Аннотация.
1. Книга «Управление дошкольным образованием» - учебное пособие.
Автор – Троян А.Н.
Издательство – Творческий центр сфера – Москва 2006 год.
В книге изложены вопросы теории и практики управления дошкольным образовательным учреждением. Цель издания – дать профессиональные знания, необходимые для осуществления процесса управления ДОУ. Материалы, связанные с разработкой некоторых организационных этапов управления ДОУ, представлены в приложения.
Учебное пособие предназначено для студентов факультетов дошкольного воспитания и обучающихся по специальности «Менеджер образования». Издание может быть использовано руководителями ДОУ для повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров.
Введение – изложена актуальность проблемы.
В книге пять глав и девять приложений.
Первая глава называется «Общие понятия управления». В этой главе раскрываются:
- общие понятия об управлении;
- сущность управления дошкольным образовательным учреждением;
- указываются цели и задачи управления;
- раскрываются закономерности и принципы управления.
Вторая глава называется «Дошкольное образовательное учреждение как объект управления».
В этой главе раскрываются следующие понятия:
- Дошкольное образовательное учреждение – как организационная система – в ней выделяют организационную структуру, организационный процесс;
- Внешняя среда ДОУ – определяются факторы внешней среды, влияющие на адаптацию ДОУ к внешней среде. Перечислены внешние факторы, влияющие на развитие ДОУ;
- Внутренняя среда ДОУ – это организационная структура объединившихся людей для достижения определенной на основе принципов разделения обязанности между собой внутри организации. Выделяется состав и структура образовательного процесса;
- Жизнедеятельность ДОУ – разные режимы жизнедеятельности ДОУ, которые отличаются приоритетными задачами, видами деятельности, мерой стабильности, результатами деятельности.
Жизнедеятельность ДОУ осуществляется за счет изменений, происходящих в элементах внутренней среды. Раскрываются виды тактик приспособления ДОУ к внешней среде.
Третья глава называется «Управление коллективом». Дано понятие «управление персоналом». В этой главе раскрываются следующие моменты:
- Планирование, подбор, расстановка и адаптация кадров в ДОУ. Даны понятия штатное расписание, персонал, классификация, источник подбора кадров;
- Адаптация персонала – это постепенная доработка трудовых способностей и приспособление к средствам труда, производственным процессам, объекту, предмету. Характеру труда. Выделяют три вида адаптации – профессиональная, социально – психологическая, социально – организационная;
- Условия труда – характеризуются системой факторов, определяющих работоспособность человека, затраты и результаты труда. Выделяют следующие факторы – производственно – экономические, организационно – технические и социально – экономические.
- Организация труда в ДОУ – это совокупность мероприятий, обеспечивающая правильное распределение обязанностей сотрудников, эффективное использование рабочей силы в определенных условиях, а также постоянное совершенствование условий и модернизация для необходимого функционирования ДОУ;
- Управление педагогическим коллективом – дана структура коллектива, раскрытии виды отношений в коллективе, даны уровни развития коллектива;
Четвертая глава называется « Процесс управления ДОУ» - это совокупность последовательны действий для достижения какого – либо результата:
- Дана общая характеристика процесса, выделены общие и конкретные функции;
- Планирование – как функция управления – это обоснование и выбор целей развития и функционирования ДОУ, а также разработка путей достижения этих целей. Указаны цели планирования, виды планирования, методика планирования. Раскрывается понятие целеполагание, цель и свойства планирования:
1. Полнота содержания:
2. Определенность ожидаемого результата;
3. Иерархичность;
4. Основание выделения целей;
5. Реальность;
6. Побудительность.
- Контроль – постоянно реализуемая управленческая функция управления, направленная на проверку состояния подготовки, хода и результатов работы организации, соответствие ее деятельности нормативам, стандартам, планам.
Выделены виды контроля;
- Раскрыт процесс контроля – последовательность этапов, операций, действий, направленных на достижение цели контроля;
- Методы контроля – это способы его осуществления;
- Дано понятие анализа и принципы анализа;
- Организация работы ДОУ – перечислены принципы организационной деятельности, компоненты организации, структура учреждения, определены требования к построению организационных структур;
- связующие процессы в управлении ДОУ – мотивация, коммуникация, управленческое решение.
Пятая глава называется «Руководитель в системе управления ДОУ». В этой главе раскрывается:
- специфика управленческого труда. Специфичность профессиональной деятельности труда руководителя определяется предметом и продуктом труда, его многофункциональностью и диапазоном. Раскрываются понятия – власть, лидерство, стиль управления;
- Модель современного руководителя – модели выделяют следующие компоненты: профессиональная компетентность, личные качества, этические нормы, навыки эффективного управления;
- этические нормы руководителя;
- Навыки эффективного управления, управленческое мастерство и его составляющие;
- Деловая карьера руководителя. Дано понятие – «карьера». А Эрлих выделил мотивы, цели руководящей должности и классифицировал их на пять групп.
Приложения:
- Технология планшетного планирования по материалам Р.Я. Спружи, рекомендации по заполнению таблиц;
- Дана примерная циклограмма заместителя заведующего по хозяйственной части;
- Анкета как метод контроля. Дана анкета для педагогов;
- Технология системного анализа занятий. Дано понятие педагогического анализа, описание модели педагогического анализа, выделены элементы анализа, методика и алгоритм педагогического анализа;
- Экспертная оценка организационной деятельности ДОУ – лист экспертных оценок, шкала экспертных оценок;
- Даны рекомендации по организации работы совета педагогов: типы заседаний, подготовка и проведение совещания, основные правила проведения совещаний;
- Организация маркетингового исследования дошкольного образования -
Раскрыта специфика маркетинга в дошкольном образовании, даны правила маркетингового управления, программа маркетингового исследования;
- Даны рекомендации по проектированию программы развития ДОУ, общий алгоритм разработки программы.
