Мониторинг метапредметных результатов освоения АООП НОО для детей с ОВЗ
Оценка 4.8

Мониторинг метапредметных результатов освоения АООП НОО для детей с ОВЗ

Оценка 4.8
Контроль знаний
docx
администрации
1 кл—5 кл
05.11.2017
Мониторинг метапредметных результатов освоения АООП НОО  для детей с ОВЗ
Процедуры итоговой, как и промежуточной оценки результатов усвоения АООП НОО, требуют учета особых образовательных потребностей обучающихся c нарушением слуха: адаптацию предлагаемого ребенку тестового (контрольно-оценочного) материала как по форме предъявления (использование и устных и письменных инструкций), так и по сути (упрощение длинных сложных формулировок инструкций, разбивка на части, подбор доступных пониманию ребенка аналогов и др.); специальную психолого-педагогическую помощь обучающемуся (на этапах принятия, выполнения учебного задания и контроля результативности), дозируемую исходя из индивидуальных особенностей здоровья ребенка.
Мониторинг метапредметных результатов.docx
Мониторинг метапредметных результатов освоения АООП НОО  для детей с ОВЗ  Для   организации   мониторинга   сформированности   у   младших   школьников   с нарушением слуха метапредметных результатов, учителю необходимо иметь не только полное   представление   о   содержании   оценки   результатов   освоения   адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (АООП НОО), об   общих   подходах   к   определению   уровня   освоения   учебного   материала обучающимися   с   ограниченными   возможностями   здоровья,   но   и   об   особенностях используемых заданий конкретной категории обучающихся с нарушениями слуха.  В   соответствии   с   АООП   НОО,   основным  объектом  мониторинга,   его содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты  освоения обучающимися основной образовательной программы, те результаты, которые имеют значение для продолжения обучения на ступени среднего общего образования.    рекомендовано, Согласно   локальным   актам   школы­интерната,   чтобы тематическое планирование к рабочей программе  имело следующий вид: № Тема Кол­во часов Тематическое планирование Дата Планируемые результаты план. факт. Предметные Метапредметные Личностные Вид контроля Подобная   структура   позволяет   в   течение   учебного   года   вести   работу   по выявлению текущего состояния и отслеживанию динамики достижения планируемых результатов в ходе мониторинговых  процедур. Мониторинг направлен на фиксацию актуального состояние достигнутого уровня запланированных результатов, помогает прогнозировать   его   дальнейшее   развитие,   обеспечивает   управление   процессом обучения. Достижение  личностных результатов  обеспечивается в ходе реализации всех компонентов   образовательного   процесса,   включая   внеурочную   деятельность, реализуемую семьей и школой. Личностные результаты  обучающихся начальной школы не подлежат итоговой оценке. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении жизненными компетенциями, которые составляют   основу   этой   группы   результатов   по   отношению   к   обучающимся   с нарушением слуха.  Основным   объектом   оценки  метапредметных   результатов  служит сформированность   ряда   регулятивных,   коммуникативных   и   познавательных универсальных   действий   (УУД),   т.е.   таких   умственных   действий     обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью и составляют   основу   для   продолжения   обучения.   В   зависимости   от   успешности выполнения   проверочных   заданий   по   математике,   развитию   речи,   формированию грамматического строя речи, литературному чтению, окружающему миру и с учетом характера ошибок, допущенных ребенком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных регулятивных действий учащихся. Достижение метапредметных результатов   проявляется   в   успешности   выполнения   комплексных   заданий   на межпредметной основе.  Оценка  предметных   результатов  представляет   собой   оценку   достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса —   учебных   предметов,   представленных   в   обязательной   части   базисного   учебного плана.   Объектом   оценки   предметных   результатов   служит   в   полном   соответствии   с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно­познавательные и учебно­практические   задачи   с   использованием   средств,   относящихся   к   содержанию учебных предметов.  Мониторинг результатов освоения образовательной программы имеет следующий вид: П С В М О С н к а О р к о и ы о п б а о н б е о с с в н р о б н а р к р т т о и е р л т л а о р а е д т д ю р и б м е н м о е д о з о е к о а р л и е л т н ц в т и е н н ь д к д и к и н н ф и о а а о а з г и о е З к ц н а е р У у и н ц ц м Н м и и а е и н а , е н я л я а ц н ф и п и а т о р и р и н о р а н а к в м б ф в е а о о л т ц т р е и и а м н р и а и о ц й в и а и и н , и о е а т , н б а о т л р е и с з к т р и и р т о е в р а и н е и в е Наибольшего времени требует   этап   сбора информации,   основной элемент в организации   мониторинга.   К   нему   надо   хорошо   подготовиться,   он   предполагает разнообразие видов деятельности.  