ЧДОУ «Детский сад № 37 ОАО «РЖД»
Проект
Русский народный костюм
Воспитатель: Коваленко Т.Н.
2023г
Проект.
Исследовательско —
творческий проект «Русский народный костюм».
Нам, россиянам, русского
костюма
Историю полезно очень
знать!
Костюм о людях призовет
подумать,
О быте, нравах может
рассказать.
В себе не станем мы
растить невежду,
По выставке пройдемся не
спеша,
Рассмотрим русскую
одежду:
Не правда ли проста и
хороша!
Тип
проекта: исследовательско —
творческий.
По времени проведения: краткосрочный (январь).
Участники: дети старшей группы , воспитатель, родители.
По числу участников: групповой.
Актуальность: Развитие патриотических чувств у детей старшего
дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным костюмом.
Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, и
особую значимость она приобрела и в настоящее время. Идея
воспитания патриотизма приобретает все большое значение. Родина.
Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители,
те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у
дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к
детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в
становлении личности ребенка. Если обратиться к словарному определению «патриотизм»
- преданность и любовь к Отечеству, к своему народу (Ожегов). Чувство
патриотизма так многообразно по своему содержанию, что не может быть
определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за
свой народ, и ощущение неразрывно со всем окружающим, и желание сохранять,
приумножать богатства своей страны. В настоящее время повышается интерес
к русской народной культуре. Традиционный русский костюм - важная
часть традиционной культуры. У русской национальной одежды
многовековая история. Народный костюм является частью духовного
богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались
традиции его изготовления.
Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно
много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.
Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения
к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо
для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству
своих предков.
Гипотеза: Национальная одежда - это часть отечественной истории,
отражение многовековой жизни народов нашей родины, их обычаев и традиций.
Цель: Формировать патриотические чувства у детей посредством
ознакомления с русским народным костюмом.
Задачи:
1. Расширять представления детей о старинном русском костюме.
2. Формировать интерес к прошлому наших предков, их представлениям об
окружающем мире и отражении этих представлений в оформлении
национального костюма;
3. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию,
к своему народу, Родине.
Предполагаемые результаты: Воспитанники получат больше информации об
историческом прошлом русского народа, научатся ценить русский народный костюм
как необходимый элемент национального декоративно-прикладного творчества.
Дети получат навыки украшения декоративными орнаментами предметов одежды,
научатся читать семантические знаки русского народного узора.
Развитие творческой активности детей.
Родители - заинтересованные участники проекта, будут ориентированы на развитие
у ребёнка потребности к расширению творческой деятельности детей через
совместную проектную деятельность, получат возможность прикоснуться к истокам
народной мудрости и к истории русского народного семейного воспитания детей.
Методы проекта:
- Беседа;
- Чтение художественной литературы;
- Просмотр презентации «Русский народный костюм»;
- НОД по рисованию, лепке и аппликации;
- все виды игр (дид/и, народные, сюж/рол, );
- творческая мастерская.
Этапы проекта:
Определение цели и задач проекта. Составление плана основного этапа проектирования. Разработка перспективного плана. Изучение необходимой литературы, поиск необходимых сведений в интернет ресурсах. Подготовка материала необходимого для проведения проекта.
Создание предметно развивающей среды по теме проекта.
Деятельность детей состоит
из трех вопросов:
1. Что мы знаем?
2. Что хотим узнать?
3. Где и как это можно узнать?
2 этап - исследовательский
Рассматривание иллюстраций и фотографий, репродукций картин, просмотр презентаций. Проведение бесед по теме. Вовлечение родителей в проектную деятельность.
Дети
с интересом рассматривают репродукции картин В. Васнецова к русским
народным сказкам и другим художественным произведениям.
Дети рассматривают, читают книги по теме, разгадывают загадки, играют в
народные игры, подобрали методический материал, куда вошли: различные
стихи, сказки и рассказы о труде связанные с покроем одежды.
3
этап - заключительный
Итоговые мероприятия с участием детей и родителей. Музыкально-тематический
досуг «Народные посиделки»(с использованием народного фольклора , частушек
,хороводов , русских народных танцев , русских народных игр и русских народных
песен) Мониторинг, подведение итогов проекта воспитателем.
