Мониторинг сформированности УУД в 1 классе
Оценка 4.8

Мониторинг сформированности УУД в 1 классе

Оценка 4.8
Контроль знаний
doc
администрации
1 кл
20.07.2017
Мониторинг сформированности УУД в 1 классе
Публикация является частью публикации:
мониторинг.doc
Тема: «мониторинг сформированности УУД в 1 классе I. Что же такое универсальные учебные действия?  Давайте для начала вспомним, что такое универсальные действия и зачем они нужны. В широком значении этот термин означает умение учиться, способность человека к саморазвитию.  Ребенку необходимо уметь учиться.  В школе ученикам дают определенные знания, но не учат пользоваться ими в повседневной жизни. Как показала действительность, ученики, окончившие школу с золотой медалью, зачастую не  достигали в дальнейшем карьерных высот, так как не смогли на практике успешно применить свои  знания.  Педагог должен организовать условия, в которых УУД формируются наиболее эффективно, не  «вопреки, а благодаря»... методике преподавания предмета.  Это дает возможность ученику саморазвиваться и самосовершенствоваться.  Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на 4 группы:  регулятивные,  личностные,  коммуникативные  и познавательные (см. схему):    Для меня встала проблема. А как же узнать, в достаточной ли степени я формирую ууд? Поэтому, покопавшись в Интернете, я нашла несколько методик для мониторинга уровня сформированности  ууд у учащихся 1 класса. Возможно, некоторые из них вам известны.  СПИСОК МЕТОДИК ДЛЯ МОНИТОРИНГА ЛИЧНОСТНЫХ УУД 1. «Лесенка» (1- 4 класс). 2. Анкета «Оценка школьной мотивации» (1-2 класс). 3. «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс). СПИСОК МЕТОДИК ДЛЯ МОНИТОРИНГА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД 1.     «Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс). 2.       Выделение существенных признаков (2 класс). 3.       Логические закономерности (3 класс). 4.       Исследование словесно-логического мышления (4 класс). 5.       Методика определения уровня умственного развития (ГИТ)  СПИСОК МЕТОДИК ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД (можно на слайд) 1. Узор под диктовку. 2. «Рукавички». 3. «Левая и правая стороны» 4. «Совместная сортировка» 5. «Дорога к дому» 6. «Кто прав?». Методики для мониторинга регулятивных УУД ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ­ ПОСТАНОВКА  УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ НА ОСНОВЕ СООТНЕСЕНИЯ ТОГО, ЧТО УЖЕ ИЗВЕСТНО И УСВОЕНО УЧАЩИМИСЯ, И ТОГО, ЧТО ЕЩЁ НЕИЗВЕСТНО  ФОРМУЛИРОВАТЬ И УДЕРЖИВАТЬ УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ – наблюдение  СООТНОСИТЬ ВЫПОЛНЕННОЕ ЗАДАНИЕ С ОБРАЗЦОМ, ПРЕДЛОЖЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ -  Методика «Рисование по точкам»  ОЦЕНКА СВОЕГО ЗАДАНИЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ ПАРАМЕТРАМ:  ЛЕГКО ВЫПОЛНЯТЬ, ВОЗНИКЛИ СЛОЖНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ. СТЕПЕНЬ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ – работа по образцу.  Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка» Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька  имеет вид площадки, и объясняют задание. Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках  окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше  (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь  себя. Объясни почему?» После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким?  Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя  поставила бы мама».  Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой»,  «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный –  самый небрежный». Количество характеристик можно сократить. В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание:  испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает  никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда  поставил? Ты всегда такой?» и т.д. Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной,  адекватной и заниженной самооценкой . Способ выполнения задания Тип самооценки 1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку;  считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой  выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». Неадекватно  завышенная  самооценка 2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на  самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет  какие­то свои недостатки и промахи, но объясняет их  внешними, независящими от него, причинами, считает, что  оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько  ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда  ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». Завышенная  самооценка 3. Обдумав задание, ставит себя на 2­ю или 3­ю ступеньку  снизу, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные  ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая  же либо несколько ниже. Адекватная  самооценка 4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет  либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». Заниженная  самооценка  Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не  понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из­за высокой  тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы  отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание,  действуют наобум. Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного  возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и  действия. Самооценка детей 6­7­летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных  ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой  ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная. Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в  развитии личности. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой 1. Тебе нравится в школе?  o не очень  o нравится o не нравится 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется  остаться дома?  o чаще хочется остаться дома o бывает по­разному o иду с радостью 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что  желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?  o не знаю o остался бы дома o пошел бы в школу 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие­нибудь уроки?  o не нравится o бывает по­разному o нравится 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?  o хотел бы o не хотел бы o не знаю 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?  o не знаю o не хотел бы o хотел бы 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?  o часто o редко o не рассказываю 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?  o точно не знаю o хотел бы o не хотел бы 9. У тебя в классе много друзей? o мало o много o нет друзей 10. Тебе нравятся твои одноклассники?  o нравятся o не очень o не нравятся Ключ  Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты. № вопроса оценка за 1­й ответ оценка за 2­й ответ оценка за 3­й ответ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 0 1 3 0 1 3 1 1 3 3 1 0 1 3 3 1 0 3 1 0 3 3 0 1 0 0 3 0 0 Первый уровень. 25­30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все  предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя,  добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.  В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и  т.п. Второй уровень. 20­24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с  учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а  при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный  уровень мотивации является средней нормой. Третий уровень. 15­19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких  детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы  общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации. Четвертый уровень. 10­14 баллов – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто  занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной  деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную  тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой. Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной  деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с  учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для  них невыносимо. Маленькие дети (5­6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и  правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно­психические нарушения. Рисунки  таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают  индивидуальные пристрастия ребенка. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Шкалы: уровень сформированности нравственных представлений Назначение теста Диагностика сформированности нравственных представлений Тест Учащихся просят привести примеры: • принципиального поступка; • зла, сделанного тебе другими; • доброго дела, свидетелем которого ты был; • справедливого поступка твоего знакомого; • безвольного поступка; • проявления безответственности и др. Обработка и интерпретация результатов теста Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-балльной шкале: • 1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии; • 2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное; • 3 балла – если сформировано полное и четкое представление. Возможно также проведение структурированной беседы на тему, например, справедливости. Детям читают рассказ о справедливом или несправедливом поступке и обсуждают его. Ребенку задают следующие вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?» и т. д. Тест “Найди несколько различий?” Цель этой методики ­ определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные  задачи. Методика рассчитана на детей 5­6 лет. 1. Перед показом картинки ребенку предлагают найти несколько различий между двумя рисунками. Оценка результатов теста 10 баллов ­ ребенок справился с заданием менее чем за 20 сек 8­9 баллов ­ ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек. 6­7 баллов ­ ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек. 4­5 баллов ­ ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек. 2­3 балла ­ время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек. 0­1 балл ­ ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек. Выводы об уровне развития восприятия 10 баллов ­ очень высокий. 8­9 баллов ­ высокий  4­7 баллов ­ средний  2­3 балла ­ низкий  0­1 балл ­ очень низкий. 2. Ребенку на 20­30 секунд показывают рисунок А , говоря : "Запомни все изображенные на  картинке предметы и их расположение". Далее Рисунок А убирают , и предлагают посмотреть на  рисунка Б и сказать что изменилось на этой картинке по сравнению с предыдущей.  Оценка результатов теста 10 баллов ­ ребенок справился с заданием менее чем за 20 сек 8­9 баллов ­ ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек. 6­7 баллов ­ ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек. 4­5 баллов ­ ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек. 2­3 балла ­ время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек. 0­1 балл ­ ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек Выводы об уровне развития восприятия 10 баллов ­ очень высокий. 