Стартовая     работа   проводится   в   начале   сентября   и   позволяет   определить актуальный   уровень   знаний,   необходимый   для   продолжения   обучения,   а   также наметить   «зону   ближайшего   развития»   и   предметных   знаний,   организовать коррекционную   работу.   Результаты   стартовой   работы   фиксируются   в   протоколах, таблицах или в карте.  Определив   учебные   возможности   каждого   ученика,   можно   теперь   проводить мониторинг   результатов   учебной   деятельности   учащихся.   Выделяются   учебные дисциплины,   которые   будут   составлять   исследуемую   образовательную   область.   В данном   случае   –   это   русский   язык   (чтение,   развитие   речи,   формирование грамматического строя речи), математика и окружающий мир.  Затем определяется периодичность проведения мониторинга.  В начальной школе принята   следующая   система.   Результаты   каждой   контрольной   работы   заносятся   в таблицу.   Корректировка знаний проводится ежедневно в течение года.   Готовясь к урокам, учителя  обращаются к результатам мониторинга. Составляются карточки для детей, которые допустили ошибки в последней работе, намечается, кто из учащихся будет   работать   у   доски   или   на   электронном   тренажере,   пока   дети   работают самостоятельно. Стартовая диагностикаТекущий контрольПромежуточный контрольИтоговый контрольСтартовые (входные ) контрольные работыСамостоятельные, проверочные и контрольные работы, тесты, проекты, практические работыКонтрольные работы за полугодияКомплексная контрольная работаРаботы на отдельных листахРабочие тетради, тетради для творческих работ, тетради на печатной основе, тетради для контрольных работРаботы на отдельных листахРаботы на отдельных листахФиксация результатов в бланках для анализа контрольных работ или протоколах, диагностических картах, картах для мониторинга контрольных работ, выставление оценок в классный журнал. Оценка и анализ результатов. Выводы и рекомендации. При   выработке   концепции   оценки   достижения   слабослышащими   учениками планируемых   результатов   освоения   АООП   НОО   мы   исходили   из   того,   что,   изучая уровень   сформированности   любого   метапредметного   результата   на   любом   уровне обучения   слабослышащего   ребёнка,   нельзя   составить   полное   и   адекватное представление о степени продвижения ученика в освоении программного материала и его потенциале без учёта уровня сформированности речевых навыков. Основное содержание оценки   метапредметных   результатов на   ступени начального   общего   образования   строится   вокруг   умения   учиться,   т.   е.   той совокупности   способов   действий,  которая,   собственно,  и   обеспечивает   способность обучающихся   к   самостоятельному   усвоению   новых   знаний   и   умений,   включая организацию этого процесса. Уровень   обучаемости,   результативность   освоения   слабослышащими школьниками   программного   материала     в   значительной   мере   зависит   от   уровня сформированности их речевых компетенций. Результаты тематического, промежуточного и итогового срезов  фиксируются в диагностической   карте.   В   процессе   оценки   используются   разнообразные   методы   и формы,   взаимно   дополняющие   друг   друга   (предметные   стандартизированные письменные   и   устные,   практические,   творческие   работы,   проекты,   наблюдение, самоанализ, самооценка и др.).  Несовершенство   умений   и навыков,   связанных   с   использованием   речи   как средства   общения,   является   характерной   особенностью   учащихся   с   нарушениями слуха, обусловленной вторичными отклонениями. Поэтому,   разрабатывая   свою   систему   оценки   (критерии,   индикаторы, уровни)достижения   планируемых   образовательных   результатов   слабослышащими младшими школьниками в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ, мы создали примерный алгоритм   оценивания   метапредметных   результатов   с   учётом   уровней   мыслительной деятельности, включив оценку уровня сформированности речевой компетенции. Освоение начальных форм познавательной рефлексии Уровен Зона актуального развития Речевой компонент ь 0 1 класс I 1 класс II 1 класс III 2­3 класс УУД не сформирован Демонстрирует способность к  осмыслению предлагаемой задачи,  связанной с простейшими действиями  (н­р, покажи круг, или цифру «3»,  покажи дерево),  – «услышал­осмыслил­ выполнил». Демонстрирует  способность к  осмыслению предлагаемой задачи,  связанной с простыми действиями по  алгоритму с помощью учителя,  требующей от ребёнка активизации  элементов логического мышления ( н­р,  умения выбирать предметы по  определённым признакам с помощью  учителя (цвет, форма, величина):   выбрать предметы круглой формы на  картинке). Демонстрирует способность к  осмыслению предлагаемой задачи и  выполнению её самостоятельно по  инструкции и под контролем учителя  (Н­р, решение математической задачи.  