Знают
и называют детали русской народной одежды, иллюстрации, фотографии, рисунки;
рассказывают о них (какой орнамент, для чего и т.д.) Входят в игровую ситуацию,
принимают задачи в процессе реализации игр.
План работы
1.Цикл бесед:
- Беседа «Наша Родина – Россия, наш язык - русский».
- Рассказ о народных обычаях и традициях.
- «Русские народные праздники».
- «Русский национальный костюм».
Развивать
познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа, развивать
речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания.
Воспитывать у детей любовь к своей родине, народному творчеству.
2.Чтение
художественной литературы, рассматривание иллюстраций:
- Рассматривание иллюстраций о русском быте.
- Рассматривание репродукций картин В. Васнецова к русским народным сказкам и
другим художественным произведениям.
- Знакомство с пословицами и поговорками;
- Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», беседа по
произведению.
- Чтение русской народной сказки «Бычок – смоляной бочок»;
- Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят»;
- Чтение сказки «Морозко»
Расширять
знания детей о русских народных традициях и быте русского народа;
-закреплять умение отличать сказку от других литературных произведений;
- учить детей анализировать произведения;
- учить понимать эмоционально-образное содержание произведения.
Воспитательные задачи:
_ воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
- воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу;
Развивающие задачи:
- развивать интерес к русским народным традициям;
- приобщать детей к истокам русской культуры;
- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;
- развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный
запас;
- обогащать эмоции детей.
3.
Просмотр презентации «Русский народный костюм».
Просмотр видео и мультипликационных фильмов:
«Царевна-лягушка»;
«Гуси – лебеди».
Сказки Пушкина А.С.(«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
Продолжать знакомить детей с разнообразными одеждами русских людей прошлых веков. Ввести понятия элементов старинной одежды.
4. Дидактические игры: «Собери узор», «Сложи картинку», «Оденем куклу в русский народный костюм»
Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения.
5. Народные подвижные игры: «Ручеек», «Сова», Гуси-лебеди», «Каравай», «Чурилки», «Колечко», «Цепи кованные», «У медведя во бору» и др.
Приобщать
детей к народной культуре народов России. Знакомить с народными праздниками,
входящими в русский народный календарь, с историей их возникновения;
воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
- Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.
- Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих
способностей.
6.
НОД:
Развитие речи: «Одежда».
Рисование: «Кукла в праздничном сарафане». Упражнение «Придумай свой орнамент»;
«Раскрась праздничный сарафан»
Лепка: «Кукла в национальном костюме»;
Аппликация: «Укрась кокошник»
Аппликация «Сапоги для Ивана-царевича»» (из салфеток)
• Рисование «Укрась платок»
• Декоративное рисование «Девочка в сарафане»
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам «Царевна лягушка», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди».
Развивать творческие способности детей при рисовании, лепке декоративных элементов; Предоставить детям возможность проявить самостоятельность и инициативу в выборе материалов, объектов, способов и элементов украшения; а так же характерных особенностей поведения своего персонажа (куклы) в гостях.
Работа
с родителями:
- проведение бесед о создании и значении проекта;
Консультации:
- «Сказки читаем — речь развиваем!»;
- «Знакомьте детей с народным фольклором»;
- приобщение родителей к пошиву русских народных костюмов для мальчиков и
девочек;
- приобщение родителей к изготовлению поделок к конкурсу «Кукла в национальном
костюме.
Расширять знания родителей о русских
народных традициях и быте русского народа;
- Вовлекать родителей в детскую деятельность как равных по общению партнеров
детей;
- Привлекать родителей к знакомству с результатами продуктивных видов
деятельности и творчества.
Результатами проведенной работы являются:
Дети используют в речи считалки, загадки.
Умеют играть в русские народные подвижные игры.
Знают сказки и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях
изобразительного искусства.
Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
Все участники проекта узнали много нового и интересного о том, как называлась
одежда в старину, что носили наши прапрабабушки, что обозначает узор на
сарафане. Дети обрели опыт работы в малых подгруппах и научились выполнять
индивидуальные поручения.
«Русские посиделки»
Интеграция образовательных областей: «Познание»; «Коммуникация»; «Социализация»; «Чтение художественной литературы»; «Музыка»
Задачи:
- создать положительный эмоциональный настрой во время праздника («Социализация») ;
- обобщить представления детей о русском народном костюме посредством игры «Одень куклу», рассказа о деталях русского народного костюма, драматизации сказки «Сарафан в гостях у Рубахи», продуктивной деятельности («Познание») ;
- воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свой народ, уважение к традициям и обычаям русского народа («Социализация») ;
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи («Коммуникация») ;
- развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, мышление, память («Познание») ;
- совершенствовать умение украшать кокошник посредством продуктивной деятельности, соблюдая правила безопасности («Художественное творчество»+ «Труд»+ «Безопасность») ;
- развивать мелкую моторику, координацию движений рук посредством игры «Одень куклу», продуктивной деятельности («Познание») ;
- развивать умение выразительного чтения стихотворений («Чтение художественной литературы») ;
- развивать актерские способности посредством драматизации сказки («Социализация») .
Материалы и оборудование: скамейки; изба; русские народные костюмы для детей и ведущей; платки; голубой платок для игры «Наш платочек голубой»; рубаха и сарафан, стол, 2 стула, самовар, 2 чашки, сундучок для драматизации сказки «Сарафан в гостях у рубахи»; трещетки, бубен, ложки; игра «Одень куклу»; заготовки для продуктивной деятельности «Укрась кокошник».
Логика культурно-досуговой деятельности
Звучит русская народная мелодия. Под музыку входят дети, встают у скамеек.
Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие.
Очень рады, что пришли, для нас времечко нашли.
Дети делают поклон и садятся на стульчики.
Ведущий: Наша встреча посвящена русскому народному костюму. Русский народный костюм – это источник творчества и вдохновения. Изучив его историю, можно узнать о традициях и обычаях своего народа.
Ведущий: Сейчас я предлагаю вам подойти к столам и поиграть в игру «Одень кукол».
Игра «Одень куклу в русский народный костюм»
Дети из предложенной одежды выбирают русский народный костюм и одевают кукол.
Презентация мужского русского народного костюма.
Ведущий: Давайте поговорим о том, что носили мужчины на Руси.
Дети: На Руси мужчины носили порты и рубаху.
Ворот, рукава и низ рубахи украшали вышивкой. А подпоясывали её так, чтобы выдавался живот.
Детские рубашки шили из одежды отца и матери. Считалось, что она защищает ребенка.
Ребенок: Самой распространенной обувью были лапти и сапоги.
Сапоги считались праздничной обувью и шили их из кожи.
А повседневной обувью были лапти. Лапти – обувь очень удобная. Плели их из лыка разных деревьев и даже из соломы и веревок. Изнашивались лапти за 3-4 дня, поэтому их надо было очень много.
Ребенок: Лапти деревенские, мастером сплетенные,
В прошлом были обувью до того мудреною.
Лапти, лыком шитые, - русская история!
Сколько ими хожено по России всей!
Ребенок: Лапти – лапоточки для сына и дочки,
Для девицы – подружки, для старика, старушки.
Хоть по улице гулять, хоть работать, хоть плясать!
Танец «Кадриль»
Презентация женского русского народного костюма.
Ведущий: А сейчас наш разговор пойдет о том, в какой одежде ходили русские женщины.
Ребенок: Женщины на Руси тоже носили рубаху. Только поверх рубахи они надевали сарафан. Сарафаны были праздничные и повседневные. Украшали их вышивкой или лентами.
Ведущий: Послушайте историю о том, как подружились Сарафан и Рубаха.
Звучит русская народная мелодия.
Рассказчик: Жил на краю деревни Сарафан - господин, а на другом краю той же деревни - Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да наденет. Скука его одолела и решил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол.
Рубаха: Попьёшь чайку - забудешь тоску.
