Морфология
Цели:
Обучающая: учащиеся должны закрепить знания об изученных частях речи.
Развивающая: учащиеся должны развить орфографическую зоркость, развить навыки работы в группах, творческое мышление и память.
Воспитательная: формировать интерес к процессу познания. Воспитывать чувство ответственности при работе в группах.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков учащихся.
Формы работы: групповая, индивидуальная
Ход урока.
1. Организационный этап.
2. Деление на группы. Учащиеся должны занять место согласно выбранному билетику. Каждая команда названа одной частью речи. Учащиеся сами должны догадаться в какую команду они напрявяться.
- Сегодня мы с вами отправляемся в далекое и трудное плавание по океану Морфология. Слайд 1
Этот океан знаний – самый бурный и штурмовой из всех морей, существующих на Земле. Но, думаю, что мы справимся с вами со всеми преградами, которые встретятся на нашем пути. Вам очень пригодятся ваши знания о частях речи. Вам придется многое вспомнить и повторить за этот урок. Мы отправляемся в путешествие на шести кораблях, и у каждого корабля будет свое название.
- Сейчас мы узнаем названия наших кораблей. Слайд 2
Существительное.
Прилагательное.
Глагол.
Наречие.
Местоимение.
Числительное.
- Для того, чтобы попасть на корабль вам нужно приобрести билетик.
1. Существительное. Семья. Дом. Дерево. Ночь. Комната. Детвора.
2. Прилагательное. Красивый. Умный. Строгий. Привлекательный. Любознательный. Интеллигентный.
3. Глагол. Гнать. Дышать. Держать. Брить. Стелить. Видеть.
4. Наречие. Быстро. Долго. Во-первых. По-доброму. По-медвежьи. Взволнованно.
5. Местоимение. Мой. Наш. Себя. Его. Ему. Ей.
6. Числительное. Шестьсот. Пятьсот. Двести. Оба. Обе. Сорок.
- Все пассажиры заняли свои места, пора отправляться в путь. Вот и первый риф. Слайд 3
Его преодолеет тот, кто справится с этим заданием.
Задание №1 в группах. Слайд 4 взаимопроверка на интерактивной доске. Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Во время проверки ученики меняются тетрадями по часовой стрелке и выставляют количество баллов. (5 баллов за все задание, 1-2 ошибки четыре бала, 3 –4 ошибки три балла, 5 ошибок – два балла, 6 ошибок – ноль баллов).
Вставьте «ь», где необходимо. Мелоч…, щелоч…, кулич…, еж…, плющ…, хрящ…, фальш…, с куч…, от крыш…, среди училищ…, много тысяч…, хорош…, горяч…, замуж…, навзнич…, тягуч…, наотмаш…, вскач…, говориш…, испеч…
- Посмотрите, мы приближаемся к острову Существительное. Слайд 5 Давайте сойдем на берег и посмотрим, что нас там ждет.
Задание №2 в группах. Учащиеся выполняют задание у доски.
Допишите окончания. Определите падеж и склонение имен существительных.
Ехать в трамва..., заботиться о товарищ..., видишь в зеркал..., быть в музе..., записать в тетрад..., скакать по площад...
- Молодцы, мы все сделали верно. Теперь мы отправляемся к острову Прилагательных. Слайд 6
Задание №3 в группах. Слайд 7 взаимопроверка на интерактивной доске. Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Во время проверки ученики меняются тетрадями по часовой стрелке и выставляют количество баллов. (5 баллов за все задание, 1-2 ошибки четыре бала, 3 –4 ошибки три балла, 5 ошибок – два балла, 6 ошибок – ноль баллов).
Образуйте от прилагательных, данных в скобках, сравнительную степень.
1. Смородина (вкусный) крыжовника. 2. Ключевая вода . (чистый) речной. 4. Твой рисунок (красивый) моего. 5. Малина (сладкий) брусники. 6. 7. У младшего брата голос (звонкий), чем у старшего.
