Конструкт организации непосредственно-образовательной
деятельности на производственной практике
ПП.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам
дошкольного образования
Беляевой Ирины Дмитриевны
(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43 «Б»)
Дата: 01.11.2023
ДОО: Детский сад № 103
Группа: Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Воспитатель: Кравцова Надежда Витальевна/Семенова Елена Владимировна
Руководитель практики: Сульженко Наталия Вячеславовна
Методист: Сульженко Наталия Вячеславовна
Тема: Рассказ по картине «Лесной пейзаж осенью»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Вид НОД: Развитие речи
Форма НОД: Занятие - игра
Виды деятельности: Игровая, познавательная
Формы организации: Индивидуальная, коллективная
Планируемый результат:
· Дети слушают друг друга, не перебивают
· Дети дружно работают в группах
· Дети используют диалогическую и монологическую речь, в процессе составления рассказа
· Дети составляют рассказы по сюжетной картине
· Дети говорят громко, четно и грамотно
· Дети составляют самостоятельно рассказ по картине
· Дети составляют рассказ по схеме.
Цель: Формирование у детей развитие связной речи процессе составления рассказа на тему «Лесной пейзаж осенью»
Задачи непосредственно-образовательной деятельности |
Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Воспитательные: · Воспитывать умение слушать друг друга не перебивать; · Формировать умение работать дружно в группе; Развивающие: · Развивать диалогическую и монологическую речь, в процессе составления рассказа; · Совершенствовать умение составлять рассказы по сюжетной картине Обучающие: · Учить говорить четко, громко и грамотно · Формировать умения строить разные типы высказывания (описание) · Учить составлять рассказ по схемам; |
Артем – учить отвечать полным предложением; |
Список использованных источников
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
· построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
· содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
· поддержка инициативности детей в разных видах деятельности;
· возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
· формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Принципы воспитания:
1) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
2) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
3) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;
Принципы обучения: Принцип обучения в зоне ближайшего развития, принцип систематичности и последовательности
Методы воспитания: Беседа, поощрение.
Методы обучения: Беседа, объяснение, рассказ, частично – поисковый, демонстрация, упражнение, чтение художественного слова, эмоциональное стимулирование, проблемная ситуация, поощрение.
Оборудование: Картинка, наглядный материал, листы, фломастеры
Предварительная работа
Дидактическая игра: «Узнай, кто это?»
Задачи:
•Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу;
•Развивать мыслительные операции (анализ, сравнение) в процессе узнавания животного по эпитетам;
•Формировать умение узнавать животное по эпитетам.
Ход предварительной работы:
Воспитатель мотивирует детей на совместную деятельность. Воспитатель показывает карточки – кота, зайца, лису, собаку.
- Ребята, посмотрите, как много гостей пришло в нашу группу. Давайте поздороваемся с ними.
Воспитатель и дети здороваются с игрушками.
- Давайте назовём, кто это?
- Правильно! Это же котик, собачка, лисичка и зайчик. А котик и собачка – какие животные: домашние или дикие?
- Молодцы! Котик и собачка – это домашние животные. Они живут с человеком. А лисичка и зайчик – какие животные: домашние или дикие?
- Верно! Лисичка и зайчик – дикие животные. Они живут в лесу. Давайте посмотрим. Какого цвета зайчик?
- Отлично! Зайчик серого цвета. Какого цвета лисичка?
- Молодцы! Лисичка оранжевого цвета. А какого цвета котик?
- Правильно! Котик белого цвета. И какого цвета собачка?
- Верно! Собачка чёрного цвета. Наши гости хотят поиграть с вами. Поиграем?
- Отлично!
Воспитатель выставляет игрушки в ряд на столе.
- Сейчас я буду рассказывать о наших гостях. Вы должна догадаться, о ком я рассказываю, и назвать это животное. Вам понятно?
- Тогда начнём играть.
Воспитатель характеризует игрушку эпитетами:
• Серый, пушистый, прыгучий.
- Ребята, кто же это?
- Правильно! Это зайчик. Найдите мне зайчика.
- Молодцы! Попробуете угадать ещё?
- Отлично! Тогда слушайте внимательно!
Воспитатель характеризует игрушку эпитетами:
• Белый, ласковый, домашний.
- Кто же это, ребята?
- Молодцы! Это же котёнок. Найдите котёнка. Вот он. Молодцы!
Воспитатель также продолжает игру и описывает оставшиеся 2 игрушки – лису, собачку, поощряет детей, предлагает детям поиграть с гостями самостоятельно.
Индивидуальная работа
Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель: Учить составлять картину из частей, описывать ее
Ход:
Воспитатель предлагает одному ребенку собрать пазл.
