Когда мы говорим о
молодежной политике, то имеем в виду целый комплекс экономических, социальных
вопросов, проблем демографии, науки, образования, жилищной политики. И в этом
смысле, я думаю, вы со мной согласитесь, что есть программа по решению жилищных
проблем. А если мы посмотрим на демографические программы в широком смысле
этого слова, - это все молодежная политика. Все, что касается науки,
образования - это все молодежная политика- так начал Председатель Правительства
Российской Федерации, Председатель Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» В.В. Путин, 19
февраля 2009 года заседание организационного комитета по проведению в России
Года молодежи. Комиссия Совета Федерации по делам молодежи и спорту, под
руководством Виталия Мутко, провела заседание, посвященное ходу реализации
Стратегии государственной молодежной политики, утвержденной Правительством РФ.
В этом документе молодежная политика рассматривается сквозь призму следующих
приоритетов: развитие созидательной активности молодежи, интеграция молодых
людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества. Участники
заседания отмечали, что молодежная политика - объект особого внимания органов
государственной власти всех уровней и общественности, она связана с реализацией
национальных приоритетных проектов, которые в значительной мере способствуют
именно решению проблем молодежи. Для эффективного выполнения молодежной
стратегии необходимо достойное финансовое сопровождение. Однако В. Мутко
заметил, что нельзя решение всех проблем сводить исключительно к финансированию.
Члены Комиссии выразили уверенность, что стране сегодня нужна развернутая
система реализации и контроля по всем направлениям молодежной политики, включая
такие направления, как образование, обеспечение жильем, борьба с
беспризорностью, пропаганда здорового образа жизни, поддержка молодых семей. На
заседании прозвучало предложение создать общественный совет, который бы
координировал и анализировал проведение молодежной политики и определял бы
приоритеты в этой сфере. В. Мутко отметил, что такой совет можно было бы
создать при Председателе Совета Федерации, используя для его работы площадку
палаты регионов. Это было бы полезно для координации деятельности министерств и
ведомств, а также для связи с регионами. Анализируя законодательство, регулирующее
эту область, участники заседания пришли к выводу, что на федеральном уровне
законодательная база государственной молодежной политики развивается медленнее,
чем на региональном. На местах эта работа ведется значительно активнее. Так,
более восьмидесяти субъектов Федерации уже приняли свое законодательство о
государственной молодежной политике, в семидесяти пяти приняты законы о
молодежной политике, в двадцати двух - законы о государственной поддержке
молодежных и детских общественных объединений. Говоря о налаживании
законодательной деятельности на федеральном уровне, В. Мутко подчеркнул, что в
работе с молодежью не должно быть размытости, нужна четкая система
государственной политики. Согласно прогнозу Росстата, к 2016 году так
называемый коэффициент демографической нагрузки увеличится на двадцать
процентов. То есть на тысячу работающих будет семьсот девять нетрудоспособных.
Так что нашей смене предстоит, что называется, разруливать ситуацию, решать
непростые задачи управления государством. О том, как ее к этому готовим, шел
разговор на правительственном часе. С информацией выступил министр спорта,
туризма и молодежной политики Виталий Мутко. Он, прежде всего, напомнил, что
2009-й объявлен в России Годом молодежи. Оргкомитет по его проведению
возглавляет премьер-министр Владимир Путин. В стране сто пятьдесят
госучреждений регионального значения, около четырех с половиной тысяч
муниципальных структур, которые трудятся в сфере молодежной политики. Наверху
ею занимаются десять министерств, пять агентств, тринадцать департаментов.
Практически во всех субъектах Федерации есть соответствующие программы. Одна из
наиболее значимых - по обеспечению молодых семей жильем. В прошлом году около
тридцати девяти тысяч из них получили квартиры. Кроме того, есть программы поддержки
общественных организаций, талантливой молодежи, а также трудоустройства,
духовно-нравственного воспитания, спорта, пропаганды здорового образа жизни.
Готовится Федеральный закон Об основах государственной молодежной политики в
Российской Федерации. Он поможет упорядочить эту важнейшую сферу деятельности.
