Мониторинг «Уровень воспитанности обучающихся»

  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 27.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мониторинг «Уровень воспитанности обучающихся» (заключительный этап) 1. Изучение УВ и его диагностика базируется на следующих методологических положениях: а) В теории воспитания, и особенно – при ее «операционализации» и «технологизации», допустимо, на наш взгляд, выстраивание следующих понятий в один ряд: культурность, интеллигентность, воспитанность, этико-эстетические характеристики и параметры личности. Чтобы быть предельно последовательными, скажем, что их соотнесенность может быть по объему и содержанию кругами Венна;
Иконка файла материала Мониторинг воспитанности весна 2006.doc
Мониторинг «Уровень воспитанности обучающихся»  (заключительный этап) 1.   Изучение   УВ   и   его   диагностика   базируется   на   следующих методологических положениях:  а)   В  теории   воспитания,  и  особенно   –  при   ее  «операционализации»  и «технологизации»,   допустимо,   на   наш   взгляд,   выстраивание   следующих понятий в один ряд: культурность, интеллигентность, воспитанность, этико­ эстетические характеристики и параметры личности. Чтобы быть предельно последовательными, скажем, что их соотнесенность может быть по объему и содержанию кругами Венна;  б) В логике роста воспитанности обучающихся (в отличие роста знаний) нет «прямой пропорциональности» во времени. Деколяжи Ж.Пиаже – вот что наиболее точно характеризует становление воспитанности;  в) Говоря о воспитании, необходимо помнить о влиянии (отсроченном, непрямом) среды на ребенка. Это прекрасно знают родители и практики, но в теории чаще это отходит на второй план. Впрочем, сегодня восстановление в правах   личностно­ориентированной   педагогики   создает   основу   серьезной альтернативы мероприятийной, отчетной педагогике. Этот аспект проблемы мы будем обозначать как потенциальная воспитанность.  2. Высказанные выше соображения  позволяют именно при изучении УВ в технологическом   ключе   делать   определенные   допущения   и   огрубления, особенно когда это касается диагностики.  3.   Общая   идея   нашего   подхода   к   диагностике   в   заданном   ключе базируется на оценке: а) общих условий жизнедеятельности обучающихся в школе; б) их этико­эстетического опыта; в) их социализированности; г) их умений   строить   общение,   а   также   д)   удовлетворенности   родителей образованностью и воспитанностью.  14. Принципиально эти пять блоков мы объединяем в три, два из которых типологически   сравниваются   между   собой   (см.   раздел   «Обработка   связанный   с   оценками   родительской результатов»), удовлетворенности,   мы   пока   рассматриваем   как   «пробный»,   поскольку   а   третий, методология и логика продукта своего творчества «разными» сторонами в отечественной педагогике практически не разработана.  Специально   следует   подчеркнуть   не   только   сказанное,   но   и   в   целом пилотажный исследовательский характер настоящего исследования.        Обработка результатов 1) В табл.1 даны аббревиатуры каждой методики, которые мы и будем использовать в тексте.  2) Логика объединения блоков между собой требует большого объема текста для ее изложения, но общий смысл ее таков: I + II = среда, рефлексия опыта,   установки,   в   определенном   смысле   –   ожидания;   III   +   IV   = адаптированность,   коммуникативность   и   ее   особенности   (наличная реализация).  3)   В   табл.1   в   правой   колонке   даны   баллы,   которые   можно   набрать, отвечая на вопросы различных анкет.  4) После подсчета количества набранных баллов каждым учеником по каждой анкете они суммируются по блокам по формулам:     I+II=КП+Н+У+ЖШ­(ЖМ или Ж)+П+С+К=…….  III+IV=Ф+Р+Соц+КТ+Э=………     26)   В   зависимости   от   максимально   возможного   количества   баллов теоретически   задается   градуированная   на   5   делений   шкала   для   каждой группы анкет.  