Инструкция: 1)прочитай задачу, 2)  напиши краткую запись или схему, 3)  выбери действие для решения задачи, 4)  проверь, ответил ли ты на вопрос задачи; 5) напиши ответ). IV базовы й 4­5 класс Демонстрирует способность  САМОСТОЯТЕЛЬНО выполнить  работу по усвоенному алгоритму  и  произвести анализ выполненной работы,  умение находить собственные ошибки и  исправлять их, умение осуществлять  выбор эффективных способов решения  поставленной задачи. Использует, в основном,  невербальные формы общения;  речевой навык в зачаточном  состоянии Может полным ответом ответить  на вопрос: «Что ты показал?» ­ и  дать словесный отчёт о  выполненном действии с помощью  учителя Может описать с помощью  учителя ход выполнения задания и дать словесную аргументацию  своего выбора, также с помощью  учителя. Словесное проектирование    ребёнком выполнения задания по  определённому алгоритму под  контролем  учителя,  словесная  аргументация в пользу выбора  действия для решения задачи под  контролем  учителя; словесный  анализ выполненного задания по   алгоритму; словесная  формулировка ответа на вопрос  задачи в полной форме. Словесное проектирование  ребёнком  выполнения задания по   алгоритму без помощи учителя (в  отдельных случаях допускается не прямая, а лишь наводящая на  правильный ответ подсказка,   словесный анализ учащимся  выполненной работы по  привычному алгоритму  самостоятельно, словесная V повыш енный 5 класс Демонстрирует способность произвести самоанализ выполненной работы, умение находить   и   исправлять   собственные ошибки   без   помощи   взрослого; самостоятельное выполнение предложенной   задачи   повышенной сложности   собственным   оригинальным (нестандартным) способом.   аргументация в пользу  эффективности выбора того или  иного способа  действия. Словесный  комментарий,  сопровождающий    выполнение   задания ребёнком самостоятельно, т.е. без помощи учителя;  словесный комментарий,  объясняющий правильность  выбора собственного  оригинального (нестандартного)  способа решения задачи  повышенной сложности. Данный   алгоритм   оценивания   результатов   освоения   АООП   слабослышащими школьниками даёт не только представление об уровне сформированности УУД, но и на основе   широкого   спектра   примерных   показателей   речевого   развития, классифицированных   по   уровням   в   соответствии   с   этапом   освоения   программного материала, позволяет более точно определить уровень их речевого развития, связанного с ним словесно­логического мышления, а также  выявить проблемы в развитии каждого слабослышащего ученика и определить зону его ближайшего развития.  Обработка и систематизация информации мониторинга послужит определению плана работы с учащимися. Информацию лучше всего накапливать в форме таблиц, диаграмм и т.д. Например, учитель может заполнять таблицу следующего вида: Фамилия, имя ученика____________________________ 1 2 3 4 5 По каким предметам не успевает. Какие темы   не усвоены/наличие пробелов в знаниях. Поведение ученика. Причины, которые привели к плохой успеваемости. Какие   средства   (дидактические,   воспитательные, учебные,   внеклассные,   дополнительные   занятия) планируется привлечь  в работе с учеником. Кто   привлечен   к   работе   по   преодолению неуспеваемости ученика. Какие  изменения   наблюдаются,  есть  ли   результаты работы. По результатам мониторинга детям оказывается коррекционная помощь: 1 Индивидуальные занятия 2 Оказание помощи ученику на уроке. 3. Работа по профилактике неуспеваемости. Для оценивания осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного   процесса   обучения   наиболее   целесообразно   использовать   метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать  в ситуациях,   требующих   от   учащихся   строгого   самоконтроля   и   саморегуляции   своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и ключевых понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.  Оценочные   листы   предметных   результатов   составляются   по   основным предметам,   исходя   из   планируемых   результатов   обучения.   Оценочные   листы заполняются   в   конце   учебного   года.   Они   представлены   в   виде   таблиц.   В   колонку (Основные   предметные   результаты)   внесены   все   учебные   умения,   которым   ученик научится в результате изучения предмета.  Листы разработаны для каждого класса по основным предметам начальной школы. Оценочные   листы   достижений     заполняют   учащиеся   в   колонке   (самооценка), можно добавить дополнительную колонку, где  родители отмечают достижения своих детей,   и в заключении учитель ставит свою оценку, основываясь на диагностические карты и комплексные контрольные работы.   Для оценки служат знаки цвета. Оценочные документы могут быть включены в портфолио учащегося, т.к они позволяют отслеживать динамику его достижений.  усвоил, не испытываю(­ет) трудностей Оценочные листы                 иногда испытываю (­ет) трудности                 надо поработать Оценочный лист учебных достижений по обучению грамоте учени___ 1 ___ класса _______________________________ Основные предметные результаты Самооценка Оценка учителя Устанавливаю число и последовательности звуков в слове.  Делю слова на слоги и ставлю ударения.  Умею читать. Списываю слова и предложения. Умею писать диктант. Правильно   записываю   предложения   (большая   буква   в   начале предложения, точка в конце). Знаю правила правописания. Итоговые   комплексные   контрольные   работы   основаны   на   интегративном подходе.   