Глобальная цель государственной молодежной политики - сформировать поколение
успешных людей, патриотов России, связывающих с ней свою судьбу, свои жизненные
планы, граждан, которые хотят приумножать богатства и мощь своей страны,
вкладывая в это силы, знания, труд. Молодежная политика достаточно широка,
имеет много направлений. Необходимо создать условия для того, чтобы человек мог
проявить свой талант, попробовать себя в разных сферах жизни и определиться, в
чем он более успешен. Этому способствуют различные кружки, творческие секции,
клубы, детско-юношеские центры, спортивные школы. Развитие полнокровной и
доступной сети учреждений по работе с молодежью - одна из ключевых проблем. На
это должна быть направлена система отбора, продвижения активных и одаренных
ребят, чем, в частности, и занимается молодежный лагерь на Селигере. Здесь есть
возможность подготовить свои проекты, презентовать их, получить поддержку. Пока
она, к сожалению, недостаточная. Это лишь одно направление молодежной политики.
Еще есть ее социальная часть - трудоустройство молодых специалистов, в том
числе на селе, помощь тем, кто попал в сложные жизненные ситуации. Это
отдельный серьезный пласт. Мы озабочены демографическим кризисом. Для выхода из
него требуется предпринять ряд серьезных шагов. Действующих программ Молодой
семье - доступное жилье и материнского капитала явно недостаточно.
Государственная молодежная политика призвана объединить государственные и
негосударственные ресурсы, что предполагает межведомственный характер
взаимодействия в целях: ·системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и
развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны,
информирования всех молодых людей о возможностях их развития в России и в
мировом сообществе, а также культуры применения созданных в стране возможностей
личностного и общественного развития, что позволит молодому человеку полнее
реализовать свой потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем
будущем; ·выявления, продвижения, поддержки активности молодежи и ее достижений
в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной
сферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой
потенциал и получить заслуженное признание в России; ·вовлечения в полноценную
жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе, -
инвалидов, выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных
учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии и
специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, жертв насилия,
военных действий и катастроф, переселенцев и мигрантов, лиц, освободившихся из
мест лишения свободы, представителей коренных и малочисленных народов, а также
молодых людей и семей, оказавшихся в социально опасном положении, безработных,
ВИЧ-инфицированных и молодых людей, зависимых от употребления психоактивных
веществ. Такая система приоритетных направлений государственной молодежной
политики призвана обеспечить улучшение положения молодых людей, приведет к
увеличению вклада молодежи в конкурентоспособность страны и вместе с тем
компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым
людям. Для реализации приоритетного направления, включающего вовлечение
молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях
развития в России, предусмотрены следующие проекты: ·"Российская
молодежная информационная сеть "Новый взгляд"; ·"Доброволец
России"; ·"Карьера"; ·"Молодая семья России". В
условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу
государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и
преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального
становления молодежи разработки и последовательной реализации подходов,
ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных
проблем и общенациональных задач. Задачи государственной молодежной политики
такого масштаба могут быть решены только посредством применения проектного
подхода, формирования системы российских молодежных проектов, основанных на
приоритетных направлениях Стратегии, понятных и востребованных в молодежной
среде и обществе. Все это в конечном итоге сформирует устойчивые условия для
самоорганизации молодежи и всего населения, развития инициатив, отвечающих
масштабам задач, стоящих перед Россией, роста благосостояния граждан и
совершенствования общественных отношений. Но пока сам министр спорта, туризма и
молодежной политики России Виталий Мутко признал, что пока в стране нет
молодежной политики как четко очерченного свода правил и системы мер. 1.2
Российское образование-2020 Идея создания модели «Российское образование -
2020» впервые прозвучала 13 сентября 2007 года на Совете по реализации
приоритетных национальных проектов в Белгороде. Тогда руководители нескольких
думских фракций, нынешний Президент Российской Федерации и Премьер-министр
высказали ключевые позиции в отношении будущего российского образования. Речь
шла о том, что в рамках развития национального проекта «Образование» важно
поддержать наметившиеся позитивные тенденции и с учетом этого подготовить общую
модель модернизации образования, которая могла бы задать облик образования,
стать основой развития образования на ближайшие десятилетия. Образование - как
