Практическая работа к разделу 2.3 «Государство: доверие»
Внеурочное занятие для обучающихся ОВЗ/УО 9 класс
по теме: «Моя малая Родина» из цикла « Что мы Родиной зовем?»
Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну и малой родине.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование презентации и игру.
Ход урока:
Учитель: Ребята давайте отгадаем, что за слово зашифровано?
.
Учитель: Ребята, наш разговор сегодня пойдёт о самом важном: о родине. А что такое Родина, как вы думаете?
Возможные ответы учеников, подведение итога разговора.
Родина – это не просто место рождения. Это то, что формирует мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни. Задание.
Учитель: Давайте поразмышляем над пословицами, как вы их понимаете?
Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.
Кто за Родину горой, тот и герой.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
На родной стороне и камешек знаком.
Жить - Родине служить.
С родной сторонки и ворона мила.
Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Прилетел гусь на Русь — погостит да улетит.
Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.
Учитель:
Ребята Родина очень большое понятие, а о чем говорит эта загадка.
Мне
прекрасна и мила, хоть врагу – уродина.
Это ты, моя страна, маленькая……….
Учитель: А как называется главный город нашей страны? (Москва) — Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной. Мы с вами вспомнили о нашей большой стране, о нашей Родине – России. Но у каждого человека есть место, где он родился и живет, это место называется «малая Родина». А как вы думаете у вас есть «малая Родина»? Как она называется?
Правильно ребята, наша малая Родина – это наше село Масляногорск.
Учитель: Ребята, я приглашаю вас сейчас отправиться экскурсию в школьный музей. Наша задача найти там ответы
-Что Родиной зовется, есть ли герб, гимн, флаг у нашего села?
- назвать сторожил села, его основателей?.
-Почему именно так названо наше село?
-какой народ живет на нашей территории?
-Традиции и обычаи села?
-Кто работает хранителем нашего музея?(Надежда Васильевна) давайте ее попросим рассказать и ответить на наши вопросы(перемещаемся в школьный музей)
Продолжает занятие экскурсовод Надежда Васильевна
Н.В.: Масляногорск — село в Зиминском районе Иркутской области России. Административный центр Масляногорского муниципального образования.
В начале 20 века на место зимнего бурятского поселения на левом берегу Оки пришли русские, осели, и основали село. Название происходит от имеющегося неподалеку выхода «каменного масла» — месторождения квасцов.
С 1908 года Масляногорск упоминается в епархиальных документах, этот год и считается датой основания села. В 1916 году, на средства сельчан был построен и освещен православный храм. Но новая власть закрыла церковь в первые же годы. Разоренное, хотя и сохранившее величавость деревянное церковное здание простояло в селе до 1958 года. Ныне на месте бывшего храма водружен Крест. 27 декабря 2015 вновь на деньги местных жителей был открыт храм в перестроенном здании бывшего магазина. С 2005 года Масляногорск является центром Масляногорского муниципального образования.
Находится примерно в 45 км к юго-западу от районного центра.
По данным Всероссийской переписи, в 2010 году в селе проживало 508 человек (239 мужчин и 269 женщин).
А музей наш называется
«Из глубины веков до современности»
Музей был организован в 1997 году и впервые открыт 9 мая 1998 года. Музей находился в старом здании Масляногорской школы по адресу улица Коммунаров, 80.
Школьный музей работает на общественных началах. Он создан в общеобразовательной организации под руководством педагогов Неудачина Якова Петровича, Никитенко Александра Васильевича и совета музея.
Целью создания и деятельности школьного музея является содействие развитию коммуникативных способностей, навыков исследовательской работы обучающихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы.
Экспозиции музея отражали «Историю создания села Масляногорск», «Историю школы» и «Замечательные люди села». Затем были созданы экспозиции «Природа нашего края» и «Ветераны ВОВ». За период работы энтузиасты принимали активное участие в районных и областных смотрах-конкурсах школьных музеев и краеведческих конференциях, занимая призовые места.
По материалам краеведения и музея к 100-летию села Масляногорск (2008г) издана книга «У подножия Масляной горы», авторами которой являются Неудачин Я.П. и Никитенко А.В.
В 2021 году издана книга «Далекое и близкое». Автор книги Шинкевич Валентина Ивановна. Эта книга о переселенцах, приехавших по столыпинской реформе на поселение в Сибирь. О их становлении, постройке Храма, раскулачивании.
Из-за переезда в другое здание в 2005 году музей был демонтирован по улице Полевая, 18.
В данное время музей находится по адресу улица Полевая, 20 в здании школы.
Экспозиции восстановлены и представлены для обозрения обучающимся, их родителям и гостям.
В нашем селе не перевелись людские таланты.
Стихи местных поэтов посвящены родному краю, труженикам села, природе, многие из них стали песнями.
Учитель: Давайте попросим Н.В. прочитать свое стихотворение «Разговор с Масляногорском»
Н.В.:
-Масляногорск, ты кто,
Деревня или город?-
Задать такой вопрос нашелся повод.
В названии твоем есть что-то городское.
Ответь, на языке своем, раскрой секрет былого.
-Друг мой, я не деревня я не город.
Я –село. Сибирское село.
А о названии моем красивом, ты расспроси у старожилов.
Они расскажут о таежной жиле,
С которой масло горное «течет»,
Забыв, целебность обретает, и понемногу всем хватает.
Пришла же мысль кому-то
В голову шальная, таким красивым именем назвать-
Ну, а что же с городом?
Ему здесь не бывать.
Зачем он нужен?- здесь другие корни.
Здесь должен сельский житель обивать,
По-своему земного счастья ждать,
Трудом красивым, блага создавая.
Масляногорск – страна такая,
Вдоль берега Оки границы простирая,
Земною красою будет душу согревать,
Пусть ей хоть сто, хоть 250,
Масляногорск здесь был и будет здесь стоять.
Учитель: спасибо Н.В.,а мы возвращаемся в класс и попробуем ответить на вопросы, которые мы поставили в начале экскурсии.
Учитель каждому раздает листы с вопросами, дети пишут ответы.
Рефлексия
3 вещи, о которых узнали на нашем мероприятии
______________________________________
____________________________________
_______________________________________
2 совета, которые вы бы дали другим, которые посетят музей
_______________________________
______________________________
1 вопрос на который вы не получили ответа
_____________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.