Практическое задание
по дисциплине
«Экономическая культура»
Тема реферата: «Экономическое воспитание и экономическая этика»
Автор: Немова Людмила Николаевна
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.....................................................................................5
1. Истоки экономического образования................................................. 5
2. Экономическое воспитание как педагогическая работа..................... 7
3. Прикладной и профессиональный характер экономической этики.. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................... 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................... 27
Преобразования во всех сферах современного общества выдвигают на первый план проблему подготовки подрастающего поколения к жизни и труду в постоянно меняющихся, сложных и противоречивых условиях и определяют необходимость постановки новых задач перед системой экономического образования. Основным принципом их обновления выступает ориентация на личность, ее образовательный и творческий потенциал. Реализация данного принципа позволяет создать определенные гарантии дальнейшему развитию личности и способствует более успешной социальной адаптации учащихся.
Актуальность темы в том, что радикальные преобразования социально-политического уклада российского общества и становление экономики рыночного типа обусловили необходимость реформирования системы образования и развития его направлений, обеспечивающих экономическую подготовку подрастающего поколения. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы дополнительного экономического образования школьников и проблемы научно-методологического обеспечения его организации и развития в новых социально-экономических условиях.
Проблемы этики бизнеса имеют столь же давнюю историю, как и предпринимательство. Однако особую остроту они приобрели в наше время, когда рынок сильно изменился, из жестокой стала жесточайшей конкуренция. Сейчас во всем мире вопросы этики деловых отношений широко исследуются, служат предметом научных дискуссий и форумов, изучаются во многих высших и средних учебных заведений, обеспечивающих подготовку кадров для рынка труда.
В России в последнее время проблемы этики бизнеса также вышли на передний план. Учебные курсы по данной проблематике являются составной частью учебных планов вузов, других учебных заведений, поскольку стало
4
очевидным, что в цивилизованный рынок нашему отечеству не войти без серьезной этической основы, прежде всего - в предпринимательстве.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Василенко И. А., Вечер Л. С., Дудина И. А., Ковальчук А. С., Коноваленко М. Ю., Лавриненко В. Н., Медведева Г. П., Самохвалова А. Г., Самыгин С. И., Руденко А. М. и др.
Целью данной работы является раскрытие экономического образование и воспитания ребёнка, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Описать истоки экономического образования;
- Выявить прикладной и профессиональный характер экономической этики;
- Проанализировать экономическое воспитание как педагогическую работу.
Структура данной работы состоит из: введения, основной части,состоящей из 3 глав, заключения и списка используемой литературы.
15
В сфере экономических отношений говорить о роли этики достаточно сложно, но необходимо. Экономика не свободна от морали. С одной стороны, она управляется экономическими законами, с другой стороны, определяется людьми, в желаниях и выборе которых всегда присутствует целая совокупность ожиданий, норм, установок, а также моральных представлений.
Обратим внимание на то, что рыночная координация и регулирование экономики через систему цен могут работать при наличии таких этических предпосылок, как честность, порядочность, верность слову. Этика и экономика оказываются тесно связанными, и только их объединение может обеспечить создание развернутой теории хозяйственной (экономической) деятельности, тем более, что традиционное разделение этики и экономической науки уже не позволяет решать проблемы разумного хозяйствования.
Современная экономика характеризуется глубоким разделением труда, анонимными процессами обмена, длинными цепочками производства с множеством действующих лиц, растущей взаимозависимостью и высокой комплексностью. Это означает, что результат деятельности отдельного лица зависит не только от его личных усилий, но также и от того, что делают другие, сознательно или бессознательно реагируя на его действие. Отсюда непосредственно следуют две фундаментальные для понимания экономической этики проблемы.
Во-первых, тот общий продукт, который имеет первостепенное значение для уровня благосостояния многих людей, производится отнюдь не отдельным человеком или отдельным предприятием. Следовательно, их нельзя считать ответственными за общий результат, который скорее является незапланированным итогом бесчисленных действий бесчисленного количества действующих лиц. Вопрос состоит в том, чем определяется этот результат. Только ответив на него, можно получить отправные точки для воздействия на
16
процесс исходя из моральных намерений. Во-вторых, из-за разделения труда, анонимности процесса и увеличивающейся взаимозависимости очень сложно или невозможно оценить вклад отдельного человека (или предприятия) в совокупное общественное производство. Эти новые условия экономической деятельности определяют предмет экономической этики. Экономическая этика исследует вопрос о том, какие моральные нормы или принципы могут иметь значение в условиях современной хозяйственной деятельности.
