МБОУ «Ленинская ОШ»
«Особенности духовно – нравственного воспитания обучающихся сельской малокомплектной школы в процессе изучения курса ОРКСЭ»
Разработчик:
Кухаренкова Светлана Вячеславна, учитель начальных классов
Деревня Городище Хиславичского района Смоленской области
bhshkola@mail.ru
+79206643550
2025 г.
Аннотация
В методической разработке исследуются особенности духовно–нравственного воспитания обучающихся сельской малокомплектной школы посредством изучения курса ОРКСЭ.
Предложенные конспекты занятий по учебнику «Основы светской этики» А.И. Шемшуриной, раскрывают методы и приемы активному включению ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Методические разработки уроков ОРКСЭ на темы: «Человек рожден для добра», «Доброте сопутствует терпение» могут быть использованы в преподавании предмета, а также в подготовке к проведению классных часов и внеклассных мероприятий в начальных классах.
Тема урока: Человек рождён для добра
Цель: Сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях, о взаимоотношениях между людьми.
Предметные результаты:
-формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: доброта, милосердие, любовь.
Метапредметные результаты:
-регулятивные: умение формулировать тему и цели урока;
-познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать, применять полученную информацию;
-коммуникативные : участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений.
Личностные результаты:
- уметь анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, обучать анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных норм поведения.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.
Оборудование: презентация 2 (Приложение 2), фрагмент мультфильма «Просто так» (Приложение 3), притча о мальчике и о морских звездах (Приложение 7), притча о добром самарянине (Приложение 6), словари С.И. Ожегова, В.И. Даля, рисунки (солнышко «Добра» - Приложение 4, туча «Зла» - Приложение 5, планета Добра), песня «Дорогою добра (Приложение 20), карточки с пословицами, листочки деревьев со словами, ноутбук, проектор, колонки.
Ход урока
1. Организационный этап. Эмоциональный настрой детей на занятие.
Солнце
на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Все плохое забываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
Их к сердечку поднесём,
И урок сейчас начнем.
2. Определение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.
- Ребята, начать наш сегодняшний урок я хочу с просмотра мультфильма, который затем поможет нам определить его тему и цели.
Просмотр фрагмента из мультфильма «Просто так»
Приложение 3
https://cloud.mail.ru/public/xECK/kgi6P5g1i или https://disk.yandex.ru/i/Gbh71tDlPNpSrA
- Что вы можете сказать об эмоциональном состоянии ослика в начале встречи с мальчиком и собачки при встрече с осликом? Какими они были?
(Они были грустными)
-А что им помогло поднять настроение?
(Подаренный букет цветов).
- Как вы думаете, какой чертой характера обладали герои мультфильма?
(Добротой)
-Догадались, о чём будем говорить на уроке?
(Мы будем говорить о добре и о том, какую роль оно играет в жизни каждого человека.)
Приложение 2 Презентация 2 Слайд 2
- Попробуйте сформулировать задачи урока при помощи слов, записанных на слайде:
Приложение 2 Презентация 2 Слайд 3
1. Узнать…. 2. Научиться… 3. Постараться ...
- Мы будем учиться совершать добрые поступки и никогда не делать злых.
3.Актуализация знаний.
- Где живёт добро? (Добро живет в наших сердцах).
Приложение 2 Презентация 2 Слайд 4
- Как вы понимаете смысл изречения «Человек рожден для добра»?
(Человек рожден для того, чтобы совершать добрые поступки и никогда не причинять зла другим).
- Доводилось ли вам творить добрые дела?
- Какое чувство испытывало ваше сердце? (Радость, счастье, тепло).
-Что же такое добро? Сегодня мы с вами ответим на этот вопрос.
4.Первичное усвоение новых знаний.
Тихо звучит музыка и пение птиц.
- Представьте, что вы в роще. Вокруг вас растет много деревьев. Вот высокая, стройная береза. Вы смотрите на ее белый ствол, гибкие ветки, зеленые листочки. Легкий ветерок нежно колышет тоненькие веточки. Улыбнитесь березке!
а) Прослушивание сказки М. Сребцовой «Сердце матери».
- Сейчас послушаем сказку М. Скребцовой «Сердце матери».
Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза-мать защищала дочек от ветра и дождя, а жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.
Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».
Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.
Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда». С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.
С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце…
б) Беседа по сказке.
