Мукосольки (Программа дополнительного образования)
Оценка 4.6

Мукосольки (Программа дополнительного образования)

Оценка 4.6
Занимательные материалы +1
doc
Междисциплинарный 3
1 кл
21.10.2021
Мукосольки (Программа дополнительного образования)
Актуальность данной программы заключается в том, что её выполнение обеспечивает вовлечение в занятия лепкой большого количества учащихся.
2013-2014 уч годмукосольки.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Районный Центр дополнительного образования»

Администрации МО  «Холмогорский муниципальный район»

Архангельской области

 

 

 

Принято на районном                                                      Утверждаю:

Экспертном совете                                                           Директор МОУ РЦДО

Протокол № __ от ________2013 года                           _____________  Е.В. Лобанова

Председатель:______________                                       «__»_______________2013 года

 

 

 

 

Мукосольки

Программа дополнительного образования

Для детей 1-5 классов.

Срок реализации – 2 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                            Автор: Степаненко Татьяна

                                                                                             Владимировна, педагог

                                                                                             дополнительного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   с. Ломоносово

                                                         2013 год

                     Пояснительная записка.

  Актуальность данной программы заключается в том, что её выполнение обеспечивает вовлечение в занятия лепкой большого количества учащихся. В связи с популярностью здоровьесберегающих технологий в образовании, данная программа выглядит вполне соответствующей времени и запросам общества.  Учитывая относительно небольшие нагрузки, которые требуются для занятий данным видом работы, заниматься лепкой могут практически все ученики младшего, среднего, а также и старшего звена общеобразовательных школ. Здесь используются дифференцированный и индивидуальный подходы к ребятам.  Простота навыков лепки позволяет освоить эту работу даже учащимся с уровнем интеллекта ниже среднего, что способствует социализации этих детей  и их  интеграции в детский коллектив. Многие подростки, отличающиеся замкнутым характером, увлекшись лепкой из пластических материалов, способны преодолеть свои комплексы неполноценностей, и расширить круг своих знакомых. Более того, подростки, добившиеся определённых успехов в этой работе, попадают в ситуацию успеха, что может положительно сказаться на их духовном развитии. Это позволяет им поверить в свои силы, что соответствует социальному заказу государства, а именно – воспитанию социально активной личности. Подростки, занявшись лепкой из таких пластических материалов, привыкают к более приятным  способам времяпрепровождения, могут творчески мыслить. Внешняя эффектность и эстетика самой работы  по лепке и готовых изделий из пластических материалов обеспечивает приток школьников в кружок «Мукосольки», достаточный не только  для полноценных занятий внутри  школы, но и для участия в районных мероприятиях, проводимых МОУ Холмогорский Районный Центр Дополнительного Образования. Практика участия в различных творческих конкурсах подтверждает данный вывод.

 

  Лепка - один    из древнейших    видов прикладного искусства, чрезвычайно полезный вид детского творчества. При работе с солёным тестом массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребёнка.

  В последнее время возрос интерес к искусству создания поделок из солёного теста. Поделки очень просты в исполнении: они не требуют специального оборудования или использования   труднодоступных и дорогостоящих материалов.

  Сделанные с любовью изделия из солёного теста украшают интерьер, делая его уютнее и теплее, радуют глаз в качестве игрушек и украшений и, безусловно, такой подарок доставит огромное удовольствие кому угодно.

   Солёное тесто – изумительный по своей доступности и пластичности материал.

   На занятиях кружка учащиеся смогут овладеть навыками лепки, вдохновиться на создание собственных оригинальных изделий, научиться создавать композиции из солёного теста, выбирать тему композиции, находить цветовое  и стилистическое решение.

   На мой взгляд, обучение лепке необходимо  проводить в течение 2 лет. За это время ученики достигают определённого «потолка» в работе с пластическими материалами, превысить который смогут только те учащиеся, кто целенаправленно будет заниматься этим видом лепки по индивидуальным программам. С другой стороны, для поддержания достигнутого уровня будет достаточно периодических занятий.

