Мотивация учения
Интерес к изучаемому и познаваемому углубляется по мере того, как истины, которыми овладевает ученик, становятся его личными убеждениями.
В.Л. Сухомлинский
Движущие силы учения
Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учеников к активной познавательной деятельности. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Мотивы – очень сложные образования, они всегда взаимосвязаны, и в педагогическом процессе мы имеем дело не с одним действующим мотивом, а со многими.
Классификация мотивов
Широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения);
Узкие социальные мотивы (занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих);
Мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия, утверждение своей роли и позиции в классе);
Широкие познавательные мотивы (удовлетворение от процесса обучения и его результатов);
Учебно–познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);
Мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).
Движущие силы учения
Обучение младшего школьника в зависимости от ситуации определяют и направляют различные мотивы:
чувство долга,
желание получить похвалу учителя,
стремление утвердиться в классе,
боязнь наказания,
привычка выполнять требования взрослых,
познавательный интерес,
желание порадовать родителей,
желание получать «пятерки»,
желание получить награду.
Движущие силы учения
Отношение школьников к учебе учителя обычно характеризуют активностью.
Компоненты активности:
• готовность выполнять учебные задания,
• стремление к самостоятельной деятельности,
• сознательность выполнения заданий,
• систематичность обучения,
• стремление повысить свой личный уровень и др.
Познавательная активность и самостоятельность школьников взаимосвязаны: более активные, как правило, и более самостоятельны.
Интересы младших школьников
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов учения является интерес – реальная причина действий, ощущаемая учеником как особо важная. Его можно определить и как форму проявления познавательных потребностей, что выражается в стремлении к познанию объекта или явления, овладении определенным видом деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к предмету изучения.
Интересы младших школьников
Самым важным, самым престижным мотивом учения является познавательный интерес. Это реальная причина действий, ощущаемая учеником.
Интересы возникают под влиянием потребностей, существуют в неразрывной связи с ними, зависят от:
уровня и качества приобретенных знаний, умений, сформированности способов умственной деятельности;
отношения школьника к учителю.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.