система формирования интеллектуального капитала нации - создает базовые условия
для быстрого роста рынков на основе обновления технологий и продуктов. Оно
выступает первым звеном инновационной цепочки «образование - исследования -
венчурные проекты - массовое освоение инноваций». Какой же должна быть новая
система образовательных институтов, ориентированная на потребности
постиндустриальной экономики и общества XXI века. Свою модель образования для
экономики, основанной на знаниях, представили эксперты Минобрнауки, ГУ ВШЭ,
АНХ, бизнес-школы «Сколково». ·Образование "в течение жизни" Главным
отличием новой модели от прежней является фокусирование на необходимости
получения образования в течение жизни. К 2015 году завершится переход к
двухуровневому высшему образованию, который, с одной стороны, существенно
повысит гибкость системы профобразования, с другой - создаст основу для
переобучения в течение жизни. Ядром образовательной системы станет высшее
образование широкого профиля (бакалавриат), дополняемый спектром систематически
обновляемых магистерских программ и широким выбором программ профессиональной и
общекультурной подготовки и переподготовки. Вместо системы, в которой доступ к
высшему образованию был селективным, а само оно было последним этапом
образования, появится система, в которой высшее образование (на уровне
бакалавриата) становится массовым и всеобщим. Укрупнение направлений подготовки
бакалавров будет сочетаться с широким простором для инициативы учебных
заведений и студентов. Под государственный стандарт подготовки бакалавров
попадет не более 50% предметов, а доля самостоятельно выбираемых студентами
курсов превысит 30%. ·Государственно-частное партнерство Государственно-частное
партнерство не только обеспечит приток дополнительных средств в образование, но
и станет залогом его высокой гибкости и адекватности требованиям инновационной
экономики. Объединения работодателей будут реально вовлечены в разработку и
реализацию государственной образовательной политики. Инновационная
инфраструктура вузов (бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные предприятия)
будет строиться совместно с бизнесом. Некоммерческие организации, в том числе
представляющие объединения работодателей, будут формировать
общественно-государственную систему профессиональных стандартов (служащих базой
для разработки образовательных стандартов) и независимых профессиональных
экзаменов. К 2020 году совокупный вклад частного сектора в образование может
составить от 1,6 до 2,1% ВВП по сравнению с 1,2-1,3% ВВП в настоящее время. При
этом расходы предприятий на «внутреннее» дообучение своих работников сократятся
с 2% ВВП до 1,5-1,7% ВВП. ·Новый тип обучения В системе непрерывного
образования ключевым фактором становится самостоятельная работа учащихся, а
следовательно, их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям
самообразования. Для этого на всех уровнях образовательной системы будет
обеспечен доступ к образовательным ресурсам, прежде всего в форме общедоступных
национальных библиотек, цифровых образовательных ресурсов на основе
отечественных разработок и локализации лучших образовательных ресурсов со всего
мира. Изменится сама природа образовательного процесса в высших учебных заведениях.
Новый тип обучения будет характеризоваться большим объемом самостоятельной
работы студентов, их вовлечением в реальные проекты. Безусловным требованием к
бакалавриату в исследовательских вузах и к магистратуре станет освоение
иностранного языка на уровне, достаточном для свободной коммуникации.
Реформируется дистанционное образование. С учетом того, что его получают в
основном представители малодоходных групп населения, государство на конкурсной
основе поддержит несколько университетов, специализирующихся на реализации
дистанционных образовательных программ. При этом до 50% их стоимости возьмет на
себя федеральный бюджет. Контроль качества освоения компетенций, заложенных в
базовом стандарте, дополнится независимыми от системы образования профессиональными
экзаменами. Ректоры будут назначаться попечительскими советами университетов,
формируемыми из авторитетных «внешних» фигур и представителей учредителей,
местной власти и коллектива. ·Инновационный характер Структурная перестройка
системы профессионального образования создаст условия для изменения самой
сущности того, что происходит с молодыми и взрослыми людьми, пришедшими в
институты образования. В соответствии с принципом открытости произойдет
интеграция ряда образовательных программ с реальным производством. На
формирование профессионалов для инновационной экономики будет направлена
система независимых профессиональных стандартов и экзаменов, обеспечивающих
постоянную "отбраковку" устаревших образовательных программ, включая
механизмы независимого присвоения квалификаций выпускникам учреждений
профессионального образования. Это может, в частности, означать сокращение
числа программ, по окончании которых выдаются госдипломы, дающие право на
определенную профессиональную деятельность, и увеличение числа программ,
которые требуют сдачи профессионального экзамена для выхода на рынок труда.