- Как вы думаете, почему Берёза не загорелась, когда в нее ударила молния? (Она должна была позаботиться о своих детях, защитить их)
- Как мать Берёза относилась к своим дочерям? (Она их очень любила)
- Какие качества присущи всем мамам на свете? (Мамы любят своих детей, заботятся, оберегают их, мамы добрее всех на свете …)
- И сколько бы тебе не было лет, тебе всегда нужна мама, её ласка, её теплый, добрый взгляд.
- Где мы можем узнать определение слова «добро»? (В словарях)
в) Работа над понятием ДОБРО
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «добро»?
Предложенные обучающимися слова оформляются на доске в форме «лучиков солнца» - кластера. (Приложение 4). (Конверты со словами – ключи (подсказки).
- В конверте карточки со словами. Выберите те слова, которые ассоциируются со словом «добро».
(Мама, дом, здоровье, красота, мир, Бог, любовь, надежда, истина, верность, вежливость, дружба, милосердие, улыбка, честность, отзывчивость, забота, помощь.)
- Откроем словарь С.И. Ожегова. Найдем определение, что такое добро, доброта?
Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.
Доброта – Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» - все положительное, хорошее, полезное.
г) Работа над понятием ЗЛО
- С каким словом у вас ассоциируются остальные слова на карточках? (со злом) (противоположность добра)
Предложенные обучающимися слова и словосочетания оформляются на доске в форме «тучи» - кластера. (Приложение 5).
- Выберите карточки с теми словами, которые ассоциируются со словом «зло»
(Зависть, ревность, обман, жадность, грубость, предательство, война, ссора, ложь, ненависть, коварство, грех, эгоизм, беда, досада, несчастье, равнодушие)
- Как вы думаете, что такое зло?
- Откроем словарь.
Учитель зачитывает из словаря определение значения слова «зло».
Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок.
5. Первичное закрепление.
- Мы с вами пытаемся сегодня ответить на вопрос – « Для чего рожден человек?» Посмотрим «Притчу о Добром самарянине».
а) Просмотр «Притчи о добром Самарянине» (Приложение 6)
https://cloud.mail.ru/public/mcas/sizVziMKD или https://disk.yandex.ru/i/-tM0c3n3-YJzAg
- “Иди и ты поступай так же” - как вы понимаете?
- Проявлять к людям чуткость, заботу, внимание, любовь, милосердие, сострадание, доброту.
- Какие добрые дела совершил Самарянин?
- Остановился, оказал помощь, перевязал раны, довёз до гостиницы, просил хозяина гостиницы позаботиться о раненом человеке, пока он не вернётся из Иерихона.
- А что случилось бы, если к раненому человеку не подошёл самаритянин?
- Он бы умер.
- Все ли люди могут поступить так же, как он?
- Конечно же, нет.
- Итак, как вы понимаете, что значит сделать доброе дело? ( Ответы детей)
- В наши дни многим людям вокруг живется плохо. По всем окраинам нашей большой страны прокатились жестокие войны, многие люди погибли, многие остались инвалидами. Многие потеряли родных, иные потеряли работу. Многие недоедают, некоторые не имеют жилья. Иные болеют и ищут деньги на лечение. Все они нуждаются в помощи. И добрый человек всегда стремится оказать помощь таким людям. Он не проходит мимо просящего на улице, он накормит голодного, даст пить жаждущему, посетит больного, утешит печального, оденет нуждающегося. Таким образом, эти люди творят добро.
- Добрые поступки помогают нам жить, утверждают нашу гуманность, взаимопонимание, взаимоуважение. Давайте говорить больше добрых слов родным, друзьям, любимым и знакомым, пусть станет теплее на сердце.
б) Работа по сказке.
Сказка: Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но в чашку вместо сахара положило соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало. Только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю».
- В чем, по-вашему, смысл этой сказки?
(зло совершило злое действие, а добро ответило добром)
- А если бы добро поступило так же, как зло, зло бы уменьшилось?
Конечно, нет. Поэтому важно следовать известной мудрости:
Отойди от зла и сотвори благо, добро.
6. Дидактическая игра «Собери пословицы».
- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, это они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.
Пословицы недаром появляются.
Без них прожить никак нельзя,
Они великие помощницы
И в жизни – верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то научают
И от беды нас берегут.
- У вас на парте лежат карточки с пословицами, которые рассыпались. Вам нужно к началу пословиц из левого столбика подобрать продолжение их из правого.
Соедини стрелками пословицы
Злой плачет от зависти, |
на беду набредешь. |
Добро творить - |
на доброе не надейся. |
За недобрым пойдешь - |
а добрый от радости. |
Делая зло, |
худое на ум не пойдет. |
Учись доброму |
себя веселить. |
Проверка (Приложение 2 Презентация 2 Слайд 5)
7. Физ. минутка. Игра «Сказочный герой – добрый или злой?»
