В данной презентации рассказывается об активном методе обучения - мозговом штурме. В презентации приведены главные принципы мозгового штурма, этапы работы с участниками мозгового штурма с методической точки зрения и прописаны его основные достоинства. Также приведены задания для пробных работ по данной теме.Презетация
file1.pptx
Мозговой штурм
Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского
муниципального образования «Смоленская средняя
общеобразовательная школа»
Бабкина Анастасия Валентиновна,
учитель математики
с.Смоленщина, 2017г.
МОЗГОВОЙ
ШТУРМ
Начать
показ
содержани
е
Начать показсодержание
Мозговой штурм
назад
вперед
Т и т у л ь н ы й
Содержан
ие
1 Мозговой штурм
2 Главные принципы МА
3 Этапы проведения МА
4 Модификации метода МА
5
Заключение
Мозговой штурм
назад
вперед
М о з г о в о й ш т у р м
Метод мозгового штурма
(мозговая атака) —
оперативный метод
решения проблемы на
основе стимулирования
творческой активности,
при котором участникам
обсуждения предлагают
высказывать как можно
большее количество
вариантов решения.
г л а в н а я
Сущность метода состоит в
том, что при принятии
коллективного решения
решаются две основные
задачи:
генерирование
новых идей в
отношении
возможных
вариантов
анализ и оценка
развития
выдвинутых идей
процесса
Мозговой штурм
назад
вперед
В условиях мозгового
штурма средством,
позволяющим убрать так
называемые барьеры,
выступает дискуссия,
которая помогает
высвободить творческую
энергию и, включив
людей в интерактивную
коммуникацию,
приобщить их к активному
поиску решений
поставленной проблемы.
г л а в н а я
Мозговой штурм является,
по сути, наиболее
свободной формой
дискуссии.
Главная функция этой
технологии – обеспечение
процесса генерирования
идей, без их критического
анализа и обсуждения
участниками.
Мозговой штурм
назад
вперед
Г л а в н ы е п р и н ц и п ы
м о з г о в о г о ш т у р м а :
г л а в н а я
и л о 2
в
а
П р
Основная задача
группы
«генераторов» –
выдать за
отведенное
время как
можно больше
идей.
и
в
а
р
П
о 1
л
Задачу
последовательно
решают 2 группы
людей по 4–15
человек в каждой
(оптимальный состав
6–12 человек).
Первая группа только
выдвигает различные
идеи – "генераторы",
вторая группа –
«эксперты».
Мозговой штурм
Г л а в н ы е п р и н ц и п ы
м о з г о в о г о ш т у р м а :
П р
назад
вперед
3
о
л
и
в
а
При генерации идей
запрещена всякая критика.
Рекомендуется приглашать
на штурм людей разных
специальностей и разного
уровня образования.
о 4
л
и
в
П
а
р
Экспертизу и отбор
идей после окончания
процесса
генерирования
следует проводить
очень внимательно.
Продумывать все
идеи.
г л а в н а я
о 5
л
и
в
р
П
а
Руководитель должен
выполнять свои обязанности
без приказаний и критики.
Ему нужно следить за тем,
чтобы высказывание идей не
происходило только в
рациональном направлении.
л
и
в
а
р
П
о 5
Если задача не решена в
ходе штурма,
можно повторить процесс
решения
Мозговой штурм
Мозговой штурм
Этапы проведения
мозгового штурма:
ЭТАП 1
Постановка задачи
(проблемы)
ЭТАП 2
Генерация идей
ЭТАП 3
Сегментирование идей
Мозговой штурм
Этапы мозгового штурма с
методической точки
зрения
Мозговой штурм
Организационный (10 минут)
1) Музыкальное сопровождение перед началом
работы
2) Введение в урок
3) Обозначение проблемы
4) Знакомство с правилами штурма
5) Формирование и размещение групп
Мозговой штурм
Разминка (10 минут)
Цель- помочь освободиться от стереотипов
(вопросы на сообразительность).
При затруднении преподаватель сам может
выдвинуть 1-2 ответа на вопросы.
Мозговой штурм
Штурм 1 этап (5 минут)
1) Постановка проблемы,
2) Уточнение задачи,
3) Критерии оценки идей,
4) Повторение правил мозгового штурма
5) Выбор эксперта (1 человек в группе), который
записывает выдвигаемые идеи.
Мозговой штурм
Штурм 2 этап (15 минут)
Основной этап, когда выдвигаются идеи.
Мозговой штурм
Штурм 3 этап (15 минут)
Этап отбора и оценки полученных идей, во время
которого эксперты объединяются для отбора
лучших идей, согласно критериям. Желательно
экспертов изолировать от основной группы.
Основная группа должна быть занята играми,
несложными конкурсами.
Мозговой штурм
Штурм 4 этап (10-15 минут)
Заключительный этап.
•
Сообщение результатов о количестве
предложений.
Защита авторов лучших идей.
