Мониторинг «Уровень воспитанности обучающихся»
(заключительный этап)
1. Изучение УВ и его диагностика базируется на следующих методологических положениях:
а) В теории воспитания, и особенно – при ее «операционализации» и «технологизации», допустимо, на наш взгляд, выстраивание следующих понятий в один ряд: культурность, интеллигентность, воспитанность, этико-эстетические характеристики и параметры личности. Чтобы быть предельно последовательными, скажем, что их соотнесенность может быть по объему и содержанию кругами Венна;
Мониторинг «Уровень воспитанности обучающихся»
(заключительный этап)
1. Изучение УВ и его диагностика базируется на следующих
методологических положениях:
а) В теории воспитания, и особенно – при ее «операционализации» и
«технологизации», допустимо, на наш взгляд, выстраивание следующих
понятий в один ряд: культурность, интеллигентность, воспитанность, этико
эстетические характеристики и параметры личности. Чтобы быть предельно
последовательными, скажем, что их соотнесенность может быть по объему и
содержанию кругами Венна;
б) В логике роста воспитанности обучающихся (в отличие роста знаний)
нет «прямой пропорциональности» во времени. Деколяжи Ж.Пиаже – вот что
наиболее точно характеризует становление воспитанности;
в) Говоря о воспитании, необходимо помнить о влиянии (отсроченном,
непрямом) среды на ребенка. Это прекрасно знают родители и практики, но в
теории чаще это отходит на второй план. Впрочем, сегодня восстановление в
правах личностноориентированной педагогики создает основу серьезной
альтернативы мероприятийной, отчетной педагогике. Этот аспект проблемы
мы будем обозначать как потенциальная воспитанность.
2. Высказанные выше соображения позволяют именно при изучении УВ в
технологическом ключе делать определенные допущения и огрубления,
особенно когда это касается диагностики.
3. Общая идея нашего подхода к диагностике в заданном ключе
базируется на оценке: а) общих условий жизнедеятельности обучающихся в
школе; б) их этикоэстетического опыта; в) их социализированности; г) их
умений строить общение, а также д) удовлетворенности родителей
образованностью и воспитанностью.
14. Принципиально эти пять блоков мы объединяем в три, два из которых
типологически сравниваются между собой (см. раздел «Обработка
связанный с оценками родительской
результатов»),
удовлетворенности, мы пока рассматриваем как «пробный», поскольку
а третий,
методология и логика продукта своего творчества «разными» сторонами в
отечественной педагогике практически не разработана.
Специально следует подчеркнуть не только сказанное, но и в целом
пилотажный исследовательский характер настоящего исследования.
Обработка результатов
1) В табл.1 даны аббревиатуры каждой методики, которые мы и будем
использовать в тексте.
2) Логика объединения блоков между собой требует большого объема
текста для ее изложения, но общий смысл ее таков: I + II = среда, рефлексия
опыта, установки, в определенном смысле – ожидания; III + IV =
адаптированность, коммуникативность и ее особенности (наличная
реализация).
3) В табл.1 в правой колонке даны баллы, которые можно набрать,
отвечая на вопросы различных анкет.
4) После подсчета количества набранных баллов каждым учеником по
каждой анкете они суммируются по блокам по формулам:
I+II=КП+Н+У+ЖШ(ЖМ или Ж)+П+С+К=…….
III+IV=Ф+Р+Соц+КТ+Э=………
26) В зависимости от максимально возможного количества баллов
теоретически задается градуированная на 5 делений шкала для каждой
группы анкет.
I + II
0103
104207
208311
312415
416519
III + IV
085
86181
182267
268353
354427
1
2
3
4
5
7) Номер каждого ученика по его результатам заносится в типологию,
которая формируется на основе сопоставления шкал п. 6.:
I+II
II+III
3
2 1
5
4
!!! # #
5 О О
4 О
!!! !!! /// #
3 !!! !!! /// Х Х
/// Х Х Х
2 #
1 #
# Х Х Х
8) Анализ полученной типологии осуществляется:
а) через выявления ведущего типа УВ на той или иной параллели, в
определенных классах на одной параллели и выявлении «слабого звена» в
классе с его «адресными проблемами»;
б) через отслеживание динамики перемещения обучающихся одного
класса по мере взросления (косвенная оценка работы классного
руководителя);
в) через абсолютные показатели УВ и его колебания;
г) через сравнительный показатель работы различных образовательных
показателей.