  При этом есть необходимость работать с младшей и старшей группой ребят отдельно. Старшим  ребятам надо идти «вперёд», а только начинающие должны чувствовать внимание педагога к себе, а не к «мастерам», и, кроме того, видеть свои успехи в работах с воспитанниками своего уровня.

  Одно занятие целесообразно  проводить в течение 3 академических часов с небольшим перерывом (зарядкой), поскольку   меньшее  количество времени может оказаться недостаточным для того, чтобы успели выполнить определённую работу, а большее количество времени  на одно занятие может оказаться чрезмерным, так как накапливается физическая и умственная усталость. Оставлять начатую работу не рекомендуется, так как изготовленное тесто испортиться к следующему занятию. В неделю проводится по одному трёхчасовому  занятию в каждой из групп, всего в год проводится   108 часов занятий.  

  Данный кружок разработан для учащихся 1-8 классов.

 

 Первый год обучения.

 Планирование материала распределилось в трёх разделах. В 1 разделе ребятам сообщаются цели и задачи кружка. Ученики узнают, как готовится солёное тесто, познакомятся с секретами приготовления цветного теста, его хранением, а также научатся подбирать необходимые для работы инструменты. 2 раздел посвящён практической направленности. Основные формы деятельности: групповая и индивидуальная  творческая работа. 3 раздел – заключительный. Кружковцы побывают в селе Холмогоры на хлебопекарне. Там увидят, как готовится тесто для хлеба, а также встретятся с удивительными людьми – пекарями. Заключительное занятие проводится в форме представления всех выполненных работ учащимися.

 

  Второй год обучения.

  Планирование распределилось в 4 разделах. В 1 разделе  ребятам сообщаются цели и задачи  кружка. Проводится  конкурс знатоков за первый год обучения в игровой форме. Выставка ранее изготовленных работ и их обсуждение поможет учащимся чётче видеть цель, представлять задуманное. 2 раздел посвящён инструментам и оборудованию для лепки из пластических материалов. 3 раздел – очень важный и самый большой «Изделия из солёного теста». Здесь учащиеся учатся  не только выполнять работы по конкретной тематике, но и более  широкой, близкой к их жизни (региональный компонент). 4 раздел – заключительный. Выставка – распродажа покажет учащимся, какую ценность имеют  работы, выполненные их руками, что и будет являться  оцениванием качества труда.

 

  Цели кружка:

1.      Формирование интереса и положительной мотивации школьников к художественно- творческому направлению в обучении и будущей профессиональной деятельности.

 

  Задачи кружка:

  1. Воспитание художественно- творческих умений и навыков.
  2. Развитие художественного вкуса и пространственного воображения, мелкой моторики.
  3. Активизация работы мозга, развитие интеллекта ребёнка.

 

  Форма занятий:

  1. Беседа;
  2. Групповая практически – исследовательская деятельность;
  3. Индивидуально – творческая работа;
  4. Наглядная демонстрация выполненных работ учащимися;

 

  Форма контроля:

  1. Оформление схемы;
  2. Оформление памятки;
  3. Участие в чествовании гостей на дне рождении школы;
  4. Выставка – распродажа;
  5. Участие в районных конкурсах –выставках творческих работ;
  6. Участие в школьных конкурсах – выставках творческих работ;
  7. Участие в заочных областных конкурсах творческих работ;

                     Тематическое планирование.

 

                                                      Первый год обучения.

 

№ п/п

 

                       Тема   занятия

Кол-во

часов

Теоретичес

кие

занятия

Практичес

кие

занятия

 

Раздел 1: Лепка из солёного теста

(21 час).

 

 

 

1.

Вводное занятие.

1 ч.

1 ч.

-

2.

Готовим тесто.

1 ч.

30мин.

30мин.

3.

Цветное тесто.

1ч.

30мин.

30мин.

4.

Хранение теста. Набор инструментов. Порядок работы.

1 ч.

30 мин.

30 мин

5.

Лепка крупных деталей.

2ч.

1ч.

