Муниципальное общеобразовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Районный Центр дополнительного образования»
Администрации МО «Холмогорский муниципальный район»
Архангельской области
Принято на районном Утверждаю:
Экспертном совете Директор МОУ РЦДО
Протокол № __ от ________2013 года _____________ Е.В. Лобанова
Председатель:______________ «__»_______________2013 года
Мукосольки
Программа дополнительного образования
Для детей 1-5 классов.
Срок реализации – 2 года.
Автор: Степаненко Татьяна
Владимировна, педагог
дополнительного образования.
с. Ломоносово
2013 год
Пояснительная записка.
Актуальность данной программы заключается в том, что её выполнение обеспечивает вовлечение в занятия лепкой большого количества учащихся. В связи с популярностью здоровьесберегающих технологий в образовании, данная программа выглядит вполне соответствующей времени и запросам общества. Учитывая относительно небольшие нагрузки, которые требуются для занятий данным видом работы, заниматься лепкой могут практически все ученики младшего, среднего, а также и старшего звена общеобразовательных школ. Здесь используются дифференцированный и индивидуальный подходы к ребятам. Простота навыков лепки позволяет освоить эту работу даже учащимся с уровнем интеллекта ниже среднего, что способствует социализации этих детей и их интеграции в детский коллектив. Многие подростки, отличающиеся замкнутым характером, увлекшись лепкой из пластических материалов, способны преодолеть свои комплексы неполноценностей, и расширить круг своих знакомых. Более того, подростки, добившиеся определённых успехов в этой работе, попадают в ситуацию успеха, что может положительно сказаться на их духовном развитии. Это позволяет им поверить в свои силы, что соответствует социальному заказу государства, а именно – воспитанию социально активной личности. Подростки, занявшись лепкой из таких пластических материалов, привыкают к более приятным способам времяпрепровождения, могут творчески мыслить. Внешняя эффектность и эстетика самой работы по лепке и готовых изделий из пластических материалов обеспечивает приток школьников в кружок «Мукосольки», достаточный не только для полноценных занятий внутри школы, но и для участия в районных мероприятиях, проводимых МОУ Холмогорский Районный Центр Дополнительного Образования. Практика участия в различных творческих конкурсах подтверждает данный вывод.
Лепка - один из древнейших видов прикладного искусства, чрезвычайно полезный вид детского творчества. При работе с солёным тестом массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребёнка.
В последнее время возрос интерес к искусству создания поделок из солёного теста. Поделки очень просты в исполнении: они не требуют специального оборудования или использования труднодоступных и дорогостоящих материалов.
Сделанные с любовью изделия из солёного теста украшают интерьер, делая его уютнее и теплее, радуют глаз в качестве игрушек и украшений и, безусловно, такой подарок доставит огромное удовольствие кому угодно.
Солёное тесто – изумительный по своей доступности и пластичности материал.
На занятиях кружка учащиеся смогут овладеть навыками лепки, вдохновиться на создание собственных оригинальных изделий, научиться создавать композиции из солёного теста, выбирать тему композиции, находить цветовое и стилистическое решение.
На мой взгляд, обучение лепке необходимо проводить в течение 2 лет. За это время ученики достигают определённого «потолка» в работе с пластическими материалами, превысить который смогут только те учащиеся, кто целенаправленно будет заниматься этим видом лепки по индивидуальным программам. С другой стороны, для поддержания достигнутого уровня будет достаточно периодических занятий.
При этом есть необходимость работать с младшей и старшей группой ребят отдельно. Старшим ребятам надо идти «вперёд», а только начинающие должны чувствовать внимание педагога к себе, а не к «мастерам», и, кроме того, видеть свои успехи в работах с воспитанниками своего уровня.
Одно занятие целесообразно проводить в течение 3 академических часов с небольшим перерывом (зарядкой), поскольку меньшее количество времени может оказаться недостаточным для того, чтобы успели выполнить определённую работу, а большее количество времени на одно занятие может оказаться чрезмерным, так как накапливается физическая и умственная усталость. Оставлять начатую работу не рекомендуется, так как изготовленное тесто испортиться к следующему занятию. В неделю проводится по одному трёхчасовому занятию в каждой из групп, всего в год проводится 108 часов занятий.
Данный кружок разработан для учащихся 1-8 классов.
Первый год обучения.
Планирование материала распределилось в трёх разделах. В 1 разделе ребятам сообщаются цели и задачи кружка. Ученики узнают, как готовится солёное тесто, познакомятся с секретами приготовления цветного теста, его хранением, а также научатся подбирать необходимые для работы инструменты. 2 раздел посвящён практической направленности. Основные формы деятельности: групповая и индивидуальная творческая работа. 3 раздел – заключительный. Кружковцы побывают в селе Холмогоры на хлебопекарне. Там увидят, как готовится тесто для хлеба, а также встретятся с удивительными людьми – пекарями. Заключительное занятие проводится в форме представления всех выполненных работ учащимися.
Второй год обучения.