-Все мы любим сказки. В русских народных сказках часто присутствуют злые и добрые персонажи. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду показывать сказочных героев, а вы будете определять, добрый он или злой. Если добрый, вы хлопаете в ладоши, если злой – топаете ногами.
(Баба- Яга, Красная Шапочка, Иван- Царевич, Кощей Бессмертный, Колобок, Змей Горыныч, Василиса Прекрасная, Водяной, Кот Леопольд, Соловей Разбойник, Крокодил Гена)
Приложение 2 Презентация 2 Слайд 6
— Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается. Сказки даются нам для того, чтобы мы учились добру, любви, красоте. Мы знаем: в сказках всегда добро побеждает зло. Легко ли распознать, где добро, а где зло?
8.Творческая групповая работа.
-Какие листочки могут расти на дереве «Добро»? А на дереве «Зло»? Договоритесь между собой и прикрепите листочки на каждое дерево.
Слова - листочки: тепло, война, слёзы, семья, ласка, разруха, отзывчивость, горе, обман, насилие, взаимовыручка, помощь, трудолюбие, мужество, честь, жестокость, скромность, милосердие, совесть, правдивость, хитрость, лживость, эгоизм.
Слова прикрепляются на деревья.
9. Беседа о святых.
- Ребята, как вы думаете, есть ли люди, обладающие только теми качествами, которые вы расположили на дереве Добра?
(Ответы детей).
- Есть, эти люди впоследствии стали святыми. Святой - это, проведший жизнь в служении Богу и после смерти признанный христианской церковью покровителем верующих.
Приложение 2 Презентация 2 Слайд 7
- Знаете ли вы святых? Назовите их имена.
Приложение 2 Презентация 2 Слайд 8
Блаженная Матрона родилась в 1885 году в Тульской области в бедной семье Димитрия и Наталии Никоновых. От рождения Матрона была не просто слепой, у нее совсем не было глаз, но Господь даровал ей духовное зрение. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитвам люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К слепой девочке шли люди, тянулись телеги с больными из окрестных сел и деревень, со всего уезда, из других уездов и даже губерний. Привозили лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги. Прежде всего, Матрона молилась за людей. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи. Помощь ее людям была бескорыстной, она ни с кого ничего не брала.
Приложение 2 Презентация 2 Слайд 9
Серафим Саровский родился в 1754 году в городе Курске в семье местного купца. Рано потерял отца. В 24 года стал послушником в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. Имея склонность к уединению, стал жить в лесу в пяти километрах от монастыря. Он носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, спал очень мало, во многом имел строгое воздержание, пост, перечитывал Евангелие, ежедневно долго молился. Около кельи Серафим развёл огород и устроил пчельник. Однажды на него в лесу напали разбойники и в великой злобе проломили обухом топора голову. Позже эти люди были установлены, но отец Серафим простил и упрашивал не наказывать их. Он имел дар прозорливости и исцеления от болезней.
Приложение 2 Презентация 2 Слайд 10
Николай Чудотворец родился в семье престарелых родителей, которые были весьма богатыми и порядочными людьми. Он с самого детства показал свою приверженность Господу Богу.Николай Чудотворец совершил много добрых дел. Однажды в дороге по морю он предсказал и усмирил силою молитвы ужасную бурю, воскресил из мертвых разбившегося насмерть матроса. Он исцелял от недугов много людей, помогал бедным материально. Святой Николай Чудотворец нищенствовал, истязал себя испытаниями — у него даже не было крыши над головой. И, тем не менее, он не пропускал ни одну церковную службу. Даже после получения высокой должности епископа Святой Николай не стал облачаться в пышные одежды — он продолжал вести чрезвычайно скромный образ жизни и кушал только один раз в день — вечером. Во времена гонения на православную Церковь Святой Николай выступал в её поддержку. За это Святого Николая разжаловали из епископов и даже посадили в тюрьму.
- Петр и Феврония Муромские, которые за всю свою жизнь не сказали друг другу ни одного недоброго слова. (Приложение 2 Презентация 2 Слайд 11)
- Одним из великих людей, обладающим качеством самоотверженности был итальянский художник Микеланджело (Приложение 2 Презентация 2 Слайд 12).
