30.01.20г Русский язык 10 класс
Тема: Морфологические нормы. Подготовка к ЕГЭ.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. Учитель приветствует обучающихся. Создаёт комфортную рабочую атмосферу в классе. Проверяет готовность к уроку. Учащиеся приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
2.Этап актуализации знаний учащихся.
Как сказать правильно: купили 5 кг апельсинов или апельсин, 2 кг помидоров или помидор, 5 бананов или банан? Как правильно говорить: 5 килограммов или килограмм? ( ответы учащихся)
-А хотите узнать, как правильно писать эти существительные во множественном числе и не допускать ошибок в правописании?
3.Этап формулирования целей и темы урока.
4. Этап формирования новых знаний и умений.
- Важнейшим свойством литературного языка является его нормированность. Если бы не было языковой нормы, то в языке могли бы произойти такие изменения, что люди, живущие в разных концах России, перестали бы понимать друг друга. Работа с таблицами ( распечатанную таблицу получает каждый учащийся)
Следует запомнить:
Склонение, род |
Окончания |
Примеры |
1 скл |
Нулевое, -ей |
Задач, статей Но: вишен, басен, черешен, яблонь |
2 скл |
Ср.р., м.р. нулевое, ей, -ев,-ов |
Жилищ, полей, пельменей, перьев, облаков, солдат, партизан НО: блюдец, полотенец, |
3 скл |
-ей |
Степей, скАтертей НО: вафель, тУфель, серЁг, оладий |
Растительный мир
Окончание -ОВ |
Нулевое окончание |
Абрикосы- абрикосов Ананасы – ананасов Апельсины – апельсинов Баклажаны –баклажанов Бананы-бананов Георгины-георгинов Гранаты-гранатов Мандарины-мандаринов Помидоры-помидоров Томаты-томатов |
Яблоки – яблок |
Парные предметы
Окончание -ОВ |
Нулевое окончание |
Джинсы – джинсов Гольфы – гольфов Клипсы – клипсов Носки - носков |
Ботинки – ботинок Валенки – валенок Сапоги – сапог Чулки – чулок |
Названия национальностей
Окончание - ОВ |
Нулевое окончание |
Казахи – казахов Калмыки – калмыков Киргизы – киргизов Монголы – монголов Узбеки – узбеков Якуты – якутов Тунгусы - тунгусов |
Армяне – армян Грузины – грузин Лезгины – лезгин Осетины – осетин Татары – татар Цыгане – цыган Турки – турок Буряты - бурят |
Закрепление: Восстановите строки из стихотворения Б.Успенского
1)В детской сказке Колобок по траве катиться мог
Без (ботинки), без (сапоги), без (носки) и без (чулки)
2) Через сотни (километры),
Не страшась (метели), (ветры),
Мчатся с юга к нам вагоны.
В них везут ребятам тонны
(Апельсины), (мандарины),
(Помидоры) и (лимоны).
Учащиеся самостоятельно записывают строки, используя таблицу. Записи в тетради.
6.Этап закрепления изученного материала.
Для достижения целей урока учитель направляет и организует работу обучающихся в группах.
Работа в группах:
1 группа: Ситуация « В продуктовом магазине» (4 чел.)
2 группа: Ситуация « Подготовка к празднику» (4 чел.)
3 группа: Ситуация « В магазине одежды» (4 чел.)
4 группа: Ситуация « В обувном магазине» (4 чел.)
5 группа: Ситуация « На кухне» (4 чел.)
6 группа: Ситуация « Подготовка к встрече гостей» (4 чел.)
Учитель объясняет задание: необходимо составить текст из 3-5 предложений, употребив данные слова. Не забудьте про орфографические и пунктуационные нормы, а также про этические, то есть, обращаясь к собеседнику, следует употреблять слова «пожалуйста», «будьте добры», «спасибо» и т.д.
ТЕКСТЫ:
1 группа: Ситуация « В продуктовом магазине»
Нужно купить (бананы), (гранаты), (помидоры), (вафли), (пельмени), (чипсы), (макароны)
Примерный текст, составленный учащимися:
-Здравствуйте! Упакуйте мне, пожалуйста, 2 связки бананов, 5 гранатов, 2 пачки вафель, килограмм пельменей, 1 пачку чипсов и макарон. Спасибо.
2 группа: Ситуация « Подготовка к празднику»
Блюдца, полотенца, скатерти, мандарины, ананасы, черешня, торты
Примерный текст, составленный учащимися:
Купили в магазине несколько скатертей, полотенец, блюдец, ведь гостей может быть много. Еще купили 5 килограммов мандаринов, килограмм черешен и вишен для украшения тортов.
3 группа: Ситуация « В магазине одежды»
Джинсы, лосины, шорты, браслеты, сумки
4 группа: Ситуация « В обувном магазине»
Сапоги, ботинки, валенки, туфли, чулки, носки
5 группа: Ситуация « На кухне»
Оладьи, блюдца, полотенца, скатерти, шпроты, макароны
6 группа: Ситуация « На даче»
Черешня, вишня, яблоки, абрикосы, помидоры, огурцы, георгины, баклажаны.
Учащиеся зачитывают полученные тексты, учитель дает комментарии.
7.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ребята, понравился вам урок? Что нового и полезного вы сегодня узнали? Зачем нам необходимо знать морфологические нормы, то есть нормы употребления существительных в родительном падеже множественного числа?
Известный чешский педагог Ян Амос Коменский сказал: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Вы назовете сегодняшний день и наш урок счастливым или несчастливым?
Д.з. подготовка к тестированию
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.