·Исследовательская компонента В исследовательских университетах и
поддерживаемых государством исследовательских центрах сосредоточится
долгосрочное финансирование научных исследований. На их базе возникнут
венчурные предприятия, бизнес-инкубаторы, центры консалтинга, инжиниринга и
трансферта технологий. К 2015 году финансирование научных исследований высшей
школы из федерального бюджета должно достигнуть 25% от соответствующего
финансирования по разделу «Образование», а к 2020 году - 35%. На конкурсной
основе сформируется группа исследовательских университетов, способных
конкурировать с ведущими мировыми научно-образовательными центрами. К 2010 году
предполагается отобрать не менее 12 таких университетов, к 2015-му - не меньше
16, к 2020-му - более 20. Эти вузы получат широкую академическую, финансовую и
организационную автономию. Реструктуризация приведет не только к диверсификации
вузов по указанным выше типам, но и к их укрупнению (обучаться в вузе будут в
среднем 10 тыс. студентов). ·Новые кадры В высшей школе произойдет обновление
сложившегося корпуса преподавателей. Для тех, кто сохранил квалификацию и
научный потенциал, базовая зарплата дополнится системой грантов и доплат,
которые в совокупности обеспечат уровень вознаграждения, сопоставимый с
зарубежными университетами. Доля преподавателей высшей школы, вовлеченных в
научные исследования, возрастет с 16% в 2007 году до 35% в 2015 году и 42% в
2020 году. При этом в федеральных исследовательских университетах эти
показатели составят соответственно 65 и 75%. Для поддержки наиболее талантливых
студентов, закрепления их академического выбора в 2010 году будет введен
институт целевых магистров и аспирантов. Их стипендия подрастет до средней
заработной платы в экономике. К 2015 году эта система охватит 20% магистров и
35% аспирантов федеральных исследовательских университетов, к 2020 году - 25 и
50% соответственно. Возможно, будущее будет выглядеть иначе, чем представленная
здесь модель. Конкретные действия и механизмы внутри этих направлений (а сейчас
их около 60) еще предстоит осмыслить в серии конференций, совещаний и
семинаров. Речь идет не только о ведомственном обсуждении на уровне
Министерства экономического развития или Минфина России. Инвестиции в человека
языком цифр ● В экономике России занято 70,814 млн. человек. Из них в
образовании, науке - 6,591 млн., в здравоохранении и предоставлении социальных
услуг - 5,342 млн. Из занятых в народном хозяйстве 28% имеют высшее
профессиональное образование, 26% - среднее профессиональное, 45% - образование
ниже среднего профессионального. ● Наиболее быстро система высшего
образования стала развиваться с конца 1990-х годов. С 1997 по 2009 г.
численность студентов выросла с 2,8 млн. до 7,5 млн. Интенсивнее других
регионов высшее образование росло в Южном федеральном округе и на Дальнем
Востоке. ● В России на платной основе в государственных и
негосударственных вузах учатся 66% студентов, в учебных заведениях среднего профессионального
образования - 33%. В негосударственных вузах обучаются 1,253 млн. студентов.
● Повышением квалификации охвачено около 4,5% населения, профессиональной
переподготовкой - около 1,5%. Обучение безработных в возрасте 25 - 64 лет
составляет сотые доли процента. ● Удельный вес нетрудоустроенных
выпускников очной формы обучения государственных и муниципальных вузов в
среднем по России в 2008 г. составил 6,01%. Выше среднероссийского он был в
Республике Адыгея (23,9%), Тульской обл. (16,9%), Оренбургской обл. (16,7%),
Свердловской обл. (15,1%), Тверской обл. (15,8%), Липецкой обл. (13,5%) и др.
регионах. ● До 25% обучающихся на внебюджетной основе в государственных и
негосударственных образовательных учреждениях могут потерять возможность
оплачивать учебу. В этом случае из 3,365 млн. "платных" студентов
государственных вузов до 840 тыс. их покинут. ● Сокращение числа
выпускников средней школы выглядит и прогнозируется: 2007 г. - 1,102 млн., 2008
г. - 0,981 млн., 2009 г. - 0,930 млн., 2010 г. - 0,808 млн. (73,3% к уровню
2007 г.). ● По экспертным оценкам, около 10-12% выпускников школ не
сдадут ЕГЭ. В 2008 г. с ЕГЭ по русскому языку не справились 11% выпускников, по
математике - 23%, по литературе - 25,5%. Около 100 тыс. выпускников в 2009 г.