- Микеланджело, которого враги обвиняли в скупости, всю жизнь осыпал благодеяниями известных и неизвестных ему бедняков. Он трогательно заботился о своих старых слугах и слугах своего отца. Он постоянно помогал бедным, особенно тем, которые стыдились просить. Он любил приобщать к своим добрым делам племянника и племянницу, надеясь, что они и сами начнут помогать нуждающимся, но запрещал им называть свое имя, считая, что милостыня должна твориться в тайне.
В сущности, он был крайне небрежен к делам, не вел никаких счетов, не знал, сколько у него денег, и раздавал их направо и налево. Родные всю жизнь пользовались его богатством. Он делал роскошные подарки своим друзьям и слугам. Большинство своих произведений он раздал, а не продал. На постройке собора Св. Павла он работал совершенно безвозмездно. Никто суровее Микеланджело не порицал любовь к деньгам. "Страсть к накоплению – великий грех", – пишет он своему брату Буонаррото. Он предпочитал делать благо, чем казаться благодетелем.
- Известный польский педагог Януш Корчак (Приложение 2 Презентация 2 Слайд 13) , шагнувший вместе со своими учениками в газовую камеру. Он так же, как и апостол Петр, мог сохранить свою жизнь, но предпочел умереть вместе со своими воспитанниками. Или пример из трагических событий в Осетии, когда первого сентября была захвачена школа в Беслане, а учителя оставались с детьми до конца.
- Мать Тереза (Приложение 2 Презентация 2 Слайд 14) - образец добродетели и гуманизма для миллионов людей по всему миру: для христиан и для нехристиан в равной мере. Она помогала беднейшим из бедных, наделяя их чувством достоинства и мужеством продолжать жить дальше. Особую любовь и преданность она проявляла к детям, основала Благотворительную миссию.
- Эти люди делали добро бескорыстно, во благо людей и ради Бога, испытывая при этом особую духовную радость (мотив, побуждающий православных творить добро). Эта радость жила в их душах, отражалась в глазах, сквозила в речи, пронизывала все дела и поступки. Потому так тянулись к ним за помощью и поддержкой люди, обретая новый смысл жизни.
- А какие благотворительные организации еще вы знаете?
- Общество по защите природы и др.
- Ребята, вспомните, а в какой благотворительной акции мы приняли активное участие? ( В региональном этапе новогодней благотворительной выставке - ярмарке «От сердца к сердцу»).
- Вырученные от продажи поделок деньги, были переданы детям – инвалидам. «Жизнь человеческая исчисляется не днями и годами, а добрыми делами и полезными трудами» — говорит народная мудрость.
- Ребята, назовите одно слово, которое раскрывает качество человека с добрым сердцем – добросердечный. (Человек, который желает другим добра – доброжелательный. Человек, у которого добрая душа – добродушный).
- И в наше время много людей обращается к ликам святых с молитвой о помощи.
- Мы с вами говорим о доброте. Как вы думаете, это качество сразу рождается в человеке развитым и совершенным? (Высказывания учеников)
- Чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце. Сейчас мы посмотрим притчу о мальчике, у которого большое и доброе сердце.
10) Видеоролик «Притча о мальчике и морских звёздах» (Приложение 7)
https://cloud.mail.ru/public/rCHp/uhLW9Sb4r или https://disk.yandex.ru/i/mbSBIJSPfjiVrg
- Что вы можете сказать об этом мальчике?
- Назовите вторую причину, по которой люди стремятся творить добро?
11) Правила доброты. Работа в парах.
- Ребята, сегодня на нашем уроке я хочу с вами поговорить еще и о правилах доброты, которые нам необходимы ежедневно. Писатель Ч.Айтматов сказал: «Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь, добру человек у человека учится». Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми. Давайте составим на чистых листочках правила доброты.
- Прочитаем основные правила доброты.
12) Творческое задание
Работа в группах. (2 группы)
- Предлагаю составить синквейн по уроку со словом «ДОБРО»
(Синквейн – творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.)
1.Одно существительное
2. Два прилагательных
3. Три глагола
4. Одно предложение (фраза из 4 слов)
5. Одно существительное (Повторение сути, синоним названия)
1. Добро.
2. Светлое, радостное.
3. Помогает, спасает, лечит.
4. Добро должно победить зло!
5. Счастье.
V. Рефлексия учебной деятельности.
- Ребята, почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается ее дефицит. Порой мы нетерпимы и даже озлоблены по отношению друг к другу. Не стремимся к овладению умением слушать, чтобы слышать чужую боль и страдания. Поэтому, очень хочется, чтобы сегодня на уроке вы поняли значимость приобретения в жизни этих качеств, которые всегда подчёркивают и указывают только добрую сущность человека.
