Моя конвенция
(для начальных и средних классов)
Цель:
· осознание того, что все дети, независимо от расы, этнической принадлежности, религии, наличия статуса беженца или инвалидности имеют право на защиту, заботу и внимание.
1. Ведущий: 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа - Конвенции о правах ребенка.
Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья - важная часть общества.
Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой воины, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов людей, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права - права на жизнь, что война - самых худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить эту глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию - ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.
Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены.
20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие её, взяли на себя обязательство заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.
В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них. (На доске вывешиваются плакаты с надписями прав ребенка)
· Право на жизнь
· Право на имя при рождении.
· Право на медицинскую помощь.
· Право на образование.
· Право на отдых и досуг.
· Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).
· Право свободно выражать свои взгляды.
· Право на свободное перемещение.
· Право на заботу и воспитание родителями.
· Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).
· Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
· Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
2. Ведущий: Перед вами книга «Ваши права». В ней содержатся права, предназначенные для всех людей мира. Называется этот документ «Декларация прав человека». Декларация тоже была принята ООН, но на много лет раньше. Именно на её основе и были разработаны права ребенка. Давайте попробуем найти схожие положения этих документов.
(У учащихся на партах текст декларации. Они находят схожие статьи и называют их.)
ü Назовите сказки, в которых нарушалось право героев на жизнь.
ü В Конвенции говорится, что каждый ребенок имеет право на имя. У каждого из вас есть имя.
При рождении ребенка родители дают ему имя. Фамилию, имя, отчество записывают в специальный документ - (Как он называется?) свидетельство о рождении. Там же записывают место и дату рождения, сведения о родителях. Это первый документ ребенка. Он говорит не только о факте появления ребенка, но и о том, что этот новый человечек является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии.
ü Скажите, гражданами, какой страны вы являетесь?
ü Следовательно, о вас заботится правительство России.
3. Ведущий: Вам всем известна сказка про Маугли. Как вы думаете, является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст. 1.)
ü Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным? (Каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинство. Ст. 23.)
ü Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Нарушает ли он при этом его права? (Право на тайну переписки. Ст. 16.)
ü Как вы думаете, что необходимо, чтобы эти права соблюдались? (Учащиеся высказывают свое мнение)
ü Для этого нужно выполнять важную обязанность - уважать права другого.
4. Ведущий: Для того, чтобы посмотреть, как это происходит в жизни, выполним следующее упражнение.
Выбираются 2 пары, им дается задание разыграть сценки. Задание для всех остальных: как бы вы разрешили ситуации, представленные в них?
Сценка 1
Мама: Сколько раз тебе говорила - после 10 вечера громко слушать музыку нельзя! Музыка действует всем на нервы!
Сын: Но мама! Ты же все равно в 10 еще не спишь. (В данном случае поведение сына ущемляет права родителей и соседей на отдых и является нарушением общественного порядка.)
Сценка 2
Мама: Сынок, я ухожу, прибери в квартире, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын: Мама, у меня завтра контрольная. К тому же Конвенцией я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования. (Самообслуживание не может быть препятствием в самообразовании. В Конвенции же в статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей.)
5. Подведение итогов
ü Назовите известные вам сказки. (Учащиеся называют, учитель записывает на доске).
ü Какие положения Конвенции нарушаются или реализуются в этих сказках?
ü С каким важным документом вы познакомились?
ü Какой организацией он был принят?
ü Когда отмечается «Всемирный день прав ребенка»?
ü Кто призван обеспечивать соблюдение прав ребенка? (Государство, родители, сами дети)
ü Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе? (Право на образование)
ü Именно это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.