могут не получить аттестаты и вынуждены будут продолжить образование только в
ПТУ на базе 9 классов. ● Из 1 тыс. выпускников средней образовательной
школы в России в вузы поступают 554 (55,4%), в Латвии - 73%, Литве - 72%,
Греции - 74%, США и Швеции - 83%, Южной Корее - 85%, Финляндии - 88%. 2. Год
молодежи в Российской Федерации .1 Год молодежи в Российской Федерации Портрет
поколения, родившегося в СССР, а выросшего в новой России, отличается пестротой
и яркостью красок. Социологических исследований, посвященных именно юным,
немного - общественные науки проявляют к стратегическому ресурсу почти полное
равнодушие. И это в Год молодежи! Впрочем, некоторые данные все-таки есть. Их
привел в своем докладе член Общественной палаты, председатель Национального
совета молодежных и детских объединений России Александр Соколов. Жизненный
успех для 60 процентов юношей и девушек - это, прежде всего крепкая семья и
здоровые дети (40 процентов выбрали богатство и уважение окружающих). Правда,
идеал для подражания есть только у каждого четвертого молодого человека (для
большинства это друзья, родители, преподаватели и духовные наставники), а о
похвальном стремлении жить честно заявили лишь 9 процентов опрошенных. Сегодня
молодые люди говорят не любовь к Родине, а социальный контракт со страной, не
национальная идея, а общественная повестка дня. (Именно такая гражданская
риторика звучала из уст выступающих!) Условия социального контракта тоже были
сформулированы: Мы считаем своим то, в создании чего мы участвуем. Молодежь
чувствует свою отчужденность от бюрократического государства, но как иначе
выполнить лозунг дня (возьми от жизни все!), она не знает. И потому реальные
социальные процессы не могут не вызывать тревоги. Политологи отмечают
стремительное размывание российской идентичности. Около 12 млн. молодых людей в
возрасте от 14 до 30 лет не связывают свое бытие со статусом гражданина РФ. Для
них государство - это параллельный мир. Так, среди этносов, исповедующих ислам,
гражданами России ощущают себя лишь 46,7 процента юношей и девушек. Год молодежи
мы задумывали для того, чтобы сконцентрировать на решении этих вопросов усилия
федеральной власти, регионов, гражданского общества в целом. Конечно же, это
логичное продолжение нашей стратегической линии на инвестиции в человеческий
капитал. Об этом мы заявили в Концепции долгосрочного развития страны до 2020
года. Именно такие приоритеты заложены в Основных направлениях деятельности
Правительства до 2012 года. Те, кому сегодня 15, 20, 30 лет, в 40 лет станут
главными действующими лицами в нашей стране по реализации планов и проектов
развития России, укрепления гражданского общества. Молодежь, я напомню, - это
38 млн. человек, или треть населения страны, точнее, 27% - люди от 14 до 37
лет. Это наиболее динамичные и в то же время, я думаю, вы со мной согласитесь,
наиболее уязвимая часть общества. "Молодежь - наиболее динамичная и в то
же время уязвимая часть нашего общества, - подчеркивал Владимир Путин. - Она
способна на многое и нуждается в поддержке, поощрении, здоровой жизненной среде
и надежных социальных гарантиях". Премьер особо отметил, что Год молодежи,
объявленный в 2009 году, является логичным продолжением "нашей
стратегической линии на инвестиции в человеческий капитал".