- Что реально должны делать люди, чтобы можно было сказать о себе и своих близких – да, мы идем дорогою добра? Приходилось ли вам совершать добрые дела?
- Перед вами на партах лежат лепестки. Предлагаю каждому из вас написать, какие добрые поступки вам приходилось совершать, и приклеить их к сердцевине нашего цветка Добра.
- Молодцы. Я вижу, вы
стараетесь совершать хорошие поступки.
- Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет, развивается и
разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца и души.
VI. Итог урока
- Вернемся к задачам и вопросам, которые мы ставили в начале урока. Удалось ли их решить? Зачем творить добро? (Ответы детей)
- Чтобы вы хотели сказать о сегодняшнем уроке? (Приложение 2 Презентация 2 Слайд 15)
Мне больше всего понравилось…
Я попробую…
Мне захотелось…
Я научился…
Урок дал мне для жизни…
- Ребята, прочитайте на слайде правило «Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе». (Приложение 2 Презентация 2 Слайд 16) - Это главное правило жизни людей. Мы понимаем, что полезнее всего в жизни идти дорогою добра.
VII. Домашнее задание: Написать мини - сочинение «На какое доброе дело потратил(а) бы я волшебный цветок».
- Вы все сегодня замечательно поработали.
Спасибо за работу! (Приложение 2 Презентация 2 Слайд 17)
И закончить наш урок мне бы хотелось замечательной песней «Дорогою добра». (Приложение 20)
https://cloud.mail.ru/public/ukw9/orDZgpGzA или https://disk.yandex.ru/i/XNR_vSulSx5gRQ
Тема урока: «Доброте сопутствует терпение»
Цель: Разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпение».
Задачи:
• показать закономерность сочетания доброты и терпения;
• учить соотносить свои представления с опытом
поведения других людей;
• раскрыть суть понятий терпение, терпимость.
Планируемые результаты:
Предметные: осознание понятий о доброте и терпении; готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
Метапредметные УУД:
Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, предвидеть возможности получения конкретного результата.
Коммуникативные: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам, учителю, одноклассникам.
Личностные: Развитие личностной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Оборудование урока:
- Учебник «Светская этика» Шемшуриной А.И.: Издательство "Просвещение", 2014
- толковые словари;
- мультимедийное оборудование;
- электронные ресурсы: мультимедийная презентация 2 (Приложение 2), притча о гвоздях (Приложение 9);
- раздаточный материал, карточки для групповой и парной работы.
Ход урока:
1. Организационно-мотивационный этап
- Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
- У вас на партах лежат «пушистики» (Приложение 8) . У них разные настроения. Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение как у тебя.
2. Самоопределение к деятельности.
- В одном селении люди умели дарить друг другу добро. А знаете, как? Очень просто. Когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались и между ними вспыхивала крошечная тёплая искорка, как маленькое-маленькое солнышко. Оно было такое маленькое, что не обжигало, а только согревало ладошки. Давайте передадим, друг другу искорку добра, протянем ладошки, посмотрим в глаза друг другу и тепло улыбнемся. Мы знаем, что улыбки располагают к приятному общению. Желаю всем удачи! Пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее настроение.
3. Постановка учебной задачи.
( Предлагаю закончить фразы. При проверке они появляются на слайде)
(Приложение 2 Презентация 2 Слайд 19)
Жизнь дана на ………….. дела. (добрые)
………… слово и кошке приятно. (Добро)
Не хвались серебром, а хвались…….. (добром)
Плохо тому, кто……… никому (добра не творит)
…….. плачет от зависти, а …. от радости. (Злой, добрый)
- Какой смысл у этих пословиц?
4. Викторина «Узнай сказочного героя».
- Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие качества. Когда мы читаем сказки, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается. В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, терпению.
- Отгадайте сказочных героев.
Приложение 2 Презентация 2 Слайд 20
· Эта девочка оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена. (Герда)
· Эта девушка выполняет всю грязную работу в доме, ее лицо перепачкано сажей. Но однажды она попадает на бал и встречает прекрасного принца. (Золушка)
· Крошечная девочка всего «с дюйм ростом», выходит из тяжелых испытаний, её ожидает справедливая награда — счастливая безмятежная жизнь в царстве эльфов. (Дюймовочка)
- Какие черты характера этих героев помогли им в жизни?
- Что помогает Золушке преодолевать все трудности, справляться с многочисленными обязанностями? Как связаны между собой понятия «доброта» и «терпение»?
- Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить? (О доброте, терпении)
Приложение 2 Презентация 2 Слайд 21
- Тема нашего урока: «Доброте сопутствует терпение».
- Я предлагаю поставить задачи на наш урок при помощи опорных фраз.
Приложение 2 Презентация 2 Слайд 22
Познакомиться…
Понять…
Проанализировать…
- Ребята, вы правы. Наши задачи будут звучать так:
1. Познакомиться с понятием «терпение»;
2. Понять, почему важно быть терпеливым;
3. Проанализировать примеры проявления терпения людьми.
- Я предлагаю вам приступить к решению наших задач
5. Решение проблемы
– Как вы понимаете значение слова «доброта»?
– А терпение?
- А что такое зло?
– Что означает добрый?
– Каким делает человека доброта?
– А как это качество выглядит в жизни? (Приведите примеры. Ответы детей)
– Как вы думаете, каким должен быть человек, чтобы быть добрым? (отзывчивым, милосердным, готовым всегда прийти на помощь, который может разделить горе и радость, который умеет прощать)
– А теперь давайте прочитаем, как трактуется в толковом словаре значение этих слов.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Добрый –
1. Делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества.
2. Несущий благо, добро, благополучие.
Терпение -
1. Способность терпеть.
2. Настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе.
«В мире есть только два достоинства, перед которым можно и должно преклоняться... – это гениальность и доброта сердечная». Виктор Гюго (французский писатель)
Выводы детей: Делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему.
– Народная мудрость гласит: «Доброта, что солнце». Как вы понимаете это выражение?
- Всю дорогу нашу освещает солнце. А что мы ощущаем от солнца? («теплоту», «свет», «заботу»)
– Ребята, давайте мы создадим своё солнышко с его тёплыми лучами.
– Подумайте и напишите на солнечных лучиках свои ассоциации со словом «доброта».
(Дети составляют кластер, написанные слова зачитывают и прикрепляют лучики к солнышку)
– А всегда ли мы дарим добро и терпение самым близким нам людям?
- Ребята, вспомните моменты, когда вы проявили несдержанность к другим людям. Какие эмоции вы испытываете? Приятно ли вам вспоминать это?
- В моменты, когда мы проявляем несдержанность и выплескиваем на других свою злость и раздражение, мы и сами испытываем тяжесть от этого. Эти эмоции, в отличие от доброты и терпения, делают нас слабее и истощеннее. А людям, к которым мы проявили нетерпение, мы причиняем боль.
- Ребята, я предлагаю вам познакомиться с одной удивительной притчей, которая доказывает, что в терпении кроется настоящая сила. Ее название: «Можете забрать их себе». Как вы думаете, о чем будет говориться в этой притче?
Можете забрать их себе
Как-то раз несколько человек принялись злобно оскорблять Будду. Он слушал молча, очень спокойно. И потому им стало не по себе. Один из этих людей обратился к Будде: — Неужели тебя не задевают наши слова?! — Ваше дело решать, оскорблять меня или нет, — ответил Будда. — А мое — принимать ваши оскорбления или нет. Я отказываюсь принимать их. Можете забрать их себе.
- Ребята, понравилась ли вам притча?
- Кто был героем притчи? Верно, Будда. В какой ситуации он оказался? (Его злобно оскорбляли несколько человек).
- Как отреагировал Будда на оскорбления? (Он молча и спокойно слушал).
- Верно, ребята, на оскорбления он промолчал. Несмотря на то, что люди хотели вывести его из себя, Будда не стал поддаваться на их уловки и остался терпелив, а значит, верен себе.
- Представьте, что Будда ответил на оскорбления оскорблениями. Как вы думаете, как бы развернулась ситуация дальше?
- Ребята, вдумайтесь. Очень часто, когда оскорбляют нас, мы оскорбляем в ответ. И так происходит не потому, что мы плохо воспитаны, так мы просто пытаемся отстоять себя, донести до обидчика свою ценность. Но оказывается, когда мы опускаемся на уровень обидчика, проявляем нетерпение и злость, тогда мы нисколько не защищаем себя. А даже наоборот, мы теряем себя в этих конфликтах, теряем свою силу и спокойствие. Так какой же урок дает нам эта притча?
- Верно, эта притча учит нас тому, что по-настоящему мы защитим себя и окружающих, отгородим от злобы и ссор, проявляя терпение.
6. Физкультминутка.
Друзья, за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся. (Взяться за руки и улыбнуться в разные стороны).
Мы собрались в этот круг -
Рядом доброта вокруг. (Не отпуская рук, движения вверх-вниз).