-Артем, посмотри, у меня есть вот такой пазл, интересно, что же там за картинка. Тебе интересно узнать?
Воспитатель выслушивает ответ ребенка.
-Тогда давай соберем этот пазл. Ребенок собирает пазл, воспитатель наблюдает.
-Артем, какая красивая картинка у тебя получилась. Скажи что на ней изображено? Какое время года? Кто находится на первом плане? А на втором? Какие цвета использованы?
Воспитатель выслушивает ответ ребенка.
-Артем, молодец, как красочно ты описал картинку!
Этапы деятельности |
Методы обучения |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
1.Мотивация на совместную деятельность Задача: смотивировать детей на совместную образовательную деятельность; |
Беседа; Чтение художественного слова; Эмоциональное стимулирование; Проблемная ситуация; |
Воспитатель приглашает детей на ковёр. Собрались все дети в круг, (Разведение рук в стороны) Я – твой друг и ты – мой друг. (Показываем указательным пальцем на себя и на друга) Вместе за руки возьмемся (Взять друг друга за руки) И друг другу улыбнемся! (Улыбнуться другу справа и слева) - Ребята, какое у вас настроение? Воспитатель выслушивает ответы детей. - Отлично! И у меня хорошее настроение! - Ребята, вы когда-нибудь были в музеи? (ответы детей) - А, в каком? (ответы детей) - Что вы там видели? (ответы детей) - А, кто вам рассказывал интересные факты об этих предметах? (экскурсовод) - Вам было интересно его слушать? (ответы детей) - Понятно, а хотели бы вы стать настоящими экскурсоводом? (ответы детей) - Отлично, я предлагаю вам превратиться в экскурсоводов и посетить выставку картин. Вы согласны? (ответы детей) - В право влево обернись, в экскурсовода превратись. |
Дети проходят на ковер, слушают воспитателя, повторяют движения, отвечают на вопросы; |
Дети смотивированы на совместную образовательную деятельность; |
2.Основная часть. 2.1.Речевая разминка Задачи: · Учить говорить четко, громко и грамотно;
|
Беседа; Объяснение; Упражнение; Поощрение; |
Воспитатель приглашает детей на стульчики. -Ребята, вы знаете что экскурсовод очень много говорит? (ответы детей) -И для того что бы его язык и губы не уставали перед экскурсиями он делают разминку. Вы хотите сделать такую же? (ответы детей) - Повторяйте за мной. - Пыхтящий чайник. Произносим: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!» - Ураганный ветер открываем и закрываем форточку. Рот окрыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка. - Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой». - Самовар. Надувать обе щеки одновременно. - «Сердитый лев» Челюсть опускаем вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э. - «Маляр». Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. - «Шпага» Губы сомкнуты, челюсти разомкнуты. Кончиком языка «уколоть» щеку с внутренней стороны. На счет «раз» - «укол» в правую щеку. На счет «два» - «укол» в левую щеку. - «Кролик» – верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя – вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки -Молодцы, ребята! |
Дети повторяют за воспитателем; |
Дети говорят четко, громко и грамотно; |
2.2 Предварительная беседа Задачи: · Воспитывать умение слушать друг друга не перебивать; · Учить говорить четко, громко и грамотно
|
Беседа; Объяснение; Рассказ; Поощрение; |
-Ребята, скажите, какой у нас месяц идет? (Октябрь) . -Да, ребята, верно, а какое это время года? (Осень) . - А какие осенние месяца вы еще знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь) . - Как можно назвать осень в сентябре? (ранняя осень) - А какие признаки осени вы знаете? (На улице становится прохладно, солнышко греет меньше, с деревьев опадают листья, дни становятся короче, а ночи длиннее, часто идут дожди, трава засыхает, становится желтой, птицы улетают в теплые края). . -Отлично, ребята, как много признаков осени вы знаете! Как можно назвать осень в октябре? (золотая осень) Какие изменения происходят золотой осенью? (деревья все желтые, будто золотые, птицы улетают в теплые края, часто идут дожди,) -Скажите, а почему опадают листья с деревьев? (Становится прохладно, почва остывает) . -Ребята, осенью погода бывает разная. Скажите, если светит солнце, небо прозрачное, нет ветра, то какими словами можно сказать про осень, какая она? (Солнечная, золотая, ясная, ранняя, теплая). - Правильно, Молодцы! - А если небо затянуто тучами, дует холодный ветер, часто идет дождь, то какими словами можно сказать про осень? (Поздняя, хмурая, пасмурная, холодная). -Молодцы, верно, ребята! |
Дети слушают воспитателя, вступают в диалог, отвечают на вопросы; |