"Стратегия-2020" подтверждает слова главы правительства. Впрочем, до
момента ее окончательного воплощения остается много лет. А пока придется
восстанавливать сеть детско-юношеских и молодежных центров. По мнению Путина,
необходимо определить более гибкий и понятный порядок финансирования этих
общественных организаций. Последние слова председателя правительства не могли
не вызвать живой отклик у министра Виталия Мутко. Он тут же предложил увеличить
финансирование программ молодежной политики. На сегодняшний момент
запланированы расходы в объеме 435 миллионов рублей, но, как уверяют в
министерстве, этих денег недостаточно. Необходимо поднять сумму в полтора-два
раза, тем более, полагают спортивные чиновники, эти средства в масштабах
госбюджета невелики. Часть денег, по заверениям Мутко, потратят на создание
студенческих отрядов, а их, в свою очередь, призовут к строительству объектов
для форума АТЭС-2012 и Олимпиады в Сочи. Впрочем, в проблемах молодежи виновато
не только государство, но и сами ребята, считает министр. Молодые люди ждут
сегодня поддержки от власти, но сами не пытаются занять активную жизненную
позицию, они хотят получить престижную работу, зачастую не ища ее, ценят
здоровье как важнейший личный приоритет, однако же, мало занимаются спортом. И,
наконец, считают себя патриотами, одновременно проявляя агрессию по отношению к
другим национальным культурам. Премьер-министр не был столь категорично
настроен в адрес последующих за ним поколений. Он просто резюмировал, что
"те, кому сегодня 15, 20, 30 лет, в скором времени станут главными
действующими лицами всех наших планов по развитию России и укреплению
гражданского общества". Цели и этапы проекта Главная задача проекта - дать
молодым людям страны возможность реализовать свой талант, подготовиться к
революционным изменениям и, в результате, занять достойные позиции в обществе и
обновленной стране. Одной из целей, как отмечается в президентском указе,
является развитие творческого, научного и профессионального потенциала
молодежи, ее активного привлечения к проведению социально-экономических
преобразований в стране, воспитания чувства патриотизма и гражданской
ответственности у молодых людей . Проект «Россия -2020» включает в себя три
этапа: Этап 1. Год молодежи - год твоих возможностей» (2009-2010 гг.) Старт
проектных направлений. Отработка механизмов реализации и поддержки молодежных
проектов. Формирование актива и создание долгосрочной программы проекта
«Россия-2020» Этап 2. «Новое поколение» (2010-2015 гг.) Расширение аудитории
проекта до 5-7 млн. человек. Развитие профильных сообществ в рамках проектных
направлений. Эффективная профориентационная сеть на всей территории страны.
Персональные карьерные траектории для лучших. Проект становится генератором
молодежного кадрового резерва страны. Этап 3. «Россия-2020» (2015-2020 гг.)
Эффективное использование молодежного кадрового резерва для усиления
управленческого и экономического потенциала страны. Воплощение положений
«Стратегии 2020». Первый этап проекта подходит к завершению, подводятся его
итоги. И вот что говорит Павел Тараканов, председатель Комитета Государственной
Думы по делам молодежи: «И я, и мои коллеги ожидали, что в 2009 году произойдут
системные подвижки в молодежной политике государства. Мы настаиваем на том,
чтобы она рассматривалась как отдельная серьезная сфера жизни России. Пока, к
сожалению, в умах многих сводится к трем составляющим: бесплатное образование,
бесплатная медицина, бесплатный спорт. Хотя и этих целей достичь не просто. Мы
же хотим уйти от упрощенной формулы, показать, что у молодежи интересы гораздо
глубже, шире, многообразнее. И если всерьез говорить, скажем, о Стратегии
России-2020, то нужно уже сегодня вплотную заняться молодежью, озаботиться ее
превращением из потерянного поколения в успешное. Значит, изначально
закладывать нравственные принципы и национальные традиции, прививать свойственное
нашим народам беззаветное служение России, жертвенную любовь к Отечеству,
формировать инновационное мировоззрение и правовое сознание, продвигать молодых
на ключевые позиции в государстве. Если эти задачи решать по старинке, как было
до сих пор, то на определенном этапе страна останется без молодых ученых,
ярких, компетентных политиков нового поколения, без образованных врачей,
учителей, квалифицированных рабочих. И как итог - в условиях жесткого
глобального соперничества окажется неконкурентоспособной. Радует, что все эти
вопросы нашли отражение в Послании Президента России». декабря в Москве прошло
финальное мероприятие Года молодежи - Форум победителей "Прорыв", в
рамках которого была вручена и одноименная национальная премия. Главный приз
победителю перешел из рук "основателя" Года молодежи - президента
Дмитрия Медведева. "ПРОРЫВ" - это новая награда для молодых
предпринимателей, ученых и специалистов в других областях, совершивших нечто
действительно прорывное. В течение всего Года молодежи шел поиск и отбор