Разлилась волна добра -
В каждом пусть живет она. (Руками делать плавные движения).
По крупинке соберём -
Доброту к груди прижмем. (Сомкнуть руки на груди).
Вверх подбросим к облакам – (Имитировать бросок вверх).
И с небес польется к нам,
Мягкой струйкой доброта. (Покружиться, руки вверху, ладошками как бы собирать струйки).
Игра эта так проста.
С добром в мире всем тепло – (Присесть, встать).
В стужу греет нас оно.
Жить с добром намного легче (Присесть, встать).
От невзгод оно нас лечит.
Подари друзьям добро (Взяться за руки и улыбнуться в разные стороны).
И вернется к вам оно.
7. Первичное закрепление
- Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с еще одной притчей «Притча о гвоздях».
а) Просмотр притчи (Приложение 9)
https://cloud.mail.ru/public/T15n/SRY7zNbPD или https://disk.yandex.ru/i/C-uhEEAftaXUUA
б) Беседа
- Итак, ребята, понравилась ли вам притча? Какие чувства вы испытали от ее финала? Действительно, грустно осознавать, что кому-то мы причиняли боль, оставляя душевные раны. Но главное, что мы всегда можем измениться, проявив терпение к окружающим.
- Проанализировать притчу я предлагаю необычным образом – при помощи приема «Фишбоун». Все знают, как переводится «фиш» с английского языка? Верно, «фиш» - это рыба.
Приложение 2 Презентация 2 Слайд 23
- Посмотрите на доску. На ней изображен рыбий скелет. Слева у рыбы голова, посередине верхние и нижние косточки, а справа хвост. Сейчас нам нужно отразить на этом скелете основную мысль прочитанной притчи. Возле рыбьей головы нужно написать, какая проблема поднималась в притче. На каждую верхнюю косточку – причину той или иной ситуации, произошедшей в притче. На каждую нижнюю – факт, то есть то, что последовало за этой причиной. Хвост – это вывод, который мы можем сделать по этой притче.
- Давайте вместе выполним это задание.
- Ребята, какая проблема поднималась в притче? Верно, проблема несдержанности. Давайте отметим это.
- Отец посоветовал мальчику вбивать гвоздь, когда тот проявил несдержанность - это факт. А что же послужило его причиной? Верно, скверный характер мальчика. Отметьте причину и факт.
- Какой следующий факт вы заметили? Верно, что мальчик решил сдерживаться. Какая была причина? Молодцы, она заключается в том, что в первый день он вбил 38 гвоздей. Отметьте это.
- Какой вы видите следующий факт? Верно, мальчик не вбил ни одного гвоздя. А какая была причина? Верно, он научился сдерживаться.
- Выделим еще один факт. Верно, изгородь освободилась от гвоздей. Какая была причина? Отец дал такой совет мальчику.
- И, наконец, какой последний факт? Верно, изгородь осталась дырявой. Какая была причина? В ней были гвозди. Молодцы. Отметьте.
- Итак, какой вывод мы можем сделать? Можно ли исправить прошлые ошибки? К сожалению, мы, и правда, не можем этого сделать. Но мы можем сделать так, чтобы они больше не повторялись. Главное, что мы должны помнить - каждое наше проявление несдержанности оставляет рану в сердце другого человека. Ребята, а как вы думаете, мальчик научился проявлять терпение или терпимость? Напишите вывод самостоятельно.
- Ребята, кто желает прочитать свой вывод. Молодцы!
- Бывают ситуации, когда человек терпит злость другого, несправедливость, обиды.
- Что же может быть причиной проявления терпения? (Ответы детей).
Получается, что причиной проявления терпения могут стать чувства, дающие человеку душевные силы и мужество. Терпение означает действие или состояние; способность человека сохранять выдержку, самообладание. Терпение помогает воспитывать волю, закалять организм, добиваться осуществления принятых решений.
- Что такое терпимость? (Предположения детей).
- Как выдумаете, различаются ли понятия «терпение» и «терпимость»? (Предположения детей).
- Давайте обратимся к словарю.
- Терпимость – это способность человека уважительно относиться к людям, которые чем-то отличаются от него.
- Терпимость – русское слово. Это же качество называется – толерантностью. Жизнь в России - многонациональном государстве – выработала в людях терпимость к нравам, обычаям, национальным традициями и убеждениям других людей. Терпимость воспринимается как милосердие, снисхождение, понимание.
- Следует различать понятия «терпимость» и «терпение».
- Терпение обозначает качество характера, важное во взаимоотношениях, потому что помогает жить в мире и согласии.