При   выполнении   комплексной   итоговой   работы,   обучающиеся   должны применять базовые учебные действия, что позволит оценить в единстве предметные и личностные результаты. Основная цель этих заданий – выявить уровень (достаточный или   минимальный)   овладения   детьми   основополагающими   понятиями   и   способами действий   в   области   чтения,   а   также   изученных   разделов   курсов:   «Формирование грамматического   строя   речи/Развитие   речи»,   «Математика»,   «Окружающий   мир». Проведение   таких   работ   предполагается   по   окончании   учебного   года.   Итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной школы – с 1­го по 5­й. Все они имеют схожую структуру и строятся на основе  текста, к которому дается ряд заданий   по   русскому   языку   и   чтению,   математике,   окружающему   миру.   Задачи комплексной   работы   –   установить   уровень   овладения   ключевыми   умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем   этапе   обучения.   В   соответствии   со   стандартами     задания   комплексных работ ориентированы не только на проверку освоения отдельных знаний, но и оценку способности учащихся начальных классов решать учебные и практические задачи на основе   полученных   знаний,   сформированных   умений   и   универсальных   учебных действий. Подготовка учащихся к успешному выполнению итоговой комплексной работы проводится в течение всего учебного года, поскольку сам учебный процесс направлен на формирование базовых и специфических для каждого предмета учебных действий. Подготовку детей к выполнению контрольной работы нового типа можно условно разделить на два основных этапа. Этап 1.Обязательное знакомство учащихся с аналогичными заданиями в течение всего учебного года. Этап   2.  Незадолго   до   итоговой   комплексной   работы   должна   быть   проведена аналогичная работа на другом тексте. Комплексные   контрольные   работы   составлены   по   возможностям   обучения школьников,   они   представлены   в   2   вариантах,   которые   различаются   уровнем сложности. Время выполнения работы­ 1 урок (40 минут).  Слайд Результаты выполнения работ детьми и результаты их обработки фиксируются в итоговой таблице: анализ комплексной контрольной работы.  I вариант Достаточный уровень: От 28 до 18 баллов (100%­65%) – «очень хорошо» (отлично). От 17 до 14 баллов (65%­51%) – «хорошо». Минимальный уровень: От 13 до 10 баллов (50%­35 %) – «удовлетворительно». От 9 до 0 баллов (менее 35%) – следует предложить работу по 2 варианту. II вариант Достаточный уровень: От 24 до 18 баллов (100%­65%) – «очень хорошо» (отлично). От 17 до 14 баллов (65%­51%) – «хорошо». Минимальный уровень: От 13 до 10 баллов (50%­35 %)­«удовлетворительно». От 9 до 0 баллов (менее 35%)­ следует предложить перевести обучающегося на обучение по программе 2.3. Слайд Пример комплексной контрольной работы для учащихся 1 класса, 1 вариант Щенок. Саша   и   Миша   нашли   маленького   щенка.   Он   жалобно   пищал.   Дети   пожалели щенка и взяли его домой. Мама дала им деревянный ящик. Мальчики напоили щенка молоком и уложили спать в ящик. (30 слов) 1. Ответь на вопрос: Кого нашли Саша и Миша? 2. О ком говорится в  рассказе?  3. 4. 5. 6. Соедини животных с их детёнышами.  Реши примеры и раскрась рисунок. Придумай кличку этому щенку. Запиши пример и реши задачу: 7. Раскрась только те картинки, на которых дети поступают правильно. Процедуры итоговой, как  и промежуточной оценки результатов усвоения АООП   НОО,   требуют   учета   особых   образовательных   потребностей   данной категории   обучающихся:   адаптацию   предлагаемого   ребенку   тестового (контрольно­оценочного) материала как по форме предъявления (использование и устных и письменных инструкций), так и по сути (упрощение длинных сложных формулировок   инструкций,   разбивка   на   части,   подбор   доступных   пониманию ребенка   аналогов   и   др.);   специальную   психолого­педагогическую   помощь обучающемуся (на этапах принятия, выполнения учебного задания и контроля результативности),   дозируемую   исходя   из   индивидуальных   особенностей здоровья ребенка.  Использованные источники. 1. Багрова,   И.   Г.   Монография.   Развитие речевого слуха   слабослышащих школьников / Багрова И. Г., ИКП РАО. М. 1993. 2. Багрова, И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух / И. Г. Багрова. М. : Проев. ­ 1990. ­ 220 с. 3. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология. / Т. Г. Богданова. М., 2002. ­ 224 с. 4. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. М., 1963. 5. Боскис,   учебного материала слабослышащими учащимися   /   Р.   М.   Боскис,   К.   Г. Коровин.   ­М.: 1981. усвоения Особенности     Р.   М.   6. Боскис, P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха / Боскис Р. М. М., 7. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. 8. Выготский Л.С. В 92 Психология развития человека. — М.: Изд­во Смысл; Изд­ во Эксмо, 2005. — 1136 с 9. Леонгард Э.И. Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом   в семье. М: 1991 10. Организация   внутришкольного   контроля   в   условиях   введения   федерального государственного   стандарта   начального   общего   образования   :   методические рекомендации. – Биробиджан :ОблИПКПР, 2012.