В конце каждой главы указана литература, которая использовалась.
2. Книга «Руководство ДОУ: Контрольно – диагностическая функция».
Автор Белая К.Ю.
Издательство – творческий центр сфера – Москва 2005 год. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
Разработанная автором технология управления по результатам предполагает и новый подход к рассмотрению одной из важных функций управления – контрольно – диагностической. Как оценить результативность труда педагога, что такое качество и эффективность контроля, какова нормативно – правовая база его организации – на эти и другие вопросы можно найти ответы в данном сборник. Книга предназначена для заведующих, старших воспитателей ДДОУ, специалистов органов управления.
1. К развивающемуся дошкольному учреждению. Сформулированы причины нововведений. Расписаны требования которые предъявляются к руководителю детского сада планирующего инновационную деятельность, причины способствующие переводу ДОУ в режим развития, понятие «управление по результатам». Важным моментом управления по результатам является выделение ключевых результатов. Их выделяют исходя из осознания общечеловеческих ценностей и содержания работы с дошкольниками в соответствии с Госстандартами, разработаны показатели ДОУ.
2. Контрольная функция – неотъемлемая часть управленческой деятельности руководителя – дано понятие «контроль», приведены правила, которыми руководствуется заведующие при организации контроля, система внутрисадовского контроля, негативные проявления в организации контроля.
3. Качество и эффективность контроля – система контроля должна быть эффективной, она должна обеспечивать: информированность, охватывать полноту выделения актуальности проблем, выбор целей, четко спланирована, заинтересованность всех ее участников, повторность. Форты контроля дана сравнительная таблица.
4. Нормативные документы об организации контроля. В 1998 году Минобразования РФ разработало «Рекомендации об инспектировании в системе общего и профессионального образования РФ» (письмо от 11 июня 1998г. №33). Раскрыты понятия инспекционный контроль, аудит, мониторинг. Расписаны правила этики поведения инспектирующего. В 1998 году министр общего и профессионального образования РФ утвердил Инструкцию о порядке инспектирования (04.06.98)., задачи инспекционной деятельности, организационная форма инспектирования, инспекционный контроль, задачи инспектирования в образовательных учреждениях, раскрыты вопросы по которым заведующий или его заместитель могут проводить инспекционный контроль результатов деятельности работников.
5. Об организации контроля за деятельностью дошкольных образовательных учреждений – Письмо Министерства образования РФ от 4.08. 2000 №236/23-16.
6. Как оценивать результативность труда. Реальная оценка как результат внутрисадовского контроля складывается из: самооценки воспитателя, оценки родителей, оценки руководителя (или экспертной группы), итоговой оценки. Приведена примерная шкала оценок. Указаны задачи. Решаемые посредством оценки при разных стилях руководства. Методы организации контроля педагогического контроля.
7. Оперативный контроль – представлен план оперативного контроля, примерные вопросы для систематического контроля, перечень вопросов оперативного контроля.
8. Оценка эффективности и качества организации и проведения занятий с детьми – дана структура анализа, формы анализа и самоанализа занятия, анализ занятия проверяющим (даны структура анализа).
9. День диагностики, регулирования и коррекции (ДРК) – дано понятие ДРК, тематика ДРК, методика организации и проведения, краткограмма оценок и педагогического мастерства воспитателя и детей на занятии, алгоритм действий.
10. Тематический контроль – перечислены этапы тематического контроля, составление плана тематического контроля, в нем всегда выделяется пять блоков, оформление аналитической справки.
11. Педагогический мониторинг как метод контрольно – диагностической функции – дано понятие мониторинга в разных науках (экология, медицина, психология, социология), перечислены виды мониторинга.
12. Итоговый контроль – понятия, аттестация педагогов.
Приложения:
1 – День диагностики, регулирования и коррекции (по проблеме «Азбука общения) - разработка ДОУ № 1144 ЦОУ г. Москвы – цель, задачи, объект исследования, программа проведения ДРК, содержании ДРК, материалы к проведению ДРК: социометрия, протокол наблюдения, обобщенный протокол, сводная таблица мотивов выборов детей в экспериментальной игре «Секрет», вывод.
Показатели нравственной воспитанности детей:
- учебная деятельность – активность, дисциплинированность, качественные особенности ответов, качественные особенности результатов работы.
- игровая деятельность – цель наблюдения, проведение наблюдения, обработка данных, примерные критерии каждого уровня.
- продуктивная деятельность – подготовка к исследованию, проведение исследования, обработка данных;
-сформированность навыков культуры поведения детей в быту – а) игровая ситуация за столом, подготовка к исследованию, проведение исследования; б) рассматривание серии картин – подготовка к исследованию, проведение исследования, обработка данных;
- оценка педагогического кредо в коллективе взрослых – 1-й вариант – для определения приоритетов в воспитании анкета с одинаковыми вопросами предлагается для заполнения воспитателям группы и родителям. Затем результаты сравниваются; 2-й вариант – анкета «Какими вы видите детей?», «Учимся общаться с ребенком». Таблица - дети глазами воспитателя с указанными качествами ребенка.
2 – Циклограмма контроля руководителем работы учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей (приложением к годовому плану работы Д/С) Из опыта работы заведующего ДОУ № 2046 г. Зеленограда.
В конце книги указана используемая литература и представлено содержание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.