Дети слушают друг друга не перебивают; Дети отвечают на вопросы громко, четко и грамотно
|
Физминутка Задача: способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания |
Показ; Чтение художественного слова; |
Воспитатель приглашает детей на ковер, чтобы отдохнуть. -Ребята, сейчас я вам предлагаю немного поиграть, давайте пройдем на ковер и встанем так, чтобы не мешать друг другу. Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше потянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернись, Рук коленями коснись. Сели,
встали, сели, встали, Дети повторяют движения за воспитателем. |
Дети повторяют движения за воспитателем; |
Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению совместной образовательной деятельности |
2.3 Составление рассказа по картине «Прогулка по осеннему лесу» Задачи: · Воспитывать умение слушать других, не перебивать; · Развивать монологическую и диалогическую речь, в процессе составления рассказа; · Учить составлять рассказ по схемам; · Учить детей самостоятельно составлять рассказ по картине;
|
Беседа; Рассказ; Частично- поисковый; Демонстрация; Поощрение; |
Воспитатель приглашает детей на стульчики перед телевизором. Включает картину на экране. - Итак ребята посмотрите, музей передал нам вот такую красивую картину. -Ребята, посмотрите, какая красивая картина, что вы видите на ней? (ответы детей) -Какое это время года? (ответы детей) - Кто на ней изображен? (ответы детей) - Каких животных вы видите? (ответы детей) - Чем они заняты? (ответы детей) - Посмотрите на деревья какие они? (ответы детей) - А вы знаете названия деревьев, которые изображены на картине? (ответы детей) - Найдите на картине оленей вы их видите? (ответы детей) - Сколько их? (три) - Посмотрите ребята, кто-то есть в пруду кто это? (ответы детей) - А, рядом с прудом? (ответы детей) - Как вы думаете, что Аист делает воле пруда? (ответы детей) - Посмотрите чуть выше, интересно, кто же это сидит на ветке? (ответы детей) - Правильно, белочка, скажите, что она делает? (ответы детей) - А, какого окраса белочка? (рыжего) - А, какого ещё животного можно увидеть с таким же окрасом? (лисичку) - Как вы думаете, что она делает? (ищет зайчика) - Может быть, а вы нашли зайчика? (ответы детей) - Где он спрятался? (ответы детей) - Какого цвета шубка у зайчика? (ответы детей) - Как вы думаете, на что смотрит зайчик? (ответы детей) - Да может быть. Но посмотрите кто это притаился возле пня? (ёжик) - Правильно ёж, что он там делает? (ответы детей) - Ребята, а какие цвета больше всего использовал художник при создании этой картины? (ответы детей) - Вам понравилась эта картина? (ответы детей) - Смотря на эту картину какое у вас настроение? (ответы детей) -Отлично, ребята, как красочно вы отвечаете. По вашим ответам я сделала вот такую подсказку. Давайте ее рассмотрим. - Посмотрите ребята, первое обозначение — это время года. Давайте посмотрим на картину и скажем полным предложением какое время года изобразил художник? (На картине художник изобразил осень) -А, как вы поняли это? (потому что на деревьях оранжевые и желтые листья) - А, теперь давайте скажем всё вместе. На карнитине… (На картине художник изобразил осень, потому что на деревьях желтые и оранжевые листья) -Посмотрите ребята что мы видим дальше? (дерево) - Верно, нужно назвать и описать деревья которые изобразил художник на картине. Давайте посмотрим какие деревья мы видим на картине? (Дуб, береза, ель) - А, кто сможет ответить полным предложением? (На картине изображены деревья, дуб, береза, ель) - Посмотрите кто изображен? (волк) Как вы думаете, о чем нужно будет рассказать? (О животных на этой картине) - Молодцы, давайте с вами вновь назовем животное и где оно находится. Например, зайчик спрятался под ель. Давайте каждый скажет по цепочки, повторять то что сказал твой сосед нельзя. Договорились? (ответы детей) - Ваня начинай. Дети по цепочке называют животное и говорят, где он/она находится. Воспитатель слушает в случаи затруднения помогает. - Молодцы, что вы видите на последней картинки? (белочку с запасами) - На этом этапе нужно сказать, что делает животное. Например, белочка на дубе приготавливает запасы на зиму. Она складывает в своё дупло, орешки, грибочки, разные ягодки. -Отлично, ребята, молодцы! А сейчас я вам предлагаю составить рассказ по этой картине. Давайте каждый будет говорить по одному предложению по порядку. А начнем мы с Артема. Артем, начинай… Настя, продолжи.. Коля, добавь.. Дети поочереди составляют рассказ по картине, воспитатель помогает наводящими вопросами при затруднении. -Ребята, какой интересный рассказ у вас получился! Скажите, а какое настроение у вас вызывает картина? (ответы детей) - А почему? (ответы детей) - А какое название мы можем придумать этой картине? (ответы детей) -Молодцы, ребята, я с вами полностью согласна. А теперь я предлагаю послушать вам мой рассказ по картине. Вы готовы? (ответы детей) .