- Ребята, посчитайте, сколько островов мы уже с вами посетили?
- Сейчас мы причалим к гавани числительных. Слайд 8
Задание №4 Учащиеся выполняют задание у доски.
Напишите словами:
Поставить в Дательный падеж 11, 15, , поставить в Творительный падеж 90, 888 восьмьюстами восьмьюдесятью восьмью.
- Посмотрите, справа по борту рифы. Состоят они из причастий и деепричастий. Для того, чтобы наш корабль смог обогнуть их, мы должны выполнить следующее задание. Для этого вам придется вспомнить спряжение и вид глагола.
Задание №5 взаимопроверка. слайд 9 взаимопроверка на интерактивной доске.
Вставьте пропущенные буквы в суффиксах причастий.
Хлопоч..щий, др..мл..щий, волну..щий, стел..щийся, се..щий, кол..щий, бор..щийся, знач..щий, терп..щий, дыш..щий, слыш..щийся, стро..щийся.
Вяз..ная кофта, вяз..ная сестрой кофта, связ..ная кофта, кофта связ..на; гружё..ный вагон, гружё..ный зерном вагон, выгруж..ный вагон, вагон выгруж..н; кова..ная решетка, закова..ный узник.
Творческое задание. Задание №6 Слайд 10
Вставьте в текст деепричастия и деепричастные обороты.
Перед нами репродукция картины художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского под названием «Девятый вал». Это — одна из его самых известных картин. Глядя на эту картину, мы видим море во время страшного ночного шторма.
Желто-оранжевые лучи восходящего солнца, растворяясь в серой мрачной атмосфере, освещают колышущиеся волны, оставляя блики на их стылой зеленой воде. Тонны колышущейся воды играют между собой, то вздымаясь то образуя бездонные ущелья. И вот она – самая большая и последняя волна шторма - девятый вал.
За обломок мачты погибшего корабля цепляются четыре человека в восточной одежде, уцелевшие после кораблекрушения. Пятый старается выбраться из воды на мачту, поддерживая соскальзывающего в бездну товарища. Им ежеминутно угрожает гибель среди обрушивающихся на них волн, но они не теряя надежды, ждут спасение и отчаянно сражаются с волнами, словно бросая вызов всесокрушающей стихии. Столкнувшись с бедствием, они не теряют присутствия духа и, сплотившись перед лицом общей опасности, стараются выжить в необъятных просторах бушующей бездны. Именно в этом и состоит мужество человека, стремящегося, несмотря ни на что, преодолевая любые преграды, добиться своей цели, выжить, во что бы то ни стало.
- Ну вот, мы обогнули рифы, можно плыть дальше. Держим курс на остров наречий. Слайд 11
Задание №7 в группах. Слайд 12 Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Во время проверки ученики меняются тетрадями по часовой стрелке и выставляют количество баллов. Сверяют правильность выполненной работы по интерактивной доске. (5 баллов за все задание, 1-2 ошибки четыре бала, 3 –4 ошибки три балла, 5 ошибок – два балла, 6 ошибок – ноль баллов).
Правильно напишите наречия.
Где то, когда то, давным давно, я прочёл одно стихотворение. (Т.) Солнце светило уже не по весеннему, а по летнему. (Л. Т.) 3) Я велел казаку нагреть чайник по походному.
- Ребята, смотрите! Справа по борту какой-то предмет! Это закупоренная бутылка. Слайд 13 Выловим и откроем ее. На листке что-то написано. Нам нужно расшифровать послание. Жители с острова служебных частей речи просят нашей помощи. Давайте поможем им.
Задание №8 взаимопроверка. Слайд 14
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
Показаться из (за) гор, увидеть (в) дали, отменить состязания (в)следствие дождей, (в) течение целой недели, я то (же) это сделаю, мы пришли сюда, что (бы) учиться, где он только н.. бывал, не остановлюсь пока н.. досчитаю до конца.
