Мониторинг «Уровень воспитанности обучающихся»
Оценка 4.7

Мониторинг «Уровень воспитанности обучающихся»

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
психологическая работа +1
5 кл
27.05.2019
Мониторинг «Уровень воспитанности обучающихся»
Мониторинг «Уровень воспитанности обучающихся» (заключительный этап) 1. Изучение УВ и его диагностика базируется на следующих методологических положениях: а) В теории воспитания, и особенно – при ее «операционализации» и «технологизации», допустимо, на наш взгляд, выстраивание следующих понятий в один ряд: культурность, интеллигентность, воспитанность, этико-эстетические характеристики и параметры личности. Чтобы быть предельно последовательными, скажем, что их соотнесенность может быть по объему и содержанию кругами Венна;
Мониторинг воспитанности весна 2006.doc
Мониторинг «Уровень воспитанности обучающихся»  (заключительный этап) 1.   Изучение   УВ   и   его   диагностика   базируется   на   следующих методологических положениях:  а)   В  теории   воспитания,  и  особенно   –  при   ее  «операционализации»  и «технологизации»,   допустимо,   на   наш   взгляд,   выстраивание   следующих понятий в один ряд: культурность, интеллигентность, воспитанность, этико­ эстетические характеристики и параметры личности. Чтобы быть предельно последовательными, скажем, что их соотнесенность может быть по объему и содержанию кругами Венна;  б) В логике роста воспитанности обучающихся (в отличие роста знаний) нет «прямой пропорциональности» во времени. Деколяжи Ж.Пиаже – вот что наиболее точно характеризует становление воспитанности;  в) Говоря о воспитании, необходимо помнить о влиянии (отсроченном, непрямом) среды на ребенка. Это прекрасно знают родители и практики, но в теории чаще это отходит на второй план. Впрочем, сегодня восстановление в правах   личностно­ориентированной   педагогики   создает   основу   серьезной альтернативы мероприятийной, отчетной педагогике. Этот аспект проблемы мы будем обозначать как потенциальная воспитанность.  2. Высказанные выше соображения  позволяют именно при изучении УВ в технологическом   ключе   делать   определенные   допущения   и   огрубления, особенно когда это касается диагностики.  3.   Общая   идея   нашего   подхода   к   диагностике   в   заданном   ключе базируется на оценке: а) общих условий жизнедеятельности обучающихся в школе; б) их этико­эстетического опыта; в) их социализированности; г) их умений   строить   общение,   а   также   д)   удовлетворенности   родителей образованностью и воспитанностью.  1 4. Принципиально эти пять блоков мы объединяем в три, два из которых типологически   сравниваются   между   собой   (см.   раздел   «Обработка   связанный   с   оценками   родительской результатов»), удовлетворенности,   мы   пока   рассматриваем   как   «пробный»,   поскольку   а   третий, методология и логика продукта своего творчества «разными» сторонами в отечественной педагогике практически не разработана.  Специально   следует   подчеркнуть   не   только   сказанное,   но   и   в   целом пилотажный исследовательский характер настоящего исследования.        Обработка результатов 1) В табл.1 даны аббревиатуры каждой методики, которые мы и будем использовать в тексте.  2) Логика объединения блоков между собой требует большого объема текста для ее изложения, но общий смысл ее таков: I + II = среда, рефлексия опыта,   установки,   в   определенном   смысле   –   ожидания;   III   +   IV   = адаптированность,   коммуникативность   и   ее   особенности   (наличная реализация).  3)   В   табл.1   в   правой   колонке   даны   баллы,   которые   можно   набрать, отвечая на вопросы различных анкет.  4) После подсчета количества набранных баллов каждым учеником по каждой анкете они суммируются по блокам по формулам:     I+II=КП+Н+У+ЖШ­(ЖМ или Ж)+П+С+К=…….  III+IV=Ф+Р+Соц+КТ+Э=………     2 6)   В   зависимости   от   максимально   возможного   количества   баллов теоретически   задается   градуированная   на   5   делений   шкала   для   каждой группы анкет.  I + II  0­103  104­207  208­311  312­415  416­519  III + IV  0­85  86­181  182­267  268­353  354­427  1  2  3  4  5     7) Номер каждого ученика по его результатам заносится в типологию, которая формируется на основе сопоставления шкал п. 6.:              I+II II+III     3  2  1     5  4  !!!  #  #  5  О  О  4 О  !!!  !!!  ///  #  3 !!!  !!!  ///  Х  Х  ///  Х  Х  Х  2 #  1 #  #  Х  Х  Х     8) Анализ полученной типологии осуществляется:  а)   через   выявления   ведущего   типа   УВ   на   той   или   иной   параллели,   в определенных  классах   на одной  параллели   и выявлении  «слабого   звена» в классе с его «адресными проблемами»;  б)   через   отслеживание   динамики   перемещения   обучающихся   одного класса   по   мере   взросления   (косвенная   оценка   работы   классного руководителя);  в) через абсолютные показатели УВ и его колебания;  г)  через   сравнительный   показатель   работы  различных  образовательных показателей.  3 Таблица №1 Методика № п/ II. Этико­эстетический опыт  I. Общие условия жизнедеятельности  п     1  Культурное поле – КП  2  Коллектив (Немов) – Н  3  Удовлетворенность школьной жизнью – У  4  Жизнь в школе – ЖШ     5  Размышления о жизненном опыте (мл. шк.) – ЖМ  6  Размышления о жизненном опыте – Ж  7  Пословицы – П  8  Самоанализ личности (Мотков) – С  9  Культурологические стремления – К  III. Социализированность     10  Тревожность (Филлипс) – Ф  11  Социальная адаптированность (Роджерс) – Р  12  Социализированность (Рожков) – Соц     13  Коммуникативная толерантность – КТ  14  Самооценка эмпатии – Э     V. Оценка родителей  15  Удовлетворенность родителей – УР­1  16  Удовлетворенность родителей – УР­2     IV. Общение        4 Баллы     0 – 98  7 – 49  0 – 40  0 – 25  205  0 – 20  0 – 26  0 – 120  24 – 120  20 – 100  314  0 – 58  0 – 74  0 – 80  212  0 – 135  0 – 80  215  15 – 75  0 – 60  120 Результаты исследования уровня воспитанности обучающихся (2005 — 2006 учебный год)    Начальная школа     общие   условия этико­эстети­ Социализированность   и оценка жизнедеятельности    (%)  70  81  75 76 76  1а 2а  3а 4а Сред.  Основная школа (%)  общение (%)  ческий   опыт (%)  65  65  64 66 65  50  52  54 55 53  родителей  (%)  83  82  84 85 84     общие   условия этико­ социализированность общение оценка жизнедеятельности (%) 73  70 72 68 71 71 эстетический опыт (%) 60 63 61 59 63 61 (%)  67  67 69 66 74 67 5а 6а 7а 7в 8а Сре д. (%)  52  54 55 50 56 54 родителей (%)  86  87 85 88 89 87 Классы VII вида (%) 5 общие   условия жизнедеятельнос этико­ эстетическ социализированнос ть общени е оценка родителе ти 70 74 72 7б 8б Сре д. ий опыт 58 60 59 67 69 68 55 57 56 й 85 89 87 Вывод:   по   уровню   воспитанности   все   оценки   обучающихся   равны   или превышают  50% рубеж,  который мы рассматриваем как «достаточный».  Сравнивая   данные   результаты   с   некоторыми   прошлогодними показателями, можно сделать вывод, что отмечается  увеличение показателей по   параметрам:   общие   условия   жизнедеятельности,   общение,   оценка родителей   и   значительное   увеличение   по   параметрам:   этико­эстетический опыт,   социализированность.   В   течение   четырех   лет   работы   в   плане формирования   этико­эстетической   среды   наблюдается   положительная динамика. Это свидетельствует о том, что школа предприняла определенные шаги в плане совершенствования воспитательной среды школы, и это нашло отражение в особенностях развития и поведения обучающихся. Результаты изучения  личностных особенностей обучающихся  Личностные   особенности   охарактеризованы   посредством   факторного анализа. Каждый фактор  построен  по  принципу  полярности  и  обозначен  в таблице соответствующей буквой.     А (–) A (+) Обособленность, формальность в контактах   отчужденность, Сердечность,   доброта   готовность   к сотрудничеству 6 В (–) Низкий   уровень   интеллектуального B (+) Высокий   уровень   интеллектуального развития, низкая обучаемость    развития   понимает абстракции (вербальный   интеллект), С (–) Эмоциональная   неустойчивость, C (+) Эмоциональная   устойчивость, неспособность выражение своих чувств   контролировать спокойствие, уверенность в себе    D (–) Флегматичный неактивность Е (–)   темперамент, D (+) Возбудимость,   нетерпеливость, несдержанность, гиперактивность E (+) Покорность, зависимость, ведомость    Настойчивость, склонность к лидерству   напористость, F (–) Озабоченность,   осторожность, F (+) склонность все усложнять Беспечность, оптимизм   жизнерадостность, G (–) Недобросовестность,   небрежность,    G (+) эгоистичность H (–) Робость, неуверенность