассмотреть этапы подготовки, и самое главное, определить значение нетрадиционных уроков в процессе освоения учебного материала посредством игровых форм.
Ключевые слова: нетрадиционные уроки, обучающиеся, среднее профессиональное образование, профессиональные компетенции, урок-игра.
Важное место в педагогике и методике преподавания учебных дисциплин в средних специальных организациях занимает проблема активизации процесса обучения. Она связана с поиском и использованием на уроках эффективных методических приемов, применением разнообразных форм обучения и др. За 25 лет работы в системе СПО для освоения обучающимися учебного материала были использованы не только стандартные формы, методы, приёмы обучения, но и современные инновационные технологии. К перечню таких инновационных технологий относятся нетрадиционные уроки (урок-игра, урок-путешествие и др.), которые помогают активизировать обучающихся, повысить их интерес к занятиям, обеспечить быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала.
Нетрадиционные уроки строятся на совместной деятельности педагога и обучающихся с целью повышения эффективности учебно-образовательного процесса. Целью нетрадиционных уроков является повышение интеллектуальной активности обучающихся, поддержание стабильного интереса к учебному процессу, лучшему усвоению программного материала, развитию профессиональных компетенций.
На таких уроках используется дополнительный материал, учебное занятие проводится с использованием оригинального оформления: музыки, видео, информационных компьютерных технологий, мультимедийного оборудования.
Для обучающихся по профессии 43.01.09 Повар, кондитер мною были проведены открытые уроки, в которые включались игровые формы, оригинальная подача материала, различные виды, формы коллективной и групповой работы обучающихся. Например, урок по теме «Значение рыбных блюд в питании человека» был организован и проведён как урок с элементами игры, где главными действующими лицами являются сами обучающиеся. Урок сопровождался музыкальным сопровождением. Подготовка осуществлялась в два этапа:
1. Деление обучающихся на группы. Самостоятельное изучение материала темы в зависимости от видов рыб, используемых на предприятиях питания.
2. Обсуждение изучаемого материала. Творческая коллективная работа педагога и обучающихся по созданию сценария, распределение ролей.
Суть урока заключалась в том, чтобы в занимательной форме представить обучающимся значение рыбных блюд в питании человека.
Урок с фрагментами игровых форм позволил ознакомить обучающихся со значением рыбных блюд в питании человека, их пищевой ценности и технологии приготовления блюд из различных видов рыбы, что способствовало развитию интереса к получению профессиональных компетенций по профессии.
Большое преимущество таких уроков заключается в том, что они затрагивают не только одну дисциплину, но и развивают интерес к профессиональной деятельности за счет уже имеющихся у них знаний к другому учебному предмету. Например, на уроках по МДК «Блюда из овощей», «Горячие напитки в питании человека», «Значение блюд из яиц», обучающиеся выступают в роли специалистов: биохимиков, врачей, поваров, историков, географов, литераторов. Таким образом, осуществляется реализация межпредметных связей в процессе обучения.
Как показывает практика, обучающимся больше всего интересны именно такие нетрадиционные уроки. Уместно использование самостоятельной работы в виде подготовки сообщения, доклада или реферата. Применение игры как средства обучения помогает гораздо легче воспринимать материал, что способствует повышению качества обучения, активизации мыслительной деятельности, освоению профессиональными компетенциями, развитию творческих способностей обучающихся.
Какие же конкретные результаты дают такие уроки?
1. Приобретение студентами предметно-профессионального опыта.
2. Формирование познавательной активности и выявление профессиональной мотивации, реализация межпредметных связей.
3. Закрепление знаний студентами, применение их в нестандартной обстановке.
4. Формирование профессионально значимых умений и навыков.
5. Развитие теоретического и практического мышления.
6. Выработка умений самостоятельного поиска новых знаний, развитие инициативы и коммуникативных навыков к добыванию информации.
А ещё, пожалуй, самый главный результат – прочное усвоение знаний, умений и навыков самими обучающимися.
Примеры уроков, на которых использовались игровые методы, можно видеть на следующих фотографиях:
Японская кухня
Своеобразие традиций чаепития Кулинарные традиции мира «Молдавская кухня»
Таким образом, использование игровых форм в процессе проведения нетрадиционных уроков показало, что у обучающихся повысился интерес к выбранной профессии, к предметам МДК, обучающиеся успешно усваивают учебный материал и показывают стабильно положительные результаты, у них формируются более прочные, глубокие знания, что в конечном итоге способствует освоению общих и профессиональных компетенций.
Список литературы:
1. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции / Т.С. Назарова // Педагогика. – 1997. − №3. – С. 20-27.
2. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. Пед ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. − 5-е изд., доп. И перераб − М.: Просвещение, 1998. − 479с.
3. Методические рекомендации по проведению уроков нетрадиционной формы.
4. Http://www.pedlib.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.