Мониторинг метапредметных результатов освоения АООП НОО для детей с ОВЗ

Мониторинг метапредметных результатов освоения АООП НОО  для детей с ОВЗ

Мониторинг метапредметных результатов освоения АООП НОО для детей с ОВЗ

Мониторинг метапредметных результатов освоения АООП НОО  для детей с ОВЗ

Мониторинг метапредметных результатов освоения АООП НОО для детей с ОВЗ

Мониторинг метапредметных результатов освоения АООП НОО  для детей с ОВЗ

Мониторинг метапредметных результатов освоения АООП НОО для детей с ОВЗ

Мониторинг метапредметных результатов освоения АООП НОО  для детей с ОВЗ

Мониторинг метапредметных результатов освоения АООП НОО для детей с ОВЗ

Мониторинг метапредметных результатов освоения АООП НОО  для детей с ОВЗ

Мониторинг метапредметных результатов освоения АООП НОО для детей с ОВЗ

Мониторинг метапредметных результатов освоения АООП НОО  для детей с ОВЗ

Мониторинг метапредметных результатов освоения АООП НОО для детей с ОВЗ

Мониторинг метапредметных результатов освоения АООП НОО  для детей с ОВЗ

Мониторинг метапредметных результатов освоения АООП НОО для детей с ОВЗ

Мониторинг метапредметных результатов освоения АООП НОО  для детей с ОВЗ

Мониторинг метапредметных результатов освоения АООП НОО для детей с ОВЗ

Мониторинг метапредметных результатов освоения АООП НОО  для детей с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2017