Проект "Русский национальный костюм"
Оценка 4.7

Проект "Русский национальный костюм"

Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
другое
7 кл
24.01.2024
Проект "Русский национальный костюм"
Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста
Проект национальный костюм1.doc

ЧДОУ «Детский сад № 37 ОАО «РЖД»

 

 

 

 

 

 

Проект

 

 

Русский народный костюм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Коваленко Т.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

2023г

Проект.

hello_html_144c03d.jpgИсследовательско — творческий проект «Русский народный костюм».
                                                      Нам, россиянам, русского костюма
                                                      Историю полезно очень знать!
                                                      Костюм о людях призовет подумать,
                                                      О быте, нравах может рассказать.
                                                      В себе не станем мы растить невежду,
                                                      По выставке пройдемся не спеша,
                                                      Рассмотрим русскую одежду:
                                                      Не правда ли проста и хороша!

 

 

 

 

 

 

 

Тип проекта: исследовательско — творческий.
По времени проведения: краткосрочный (январь).
Участники: дети старшей группы , воспитатель, родители.
По числу участников: групповой.
Актуальность: Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным костюмом.
Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, и особую значимость она приобрела и в настоящее время. Идея воспитания патриотизма приобретает все большое значение. Родина. Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Если обратиться к словарному определению «патриотизм» - преданность и любовь к Отечеству, к своему народу (Ожегов). Чувство патриотизма так многообразно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывно со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм - важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления.
Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.
Гипотеза: Национальная одежда - это часть отечественной истории, отражение многовековой жизни народов нашей родины, их обычаев и традиций.
Цель: Формировать патриотические чувства у детей посредством
ознакомления с русским народным костюмом.
Задачи:
1. Расширять представления детей о старинном русском костюме.
2. Формировать интерес к прошлому наших предков, их представлениям об окружающем мире и отражении этих представлений в оформлении национального костюма;
3. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.
Предполагаемые результаты: Воспитанники получат больше информации об историческом прошлом русского народа, научатся ценить русский народный костюм как необходимый элемент национального декоративно-прикладного творчества.
Дети получат навыки украшения декоративными орнаментами предметов одежды, научатся читать семантические знаки русского народного узора.
Развитие творческой активности детей.
Родители - заинтересованные участники проекта, будут ориентированы на развитие у ребёнка потребности к расширению творческой деятельности детей через совместную проектную деятельность, получат возможность прикоснуться к истокам народной мудрости и к истории русского народного семейного воспитания детей.
Методы проекта:
- Беседа;
- Чтение художественной литературы;
- Просмотр презентации «Русский народный костюм»;
- НОД по рисованию, лепке и аппликации;
- все виды игр (дид/и, народные, сюж/рол, );
- творческая мастерская.
Этапы проекта:

Определение цели и задач проекта. Составление плана основного этапа проектирования. Разработка перспективного плана. Изучение необходимой литературы, поиск необходимых сведений в интернет ресурсах. Подготовка материала необходимого для проведения проекта.

Создание предметно развивающей среды по теме проекта.

Деятельность детей состоит из трех вопросов:
1. Что мы знаем?
2. Что хотим узнать?
3. Где и как это можно узнать?

2 этап - исследовательский

hello_html_26acab04.jpghello_html_md5db080.jpgРассматривание иллюстраций и фотографий, репродукций картин, просмотр презентаций. Проведение бесед по теме. Вовлечение родителей в проектную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети с интересом рассматривают репродукции картин В. Васнецова к русским народным сказкам и другим художественным произведениям.
Дети рассматривают, читают книги по теме, разгадывают загадки, играют в народные игры, подобрали методический материал, куда вошли: различные стихи, сказки и рассказы о труде связанные с покроем одежды.

3 этап - заключительный
Итоговые мероприятия с участием детей и родителей. Музыкально-тематический досуг «Народные посиделки»(с использованием народного фольклора , частушек ,хороводов , русских народных танцев , русских народных игр и русских народных песен) Мониторинг, подведение итогов проекта воспитателем.

