Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа №111 города Донецка»
Номинация: «Лучшее внеурочное(внеурочное)
мероприятие в рамках спецкурса
«Уроки Победы»
Методическая разработка внеклассного мероприятия в 4 классе
Тема: «Никто не забыт,
ничто не забыто!»
Составитель:Пидаш В.С.,
учитель начальных классов
г.Донецк,2020
Оглавление
I.Введение____________________________________________________3
II. Основная часть______________________________________________4
1. Цели урока_______________________________________________ 4
2.Задачи урока______________________________________________4
3.Формы и методы__________________________________________ 4
4.План урока_______________________________________________ 5
III. Материально-техническое обеспечение________________________ 15
IV. Список используемой литературы_____________________________16
I.Введение
9 мая вся страна отмечает великий праздник - День Победы, 75 годовщину победы советского народа в Великой Отечественной войне.
75 лет как окончилась война, война, которая унесла более 20 миллионов жизней, которая превратила города и поселки в руины, вывела из строя заводы, фабрики. Много горя и страха принесла война, но, несмотря на голод, холод и разруху наш народ победил. Он победил страшного врага, который поработил много государств и заставил их жить в страхе - он победил фашизм.
День Победы - это великий праздник в нашей стране. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив.
9 мая отмечают во всем мире в знак признательности нашему народу за великий подвиг. Наш народ очень трепетно относится к этому празднику и передает его из поколения в поколение.
Сегодня мы поздравляем всех с этим великим праздником и желаем всем, чтобы никогда больше в нашем мире не было войны, чтобы всегда над нашей головой было мирное, голубое небо, чтобы никто никогда не слышал разрывов бомб, чтобы все народы жили в мире и согласии.
Время бежит быстро и сегодня с нами уже мало тех, кто завоевывал Победу на фронте и в тылу. Наши выступления мы дарим всем ветеранам, всем представителям старшего поколения.
Данное мероприятие посвящается победе нашего народа в Великой Отечественной войне.
Молодое поколение мало знает о событиях времен Великой Отечественной войны. Задача учителей состоит в том, чтобы рассказать детям о тех грозных боевых годах, вызвать у них интерес к истории нашей Родины, воспитать стойкую гражданскую позицию и уважение к ветеранам.
II.Основная часть
1.Цель:
воспитывать патриотизм, уважение к историческому прошлому своего народа, семьи.
Обучающие: формирование представления у обучающихся о событиях Великой Отечественной войны
Развивающие: развитие познавательного интереса к изучению исторического прошлого.
Воспитательные: воспитывать у школьников патриотические чувства, уважение к ветеранам войны, чувство гордости за свой народ, свою Родину.
2.Задачи:
Ø способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, семьи;
Ø развивать творческие и познавательные способности обучающихся;
Ø воспитывать у обучающихся уважительное отношение к нравственным ценностям своей семьи, Родины;
Ø вовлечь всех учащихся класса в данное внеклассное мероприятие.
Ø показать мужество, стойкость нашего народа.
Ø убедить в необходимости помнить те трагические и героические годы, чтобы не повторить подобной трагедии.
Ø воспитать патриотов России, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу.
Ø формировать представления о воинском долге и верности Отечеству.
Ø познакомить детей с «Георгиевской ленточкой»;
Ø развивать умение публичного выступления.
Подготовительная работа к внеклассному мероприятию:
vсбор информации о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне;
vоформление выставки «Бессмертный полк»;
vоформление книжной выставки;
vсоздание мультимедийной презентации.
3.Форма: представление – концерт.
Метод: интерактивный.
Приёмы: чтение стихотворений, рассказ, беседа, театрализация, творческая работа
Дидактические средства: компьютер, проектор, экран, аудиозапись песен: «День победы» (муз. Д. Тухманова), «Мир на планете» (ст. и муз.Л.В.Чернышовой), «Священная война» (сл.В.Лебедев-Кумач,муз.А.Александрова),голосов.сообщение о начале войны, набат минута молчания, фонограмма звуков самолётов и взрывающихся бомб, пилотки, наушники, трубка от старого телефона, белый халат, бинт, бескозырка, «карта», детский автомат, макет костра, ватман с изображением солнца с лучами, георгиевские ленточки, шаблоны голубей,кроссворд,пазлы.