3Таблица №1
Методика
№
п/
II. Этикоэстетический опыт
I. Общие условия жизнедеятельности
п
1 Культурное поле – КП
2 Коллектив (Немов) – Н
3 Удовлетворенность школьной жизнью – У
4 Жизнь в школе – ЖШ
5 Размышления о жизненном опыте (мл. шк.) – ЖМ
6 Размышления о жизненном опыте – Ж
7 Пословицы – П
8 Самоанализ личности (Мотков) – С
9 Культурологические стремления – К
III. Социализированность
10 Тревожность (Филлипс) – Ф
11 Социальная адаптированность (Роджерс) – Р
12 Социализированность (Рожков) – Соц
13 Коммуникативная толерантность – КТ
14 Самооценка эмпатии – Э
V. Оценка родителей
15 Удовлетворенность родителей – УР1
16 Удовлетворенность родителей – УР2
IV. Общение
4
Баллы
0 – 98
7 – 49
0 – 40
0 – 25
205
0 – 20
0 – 26
0 – 120
24 – 120
20 – 100
314
0 – 58
0 – 74
0 – 80
212
0 – 135
0 – 80
215
15 – 75
0 – 60
120Результаты исследования уровня воспитанности обучающихся
(2005 — 2006 учебный год)
Начальная школа
общие
условия
этикоэстети
Социализированность и
оценка
жизнедеятельности
(%)
70
81
75
76
76
1а
2а
3а
4а
Сред.
Основная школа (%)
общение (%)
ческий опыт
(%)
65
65
64
66
65
50
52
54
55
53
родителей
(%)
83
82
84
85
84
общие
условия
этико
социализированность
общение
оценка
жизнедеятельности
(%)
73
70
72
68
71
71
эстетический
опыт (%)
60
63
61
59
63
61
(%)
67
67
69
66
74
67
5а
6а
7а
7в
8а
Сре
д.
(%)
52
54
55
50
56
54
родителей
(%)
86
87
85
88
89
87
Классы VII вида (%)
5общие условия
жизнедеятельнос
этико
эстетическ
социализированнос
ть
общени
е
оценка
родителе
ти
70
74
72
7б
8б
Сре
д.
ий опыт
58
60
59
67
69
68
55
57
56
й
85
89
87
Вывод: по уровню воспитанности все оценки обучающихся равны или
превышают 50% рубеж, который мы рассматриваем как «достаточный».
Сравнивая данные результаты с некоторыми прошлогодними
показателями, можно сделать вывод, что отмечается увеличение показателей
по параметрам: общие условия жизнедеятельности, общение, оценка
родителей и значительное увеличение по параметрам: этикоэстетический
опыт, социализированность. В течение четырех лет работы в плане
формирования этикоэстетической среды наблюдается положительная
динамика. Это свидетельствует о том, что школа предприняла определенные
шаги в плане совершенствования воспитательной среды школы, и это нашло
отражение в особенностях развития и поведения обучающихся.
Результаты изучения личностных особенностей обучающихся
Личностные особенности охарактеризованы посредством факторного
анализа. Каждый фактор построен по принципу полярности и обозначен в
таблице соответствующей буквой.