победителей международных, всероссийских и окружных соревнований и мероприятий
в самых различных областях. К концу года этот отсев приобрел формы нескольких
номинаций: "ПРОмедиа", "ПРОарт", "ПРОнаука",
"ПРОбизнес", "ПРОтур", "ПРОспорт", "ПРОдоблесть",
"ПРОфессия". В итоге обладателями главного приза стали три
программиста - Федор Царев, Александр Штучкин и Евгений Южаков-из
Санкт-Петербурга - они первыми вывели на российский рынок технологию
беспроводной связи четвертого поколения 4G, опередив, таким образом, крупнейших
российских операторов. "Все, кто присутствует в этом зале, все вы
победители", - постарался никого не выделять Медведев. И хотя взрослые
часто любят говорить, что у молодых все еще впереди, на самом деле, уверен
президент, у нашей молодежи уже имеются широкие возможности. И их молодые люди
могут и должны использовать для укрепления государства. Сегодня прикладывается
много усилий для изменения государства, заметил Дмитрий Медведев. Чтобы
государство стало современным, экономически развитым. И не только благодаря
нефти, газу или ракетам, а за счет современной умной экономики. Государство
должно соответствовать умной экономике, - уверен глава государства. -
Государство должно меняться - должны меняться политическая система, экономика,
наши демократические институты. Эти требования должны предъявлять вы! Оно
должно меняться под вашими требованиями! Те обороты, которые уже набраны в
развитии государства, никак не связаны с Годом молодежи и, несмотря на его
окончание, не остановятся. "Оно будет продолжено, и для этого нужна ваша
энергия - энергия молодых", - обратился напоследок к многотысячному залу
президент. 2.2 Реализация Года молодежи в г.Москва. Москва - город огромный,
молодых людей здесь - миллионы. И работа, которая проводится с ними, тоже очень
большая. Я решила осветить хотя бы самую малую ее часть. Для части молодых
москвичей на повестку Сейчас - 26548 дня стал вопрос трудовой занятости. Так, в
июле в городскую службу занятости населения обратились 223 выпускника высших и
202 - средних специальных учебных заведений Москвы. Практически всем из них
оказано содействие в трудоустройстве, а с 19 (это 2 процента) ведется
индивидуальная работа. Сейчас уделяется особое внимание решению поставленной
мэром Москвы Ю. Лужковым задачи по трудоустройству выпускников вузов 2009 года:
Каждому должно быть предложено как минимум одно рабочее место. Работа ведется
во взаимодействии с Советом ректоров вузов Москвы и Московской области,
центрами содействия трудоустройству высших учебных заведений, Департаментом
труда и занятости города Москвы. Все государственные учреждения,
подведомственные исполнительной власти Москвы, приняли участие в XXIII
Международном форуме Карьера, предложили вакантные рабочие места молодым
специалистам в возрасте до 30 лет. Такие форумы и ярмарки не новое явление. Но
в этом году они проводятся значительно чаще и не только очно: рабочие места
предлагаются молодежи и на межвузовских ярмарках, которые организованы с
использованием Интернет-ресурсов. С нетрудоустроенными выпускниками проводится
индивидуальная, адресная работа. На сегодняшний день существует Организационный
комитет по проведению Года молодежи в городе Москве, который возглавляет мэр
Москвы Ю. Лужков. Причем он состоит из двух палат: молодежной и
межведомственного взаимодействия, в которую вошли префекты административных
округов, руководители комитетов и департаментов Москвы, депутаты Московской
городской Думы. Со временем будут внесены предложения по преобразованию
молодежной палаты Оргкомитета в совещательно-консультативный Совет по вопросам
молодежной политики при мэре Москвы. Таким образом, по окончании Года молодежи
будет создан городской орган, координирующий деятельность молодежных
объединений и взаимодействующий с органами исполнительной власти города. Этот
шаг позволит оперативно реагировать на актуальные проблемы. Также среди новых
форм и методов работы с молодежью можно назвать деятельность Молодежной палаты
при Московской городской Думе, Общественной молодежной палаты города Москвы,
отраслевых и территориальных молодежных советов. Поддерживаются интересные
социальные инициативы и проекты. В 2009 году проведен специализированный
конкурс. В Год молодежи претерпит изменения и нормативная правовая база
молодежной политики: прошел первое чтение в Московской городской Думе проект
закона города О молодежи, отражающий реалии современной жизни. Один из самых
ярких молодежных проектов Правительства Москвы - Студенческое Правительство
дублеров. Оно успешно функционирует уже четвертый год. Отрабатывается реальное
взаимодействие молодых граждан с органами исполнительной власти, проводятся
молодежные экспертизы проектов решений Правительства Москвы, студенты участвуют
в подготовке и принятии управленческих решений. В конкурсном отборе среди
студентов и аспирантов более 100 вузов города Москвы были определены дублеры
заместителей мэра, руководителей департаментов и комитетов, префектов