Оформление класса: на доске плакат: «Никто не забыт, ничто не забыто!», шары, изображения салюта, выставка детских рисунков, книг на военную тематику.
Участники мероприятия: обучающиеся 4 класса, родители.
4.План урока
1.Вступительное слово
2.Рассказ учителя
3.Инсценировка стихотворения
4.Чтение стихотворений
5.Рассказ танкиста
6.Рассказ о детях войны(сообщения учеников)
7.Минута молчания
8.Сценка «Дети войны»
9.Инсценировка стихотворения «Девочка с мишкой»
10.Разгадывание кроссворда
11.Игра с пазлами.
12.Творческая работа
13.Исполнение песни «Мир на планете»
13.Рассказ о георгиевской ленточке.
14.Заключительное слово учителя.
15.Исполнение песни «День Победы»
Ход мероприятия
Звучит песня «Журавли» (сл. Р. Гамзатова, муз. Я. Френкеля).
Ведущий:
- Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев, кланяется живым.
Прошла война,
Прошла беда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом.
22 июня был выходной день. Спали города и села, после выпускных вечеров гуляла молодежь. Выпускники мечтали о своем будущем. Ничто не предвещало беды. Едва начинал брезжить рассвет, часы показывали четыре утра...
И вдруг эту утреннюю тишину нарушило мощное вторжение боевой техники: гул самолетов, лязг танков, пулеметные очереди. Зазвучала незнакомая речь...
Одно из первых сражений войны произошло у пограничной брестской крепости. Около месяца сражался ее героический гарнизон.
...Если бы камни могли говорить, они рассказали бы всему миру о том, как мужественно стояли пограничники! Но силы были слишком неравные.
Неся большие потери, гитлеровцы продолжали наступать в глубь Советского Союза. Вся страна от мала до велика поднялась на битву с врагом... И враг стал отступать. Медленно, но уверенно наши войска гнали врага обратно в его логово.
Нелегко доставалась нам эта победа. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе: кто потерял сына, кто - отца или мать, кто - сестру или брата, кто - друга.
Победа досталась нам дорогой ценой.
(Звучит песня «Священная война».)
Хотя прошло уже более полувека со дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Вот поэтому мы собрались сегодня здесь.
Дети надевают пилотки, маршируют круг по залу и садятся на места.
Дети инсценируют стихотворение С. Михалкова «Мы тоже воины»
Связист (сидит на стульчике, на голове наушники, в руках микрофон или телефон)
Алло! «Юпитер»? Я – «Алмаз»!
Почти совсем не слышу вас,
Мы с боем заняли село.
А как у вас? Алло! Алло!
Медсестра (перевязывает раненного, сидящего на стуле):
Что вы ревете, как медведь?
Пустяк осталось потерпеть,
И рана ваша так легка,
Что заживет наверняка!
Моряк (смотрит в бинокль):
На горизонте самолет!
По курсу полный ход вперед!
Готовься к бою экипаж!
Отставить – истребитель наш!
(Двое летчиков рассматривают карту)
1 летчик:
Пехота здесь, а танки тут
Лететь до цели семь минут!
2 летчик:
Понятен боевой приказ
Противник не уйдет от нас!
Разведчик: (ходит с автоматом у центральной стены)
Вот я забрался на чердак,
Быть, может здесь таится враг?
За домом очищаем дом…
Все вместе: Врага повсюду мы найдем!
Чтец.
Война была священной.
В этом не усомнится даже тот,
Кто, прилетев с другой планеты.
Земли историю прочтет.
Прочтет о том, как под луною
Страна возмездием жила.
Война священна, если Зоя,
Не дрогнув, к виселице шла.
Война священна. И Матросов
Всем сердцем лег на пулемет.
О, сколько русых и курносых
Во имя жизни смерть возьмет.
Они уйдут в сырую землю,
В рассветы, в травы, в зеленя,
До самой смерти веря, внемля
Всей правоте твоей, Москва!
Автор: В. Фирсов
Ведущий:
- Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине. Более двадцати семи миллионов людей погибло в той страшной войне - каждый восьмой житель нашей страны.
В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.
Рассказ танкиста
Был трудный бой.
Все нынче как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей.
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей,
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду ведрами - не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют...
Шел бой за улицу.
Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперед.
А он гвоздит - не выглянуть из башен,
И черт его поймет, откуда бьет.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка.