Знают и называют детали русской народной одежды, иллюстрации, фотографии, рисунки; рассказывают о них (какой орнамент, для чего и т.д.) Входят в игровую ситуацию, принимают задачи в процессе реализации игр.
План работы

1.Цикл бесед:
- Беседа «Наша Родина – Россия, наш язык - русский».
- Рассказ о народных обычаях и традициях.
-  «Русские народные праздники».
- «Русский национальный костюм».

Развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа, развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания.
Воспитывать у детей любовь к своей родине, народному творчеству.

2.Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций:
- Рассматривание иллюстраций о русском быте.
- Рассматривание репродукций картин В. Васнецова к русским народным сказкам и другим художественным произведениям.
- Знакомство с пословицами и поговорками;
- Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», беседа по произведению.
- Чтение русской народной сказки «Бычок – смоляной бочок»;
- Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят»;
- Чтение сказки «Морозко»

Расширять знания детей о русских народных традициях и быте русского народа;
-закреплять умение отличать сказку от других литературных произведений;
- учить детей анализировать произведения;
- учить понимать эмоционально-образное содержание произведения.
Воспитательные задачи:
_ воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
- воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу;
Развивающие задачи:
- развивать интерес к русским народным традициям;
- приобщать детей к истокам русской культуры;
- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;
- развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас;
- обогащать эмоции детей.

3. Просмотр презентации «Русский народный костюм».
Просмотр видео и мультипликационных фильмов:
«Царевна-лягушка»;
«Гуси – лебеди».

Сказки Пушкина А.С.(«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

Продолжать знакомить детей с разнообразными одеждами русских людей прошлых веков. Ввести понятия элементов старинной одежды.

4. Дидактические игры: «Собери узор», «Сложи картинку», «Оденем куклу в русский народный костюм»

Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения.

5. Народные подвижные игры: «Ручеек», «Сова», Гуси-лебеди», «Каравай», «Чурилки», «Колечко», «Цепи кованные», «У медведя во бору» и др.

Приобщать детей к народной культуре народов России. Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь, с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
- Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.
- Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей.

6. НОД:
Развитие речи: «Одежда».
Рисование: «Кукла в праздничном сарафане». Упражнение «Придумай свой орнамент»; «Раскрась праздничный сарафан»
Лепка: «Кукла в национальном костюме»;
Аппликация: «Укрась кокошник»

hello_html_m256cc08a.jpg

 

 

 

 

 

 

 


Аппликация «Сапоги для Ивана-царевича»» (из салфеток)

• Рисование «Укрась платок»

• Декоративное рисование «Девочка в сарафане»

 Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам «Царевна лягушка», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди».

Развивать творческие способности детей при рисовании, лепке декоративных элементов; Предоставить детям возможность проявить самостоятельность и инициативу в выборе материалов, объектов, способов и элементов украшения; а так же характерных особенностей поведения своего персонажа (куклы) в гостях.

Работа с родителями:
- проведение бесед о создании и значении проекта;
Консультации:
- «Сказки читаем — речь развиваем!»;
- «Знакомьте детей с народным фольклором»;
- приобщение родителей к пошиву русских народных костюмов для мальчиков и девочек;
- приобщение родителей к изготовлению поделок к конкурсу «Кукла в национальном костюме.

Расширять знания родителей о русских народных традициях и быте русского народа;
- Вовлекать родителей в детскую деятельность как равных по общению партнеров детей;
- Привлекать родителей к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества.
Результатами проведенной работы являются:
Дети используют в речи считалки, загадки.
Умеют играть в русские народные подвижные игры.
Знают сказки и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
Все участники проекта узнали много нового и интересного о том, как называлась одежда в старину, что носили наши прапрабабушки, что обозначает узор на сарафане. Дети обрели опыт работы в малых подгруппах и научились выполнять индивидуальные поручения.

                   «Русские посиделки»

Интеграция образовательных областей: «Познание»; «Коммуникация»; «Социализация»; «Чтение художественной литературы»; «Музыка»

Задачи:

- создать положительный эмоциональный настрой во время праздника («Социализация») ;

- обобщить представления детей о русском народном костюме посредством игры «Одень куклу», рассказа о деталях русского народного костюма, драматизации сказки «Сарафан в гостях у Рубахи», продуктивной деятельности («Познание») ;

- воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свой народ, уважение к традициям и обычаям русского народа («Социализация») ;

- совершенствовать лексико-грамматический строй речи («Коммуникация») ;

- развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, мышление, память («Познание») ;

- совершенствовать умение украшать кокошник посредством продуктивной деятельности, соблюдая правила безопасности («Художественное творчество»+ «Труд»+ «Безопасность») ;

- развивать мелкую моторику, координацию движений рук посредством игры «Одень куклу», продуктивной деятельности («Познание») ;

- развивать умение выразительного чтения стихотворений («Чтение художественной литературы») ;

- развивать актерские способности посредством драматизации сказки («Социализация») .