8­9 баллов ­ высокий  4­7 баллов ­ средний  2­3 балла ­ низкий  0­1 балл ­ очень низкий. Оценка познавательных ууд – тетрадь «Диагностика…» Задание "Рукавички" (методика Г.А. Цукерман) Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе  организации и осуществления сотрудничества (кооперация). Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия. Возраст: 6,5­7 лет. Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе  парами, и анализ результата. Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению  рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут  сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут  рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую  и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей. Критерии оценивания: ­ продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на  рукавичках; ­ умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать,  аргументировать и т. д.; ­ взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга  отступления от первоначального замысла, как на них реагируют; ­ взаимопомощь по ходу рисования; ­ эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с  удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу  необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.). Уровни оценивания: 1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не  пытаются договориться, каждый настаивает на своем. 2. Средний уровень: сходство частичное ­ отдельные признаки (цвет или форма некоторых  деталей) совпадают, но имеются и заметные различия. 3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети  активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа  раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя  совместное действие; следят за реализацией принятого замысла. Задание "Левая и правая стороны" (Ж. Пиаже) Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника  (партнера). Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия. Возраст: 6,5­7 лет. Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком. Описание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить, или предлагают  задания, на которые он должен отреагировать действиями. Задания 1. (Сидя или стоя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую. 2. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую. 3. На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по  отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета? 4. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш.  Монета в левой или в правой руке? А карандаш? Критерии оценивания: ­ понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей,  отличную от собственной; ­ соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя,  координация разных пространственных позиций. Уровни оценивания: 1. Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех заданиях; 2. Средний уровень: правильные ответы только в 1­м и 3­м заданиях; ребенок правильно определяет  стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера. 3. Высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет правильно, т. е. учитывает отличия позиции  другого человека. Методика проведения «Узор под диктовку» Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном  (ширмой), одному дается образец узора на карточке, другому — фишки, из которых этот узор надо  выложить. Первый ребенок диктует, как выкладывать узор, второй — действует по его инструкции.  Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на узор. После выполнения задания  дети меняются ролями, выкладывая новый узор того же уровня сложности. Для тренировки вначале  детям разрешается ознакомиться с материалами и сложить один­два узора по образцу.  Материал: набор из трех белых и трех цветных квадратных фишек (одинаковых по размеру), четыре  карточки с образцами узоров (рис. 1). 1 вариант. На слайде 2 вариант Инструкция: «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как  обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с образцом  узора, а другой — квадраты и заготовки для его составления. Один диктует, как надо составлять  узор, другой узор выкладывает, приклеивая квадраты. Можно задавать любые вопросы, но смотреть  на узор нельзя. Сначала диктует один, потом другой, ­ Вы поменяетесь ролями. А для начала  давайте потренируемся, как надо складывать узор». ­ Приклеиваем первый квадрат в первом ряду, затем второй во втором ряду, третий во втором ряду. ­ Приклеиваем первый квадрат в первом ряду, затем второй в первом ряду, третий во втором ряду. ­ Приклеиваем первый квадрат в первом ряду, затем второй во втором ряду, третий квадрат в  первом ряду.

Мониторинг сформированности УУД в 1 классе

Мониторинг сформированности УУД в 1 классе

Мониторинг сформированности УУД в 1 классе

Мониторинг сформированности УУД в 1 классе

Мониторинг сформированности УУД в 1 классе

Мониторинг сформированности УУД в 1 классе

Мониторинг сформированности УУД в 1 классе

Мониторинг сформированности УУД в 1 классе

Мониторинг сформированности УУД в 1 классе

Мониторинг сформированности УУД в 1 классе

Мониторинг сформированности УУД в 1 классе

Мониторинг сформированности УУД в 1 классе

Мониторинг сформированности УУД в 1 классе

Мониторинг сформированности УУД в 1 классе

Мониторинг сформированности УУД в 1 классе

Мониторинг сформированности УУД в 1 классе

Мониторинг сформированности УУД в 1 классе

Мониторинг сформированности УУД в 1 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.07.2017