Экономическая этика, являясь одним из разделов прикладной этики, включает в себя этику предпринимательства и этику управления. Экономическая этика представляет собой синтез социальной профессиональной нормативности. В связи с этим необходимо отметить, что в этике имеется род проблем, который связан с нормами, принципами, ценностями. Этими вопросами занимается нормативная этика. Именно она дает нам специфическое моральное знание, для восприятия которого важны как деятельность ума, так и чувств, интуиции. Нормативная этика - составная часть этики, в которой сконцентрированы моральные ценности, определяющие смысл жизни, назначения человека, нравственный долг человека, обосновываются определенные моральные принципы и нормы. Мораль получает в нормативной этике свое продолжение и завершение.
В частности, нормативная этика дает более строгую формулировку и систематизацию принципов морального сознания общества, оттачивает аргументацию морального рассуждения, создает образы, идеально воплощающие человеческий смысл данной моральной системы. Еще один род проблем в этике - это собственно теоретические вопросы о сущности морали, ее происхождении, законах развития и т.д. Данными вопросами занимается дескриптивная этика, которая сосредотачивает свои усилия на конкретно - социологическом и историческом анализе морали того или иного общества,
группы, профессии, изучает и описывает реальные нравственные явления - феномены: обычаи, традиции, нравы, структуру морального сознания.
17
Особенностью экономической этики в отличие от других разделов прикладной этики являются следующие характеристики. Отличительной особенностью экономической этики является то, что нормативность должна быть включена в ткань экономических механизмов. Дело в том, что предпосылкой и основанием таких разделов прикладной этики, как биомедицинская этика, этика образования, этика бизнеса и др. является наличие человеческого субъекта морального действия, к которому обращены моральные нормы. Экономическая этика специфична, как и специфично само развитие экономического производства, субъектом которого являются экономические институты.
Институциональный характер субъекта морали, предполагает анонимность субъекта моральных предписаний. Это определяется тем, что в экономическом производстве, с его мощным разделением труда занято огромное количество людей, занятых в производстве различных частей продукта, порой в различных странах и на различных континентах. Поэтому проблемной становится задача определения оценки конечного продукта, работы отдельного человека или группы людей. Оценка труда, конечного продукта экономического производства связана с деятельностью целых корпораций таких, например, как корпорации нефтяного или газового бизнеса в России или в Америке. Таким образом, социально-нормативная конкретизация этики определяется той экономической деятельностью, той экономической ситуацией, в которой функционирует субъект экономической деятельности. Следовательно, социально-нормативная конкретизация моральной регуляции связана: а) субъектом экономической деятельности; б) условиями производства; в) конкретно-ситуационной моральной практикой.
Прикладная этика в силу социально-нормативной конкретизации включает в себя наиболее значимые виды: хозяйственную, политическую, юридическую, педагогическую, экологическую, биоэтику, этику науки. Таким образом, прикладная этика есть в этом смысле этика общественно значимых видов профессиональной деятельности. Как считает Р. Г. Апресян:
18
«Профессиональная этика, во-первых, учреждает соответствующую профессию в качестве нормозадающей этической инстанции, и, во-вторых, описывает те исключения (отступления) от общих моральных принципов, которые диктуются логикой профессии и в конкретном профессиональном контексте воспринимаются не как отступления, а как адекватное выражение духа самих этих принципов». В то же самое время Р. Г. Апресян рассматривает профессиональную этику как: а) систему моральных норм профессиональной деятельности, или кодекс; б) рефлексию принципиальных и нормативных оснований профессиональной деятельности; в) когнитивную компоненту экспертного сопровождения нормотворчества и нормативной практики в сфере профессий, включая деятельность «этических комитетов», а также, практические компоненты, которые включают в себя «рефлексию относительно институтов, возникающих или образовывающихся для обеспечения действенности профессиональных моральных кодексов, и процедур, посредством которых институты выполняют эту свою задачу».
Относительно профессиональной этики, можно сказать, что это конкретно определенный набор моральных норм, служащий руководством поведения в той или иной профессиональной деятельности. Профессиональная этика регулирует нравственные отношения людей в основной сфере общественной жизни, т.е. трудовой деятельности. Содержанием профессиональной этики являются, во-первых, кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности, во-вторых, способы обоснования данных кодексов, социальнофилософское истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии, ее этоса. Профессиональная этика изучает отношения профессиональных сообществ и каждого специалиста в отдельности к обществу в целом, к классу, их интересам; нравственные качества личности специалиста, обеспечивающие наилучшее выполнение
19
профессионального долга; специфику нравственных взаимоотношений специалистов и людей, являющихся непосредственным объектом их деятельности; взаимоотношения внутри профессиональных коллективов и те специфические для данной профессии нравственные нормы, которые выражают эти отношения; профессиональную деятельность как нравственное качество личности; особенности профессионального воспитания, его цели и методы.