А (–)
A (+)
Обособленность,
формальность в контактах
отчужденность,
Сердечность, доброта готовность к
сотрудничеству
6В (–)
Низкий уровень интеллектуального
B (+)
Высокий уровень интеллектуального
развития, низкая обучаемость
развития
понимает абстракции
(вербальный интеллект),
С (–)
Эмоциональная неустойчивость,
C (+)
Эмоциональная
устойчивость,
неспособность
выражение своих чувств
контролировать
спокойствие, уверенность в себе
D (–)
Флегматичный
неактивность
Е (–)
темперамент,
D (+)
Возбудимость,
нетерпеливость,
несдержанность, гиперактивность
E (+)
Покорность, зависимость, ведомость
Настойчивость,
склонность к лидерству
напористость,
F (–)
Озабоченность,
осторожность,
F (+)
склонность все усложнять
Беспечность,
оптимизм
жизнерадостность,
G (–)
Недобросовестность, небрежность,
G (+)
эгоистичность
H (–)
Робость,
неуверенность в общении
застенчивость,
Ответственность,
стойкость моральных принципов
добросовестность,
H (+)
Смелость, решительность, склонность к
I (–)
Суровость,
жестокость,
риску
I (+)
преобладание разума над чувствами,
«толстокожесть», реалистичность
Утонченность,
восприятие мира,
художественное
«тонкокожесть»,
J (–)
богатое воображение, эстетический вкус
7Склонность
деятельности
к
групповой
Q (–)
Самоуверенность,
довольство
J (+)
Осмотрительность,
индивидуализм
Q (+)
рефлексивность,
жизнью, безответственность
Q1 (–)
группы,
Зависимость
конформизм, трудности в выборе
от
Склонность к чувству вины, сниженный
фон настроения
Q1 (+)
Самостоятельность, нет потребности в
собственной линии поведения
Q2 (–)
поддержке,
независимость
«чувстве
локтя»,
Низкий самоконтроль поведения,
собственные
ориентация
на
побуждения и желания
Q3 (–)
Q2 (+)
Высокий самоконтроль поведения,
планомерность и упорядоченность
действий
Вялость, удовлетворенность любым
положением дел, апатия
Q3 (+)
Переутомление,
раздражительность,
Q4 (–)
Расслабленность,
невозмутимость
спокойствие,
нервное напряжение
Q4 (+)
Напряженность,
фрустрированность
раздражительность,
В результате анализа выявлены преимущественно три группы детей:
а) с преобладанием общительности, открытости, доброжелательности,
естественности, готовности к сотрудничеству, активности в установлении
контактов, готовности к участию в общественных мероприятиях, уверенности
в себе, спокойствия, эмоциональной устойчивости; дети чувствуют себя
хорошо приспособленными — 64% от всего контингента;
б) выражены качества: эмоциональная сенситивность, богатое
мягкость и зависимость,
эстетические наклонности,
воображение,
8общительность, открытость, доброжелательность, уверенность в себе,
эмоциональная устойчивость; чувствуют себя хорошо приспособленными —
18%;
в) проявляется экспрессивность,
деятельность,
некритичность,
принятие общественных норм, подчинение личных интересов групповым,
несамостоятельность, потребность в постоянной опоре, поддержке
окружающих, в совете и одобрении, отсутствие инициатива и смелость в
выборе собственной линии поведения, эмоциональная сенситивность,
эстетические наклонности, мягкость — 18% всего контингента.
Выделены четыре группы обучающихся:
а) выражены склонность к самоутверждению, стремление к лидерству и
доминированию, независимости, эмоциональная сенситивность, богатое
воображение, эстетические наклонности, «женственная» мягкость и
зависимость — 23%;
б) проявляются уверенность в себе, спокойствие, стабильность,
ощущение себя хорошо приспособленными — 36%;
в) характерны энергичность, активность, отсутствие страха в ситуации
повышенного риска, детям присуща переоценка своих возможностей,
чрезмерный оптимизм, легкое отношение к жизни, вера в удачу,
непринужденность и смелость в общении, решительность; школьники легко
вступают в контакт со взрослыми — 28%;
г) обучающимся свойственны уверенность в себе, спокойствие,
стабильность, решительность, смелость, тяга к риску и острым ощущениям;
выражены склонность к самоутверждению, стремление к лидерству и
доминированию, независимости — 14%.
9