I + II  0­103  104­207  208­311  312­415  416­519  III + IV  0­85  86­181  182­267  268­353  354­427  1  2  3  4  5     7) Номер каждого ученика по его результатам заносится в типологию, которая формируется на основе сопоставления шкал п. 6.:              I+II II+III     3  2  1     5  4  !!!  #  #  5  О  О  4 О  !!!  !!!  ///  #  3 !!!  !!!  ///  Х  Х  ///  Х  Х  Х  2 #  1 #  #  Х  Х  Х     8) Анализ полученной типологии осуществляется:  а)   через   выявления   ведущего   типа   УВ   на   той   или   иной   параллели,   в определенных  классах   на одной  параллели   и выявлении  «слабого   звена» в классе с его «адресными проблемами»;  б)   через   отслеживание   динамики   перемещения   обучающихся   одного класса   по   мере   взросления   (косвенная   оценка   работы   классного руководителя);  в) через абсолютные показатели УВ и его колебания;  г)  через   сравнительный   показатель   работы  различных  образовательных показателей.  3Таблица №1 Методика № п/ II. Этико­эстетический опыт  I. Общие условия жизнедеятельности  п     1  Культурное поле – КП  2  Коллектив (Немов) – Н  3  Удовлетворенность школьной жизнью – У  4  Жизнь в школе – ЖШ     5  Размышления о жизненном опыте (мл. шк.) – ЖМ  6  Размышления о жизненном опыте – Ж  7  Пословицы – П  8  Самоанализ личности (Мотков) – С  9  Культурологические стремления – К  III. Социализированность     10  Тревожность (Филлипс) – Ф  11  Социальная адаптированность (Роджерс) – Р  12  Социализированность (Рожков) – Соц     13  Коммуникативная толерантность – КТ  14  Самооценка эмпатии – Э     V. Оценка родителей  15  Удовлетворенность родителей – УР­1  16  Удовлетворенность родителей – УР­2     IV. Общение        4 Баллы     0 – 98  7 – 49  0 – 40  0 – 25  205  0 – 20  0 – 26  0 – 120  24 – 120  20 – 100  314  0 – 58  0 – 74  0 – 80  212  0 – 135  0 – 80  215  15 – 75  0 – 60  120Результаты исследования уровня воспитанности обучающихся (2005 — 2006 учебный год)    Начальная школа     общие   условия этико­эстети­ Социализированность   и оценка жизнедеятельности    (%)  70  81  75 76 76  1а 2а  3а 4а Сред.  Основная школа (%)  общение (%)  ческий   опыт (%)  65  65  64 66 65  50  52  54 55 53  родителей  (%)  83  82  84 85 84     общие   условия этико­ социализированность общение оценка жизнедеятельности (%) 73  70 72 68 71 71 эстетический опыт (%) 60 63 61 59 63 61 (%)  67  67 69 66 74 67 5а 6а 7а 7в 8а Сре д. (%)  52  54 55 50 56 54 родителей (%)  86  87 85 88 89 87 Классы VII вида (%) 5общие   условия жизнедеятельнос этико­ эстетическ социализированнос ть общени е оценка родителе ти 70 74 72 7б 8б Сре д. ий опыт 58 60 59 67 69 68 55 57 56 й 85 89 87 Вывод:   по   уровню   воспитанности   все   оценки   обучающихся   равны   или превышают  50% рубеж,  который мы рассматриваем как «достаточный».  Сравнивая   данные   результаты   с   некоторыми   прошлогодними показателями, можно сделать вывод, что отмечается  увеличение показателей по   параметрам:   общие   условия   жизнедеятельности,   общение,   оценка родителей   и   значительное   увеличение   по   параметрам:   этико­эстетический опыт,   социализированность.   В   течение   четырех   лет   работы   в   плане формирования   этико­эстетической   среды   наблюдается   положительная динамика. Это свидетельствует о том, что школа предприняла определенные шаги в плане совершенствования воспитательной среды школы, и это нашло отражение в особенностях развития и поведения обучающихся. Результаты изучения  личностных особенностей обучающихся  Личностные   особенности   охарактеризованы   посредством   факторного анализа. Каждый фактор  построен  по  принципу  полярности  и  обозначен  в таблице соответствующей буквой.     