В основе этики какой-либо профессиональной группы должен выступать высокий профессионализм, владение знаниями, опытом и практикой. В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты труда и др. В характере трудовой деятельности необходимо неразрывное единство профессиональных и нравственных качеств человека в той или иной профессии. Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.
Когда говорят о видах профессиональной этики, то имеется в виду, прежде всего то, каким образом проявилась обусловленность социальных задач каждой профессии в практике нравственных отношений. М. Н. Росенко, 20
отмечает, что для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Под ними понимаются руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов, которые выводят из-под давления конъюнктуры, ориентируют на непреходящее, высокое.
В профессиональной этике можно выделить функции и принципы, которые включают: объективность, прямоту, конфиденциальность, точное
20
исполнение профессиональных обязанностей, избежание конфликтов. Поскольку профессиональная этика формируется на основе характерных обязанностей и задач профессии, на тех ситуациях, в которых могут оказаться люди в процессе выполнения этих задач, то главной социальной функцией профессиональной этики является содействие успешному решению задач профессии. Она также играет роль посредника, сочетающего интересы общества и профессиональных групп населения. Интересы общества выступают в профессиональной этике в форме долженствования, требования, обязанности выполнения общественных задач, достижения идеалов. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении десятилетий. Профессиональная этика, таким образом, осуществляет связь и наследование прогрессивных моральных ценностей в нравственных отношениях трудовой сферы общества и в этом состоит одна из важнейших ее социальных функций.
Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Деловой этикет - это определенные нормы, регламентирующие стиль работы, манеру общения между фирмами, внешний вид бизнесменов, последовательность и характер ведения переговоров и т. п. Деловые встречи стали реалиями российской жизни, где решают принципиальные вопросы и принимают согласованные решения. Деловые встречи могут проводиться в форме бесед и переговоров. Если беседа - это обмен взглядами, точками зрения, информацией, то цель переговоров - найти решение проблемы, привести к разумному соглашению, достичь взаимопонимания. Помимо хорошего знания предмета обсуждения необходимо владеть техникой ведения переговоров. Проведение переговоров - это большое искусство, требующее знания основ психологии, социологии, политологии, юриспруденции и, конечно, делового этикета. Большое значение при
21
переговорах имеет знание национальных особенностей культуры поведения страны делового партнера и его индивидуальных особенностей (интересы, хобби, слабости, сильные стороны, социальное происхождение). Данные нормы и правила свидетельствуют о том, что культура деловых переговоров требует разносторонних знаний, хорошего образования и воспитания. Деловые контакты немыслимы без такого важного атрибута делового этикета как визитная карточка. Визитные карточки имеют очень широкое распространение не только в официальном, но и в неофициальном общении. Основное предназначение визитной карточки - заочно представить своего владельца и действовать от его имени. Визитные карточки применяются для поздравлений, выражения благодарности, приглашений на прием, заочного прощания в случае отъезда, представлений кого-либо, при перемене адреса.
Таким образом, умение вести себя должным образом, т.е. соблюдение этикета, стало ныне одним из важнейших условий и способов вырваться вперед и сохранить лидерство в бизнесе. Мало просто быть вежливым и воспитанным человеком. Нужны конкретные знания тонкостей этой области человеческих взаимоотношений. А их великое множество: как и когда сказать нужное слово или промолчать, сделать соответствующий событию подарок, как составить полезный для дела круг общения, умение организовать деловую встречу и вести себя на ней и т.д. и т.п. - и все этого для того, чтобы эти контакты и поступки благоприятно отражались на делах компании. Правила этикета могут разниться в отдельных компаниях и отраслях производства. Необходимо знать эти особенности в каждом конкретном случае. Кроме того, глобальность экономических связей обязывает людей знать правила хорошего тона других стран. Нарушение этих правил приводит к разрыву деловых связей и оборачивается потерей рынков сбыта.
Если же все сотрудники соблюдают деловой этикет, придерживаются высоких стандартов поведения, то в коллективе создается позитивная атмосфера, улучшается микроклимат, меньше конфликтов, выше
22
производительность труда, качество принимаемых решений, более рационально используется рабочее время и проч.