Материалы и оборудование: скамейки; изба; русские народные костюмы для детей и ведущей; платки; голубой платок для игры «Наш платочек голубой»; рубаха и сарафан, стол, 2 стула, самовар, 2 чашки, сундучок для драматизации сказки «Сарафан в гостях у рубахи»; трещетки, бубен, ложки; игра «Одень куклу»; заготовки для продуктивной деятельности «Укрась кокошник».

Логика культурно-досуговой деятельности

Звучит русская народная мелодия. Под музыку входят дети, встают у скамеек.

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие.

Очень рады, что пришли, для нас времечко нашли.

Дети делают поклон и садятся на стульчики.

Ведущий: Наша встреча посвящена русскому народному костюму. Русский народный костюм – это источник творчества и вдохновения. Изучив его историю, можно узнать о традициях и обычаях своего народа.

Ведущий: Сейчас я предлагаю вам подойти к столам и поиграть в игру «Одень кукол».

Игра «Одень куклу в русский народный костюм»

Дети из предложенной одежды выбирают русский народный костюм и одевают кукол.

Презентация мужского русского народного костюма.

Ведущий: Давайте поговорим о том, что носили мужчины на Руси.

Дети: На Руси мужчины носили порты и рубаху.

Ворот, рукава и низ рубахи украшали вышивкой. А подпоясывали её так, чтобы выдавался живот.

Детские рубашки шили из одежды отца и матери. Считалось, что она защищает ребенка.

Ребенок: Самой распространенной обувью были лапти и сапоги.

Сапоги считались праздничной обувью и шили их из кожи.

А повседневной обувью были лапти. Лапти – обувь очень удобная. Плели их из лыка разных деревьев и даже из соломы и веревок. Изнашивались лапти за 3-4 дня, поэтому их надо было очень много.

Ребенок: Лапти деревенские, мастером сплетенные,

В прошлом были обувью до того мудреною.

Лапти, лыком шитые, - русская история!

Сколько ими хожено по России всей!

Ребенок: Лапти – лапоточки для сына и дочки,

Для девицы – подружки, для старика, старушки.

Хоть по улице гулять, хоть работать, хоть плясать!

Танец «Кадриль»

Презентация женского русского народного костюма.

Ведущий: А сейчас наш разговор пойдет о том, в какой одежде ходили русские женщины.

Ребенок: Женщины на Руси тоже носили рубаху. Только поверх рубахи они надевали сарафан. Сарафаны были праздничные и повседневные. Украшали их вышивкой или лентами.

Ведущий: Послушайте историю о том, как подружились Сарафан и Рубаха.

Звучит русская народная мелодия.

Рассказчик: Жил на краю деревни Сарафан - господин, а на другом краю той же деревни - Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да наденет. Скука его одолела и решил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол.

Рубаха: Попьёшь чайку - забудешь тоску.

Рассказчик: Сели они рядком, да разговор завели.

Сарафан: Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?

Рубаха: Меня хозяин на тело надевает, своей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю.

Сарафан: Как же ты нечисть - то всякую не пускаешь?

Рубаха: У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.

Рассказчик: Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой.

Ведущий: А теперь давайте вспомним, в каких головных уборах ходили женщины?

Ответы детей

Ведущий: Русь с давних пор славилась своими платками.

Девочки демонстрируют платки.

1. Оренбургский пуховый платок или шаль используется в повседневной носке, он очень теплый и мягкий.

2. Это паутинка и палантин. Они белые. Их надевают на праздники.

3. Павловский платок может быть шерстяным и полушерстяным, украшен гирляндами и букетами цветов.

Ведущий: Раньше девушки, собираясь на посиделки, накидывали на плечи платки, пели песни и водили хороводы.