Рассказчик: Сели они рядком, да разговор завели.
Сарафан: Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?
Рубаха: Меня хозяин на тело надевает, своей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю.
Сарафан: Как же ты нечисть - то всякую не пускаешь?
Рубаха: У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.
Рассказчик: Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой.
Ведущий: А теперь давайте вспомним, в каких головных уборах ходили женщины?
Ответы детей
Ведущий: Русь с давних пор славилась своими платками.
Девочки демонстрируют платки.
1. Оренбургский пуховый платок или шаль используется в повседневной носке, он очень теплый и мягкий.
2. Это паутинка и палантин. Они белые. Их надевают на праздники.
3. Павловский платок может быть шерстяным и полушерстяным, украшен гирляндами и букетами цветов.
Ведущий: Раньше девушки, собираясь на посиделки, накидывали на плечи платки, пели песни и водили хороводы.
Танец-хоровод с платками.
Ведущий: На Руси платки не только носили, с ними еще играли. Приглашаю всех поиграть в игру «Наш платочек голубой».
Подвижная игра «Наш платочек голубой».
Дети идут по кругу со словами:
Наш платочек голубой, поиграть хотим с тобой.
Ты беги, платок, по кругу, выбирай скорее друга.
В это время водящий ходит с платком по внешней стороне круга. После слов он роняет платок. Участник, за спиной которого упал платок, поднимает его и бежит в противоположную от водящего сторону. На свободное место встает тот, кто быстрее добежит.
Ребенок: Кокошник - русский народный головной убор. Его носили и девушки, и замужние женщины.
Долгое время кокошник был частью не только народного костюма.
Его носили царицы, боярыни и боярышни.
Кокошник - праздничный головной убор, его украшали цветами, парчой, бисером, бусами, золотыми нитями, фольгой, стеклом, а богатые – драгоценными камнями.
Ведущий: Наши девочки и их мамы тоже мастерицы. Я предлагаю устроить конкурс на самый красивый кокошник.
Мамы с дочками садятся за столы и украшают кокошники.
Девочки демонстрируют свои работы и получают оценку зрителей.
Ведущий: Какие же посиделки без частушек?
- Мы веселые девчата, интересно все живем,
Про народную одежду вам частушки пропоем.
- Шила милому рубаху – вышла рукавица.
Посмотри, мой дорогой, какая мастерица!
- Шила, шила сарафан. Исколола пальчики.
А надела сарафан – за мной гурьбою мальчики!
- Сидит заяц на осине. Плетет лапти вечерком.
Чтобы наши дорогие не ходили босиком.
- Мы не все частушки спели, знаем много их еще,
Приходите в гости снова. Мы другие пропоем!
Ведущий: Вот замолкли инструменты. И тогда со всех сторон
Раздались аплодисменты, все выходят на поклон.
Дети встают полукругом, делают поклон.
Алина: Времена теперь другие, как и мысли, и дела.
Андрей: Далеко ушла одежда от такой, какой была.
Лиля: Мы невежами не будем, историю русского костюма не забудем!
Ведущий: Какой необычайно красивой, согретой любовью и добром была русская народная одежда. А не вернуть ли ее в нашу жизнь? Наверное, не получится… Как же женщины в длинных красивых сарафанах с кокошником на голове будут садиться в машину, в автобус, в поезд? В современных магазинах очень много удобной одежды. Поэтому, ходите в том, что вам по душе, но не забывайте, какую одежду носили наши предки.
Дети под музыку уходят из зала.
Используемая литература:
Алешина Н.В «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью». Серия Воспитание человека. Москва 2005 год
Грибовская А. А Детям о народном искусстве. – М. : Просвещение, 2006.
Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке,
аппликации. Конспекты занятий. – М. : Издательство Скрипторий 2003, 2011.
Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду: родители и
дети. – М. : Школьная пресса, 2010. – 64 с. : ил. – («Дошкольное воспитание и
обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 226.) (Серия
«Мастер-класс педагогов ДОУ»).
Занимаемся искусством с дошкольниками. Методическое пособие/ По ред. К. В.
Тарасовой. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.