1ч.

6.

Лепка простых элементов.

2ч.

1ч.

1ч.

7.

Создание фактуры поверхности.

1ч.

30мин.

30мин.

8.

Использование соковыжималки и ситечка.

2ч.

30мин.

1ч.30 мин

9.

Скрепление деталей между собой.

1ч.

30мин.

30мин.

10.

Сушка, запекание, подрумянивание. Нанесение защитных составов.

1 ч.

30мин.

30мин.

11.

Оформление и склейка.

1 ч.

30 мин

30 мин

 

Раздел 2: Изделия из солёного теста

(81 час).

 

 

 

12.

Подсолнух. Патиссон. Клубника.

6ч.

1ч.

5ч.

13.

Букет в вазочке. Корзина с цветами. Деревья.

6ч.

1ч.

5ч.

14.

Ёлочные игрушки. Ёлочка. Гирлянда. Дед Мороз (к Новому году).

6ч.

1ч.

5ч.

15.

Лисичка. Ёжик. Весёлая корова.

6ч.

1ч.

5ч.

16.

Птички. Гусеница. Пчёлка. Осьминог. Рыбки.

6ч.

1ч.

5ч.

17.

Матрёшки. Девочка. Кукла. Весёлая старушка. Бабушка с вязаньем (к 8Марта).

6ч.

1ч.

5ч.

18.

Самовар. Чаепитие.

6ч.

1ч.

5ч.

19.

Яйцо пасхальное. Подставка под пасхальное яйцо (к Пасхе).

6ч.

1ч.

5ч.

20.

Поварёнок. Пастушок. Клоун. Дворник. (Профориентация).

6ч.

1ч.

5ч.

 

Раздел 3: Заключение (6 часов).

 

 

 

21.

Знакомство с профессией пекаря.

1ч.

1ч.

-

22.

Выставка.

2ч.

2ч.

-

23.

Заключительное занятие.

1ч.

1ч.

-

 

Итого:

72 ч.

20ч.

52ч.

 

 

 

 

 

 

 

                    Тематическое планирование.      

 

                                         Второй год обучения.

 

№п/п

 

                          Тема   занятия

Кол-во

часов

Теоретичес

кие

занятия

Практичес

кие

занятия

 

Раздел 1: Лепка из солёного теста (5 часов).

 

 

 

1.

Введение.

1ч.

1ч.

-

2.

Конкурс знатоков.

1ч.

30 мин

30мин

3.

Выставка прошлогодних работ. Обсуждение(плюсы, минусы).Как избежать ошибок.

2ч.

30мин.

1ч. 30мин.

 

Раздел 2: Дополнительные материалы

 (19 часов).

 

 

 

4.

Подготовка инструментов. Ремонт. Переконструирование.

1ч.

-

1ч.

5.

Изготовление рамок.

6ч.

30мин.

5ч.30мин.

6.

Подготовка тканной основы.

6ч.

30мин.

5ч.30мин.

 

Раздел 3: Изделия из солёного теста (72 часа).

 

 

 

7.

День рождения школы (фантазия).

6ч.

1ч.

5ч.

8.

М.В.Ломоносов – гордость земли северной.

6ч.

1ч.

5ч.

9.

«Рождественская сказка» (коллективная работа).

6ч.

1ч.

5ч.

10.

Новогодние сюрпризы.

6ч.

1ч.

5ч.

11.

Принцесса. Дюймовочка. Русалочка. Дама с зонтиком. (к 8 Марта).

6ч.

1ч.

5ч.

12.

Праздник праздников (к Пасхе).

6ч.

1ч.

5ч.

13.

«Этот день мы приближали как могли» (к 9 Мая)

6ч.

1 ч.

5ч.

14.

Такие загадочные буквицы (ко Дню славянской письменности).

6ч.

1ч.

5ч.

15.

Посещение в день культуры и письменности «Марфин дом» г. Архангельска. Экскурсия- праздник.

3ч.

30мин.

2ч 30мин

 

Раздел 4: Заключение (5 часов).