Рассказывает свой рассказ по картине. «На данной картине изображена осень. Все деревья надели красивую осенни листочки и теперь стоят нарядные и яркие. Листья деревьев переливаются различными цветами по лучами солнца, от яркого красного до ораньжевого. На своей картине художник изообразил многообразие живой природы. Нашему вниманию предстали различные виды деревьяв от дуба до елей.Не которые животные готовятся к зиме, птички взлетели высоко в небо уже напрвляются в теплые края, белочка-трудяга, насобирала целое дупло различной еды. В это время олени отдыхают на поляни, а хитренькая рыжая лиса притаилась за кустами и высматривает свою добычу, её взор пал на маленький пруд с утками. На картине есть ещё много животных, о которых уже нет времени рассказывать. Но кадый на этой картине занимается своими делами». -Ребята, вам понравился мой рассказ? (ответы детей) -Отлично, ребята! |
Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, рассматривают схемы, пробуют составить рассказ поочереди, слушают рассказ воспитателя; |
Дети не перебивают друг друга; Дети вступают в диалог в процессе совместной образовательной деятельности; Дети составляют рассказ по схемам; Дети самостоятельно составляют рассказ по картине; Дети имеют представления об осеннем времени года, обогащают словарный запас определениями; |
2.4 Словарная работа Задачи: · Познакомить детей с понятиями: вянуть, жухнет, осыпать, ненастье, заморозки, непогожий, урожайный |
Беседа; Объяснение; |
-Ребята, а сейчас я хочу вас познакомить с новыми словами, послушайте: - Опадать- листья опадают с деревьев. Их подхватывает воздух и кружит в вальсе. Ребята вам удалось это представить? (ответы детей) - Шелест. Ребята представьте вы вошли в осенний лес, совсем недавно с деревьев опали листья. Вы идете по дороге их этих листьев и слышите их шелест. Вы останавливаетесь чувствуете, как дует ветерок. И снова слышите шелест Воспитатель включает звук шелеста листьев. -Ребята мы узнали с вами новые слова. Давайте попробуем составить из них предложения. -Кто хочет попробовать? (ответы детей) Воспитатель слушает предложения детей, если желающих нет, то он для примера начинает первый. |
Дети слушают воспитателя; |
Дети познакомились с новыми понятиями: вянуть, жухнет, осыпать, ненастье, заморозки, непогожий, урожайный; |
2.5 Найди лишнее. Задачи · Учить выбирать лишнее из последовательной цепочки предметов, объясняя свой выбор с помощью словесной конструкции: «потому что...» |
Беседа; Объяснение; |
Дети сидят на стульчиках перед экраном. - Ребята, посмотрите на экран перед вами представлен ряд картинок. Что вы видите? (ответы детей) - Правильно, вам нужно догадаться какая картинка лишняя и сказать почему. Ваня какая картинка лишняя? (цветущее дерево) Почему? (все остальные предметы можно собрать осенью, а деревья осенью не цветут) -Молодец. Так воспитатель проигрывает ещё с несколькими детьми. |
Дети слушают воспитателя, вступают в диалог, отвечают на вопросы; |
Дети выбирают лишнее из последовательной цепочки предметов, объясняя свой выбор с помощью словесной конструкции: «потому что» |
3.Подведение итогов ОД. Задача: формировать у детей умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод |
Беседа; |
Дети стоят полукругом на ковре перед воспитателем. - Ребята вы узнали сегодня что-нибудь новое? (ответы детей) - Хорошо, молодцы! - Ребята, а какая игра вам запомнилась больше всего? (ответы детей) - Здорово, молодцы. - Были ли у вас сегодня какие-то трудности? (ответы детей) - Как вы с ними справились? (ответы детей) - Молодцы, я очень рада. -Пора нам из экскурсоводов снова становится воспитанниками подготовительной группы. Давайте вместе раз, два обернись в нашей группе окажись. |
Дети проходят на ковер, подводят итоги; |
Дети проявляют умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод |
4.Открытость. Задача: сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах |
|
- Ребята, у меня для вас есть вот такие пазлы, на которых изображена осень в разных её проявлениях, в свободное время вы можете их собрать в свободное время. |
|
Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.