МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРОСТОРНЕНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ИВАНА ЯЦУНЕНКО» ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
|
СОГЛАСОВАНО «УТВЕРЖДЕНО»
Заместитель директора по УВР Директор
___________С.А.Мещерякова __________Е.Л.Белова
Приказ № ____
от «____» ___ 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
(направление интеллектуальные марафоны)
«Умники и умницы» в 4 классе
на 2023/ 2024 учебный год
Составитель:
Сухорукова Алла Александровна,
учитель начальных классов
с. Просторное
2023 г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями),Основной образовательной программы начального общего образования ФГОС (1-4 классы) МОУ «Просторненская школа», утвержденной приказом от 21.06.2019г. №182-а.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
· Применять специальные приемы для лучшего запоминания;
· Строить правильные суждения;
· Сравнивать различные объекты;
· Выполнять простые виды анализа и синтеза;
· Устанавливать связи между понятиями;
· Комбинировать и планировать;
· Самостоятельно действовать;
· Принимать решения;
· Управлять собой в сложных ситуациях;
· Работать в группе.
· Целенаправленно сосредотачиваться;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УМНИКИ и УМНИЦЫ»
Воспитание системы нравственных межличностных отношении.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определённом порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объёма материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону активного развития.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки)
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА «УМНИКИ и УМНИЦЫ" КОНЕЧНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ ЗАНЯТИЙ ДОЛЖНО СТАТЬ ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВНЫМИ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ.
Учащиеся должны знать: |
Учащиеся должны уметь: |
Как устанавливать связи между понятиями; ú Как комбинировать и планировать; ú Как самостоятельно действовать; ú Как принимать решения; ú задавать вопросы, составлять рассказы, ú выступать перед аудиторией и слушать других. ú Как строить правильные суждения ú Как сравнивать различные объекты; ú Выполнять простые виды анализа и синтеза;. |
ú Устанавливать связи между понятиями; ú Комбинировать и планировать; ú Самостоятельно действовать; ú Принимать решения; ú задавать вопросы, составлять рассказы, ú выступать перед аудиторией и слушать других. ú Как строить правильные суждения ú Сравнивать различные объекты; ú Выполнять простые виды анализа и синтеза; |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
|
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы) - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
|
|
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
|
Освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности). |
|
Регулятивные УУД Обучающийся научится: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий . Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. |
Познавательные УУД Обучающийся научится Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). |
Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
|
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС - 34 ч
№ п/п |
ТЕМА |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ |
1 |
Введение. (Инструктаж по ТБ). |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления |
2 |
Закономерности в чередовании признаков. |
Развитие концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
3 |
Повторение основных мыслительных операций. |
Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
4 |
Причинно-следственные цепочки. |
Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задания |
5 |
Интегрированный: логика в окружающем мире. |
Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
6 |
Виды отношений между понятиями. |
Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи |
7 |
Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц. |
Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления Ребусы. Задания по перекладыванию спичек |
8 |
Понятие о графах. |
Развитие быстроты реакции Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
9 |
Рефлексивность отношений. |
Развитие концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
10 |
Симметричность отношений. |
Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
11 |
Тест «Отношения между понятиями». |
Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
12 |
Классификация. |
Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
13 |
Язык и логика. Фразеологизмы. |
Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи |
14 |
Язык и логика. Образность и меткость речи. |
Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления Ребусы. Задания по перекладыванию спичек |
15 |
Язык и логика. Речевые ошибки. |
Развитие быстроты реакции Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
16 |
Язык и логика. Пословицы.. |
Развитие концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
17 |
Тест «Язык и логика». |
Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
18 |
Работа над ошибками. |
Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
19 |
Логические связки «или», «и». |
Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
20 |
Логические возможности. |
Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи |
21 |
Ситуативная связь между понятиями. |
Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления Ребусы. Задания по перекладыванию спичек |
22 |
Оценка ситуации с разных сторон. |
Развитие быстроты реакции Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
23 |
Образное сравнение. |
Тренировка концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
24 |
Синонимы. Многозначность. |
Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
25 |
Антонимы. |
Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
26 |
Тест «Языковая логика» |
Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
27 |
Работа над ошибками |
Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи |
28 |
Комбинаторика. Решение задач с помощью графов.. |
Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления Ребусы. Задания по перекладыванию спичек |
29 |
Рассуждения. |
Развитие быстроты реакции, мышления Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
30 |
Выводы в рассуждениях. |
Тренировка концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
31 |
Выводы в рассуждениях. |
Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
32 |
Юмор и логика. |
Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
33 |
Итоговый тест. |
Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
34 |
Конкурс эрудитов. |
Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи |
Календарно-тематическое планирование (образец)
4 класс (34 часа)
№ п/п |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема занятия |
1 |
|
|
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления |
2 |
|
|
Развитие концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
3 |
|
|
Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
4 |
|
|
Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задания |
5 |
|
|
Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
6 |
|
|
Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи |
7 |
|
|
Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления Ребусы. Задания по перекладыванию спичек |
8 |
|
|
Развитие быстроты реакции Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
9 |
|
|
Развитие концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
10 |
|
|
Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
11 |
|
|
Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
12 |
|
|
Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
13 |
|
|
Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи |
14 |
|
|
Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления Ребусы. Задания по перекладыванию спичек |
15 |
|
|
Развитие быстроты реакции Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
16 |
|
|
Развитие концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
17 |
|
|
Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
18 |
|
|
Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
19 |
|
|
Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
20 |
|
|
Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи |
21 |
|
|
Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления Ребусы. Задания по перекладыванию спичек |
22 |
|
|
Развитие быстроты реакции Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
23 |
|
|
Тренировка концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
24 |
|
|
Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
25 |
|
|
Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
26 |
|
|
Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
27 |
|
|
Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи |
28 |
|
|
Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления Ребусы. Задания по перекладыванию спичек |
29 |
|
|
Развитие быстроты реакции, мышления Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
30 |
|
|
Тренировка концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
31 |
|
|
Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
32 |
|
|
Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
33 |
|
|
Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
34 |
|
|
Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.