РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основой высокого уровня математического образования на разных ступенях обучения
является математическая грамотность подрастающего поколения. Поэтому
обеспечение математической грамотности школьников является первоочередной
задачей в деле обеспечения добротности школьного математического образования. А
это является основой добротности математического образования в профессиональной
школе.
Понятие математической грамотности начало формироваться в конце ХХ столетия в
исследованиях Международной ассоциации по оценке учебных достижений учащихся
ІЕА. В этих исследованиях под математической грамотностью понимали «готовность
выпускников средней школы справляться с жизненными проблемами, для решения
которых нужно использовать некоторые математические знания. Здесь под
математической грамотностью понимается «способность человека определять и
понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо
обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину» .
Более детально содержание этого понятия экспертами уточнено следующим
образом.
Под математической грамотностью понимается способность учащихся:
• распознавать проблемы, которые возникают в окружающей
действительности и могут быть решены средствами математики;
• формировать эти проблемы на языке математики;
• решать эти проблемы, используя математические факты и
методы;
• анализировать и использовать математические методы
решения;
• интерпретировать полученные результаты с учетом
поставленной проблемы;
• формулировать и записывать результаты решения .
Решение задач практического содержания способно привить интерес ученика к изучению математики. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Монокулярный характер зрения осложняет формирование представлений об объеме, величине, расстоянии. Частично видящие дети, особенно в классах средней ступени, зачастую ещё путают соотношения мер длины, плохо интерпретируют полученные численные значения площади, объёма до тех пор, пока эти единицы измерения не соотнесены с конкретными, уже известными им, предметами. Например, длина стола равна 1 м, толщина грифеля для письма – 1 мм, площадь класса – 30 кв.м, расстояние, которое проходит человек медленным шагом за 15 мин, приблизительно составляет 1 км и т. д. В процессе обучения следует обеспечить максимальные условия для активного действия детей в реальной действительности, где в процессе практического упражнения они постоянно узнают пространственные признаки ориентировки на плоскости и в большом пространстве. Так, при решении задач на движение учащиеся моделируют ситуации, описанные в условии задачи, либо с помощью наглядности (машинок, лодок, и т. п.) на плоскости стола (или доски), либо посредством ролевого разыгрывания ситуации. Этот приём, используемый в массовых школах преимущественно в начальных классах, помогает тотально слепым детям лучше представить ситуацию и выработать алгоритм решения задачи.
При решении прикладных задач на вычисление линейных размеров, площадей, объёмов числовые данные условия задачи, а так же полученные результаты полезно соотносить с размерами уже известных детям объектов (предметов), т. к. при этом учащиеся получают возможность сравнивать величины зачастую недоступных для тактильного обследования предметов. Например, высота Эйфелевой башни сравнивается, допустим, с высотой школы и т. п.
Основной массе слабовидящих детей геометрия дается особенно трудно, поэтому на уроках необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, где ведомый, более “слабый”, ученик чувствует поддержку товарища. А более “сильный”, объясняя какой-то учебный материал и работая с моделью или чертежом, ещё раз для себя детализирует и систематизирует полученные знания, старается отыскать новые примеры среди предметов окружающей обстановки. Таким образом, качественное усвоение программного материала по математике слабовидящими учащимися может быть достигнуто за счет умелого использования различных методов и приёмов обучения. И среди них важная роль принадлежит индивидуально-наглядному обучению, так как оно способствует развитию наглядно-образного и словесно-логического мышления, формированию пространственных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, а это и является одним из ведущих условий подготовки незрячих детей к жизни и трудовой деятельности.
Решение практических задач средствами математики, как правило, содержит четыре основных этапа
1.Анализ условия задачи.
Задача формулируется на описательном языке. От правильной постановки задачи, указания ресурсов, которыми мы располагаем, зависит успешность ее решения. Этому нужно учиться каждому, так как пригодится специалисту любого профиля.
2.Построение математической модели задачи.
Перевод исходной задачи на математический язык: вводятся переменные, ищутся
связи между ними и устанавливаются ограничения на них, которые записываются в
виде уравнений, неравенств или их систем.
3. Решение математической модели задачи.
Изучается полученная модель. Если задача известная, то она решается по соответствующему ей алгоритму. Если задача никогда не решалась, то ищется необходимый алгоритм.
4.Интерпретация решения. Это перевод решения задачи на исходный язык.
Рассмотрим несколько задач
Размеры кузовов самосвалов МАЗ-205 и ЗИЛ-130 соответственно
равны (м): 6,07×2,64×2,44 и 6,72×2,39×2,18
Какой из них более вместителен?
Решение.
a) Составляем математическую модель: кузов самосвала представляет собой геометрическую фигуру – прямоугольный параллелепипед. Задача сводится к нахождению объёмов 2х параллелепипедов.
b) Решаем математическую задачу: объём прямоугольного параллелепипеда вычисляется по формуле:
V=abc, где a, b и c – это размеры кузовов
Подставляем данные в формулу: VМ=6,07·2,64·2,44=39,1(м3)
VЗ=6,72·2,39·2,18=35,0(м3)
c) Переводим математическое решение на язык исходной задачи:
Ответ: Более вместительным оказался кузов самосвала МАЗ-205.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.