Я разведал... Я подползал, они вон там, в саду...
- Да где же, где?.. - А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу...
Был трудный бой.
Все нынче как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Автор: А. Твардовский
Ведущий:
-А сейчас заслушаем рассказ ребят о детях войны.
О детях войны
Ученик 1.Вместе со взрослыми тысячи ребят в красных галстуках встали на защиту Родины. Рядом с именами легендарных героев войны: Ивана Панфилова, Дмитрия Карбышева, Николая Гастелло, Зои Космодемьянской, Александра Матросова и многих-многих других - мы называем имена юных героев Советского Союза... Володя Дубинин, Валера Волков, Леня Голиков, Нина Сагайдак, Зина Портнова, Валя Котик, Марат Казей.
Ученик 2.Что чувствовали, что переживали дети войны? Послушайте о девочке Тане Савичевой, историю которой знает весь мир. Она жила в Ленинграде и в самые жестокие дни блокады вела дневник, каждая страничка которого до сих пор обжигает сердца людей. Дыша на окоченевшие пальцы, Таня писала: «Женя умерла 28 дек. 12.30 час. утра 1941 г. Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942... Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 г. Дядя Ваня умер 13 апр. 2 ч. ночи 1942 г. Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.... Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942 г.... Савичевы умерли... Умерли все, осталась одна Таня...» Таня ненадолго пережила своих близких. Вскоре после этой последней записи умерла и одиннадцатилетняя Таня.
Ученик 3.А вот воспоминания тех, кто выжил.
«В сентябре 1941 года немцы заняли нашу деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня, 12-летнюю, отправили в лагерь Бухенвальд. Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. Из многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я вконец обессилела, меня заразили туберкулезом и отправили на уничтожение. Выжила чудом».
Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь.
Минута молчания(фонограмма набата).
Cценка «Дети войны»
На сцене сидит мальчик подросток и что-то чертит на полу палочкой. Сзади – фон: картина морского берега
Ведущий:
1. (на фоне звуков морского прибоя) Он слушал крики чаек… и подпевал им…. Он радовался рассветам и закатам…. Голубому небу. Он любил рисовать в тетрадке с загнутыми уголками, сидя на песчаном пляже и мечтать о том, кем он хочет стать. Может быть, художником? Или инженером? Или моряком? Или летчиком? А может – врачом?... Но никто еще не знал, что ему суждено стать отважным разведчиком.
2.(Звучит звук бомбежки. Мальчик встает)
Мальчик:
Никто не знал, что может так случиться,
Что детские мечты наши разбив,
Война однажды в двери постучится,
Все планы одним махом изменив.
Упала нам на слабенькие плечи,
Тяжелая, не детская игра.
И мы, ни в чем не смея ей перечить,
Почувствовали, что значит война!
Войне я детские годы отдал,
И детства, к сожаленью, не видал!
3.Девочка в шинели:
Детство мое неразрывно
Связано было с войной.
В небо глядели с надеждой:
Вот бы сегодня покой!
Утром, проснувшись, бежали
Что-то поесть раздобыть.
Даже такое бывало,
Нечего было нам пить.
Мы от бомбежек бежали,
Ужас, застывший в глазах,
В страхе мы жили, не знали,
Как пережить это… как…
Мы детство войне отдали
Хорошего мы не видали!
(Мальчик и девочка уходят)
Инсценировка стихотворения: «Девочка с мишкой».
Автор:
Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
Девочка:
"Не плачь, не плачь. Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе.
Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля.
Была семья, был дом. Теперь остались
Совсем одни на свете - ты и я. "
Автор:
А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом.
Девочка:
"Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят. "
Автор:
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне.
И выбежала из дому девчонка:
Девочка:
Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне»
Автор:
Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна.
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?
Ведущий:
-Сейчас мы отгадаем кроссворд (на ватмане кроссворд)
1. Кроссворд
1 |
П |
У |
Л |
Е |
М |
Е |
Т |
||||
2 |
М |
О |
С |
К |
В |
А |
|||||
3 |
Б |
Р |
Е |
С |
Т |
||||||
4 |
М |
А |
М |
А |
Е |
В |
|||||
5 |
П |
О |
Д |
В |
И |
Г |
|||||
6 |
Г |
Е |
Р |
М |
А |
Н |
И |
Я |
Вопросы:
1. Орудие времен Великой Отечественной Войны.