 

 

 

16.

Выставка -распродажа.

3ч.

 -

3ч.

17.

Заключительное занятие.

1ч.

1ч.

-

 

Итого:

72 ч.

12ч 30 мин

59ч30 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

(второй год обучения).

 

Тема 1:Введение. Сообщаются цели и задачи, программа кружка. Правила техники безопасности при работе с тестом, инструментами.

 

Тема2:Конкурс знатоков: В игровой форме проводится проверка приготовления теста, хранения, лепки простых элементов и т.д.

 

Тема 3:Выставка прошлогодних работ. Обсуждение (плюсы, минусы). Как избежать ошибок.

 

Тема 4: Подготовка инструментов. Ремонт. Переконструирование. Беседа о наборе интрументов, использовавшихся в первый год обучения. Реконструирование инструментов и приспособлений для лепки из солёного теста.

 

Тема 5: Изготовление рамок. Планирование формы работы. Снятие мерок. Вырезывание ножичком. Обклеивание. Петелька или подставка.

 

Тема 6: Подготовка тканной основы. Выбор материала для работы. Снятие мерок. Вырезывание. Наклеивание на бумажную основу (работа костореза). Сушка под прессом.

 

Темы 7- 14: Беседа по теме. Знакомство с видами работ в каждой отдельной теме. Выбор понравившегося объекта. Составление плана выполнения работы. Выполнение работы.

 

Тема 15: Посещаем в день культуры и письменности «Марфин дом» (Экскурсия - праздник).

 

Тема 16:Выставка – распродажа. Беседа по теме. Оформление выставки (грамотное распределение выполненных работ кружковцами). Изготовление ценников. Выставка – распродажа.

 

Тема 17:Заключительное занятие. Упаковка оставшихся работ. Мытьё инструментов.

Приборка. Тестирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Презентация «Ломоносов- гордость земли северной».
  2. Хананова И.Н. Солёное тесто. Фантазии из муки, соли и воды. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА. – (Золотая библиотека увлечений). 2006 г.
  3. Рубцова Е.В. Фантазии из солёного теста. – М.: Эксмо, (Азбука рукоделия. Вместе с детьми.) 2008 г.
  4. Румянцева Е.А. Пластилиновые фантазии.- М.: Айрис – пресс, (Чудесные фантазии) 2007 г.
  5. Романовская А.Л. Поделки из солёного теста. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2007 г.
  6. «Лучшие поделки для детей». Перевод с итальянского Н.Ю. Лебедевой. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС».

 

 Методические рекомендации.

  1. Знакомясь с видами работ в каждой отдельной теме, необходимо соблюдать постепенность в переходе от лёгких и простых элементов изделий  к более сложным и трудным.
  2. Постепенное усложнение композиции работы.
  3. Применение подводящих и подготовительных упражнений при изучении сложных приёмов выполнения работ.
  4. Соблюдение принципа систематичности и последовательности, принципа прочности, совершенствование навыков закрепления.
  5. Применение словесных, наглядных, практических, упражнения, художественно- творческих методов обучения.
  6. Для закрепления изученных правил лепки из пластических материалов лучшим способом является рассматривание выполненных работ и обсуждение применённой техники – дайте ребятам порассуждать.

 

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98670364


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка. Актуальность данной программы заключается в том, что её выполнение обеспечивает вовлечение в занятия лепкой большого количества учащихся

Пояснительная записка. Актуальность данной программы заключается в том, что её выполнение обеспечивает вовлечение в занятия лепкой большого количества учащихся

Оставлять начатую работу не рекомендуется, так как изготовленное тесто испортиться к следующему занятию

Оставлять начатую работу не рекомендуется, так как изготовленное тесто испортиться к следующему занятию

Тематическое планирование.

Тематическое планирование.

Тематическое планирование.

Тематическое планирование.

Содержание программы (второй год обучения)

Содержание программы (второй год обучения)

Романовская А.Л. Поделки из солёного теста

Романовская А.Л. Поделки из солёного теста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2021