А (–) A (+) Обособленность, формальность в контактах   отчужденность, Сердечность,   доброта   готовность   к сотрудничеству 6В (–) Низкий   уровень   интеллектуального B (+) Высокий   уровень   интеллектуального развития, низкая обучаемость    развития   понимает абстракции (вербальный   интеллект), С (–) Эмоциональная   неустойчивость, C (+) Эмоциональная   устойчивость, неспособность выражение своих чувств   контролировать спокойствие, уверенность в себе    D (–) Флегматичный неактивность Е (–)   темперамент, D (+) Возбудимость,   нетерпеливость, несдержанность, гиперактивность E (+) Покорность, зависимость, ведомость    Настойчивость, склонность к лидерству   напористость, F (–) Озабоченность,   осторожность, F (+) склонность все усложнять Беспечность, оптимизм   жизнерадостность, G (–) Недобросовестность,   небрежность,    G (+) эгоистичность H (–) Робость, неуверенность в общении   застенчивость, Ответственность, стойкость моральных принципов   добросовестность, H (+) Смелость, решительность, склонность к I (–) Суровость,   жестокость, риску I (+) преобладание разума над чувствами, «толстокожесть», реалистичность   Утонченность, восприятие   мира, художественное   «тонкокожесть», J (–) богатое воображение, эстетический вкус 7Склонность деятельности   к   групповой   Q (–) Самоуверенность,   довольство J (+) Осмотрительность, индивидуализм Q (+)   рефлексивность, жизнью, безответственность Q1 (–) группы, Зависимость конформизм,   трудности   в   выборе от     Склонность к чувству вины, сниженный фон настроения Q1 (+) Самостоятельность,   нет   потребности   в собственной линии поведения Q2 (–) поддержке, независимость   «чувстве   локтя», Низкий   самоконтроль   поведения, собственные ориентация на     побуждения и желания Q3 (–)   Q2 (+) Высокий   самоконтроль   поведения, планомерность   и   упорядоченность действий Вялость,   удовлетворенность   любым положением дел, апатия   Q3 (+) Переутомление,   раздражительность, Q4 (–) Расслабленность, невозмутимость         спокойствие, нервное напряжение Q4 (+) Напряженность, фрустрированность   раздражительность,           В результате анализа выявлены преимущественно три группы детей:  а) с преобладанием общительности, открытости, доброжелательности, естественности,   готовности   к   сотрудничеству,   активности   в   установлении контактов, готовности к участию в общественных мероприятиях, уверенности в   себе,   спокойствия,   эмоциональной   устойчивости;   дети   чувствуют   себя хорошо приспособленными — 64% от всего контингента;  б)   выражены   качества:   эмоциональная   сенситивность,   богатое   мягкость   и   зависимость,   эстетические   наклонности, воображение, 8общительность,   открытость,   доброжелательность,   уверенность   в   себе, эмоциональная устойчивость; чувствуют себя хорошо приспособленными — 18%;  в)   проявляется   экспрессивность,   деятельность,   некритичность, принятие   общественных   норм,   подчинение   личных   интересов   групповым, несамостоятельность,   потребность   в   постоянной   опоре,   поддержке окружающих,   в   совете   и   одобрении,   отсутствие   инициатива   и   смелость   в выборе   собственной   линии   поведения,   эмоциональная   сенситивность, эстетические наклонности, мягкость — 18% всего контингента. Выделены четыре группы обучающихся:  а) выражены склонность к самоутверждению, стремление к лидерству и доминированию,   независимости,   эмоциональная   сенситивность,   богатое воображение,   эстетические   наклонности,   «женственная»   мягкость   и зависимость — 23%;  б)   проявляются   уверенность   в   себе,   спокойствие,   стабильность, ощущение себя хорошо приспособленными — 36%;  в) характерны энергичность, активность, отсутствие страха в ситуации повышенного   риска,   детям   присуща   переоценка   своих   возможностей, чрезмерный   оптимизм,   легкое   отношение   к   жизни,   вера   в   удачу, непринужденность и смелость в общении, решительность; школьники легко вступают в контакт со взрослыми — 28%;  г)   обучающимся   свойственны   уверенность   в   себе,   спокойствие, стабильность, решительность, смелость, тяга к риску и острым ощущениям; выражены   склонность   к   самоутверждению,   стремление   к   лидерству   и доминированию, независимости — 14%.        9