Давным-давно, мало – помалу, предлог в течение дня, вследствие (союз) я тоже это сделаю, , мы пришли сюда, чтобы учиться, частицы где он только не бывал, не остановлюсь пока не досчитаю до конца
- Ребята произошло ЧП. Наш корабль приблизился к неопознанному объекту, но мне кажется, что это бермудский треугольник, чтобы удачно выйти из данной ситуации, мы должны решить кроссворд.
Задание №9 коллективная работа. Кроссворд по частям речи.
По горизонтали:
3. Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопрос какой? чей?
6. Особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию.
9. Часть речи, обозначающая количество и порядок предметов при счёте и отвечающая на вопросы какой? сколько?
10. Часть речи, служащая для связи однородных членов предложения и частей сложного предложения.
11. Самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия и отвечающая на вопросы где? куда? когда? откуда? Почему? зачем? как? каким образом7
12. Служебные слова, которые придают дополнительные смысловые, эмоциональные оттенки предложению и отдельным словам.
По вертикали:
1. Самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы что делать? что сделать?
2. Часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы кто? что?
4. Самостоятельная часть речи, указывающая на предмет, признак предмета.
5. Часть речи, служащая для связи слов в предложении и словосочетании.
7. Неизменяемая форма глагола, обозначающая добавочное действие к основному.
8. Часть речи, включающая неизменяемые слова, которые непосредственно выражают наши чувства и волеизъявления, не называя их.
- Наше плавание подходит к концу. Мы благополучно обошли все подводные и наводные препятствия, пора пристать к берегу.
Подведение итогов урока.
1. Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?
2. Какие умения и навыки совершенствовали?
3. Что вас удивило?
Оценивание. Учащиеся, которые работали у доски, получают оценки по критериям оценки, остальные подчитывают баллы и выставляют себе оценки.
15-13 баллов – 5
12-10 баллов -4
9- 8 баллов – 3
7- 0 баллов – 2
Оценочный лист
фи Самооценка Взаимооценка Итоговая
Домашнее задание. Дополнительное задание на оценку 5. Определите, какой частью речи является выделенное слово: кратким прилагательным, кратким причастием, наречием. Вставьте пропущенные буквы.
Все напряжё…о слушали учителя. Внимание всех было напряже…о. Лица моряков были суровы и напряжё..ы. Девушка хорошо воспита..а. Она тактична и воспита..а. Юноша чувствовал себя скова..о. Кольцо скова…о из двух полос. Мать озабоче…о посмотрела на сына. Мы озабоче…ы трудным положением. Лица у всех были озабоче…ы и серьёзны.Морфология 7 класс Презентация
Взаимопроверк
а
• Где - то, когда то, давным - давно,
я прочёл одно стихотворение. (Т.)
Солнце светило уже не по - весеннему,
а по летнему. (Л. Т.) 3) Я велел казаку
нагреть чайник по - походному.
Взаимопроверка• Где - то, когда то, давным - давно, я прочёл одно стихотворение. (Т.) Солнце светило уже не по - весеннему, а по летнему. (Л. Т.) 3) Я велел казаку нагреть чайник по - походному.
Морфология 7 класс Презентация
Морфология 7 класс Презентация
Взаимопровер
ка
отменить
• Показаться из-за гор, увидеть
состязания
вдали,
вследствие дождей, в течение
целой недели, я тоже это сделаю,
мы пришли сюда, чтобы учиться,
где он только не бывал, не
остановлюсь пока не досчитаю до
конца.
Взаимопроверка •Показаться из-за гор, увидеть вдали, отменить состязания вследствие дождей, в течение целой недели, я тоже это сделаю, мы пришли сюда, чтобы учиться, где он только не бывал, не остановлюсь пока не досчитаю до конца.
Морфология 7 класс Презентация
Морфология 7 класс Презентация
Морфология 7 класс Презентация
Спасибо за
работу.
Спасибо за работу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.