2. Столица нашей Родины.
3. Город, который бомбили фашисты одним из первых.
4. Название кургана, где была Сталинградская битва.
5. Советские люди во время ВОВ совершили (что?)...
6. Название страны, с которой воевал наш народ.
Ведущий:
-У нас ребята приготовили стихотворения.
Чтец.
Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мертвым, и живым.
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Всем миром, всем народом,
Всей землей
Поклонимся за тот великий бой.
Автор: М. Львов
Ведущий:Свыше одиннадцати тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Героя Советского Союза! Более трехсот раз повторен в годы войны бессмертный подвиг Александра Матросова, закрывшего собой амбразуру вражеской огневой точки. За героизм и мужество званием «Город-герой» отмечены города: Москва, Ленинград, Киев, Волгоград, Минск, Керчь, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Смоленск, Мурманск. Брестской крепости присвоено звание «Крепость-герой».
Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные,
Вечную славу поет вам народ!
Смерть сокрушившие, доблестно павшие!
Память о вас никогда не умрет!
Помните!
Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
Помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди! Покуда сердца стучат, - помните!
Какою ценой завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтобы запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже помнили!
Ложатся цветы на могильные плиты.
Нет! Никто не забыт, и ничто не забыто!
И вот наступил он - великий долгожданный день - День Победы! Этого праздника люди ждали тысячу четыреста восемнадцать дней. Это случилось 9 мая 1945 года.
Победа! Славная Победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо,
А травы будут зеленей.
Не забыть нам этой даты,
Что покончила с войной.
Победителю-солдату
Сотни раз - поклон земной!
Пойте, трубы, песнь победную!
Май, шуми на всю страну!
Слава выстрелу последнему,
Завершившему войну!
Ведущий:
-Сейчас мы с вами соберём пазлы.(выходят желающие).
Ведущий:
-Сейчас мы сделаем творческую работу. На ватман, где нарисован глобус наклеим наших голубей и наших детей(шаблоны), которых мы сделали на уроке трудового обучения.
Дети исполняют песню «Мир на планете»
Ведущий:
-Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем вас с Великим днем!
С Днем нашей Славы! С Днем Победы! (Звучит песня «День Победы» (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова).)
Учитель: Символ Победы –Георгиевская ленточка.
Георгиевская ленточка имеет два цвета: оранжевый – яркий цвет военных побед нашей славной армии, а черный – суровый цвет, который призывает вечно помнить о тех, кто отдал свои жизни за свободу Родины. И сегодня мне хотелось бы поделиться такими ленточками и с вами, чтобы и сегодня, и впредь вы гордились и помнили о боевых подвигах ваших дедов и прадедов.
Вы можете повесить эти ленточки себе на одежду в честь памяти о погибших и победивших в Великой Отечественной войне.
Учитель:
Сердца наши бьются
И души открыты.
Никто не забыт и ничто не забыто!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той беды,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть
Она как сила нам нужна…
Материально-техническое обеспечение урока
Интернет-ресурсы:
http://boobooka.com/zvuki/zvuki-dnya-pobedy/zvuk-metronoma-minuta-molchaniya/
https://ru-music.com/song/780-хор-красной-армии-священная-война
https://cooldj.com/song/7669-detskij-ansambl-gnomy/25804765-mir-na-planete/
http://www.9maya.ru/2009/12/04/yurij-levitan-obyavleniya-v-mp3.html
https://muzofond.fm/collections/9-мая/день%20победы
http://mp3extaz.com/data/Военные%20песни%201941%201945
http://www.openclass.ru/node/479268
https://vsescenarii.com/scenarij-k-dnyu-pobedy-posvyashhennyj-70-letiyu-velikoj-pobede.html
https://45parallel.net/aleksandr_tvardovskiy/rasskaz_tankista.html
https://svoimirukamy.com/golub-mira.html
Литература:
Методическая литература:
1. Кондрыкинская Л. А. Школьникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л. А. Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2005. - 192с.
2. Микляевой Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание школьников./Н.В. Микляевой – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 144с
3. Дегтярева О.В. Своими видел я глазами. //Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 12.
4. Некрасова Н.Н. Сценарии мероприятий о ВО войне. //Классный руководитель. – 2004. - № 8.
5. Рязанов Г.Л. Новейшая история. – М., 1989г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.