административных округов. Каждая рабочая неделя направлена на подготовку ко
вторнику - самому важному дню для дублеров, дню проведения заседаний Правительства
Москвы. В этом году, как и в предыдущие три, в июле дублеры заменили ушедших в
отпуск членов Правительства Москвы. Члены Студенческого Правительства дублеров
принимают участие в работе Правительства города в режиме On-Line, выступают с
оригинальными и конструктивными предложениями. Важным направлением работы
Правительства дублеров стало нормативно-правовое закрепление и дальнейшее
развитие проекта Дублеры глав управ. Остается добавить, что Студенческое
Правительство стало поистине резервом управленческих кадров города: за два
последних года 25 дублеров трудоустроены на государственную службу и в
государственные учреждения Москвы. Москва сейчас предлагает широкие возможности
молодежи для проведения досуга: это множество кинотеатров, клубов, галерей,
спортивные объекты. Развитие творческого потенциала молодежи - одна из задач
молодежной политики города. Всего в ведомстве Департамента семейной и
молодежной политики Москвы находится одиннадцать государственных учреждений -
организационно-методических центров, реализующих молодежные программы. Расскажу
о работе двух из них. Молодежный центр Галактика занимается проведением
молодежных творческих конкурсов и фестивалей. Так, 9 мая 2009 года в ЦПКиО им.
Горького была организована молодежная акция Чтобы помнили, посвященная Дню
Победы. Молодежный центр Созвездие изучает молодежную хип-хоп культуру,
организует всероссийские и международные чемпионаты и фестивали по брейк-дансу,
граффити, рэпу, диджеингу, фингербордингу. 17 мая 2009 года сотрудниками Центра
проведен Фестиваль диджеинга. Начинающим мастерам он дал редкий шанс
продемонстрировать свои способности. На него съехались ребята со всей России,
уже прошедшие предварительный отбор. У посетителей была возможность не только
пообщаться с педагогами Центра, но детально познакомиться с его работой.
Участие Департамента в организации Фестиваля экстремальных видов спорта Прорыв
в Лужниках для любителей мотофристайла, маутинборда, велотриала, джампинга
показало, насколько востребованы эти направления в молодежной среде. В рамках
празднования Дня молодежи 27 июня состоялся Фестиваль современной молодежной
культуры Энергия улиц. В самом большом скейт-парке Москвы Адреналин собралось
около 5000 участников, увлеченных современными субкультурами, нетрадиционными
экстремальными видами спорта. Безусловно, самым значительным и крупным
московским студенческим фестивалем является Фестос. В апреле этого года он
порадовал москвичей в шестнадцатый раз. В его конкурсной программе - 2325
коллективов и исполнителей из более 200 вузов Москвы и регионов России. Смотр
студенческих талантов впервые прошел по 17 творческим номинациям. В рамках
фестиваля состоялось более 140 мероприятий - конкурсные концерты и
гала-концерты номинаций, выставки, творческие встречи, специальные мероприятия
и презентации новых программ ФЕСТОСа. А кроме этого фестиваля в Москве
традиционно проходят Паруса надежды, Хрустальная стрела и другие. Рассказывать
о молодежном движении в Москве можно много, главное, что все эти события
позволяют ребятам раскрыть свои таланты, укрепляют в них уверенность в
собственных силах, направляют их жизнь в позитивное русло. молодежная политика
российское образование Заключение В условиях модернизации общества и растущих
требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна
стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех
участников процесса социального становления молодежи и самой молодежи
разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое
вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных
задач. Задачи государственной молодежной политики такого масштаба могут быть
решены только посредством применения проектного и сетевого подхода,
формирования системы общенациональных молодежных проектов, понятных и
востребованных в молодежной среде и обществе. Универсальным и эффективным
средством обеспечения проектной активности молодежи станут механизмы грантовой
поддержки. Эффективность применения грантовых механизмов развития общественной
активности и привлечения институтов гражданского общества к решению
общенациональных проблем убедительно доказана мировым опытом, успешно
применяющим эти механизмы в течение нескольких десятилетий. Все это, в конечном
итоге, сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и населения,
развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящим перед Россией, роста
благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений. Настоящая
Стратегия служит основой для реализации государственной молодежной политики в
субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях по разработки
федеральных, региональных и муниципальных программ для молодежи с учетом
региональных особенностей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.