Цели урока:
1.Познакомиться с понятиями «монолог», «диалог», и «полилог".
2.Развивать умения и навыки составлять диалог на предложенную тему.
3. Расставлять знаки препинания при диалоге; различать диалог и полилог.
4.Воспитывать культуру речи.
ПОВТОРИМ! (восстановите «дырявый» текст)
Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются ....
Прямая речь пишется с ... буквы и заключается в ... .
Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с ... буквы, перед ними ставятся ... и ...
Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится ....
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются прямой речью.
Прямая речь пишется с большой буквы и заключается в кавычки .
Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире.
Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие.
ПОВТОРИМ!Расставьте знаки препинания (Работа на экране)
Увидел Иван-царевич,
что его стрелу лягушка держит.
Хотел он бежать, отступиться от своей находки. А лягушка молвит ему человечьим голосом Бери стрелу, Иван-царевич, а меня замуж возьми, жалеть не будешь! Как же я тебя замуж возьму отвечает Иван-царевич.
Закрепим!Составьте предложения с прямой речью и запишите их в тетрадь. Расставьте знаки препинания, составьте схемы.
Мы спросили журавля
Где же лучшая земля
Лучше нет родного края
отвечал он, пролетая
Проверим!Составьте предложения с прямой речью и запишите их в тетрадь. Расставьте знаки препинания, составьте схемы.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
А: «П?»
«Лучше нет родного края!» -
отвечал он, пролетая.
«П!» – а.
Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет лягушечьей кожи! Бросилась она искать её. Искала, искала, не нашла и говорит Ивану- царевичу:
— Ах, Иван-царевич, что же ты наделал?! Зачем спалил мою лягушечью кожу! Если бы ты ещё три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызёшь — только тогда разыщешь меня.
Стихотворение Э. Успенского “Все в порядке”.
Мама приходит с работы.
Мама снимает боты.
Мама проходит в дом.
Мама глядит кругом.
- Был на квартиру налет?
- Нет.
- К нам заходил бегемот?
- Нет.
- Может быть, дом не наш?
- Наш.
- Может, не наш этаж?
Наш. Просто приходил Сережка. И мы поиграли немножко.
- Значит, это не обвал?
- Нет.
- Слон у нас не танцевал?
- Нет.
- Очень рада! Оказалось, я напрасно волновалась!
Стихотворение Н. Найденовой “В магазине”
Сегодня в магазине шум и суета. Сегодня продавщица все время занята. Вот уж целых два часа Раздаются голоса:
- Мне хорошую резинку!
- Мне альбом!
- А мне картинку.
- Дайте кисточку и клей!
- И линейку подлинней.
- Дайте два больших пенала!
- Дайте ножик раскладной!
- А у нас тетрадок мало. Нам прибавьте по одной!
ПОРАЗМЫШЛЯЕМ!
Сколько действующих лиц участвовало в этом разговоре?
Как мы смогли это определить?
Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока. Что мы
будем сегодня изучать?
ОПРЕДЕЛИМСЯ В ПОНЯТИЯХ:
Монолог (logos переводится как «слово», «речь», «мысль», monos – «один») – слова, речь одного, не рассчитанная на ответную реакцию другого лица.
Монолог используется для:
передачи информации (сообщение, лекция);
убеждения в чем-либо слушателей,
побуждения их к действию.
Структура диалога: состоит из взаимосвязанных реплик собеседников.
Реплика – это слова каждого лица в диалоге.
Диалог (dia – «между», logos переводится как «слово», «речь», «мысль») - разговор, беседа двух лиц.
Полилог (poly – «много», logos переводится как «слово», «речь», «мысль») – разговор многих.
Предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог.
ПОРАБОТАЕМ С УЧЕБНИКОМ:
(§ 16 стр.45)
«На уроке»
Что общего между прямой речью и диалогом и чем они различаются?
Нужно запомнить!
Нужно запомнить!
4. Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что и в предложениях с прямой речью, но без кавычек.
1. А:
- П.
2. - П, - а.
3. - П! - а.
- П? - а.
5. Речь героев в диалоге всегда пишется с прописной буквы, а слова автора - в зависимости от места положения.
Нужно запомнить!
6. Диалог, как и прямая речь, часто сопровождается обращением.
- Алексей, отца уважь!
7. Диалог характерен для разговорного стиля.
8. В художественной литературе диалог нужен для характеристики героев.
9. В диалоге, как и в прямой речи, используются глаголы говорения и глаголы мысли.
Какие глаголы
используются
в диалоге?
сказал
спросил
говорил
произнес
ответил
попросил
шепнул
предложил
воскликнул
молвил
крикнул
отвечал
поблаго-дарил
продолжал
Поэкспериментируем!Запишите данное четверостишие в форме диалога. Составьте схему.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
«Лучше нет родного края!» -
отвечал он, пролетая.
Проверим!Как изменилась пунктуация?
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля?
- Лучше нет родного края! -
отвечал он, пролетая.
А:
-П?
-П! – а.
Речевой этикет
- Алло! Мне Витю.
- Алло!
- Ну, ты как?
- Нормально, а ты?
- Ничего. Что по русскому задали?
- Составить диалог.
-Ты составил?
- Нет. Я не знаю, что писать.
- И я не знаю. Пока!
Какие правила речевого этикета нарушены в этом диалоге?
ИГРА «СИТУАЦИЯ» Придумайте и запишите диалоги из 4-5 реплик, используя «волшебные слова» в рамке со страницы 49 учебника
Поинтересоваться у прохожих, как пройти к театру.
Разговор в кассе кинотеатра. Узнайте, какие фильмы идут и купите билеты.
Автобус. Как выйти на нужной, незнакомой вам остановке?
Вы - покупатель в магазине. Узнайте, сколько стоит булка хлеба.
Что мы узнали нового?
Диалог- это…
Диалог состоит из…
Каждая реплика пишется с …
Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но…
Диалог используется в следующих стилях:…
Монолог- это…
Полилог – это…
Закрепим! Составьте из двух предложений одно с прямой речью и запишите его в тетрадь. Расставьте знаки препинания, составьте схемы.
Девочка удивилась. Разве страус не летает.
В поход пойдём вместе. Ребята заявили.
ПРОВЕРИМ! Составьте из двух предложений одно с прямой речью и запишите его в тетрадь. Расставьте знаки препинания, составьте схемы.
Девочка удивилась: «Разве страус не летает?» А: «П?»
«В поход пойдём вместе!» - заявили ребята. «П!» – а.
Творческая мастерская Придумайте и запишите диалоги из 4-5 реплик, используя «волшебные слова» в рамке со страницы 49 учебника.
Диалог
Солнца и Дождя.
Кто полезнее человеку в природе
Диалог
Ручки и Тетради.
Белоснежная Тетрадь возмущается грязью
и помарками,
оставляемыми Ручкой
Домашнее задание.
§ 16 – прочитать
Упр. 98
Или
3. Составить диалог, используя одну из схем (см. файл в Электронном дневнике).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.