Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика»
Освоение обучающимися программы, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Диагностика сформированности личностных результатов проводится на конец каждого года обучения (IV четверть).
Отсутствует полностью – 0 (чёрный цвет)
Выполняет частично – 1 (синий цвет)
Находится в стадии формирования (выполняет с помощью) – 2 (зелёный цвет)
Полностью сформировано (выполняет самостоятельно) – 3 (красный цвет)
Планируемые личностные результаты освоения
учебного предмета «Информатика»
7 класс
· формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
· осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
· Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8 класс
· формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
· формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
· формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
· овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
9 класс
· сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
· проявление готовности к самостоятельной жизни.
Программой определяется два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Оценивание проводится ежегодно в конце учебного года (май).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как:
Неудовлетворительно 0 – 34 % (чёрный цвет)
Удовлетворительно 35 – 50 % (синий цвет)
Хорошо 51 – 65 % (зелёный цвет)
Отлично свыше 65 % (красный цвет)
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Планируемые предметные результаты освоения
учебного предмета «Информатика»
7 класс
Достаточный уровень
· понимание и правильное применение на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
· изменение размеров и перемещение окна, реагирование на диалоговые окна;
· ввод информации в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
· определение инструментов текстового редактора;
· создание несложных текстовых документов;
· выделение, перемещение и удаление файлов;
· оформление текста в соответствие с заданными требованиями;
· использование простейшего графического редактора для создания и редактирования изображений;
· выполнение арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) в том числе с использованием микрокалькулятора;
· знание требований к организации компьютерного рабочего места, соблюдение требований безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Минимальный уровень:
· представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
· выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
· выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
· пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.);
· выполнение арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) в том числе с использованием микрокалькулятора;
· распознавание, различение и называние геометрических фигур построение с помощью графического редактора.
8 класс
Достаточный уровень
· представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
· пользование стандартным графическим интерфейсом компьютера;
· выполнение основных операций с файлами;
· применение текстового процессора для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц, диаграмм, графиков;
· применение инструментов простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
· понимание смысла терминов « понятие», « суждение», « умозаключение»;
· представление об алгоритмах, приведение их примеров;
· пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации;
· знание требований к организации компьютерного рабочего места, соблюдение требований безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Минимальный уровень
· представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
· выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
· выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
· пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.);
· выполнение арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) в том числе с использованием микрокалькулятора;
· распознавание, различение и называние геометрических фигур построение с помощью графического редактора;
· пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации.
9 класс
Достаточный уровень:
· представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
· выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
· выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
· пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными электронными ресурсами;
· пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации;
· запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ;
· простейшие навыки работы с текстовым редактором, создание и редактирование информации, работа с таблицами, диаграммами, графиками;
· работа с интернет ресурсами;
· знание требований к организации компьютерного рабочего места, соблюдение требований безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Минимальный уровень:
· представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
· выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
· выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
· пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.);
· выполнение арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) в том числе с использованием микрокалькулятора;
· распознавание, различение и называние геометрических фигур построение с помощью графического редактора;
· пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации.
БУД по предмету «Информатика»
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения. Оценивание проводится ежегодно в конце учебного года (май).
Для оценки сформированности каждого действия можно использовать следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие,но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Высокий 4 – 5 баллов (красный цвет)
Средний 2 – 3 балла (синий цвет)
Низкий 0 – 1 балл (чёрный цвет)
Данные о сформированности личностных БУД по информатике 7 класс
· соблюдение основных правил здоровьясбережения;
· формирование мотива, реализующего потребность в социально – значимой и социально оцениваемой деятельности;
· умение определять и высказывать под руководством учителя общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
· умение в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
· положительная мотивация к обучению и целенаправленная познавательная деятельность.
Данные о сформированности регулятивных БУД по информатике 7 класс
· умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;
· умение работать по предложенному учителем плану;
· умение осуществлять действия по реализации плана;
· постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимися, а что ещё не известно;
· умение соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Данные о сформированности познавательных БУД по информатике 7 класс
· умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
· умение находить ответы, используя наглядность, иллюстрации, учебник;
· умение делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя;
· умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт;
· поиск, выделение и извлечение необходимой информации из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
· умение преобразовывать информацию из одной формы в другую выбирать наиболее удобную для себя форму.
Данные о сформированности коммуникативных БУД по информатике 7 класс
· умение слушать и понимать речь других;
· умение оформлять свою мысль в устной форме;
· умение аргументировать свой способ решения задачи;
· умение договариваться, находить общие решения;
· умение слушать и вступать в диалог;
· понимание возможности различных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос;
· умение понимать другие позиции (взгляды, интересы).
Данные о сформированности личностных БУД по информатике 8 класс
· готовность и способность положительно относиться к учению, к познавательной деятельности; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
· осознание себя как индивидуальность и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм;
· формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
· положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
Данные о сформированности регулятивных БУД по информатике 8 класс
· умение составлять план действий по решению проблемы;
· умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;
· умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
· осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;
· адекватное определение причины успешности и неуспешности в учебной деятельности, сопоставление цели, хода и результата деятельности.
Данные о сформированности познавательных БУД по информатике 8 класс
· выбор наиболее эффективных способов решения задач;
· поиск и выделение необходимой информации;
· умение выделять причины и следствия для получения необходимого результата для создания нового продукта;
· умение преобразовывать информацию для получения необходимого результата для создания нового продукта;
· построение логического рассуждения;
· извлечение информации из схем, иллюстраций, текста, таблиц.
Данные о сформированности коммуникативных БУД по информатике 8 класс
· умение произвольно строить своё речевое высказывание;
· умение доносить свою позицию до других, владея приёмами речи;
· умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды;
· умение выполнять различные роли в группе;
· взаимоконтроль и взаимопомощь в ходе выполнения задания;
· соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета.
Данные о сформированности личностных БУД по информатике 9 класс
· испытывать чувство гордости за свою страну;
· гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
· уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
· активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
· соблюдать основные правила здоровьясбережения.
Данные о сформированности регулятивных БУД по информатике 9 класс
· принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
· осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
· осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
· обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
· адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Данные о сформированности познавательных БУД по информатике 9 класс
· самостоятельно осуществлять расширенный поиск информации из различных источников;
· извлекать информации из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
· умение структурировать знания;
· дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
· использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
· использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Данные о сформированности коммуникативных БУД по информатике 9 класс
· умение произвольно строить своё речевое высказывание;
· вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
· слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
· использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.