Исходя из вышесказанного, мы можем говорить о том, что экономика управляется не только экономическими законами, но и участвующими в ней людьми, а это значит, что невозможно исключить из экономических процессов свободу морального выбора. Моральные и этические принципы тоже составляют экономический фактор, ибо правила свободного рынка действуют только на основе того, что люди придерживаются общих моральных, этических и этикетных ориентиров. Экономическая этика имеет прикладной характер по отношению к теоретической, общенормативной этике, следовательно, представляет собой раздел прикладной этики. С другой стороны, специфическое нормативное содержание характеризует экономическую этику как этику профессиональную.
Таким образом, в ходе нашего рассуждения мы пришли к следующим выводам:
1. Экономическая этика представляет собой нормативную этику, которая осуществляет моральную регуляцию в профессиональных сообществах;
2. Экономическая этика отличается от общенормативной теоретической этики. Экономическая этика ориентирована на практическую деятельность, практику профессиональных сообществ, поэтому различные виды экономической деятельности подчинены моральной регуляции, характерной для профессиональной общности, т.е. такому коллективу, который объединен общностью экономических целей и интересов;
3. Экономическая этика отличается от этики бизнеса и этики управления. Специфическими чертами экономической этики являются: корпоративность, которая в силу объективных экономических законов провоцирует анонимность субъекта морального действия, поэтому здесь субъектом морального действия выступают экономические институты, в отличие от этики бизнеса, где субъект морального действия - профессионал, менеджер или управленец предприятия;
23
4. Проведены различия между прикладной и профессиональной этикой. На наш взгляд прикладная и профессиональная этика тесно взаимосвязаны. Профессиональная этика представляет собой нормативную конкретизацию прикладной этики, которая проявляется конкретно в профессиональном сообществе в виде этико-нормативных комплексов. Прикладная этика конкретизирует общенормативный пласт в дилеммах, выражающих антиномичность общественного сознания. Свою конкретизацию этиконормативный комплекс, отвечающий за моральную регуляцию в профессиональных сообществах, черпает из конкретно-ситуационной практики профессиональных сообществ;
5. Важно отметить, что в цивилизованном мире деловой этикет считается экономической категорией. Современный этикет формировался тысячелетиями и вобрал в себя нормы, отобранные и проверенные временем. Деловой этикет -это инструмент, повышающий эффективность общения, дающий положительные эмоции. Многие преуспевающие компании, формируя свой фирменный стиль, сделали ставку на безупречные манеры сотрудников и таким
образом создали себе конкурентное преимущество, выгодно отличающее их от конкурентов.
24
Таким образом, сегодня предполагается, что экономическое образование в школе может осуществляться на протяжении всех лет обучения и в различных формах.
Экономическое воспитание — это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, о развитии производительных сил, производственных отношениях, о действующем хозяйственном механизме. Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирование нравственных и деловых качеств, образующихся в экономической деятельности: общественной активности, предприимчивости, инициативности, хозяйского, бережного, честного отношения к общественному достоянию, рационализаторства, ответственности, стремления к высокой рентабельности, обновлению технологических процессов и оборудования, высокому качеству, личному успеху и благополучию.
Экономическая этика – это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику. Это- адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека. Это – этика ведения переговоров с партнерами, этика составления документации, использование этических методов конкуренции.
Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Деловой этикет – это нормы,
25
регламентирующие стиль работ, манеру общения между фирмами, имидж бизнесмена и т.д. Этика предпринимательства не может возникнуть по субъективному желанию. Ее формирование – сложный и длительный процесс. Условиями ее формирования являются: политическая и экономическая свобода, сильная исполнительная власть, стабильность законодательства, пропаганда, право.
1. Василенко И. А. Искусство международных переговоров; Экономика - Москва, 2018. - 352 c.
2. Вечер Л. С. Деловое общение государственного служащего. Практикум; Форум - Москва, 2017. - 224 c.
3. Дудина И. А. Деловые переговоры. Искусство и ремесло; Феникс, ВолГУ - Москва, 2019. - 448 c.
4. Ковальчук А. С. Основы делового общения; Дашков и Ко - Москва, 2019. - 300 c.
5. Коноваленко М. Ю., Коноваленко В. А. Деловые коммуникации; Юрайт - Москва, 2017. - 480 c.
6. Кузнецов И. Н. Деловой этикет; Инфра-М - , 2018. - 352 c.
7. Лавриненко В. Н. Психология и этика делового общения; Юрайт - Москва, 2017. - 592 c.
8. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения; Юнити-Дана - Москва, 2019. - 416 c.
9. Медведева Г. П. Деловая культура; Академия - Москва, 2018. - 272 c.
10. Самохвалова А. Г. Деловое общение. Секреты эффективных коммуникаций; Речь - Москва, 2017. - 336 c.
11. Самыгин С. И., Руденко А. М. Деловое общение; КноРус - Москва, 2017. - 440 c.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.