- Терпимость – это спокойное отношение человека к непривычным для него особенностям других людей.
- Подберите синоним к слову терпимость. (Терпимость, уважение, лояльность, чуткость, милосердие, сострадание, толерантность).
- Чему способствует терпимость? (Сохранению взаимного уважения к людям другой национальности и их традициям, добрососедским отношениям).
в) Работа по учебнику
- Прочитайте изречения мыслителей на с.132 учебника. Выберите одно из них в качестве напутствия себе и запишите в тетрадь. Прочитайте и объясните свой выбор.
- Будьте добрыми, будьте терпимыми и терпеливыми. Тогда люди вокруг вас станут добрее и терпимее к вам.
Предлагаю вам прочитать правила доброты.
Приложение 2 Презентация 2 Слайд 24
1.Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - Твори добро.
2. Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - Твори добро.
3.Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - Твори добро.
4.Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом - Твори добро
г) Чтение и анализ отрывка из сказки «Три дочери»
Чтение отрывка о маме из сказки «Три дочери».
– О ком эта сказка? (О маме и детях)
- А как вы думаете, могли бы старшие дочери помочь матери?
-А как вы бы поступили на месте дочерей?
- Чему учит сказка? (Мать своим трудом и заботой вырастила дочерей и сделала счастливыми. И то, что дочери выросли разными людьми, тоже правдоподобно. В жизни тоже так бывает, одни люди добрые и отзывчивые, а другие чёрствые и эгоистичные).
8. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу. Достигли ли, мы, поставленных задач?
Давайте составим синквейн со словами «ДОБРО» и «ТЕРПЕНИЕ» (по группам).
- Посмотрите ещё раз на «пушистиков» и подумайте, изменилось ли у вас настроение после нашего урока. Если да, то нужно раскрасить ещё одного «пушистика».
9. Итог урока.
- Ребята, вернемся в начало урока, вспомним задачи, которые мы поставили перед собой. Удалось ли нам их решить?
- Мне больше всего понравилось…
- Меня удивило…
- Я попробую…
- Мне захотелось…
- Я научился…
- Урок дал мне для жизни
- Ребята, спасибо за ваши ответы. Я надеюсь, что все вы научитесь проявлять терпение и терпимость к окружающим.
Спасибо за работу. Урок закончен
Приложение 2 Презентация 2 Слайд 25
Список использованной литературы
1. Абачиев, С. К. Основы нравственных ценностей [Текст] / С. К. Абачиев. – Москва, – 2010. – 472 c.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986.
3. Орфоэпический словарь русского языка. Москва, 2000.
4. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. М.: Русский язык, 1988.
5. Тарасова. Нравственная значимость современного урока//Начальная школа. - 2010. - №1.
6. Шемшурина А.И. Основы светской этики. 4 класс. М.: Просвещение, 2014.
7. http://professionali.ru. Дата обращения: 16.01.2022.
8. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola. Дата обращения: 16.01.2022.
9. http://открытыйурок.рф. Дата обращения: 16.01.2022.
Заключение
Духовно – нравственное воспитание у младшего школьника является важнейшей составной частью процесса образования, поэтому важен личный пример, коллективная работа и осуществление на практике при помощи ситуаций.
В методической разработке рассмотрены формы, методы и приёмы в курсе и выявлены возможности курса ОРКСЭ для духовно – нравственного воспитания учебного предмета. Курс ОРКСЭ производит межпредметные связи (духовно – нравственное воспитание в каждом учебном предмете).
Наибольшая эффективность достигается при использовании форм эмпирического (анализ нравственных поступков персонажей художественных произведений, конкретных поступков и действий учащихся) и теоретического (проведение индивидуальных и групповых этических бесед, овладение этическими представлениями и понятиями, заключенными в содержании начального образования) усвоения нравственных знаний, осуществляемые на основе тесной преемственности между учебной и вне учебной воспитательной деятельностью учителя начальных классов.
По итогу окончания курса ОРКСЭ младшие школьники умеют хорошо и правильно рассуждать о морали и нравственности, ответственном отношении к окружающим людям сверстникам и взрослым, о природе, Родине, здоровью, и стараются не только говорить, но и поступать правильно.
Хотелось бы вспомнить слова В.А. Сухомлинского, который сформулировал «закономерность нравственного воспитания»: «Если человека учат добру - … в результате будет добро». Только учить надо (с любовью) постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. И тогда наши ученики станут социокультурными личностями, способными принять, сохранить и развить наследие семьи, края, своей страны.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.