Танец-хоровод с платками.

Ведущий: На Руси платки не только носили, с ними еще играли. Приглашаю всех поиграть в игру «Наш платочек голубой».

Подвижная игра «Наш платочек голубой».

Дети идут по кругу со словами:

Наш платочек голубой, поиграть хотим с тобой.

Ты беги, платок, по кругу, выбирай скорее друга.

В это время водящий ходит с платком по внешней стороне круга. После слов он роняет платок. Участник, за спиной которого упал платок, поднимает его и бежит в противоположную от водящего сторону. На свободное место встает тот, кто быстрее добежит.

Ребенок: Кокошник - русский народный головной убор. Его носили и девушки, и замужние женщины.

Долгое время кокошник был частью не только народного костюма.

Его носили царицы, боярыни и боярышни.

Кокошник - праздничный головной убор, его украшали цветами, парчой, бисером, бусами, золотыми нитями, фольгой, стеклом, а богатые – драгоценными камнями.

Ведущий: Наши девочки и их мамы тоже мастерицы. Я предлагаю устроить конкурс на самый красивый кокошник.

Мамы с дочками садятся за столы и украшают кокошники.

Девочки демонстрируют свои работы и получают оценку зрителей.

Ведущий: Какие же посиделки без частушек?

- Мы веселые девчата, интересно все живем,

Про народную одежду вам частушки пропоем.

- Шила милому рубаху – вышла рукавица.

Посмотри, мой дорогой, какая мастерица!

- Шила, шила сарафан. Исколола пальчики.

А надела сарафан – за мной гурьбою мальчики!

- Сидит заяц на осине. Плетет лапти вечерком.

Чтобы наши дорогие не ходили босиком.

- Мы не все частушки спели, знаем много их еще,

Приходите в гости снова. Мы другие пропоем!

Ведущий: Вот замолкли инструменты. И тогда со всех сторон

Раздались аплодисменты, все выходят на поклон.

Дети встают полукругом, делают поклон.

Алина: Времена теперь другие, как и мысли, и дела.

Андрей: Далеко ушла одежда от такой, какой была.

Лиля: Мы невежами не будем, историю русского костюма не забудем!

Ведущий: Какой необычайно красивой, согретой любовью и добром была русская народная одежда. А не вернуть ли ее в нашу жизнь? Наверное, не получится… Как же женщины в длинных красивых сарафанах с кокошником на голове будут садиться в машину, в автобус, в поезд? В современных магазинах очень много удобной одежды. Поэтому, ходите в том, что вам по душе, но не забывайте, какую одежду носили наши предки.

Дети под музыку уходят из зала.


Используемая литература:

Алешина Н.В «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Серия Воспитание человека. Москва 2005 год

Грибовская А. А Детям о народном искусстве. – М. : Просвещение, 2006.

Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М. : Издательство Скрипторий 2003, 2011.

Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. – М. : Школьная пресса, 2010. – 64 с. : ил. – («Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 226.) (Серия «Мастер-класс педагогов ДОУ»).

Занимаемся искусством с дошкольниками. Методическое пособие/ По ред. К. В. Тарасовой. – М. : ТЦ Сфера, 2011.


ЧДОУ «Детский сад № 37 ОАО «РЖД»

ЧДОУ «Детский сад № 37 ОАО «РЖД»

Проект. Исследовательско — творческий проект «Русский народный костюм»

Проект. Исследовательско — творческий проект «Русский народный костюм»

Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям

Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям

Рассматривание иллюстраций и фотографий, репродукций картин, просмотр презентаций

Рассматривание иллюстраций и фотографий, репродукций картин, просмотр презентаций

Знакомство с пословицами и поговорками; -

Знакомство с пословицами и поговорками; -

Рисование: «Кукла в праздничном сарафане»

Рисование: «Кукла в праздничном сарафане»

Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности

Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности

Звучит русская народная мелодия

Звучит русская народная мелодия

Ведущий: Послушайте историю о том, как подружились

Ведущий: Послушайте историю о том, как подружились

В это время водящий ходит с платком по внешней стороне круга

В это время водящий ходит с платком по внешней стороне круга

Используемая литература: Алешина

Используемая литература: Алешина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2024