в общении   застенчивость, Ответственность, стойкость моральных принципов   добросовестность, H (+) Смелость, решительность, склонность к I (–) Суровость,   жестокость, риску I (+) преобладание разума над чувствами, «толстокожесть», реалистичность   Утонченность, восприятие   мира, художественное   «тонкокожесть», J (–) богатое воображение, эстетический вкус 7 Склонность деятельности   к   групповой   Q (–) Самоуверенность,   довольство J (+) Осмотрительность, индивидуализм Q (+)   рефлексивность, жизнью, безответственность Q1 (–) группы, Зависимость конформизм,   трудности   в   выборе от     Склонность к чувству вины, сниженный фон настроения Q1 (+) Самостоятельность,   нет   потребности   в собственной линии поведения Q2 (–) поддержке, независимость   «чувстве   локтя», Низкий   самоконтроль   поведения, собственные ориентация на     побуждения и желания Q3 (–)   Q2 (+) Высокий   самоконтроль   поведения, планомерность   и   упорядоченность действий Вялость,   удовлетворенность   любым положением дел, апатия   Q3 (+) Переутомление,   раздражительность, Q4 (–) Расслабленность, невозмутимость         спокойствие, нервное напряжение Q4 (+) Напряженность, фрустрированность   раздражительность,           В результате анализа выявлены преимущественно три группы детей:  а) с преобладанием общительности, открытости, доброжелательности, естественности,   готовности   к   сотрудничеству,   активности   в   установлении контактов, готовности к участию в общественных мероприятиях, уверенности в   себе,   спокойствия,   эмоциональной   устойчивости;   дети   чувствуют   себя хорошо приспособленными — 64% от всего контингента;  б)   выражены   качества:   эмоциональная   сенситивность,   богатое   мягкость   и   зависимость,   эстетические   наклонности, воображение, 8 общительность,   открытость,   доброжелательность,   уверенность   в   себе, эмоциональная устойчивость; чувствуют себя хорошо приспособленными — 18%;  в)   проявляется   экспрессивность,   деятельность,   некритичность, принятие   общественных   норм,   подчинение   личных   интересов   групповым, несамостоятельность,   потребность   в   постоянной   опоре,   поддержке окружающих,   в   совете   и   одобрении,   отсутствие   инициатива   и   смелость   в выборе   собственной   линии   поведения,   эмоциональная   сенситивность, эстетические наклонности, мягкость — 18% всего контингента. Выделены четыре группы обучающихся:  а) выражены склонность к самоутверждению, стремление к лидерству и доминированию,   независимости,   эмоциональная   сенситивность,   богатое воображение,   эстетические   наклонности,   «женственная»   мягкость   и зависимость — 23%;  б)   проявляются   уверенность   в   себе,   спокойствие,   стабильность, ощущение себя хорошо приспособленными — 36%;  в) характерны энергичность, активность, отсутствие страха в ситуации повышенного   риска,   детям   присуща   переоценка   своих   возможностей, чрезмерный   оптимизм,   легкое   отношение   к   жизни,   вера   в   удачу, непринужденность и смелость в общении, решительность; школьники легко вступают в контакт со взрослыми — 28%;  г)   обучающимся   свойственны   уверенность   в   себе,   спокойствие, стабильность, решительность, смелость, тяга к риску и острым ощущениям; выражены   склонность   к   самоутверждению,   стремление   к   лидерству   и доминированию, независимости — 14%.        9

Мониторинг «Уровень воспитанности обучающихся»

Мониторинг «Уровень воспитанности обучающихся»

Мониторинг «Уровень воспитанности обучающихся»

Мониторинг «Уровень воспитанности обучающихся»

Мониторинг «Уровень воспитанности обучающихся»

Мониторинг «Уровень воспитанности обучающихся»

Мониторинг «Уровень воспитанности обучающихся»

Мониторинг «Уровень воспитанности обучающихся»

Мониторинг «Уровень воспитанности обучающихся»

Мониторинг «Уровень воспитанности обучающихся»

Мониторинг «Уровень воспитанности обучающихся»

Мониторинг «Уровень воспитанности обучающихся»

Мониторинг «Уровень воспитанности обучающихся»

Мониторинг «Уровень воспитанности обучающихся»

Мониторинг «Уровень воспитанности обучающихся»

Мониторинг «Уровень воспитанности обучающихся»

Мониторинг «Уровень воспитанности обучающихся»

Мониторинг «Уровень воспитанности обучающихся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2019