Коллективное обсуждение.
Педагог подводит итоги, дает общую оценку
работы групп.
•
•
•
Мозговой штурм
Мозговой штурм
ребусы
Задание представляет собой
картинку, через которую
загадано название
произведения (кино,
мультфильмы, литература,
живопись), из которого
убрана или к которому
добавлена одна буква.
Мозговой штурм
Достоинства:
• Выявление и развитие творческих
способностей учащихся.
• Положительный эмоциональный настрой.
• Сотрудничество, навыки общения в условиях
дефицита времени, ученики учатся слушать и
слышать друг друга.
• Наработанные решения часто дают новые
подходы к изучению темы.
• Тренинг навыка – кратко и четко рмировать
свою мысль.
Достоинства:
Мозговой штурм
Достоинства:
• Стимулирование и мотивация.
• Приемы, которые использует
преподаватель, применяя данный метод:
Образное представление объекта.
Использование ассоциации.
Прием экстраполяции (перенесение
объекта в будущее, в другую ситуацию,
прием «лестничных пролетов» - прогноз с
точки зрения будущего, изменение
параметров и др.
Достоинства:
Мозговой штурм
назад
вперед
М о д и ф и к а ц и и м е т о д а
м о з г о в о г о ш т у р м а
:
У мозгового штурма есть
достаточно много
разновидностей,
большинство из которых
можно применять на
деловых совещаниях для
решения
профессиональных
задач.
г л а в н а я
обратный
теневой
комбинированный
брейнрайтинг
индивидуальный
мозговой штурм на
доске
мозговой штурм в
стиле «Соло»
визуальный мозговой
штурм
мозговой штурм по-
Японски.
Мозговой штурм
г л а в н а я
Цель метода: составить
наиболее полный список
недостатков
рассматриваемого
объекта или идеи, на
которые обрушивается
ничем не ограниченная
критика»
назад
вперед
М о д и ф и к а ц и и м е т о д а
м о з г о в о г о ш т у р м а
:
Обратный мозговой
штурм
Его предпочтительно
применять при создании
нового улучшенного
образца, новой услуги или
разработки новой идеи,
когда решаются две
творческие задачи:
выявление в
существующих изделиях,
услугах, идеях
максимального числа
недостатков;
максимальное устранение
этих недостатков во вновь
разрабатываемом изделии
или услуге.
Мозговой штурм
назад
вперед
М о д и ф и к а ц и и м е т о д а
м о з г о в о г о ш т у р м а
:
Брейнрайтинг
Эта методика основана на
технике мозговой атаки, но
участники группы выражают свои
предложения не вслух, а в
письменной форме. Они пишут
свои идеи на листках бумаги и
затем обмениваются ими друг с
другом. Идея соседа становится
стимулом для новой идеи, которая
вносится в полученный листок.
г л а в н а я
Индивидуальный
мозговой штурм
Данный метод, по - существу, не
отличается от метода
коллективного мозгового штурма и
проводится по тем же правилам.
Единственное различие – сеанс
проводится одним специалистом.
Он сам генерирует идеи, сам их
регистрирует, часто сам делает
оценку своих идей. Длительность
сеанса не должна превышать 3-10
мин. Все возникшие идеи
обязательно фиксируются на
бумаге. К их оценке автору
следует приступить не сразу, а
через некоторое время, например
через неделю.
Мозговой штурм
г л а в н а я
назад
вперед
М о д и ф и к а ц и и м е т о д а
м о з г о в о г о ш т у р м а
:
Мозговой штурм на доске
Необходимо повесить на стену
специальную доску, чтобы
участники размещали на ней
листки с записями тех творческих
идей, которые придут им в голову
в течение рабочего дня. Эту доску
следует повесить на самом видном
месте. В центре ее должна быть
написана – большими яркими
(разноцветными) буквами –
требующая разрешения проблема.
Мозговой штурм
назад
вперед
М о д и ф и к а ц и и м е т о д а
м о з г о в о г о ш т у р м а
:
Визуальный мозговой штурм
Как правило, идеи появляются
быстро, одна за другой, и
зарисовка сделанная в момент
рождения идеи позволит не
только зафиксировать удачную
мысль, но и не потерять темп в
процессе размышления.
Основные принципы визуальной
мозговой атаки:
Скорость и гибкость
мышления
Отсутствие преждевременной
критики
Быстрая реакция
г л а в н а я
Мозговой штурм по-
японски
Существует японская
(кольцевая) система
принятия решений —
«кингисё», суть которой
состоит в том, что на
рассмотрение готовится
проект новшества. Он
передается для
обсуждения лицам по
списку, составленному
руководителем. Каждый
должен рассмотреть
предлагаемое решение и
дать свои замечания в
письменном виде. После
этого проводится
совещание по решению
проблемы.
Мозговой штурм
Яркий пример «мозгового
штурма»
Телевизионная
интеллектуальная игра
«Что? Где? Когда?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.