Планирование распределилось в 4 разделах. В 1 разделе ребятам сообщаются цели и задачи кружка. Проводится конкурс знатоков за первый год обучения в игровой форме. Выставка ранее изготовленных работ и их обсуждение поможет учащимся чётче видеть цель, представлять задуманное. 2 раздел посвящён инструментам и оборудованию для лепки из пластических материалов. 3 раздел – очень важный и самый большой «Изделия из солёного теста». Здесь учащиеся учатся не только выполнять работы по конкретной тематике, но и более широкой, близкой к их жизни (региональный компонент). 4 раздел – заключительный. Выставка – распродажа покажет учащимся, какую ценность имеют работы, выполненные их руками, что и будет являться оцениванием качества труда.
Цели кружка:
1. Формирование интереса и положительной мотивации школьников к художественно- творческому направлению в обучении и будущей профессиональной деятельности.
Задачи кружка:
Форма занятий:
Форма контроля:
Тематическое планирование.
Первый год обучения.
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Теоретичес кие занятия |
Практичес кие занятия |
|
Раздел 1: Лепка из солёного теста (21 час). |
|
|
|
1. |
Вводное занятие. |
1 ч. |
1 ч. |
- |
2. |
Готовим тесто. |
1 ч. |
30мин. |
30мин. |
3. |
Цветное тесто. |
1ч. |
30мин. |
30мин. |
4. |
Хранение теста. Набор инструментов. Порядок работы. |
1 ч. |
30 мин. |
30 мин |
5. |
Лепка крупных деталей. |
2ч. |
1ч. |
1ч. |
6. |
Лепка простых элементов. |
2ч. |
1ч. |
1ч. |
7. |
Создание фактуры поверхности. |
1ч. |
30мин. |
30мин. |
8. |
Использование соковыжималки и ситечка. |
2ч. |
30мин. |
1ч.30 мин |
9. |
Скрепление деталей между собой. |
1ч. |
30мин. |
30мин. |
10. |
Сушка, запекание, подрумянивание. Нанесение защитных составов. |
1 ч. |
30мин. |
30мин. |
11. |
Оформление и склейка. |
1 ч. |
30 мин |
30 мин |
|
Раздел 2: Изделия из солёного теста (81 час). |
|
|
|
12. |
Подсолнух. Патиссон. Клубника. |
6ч. |
1ч. |
5ч. |
13. |
Букет в вазочке. Корзина с цветами. Деревья. |
6ч. |
1ч. |
5ч. |
14. |
Ёлочные игрушки. Ёлочка. Гирлянда. Дед Мороз (к Новому году). |
6ч. |
1ч. |
5ч. |
15. |
Лисичка. Ёжик. Весёлая корова. |
6ч. |
1ч. |
5ч. |
16. |
Птички. Гусеница. Пчёлка. Осьминог. Рыбки. |
6ч. |
1ч. |
5ч. |
17. |
Матрёшки. Девочка. Кукла. Весёлая старушка. Бабушка с вязаньем (к 8Марта). |
6ч. |
1ч. |
5ч. |
18. |
Самовар. Чаепитие. |
6ч. |
1ч. |
5ч. |
19. |
Яйцо пасхальное. Подставка под пасхальное яйцо (к Пасхе). |
6ч. |
1ч. |
5ч. |
20. |
Поварёнок. Пастушок. Клоун. Дворник. (Профориентация). |
6ч. |
1ч. |
5ч. |
|
Раздел 3: Заключение (6 часов). |
|
|
|
21. |
Знакомство с профессией пекаря. |
1ч. |
1ч. |
- |
22. |
Выставка. |
2ч. |
2ч. |
- |
23. |
Заключительное занятие. |
1ч. |
1ч. |
- |
|
Итого: |
72 ч. |
20ч. |
52ч. |
Тематическое планирование.
Второй год обучения.
№п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Теоретичес кие занятия |
Практичес кие занятия |
|
Раздел 1: Лепка из солёного теста (5 часов). |
|
|
|
1. |
Введение. |
1ч. |
1ч. |
- |
2. |
Конкурс знатоков. |
1ч. |
30 мин |
30мин |
3. |
Выставка прошлогодних работ. Обсуждение(плюсы, минусы).Как избежать ошибок. |
2ч. |
30мин. |
1ч. 30мин. |
|
Раздел 2: Дополнительные материалы (19 часов). |
|
|
|
4. |
Подготовка инструментов. Ремонт. Переконструирование. |
1ч. |
- |
1ч. |
5. |
Изготовление рамок. |
6ч. |
30мин. |
5ч.30мин. |
6. |
Подготовка тканной основы. |
6ч. |
30мин. |
5ч.30мин. |
|
Раздел 3: Изделия из солёного теста (72 часа). |
|
|
|
7. |
День рождения школы (фантазия). |
6ч. |
1ч. |
5ч. |
8. |
М.В.Ломоносов – гордость земли северной. |
6ч. |
1ч. |
5ч. |
9. |
«Рождественская сказка» (коллективная работа). |
6ч. |
1ч. |
5ч. |
10. |
Новогодние сюрпризы. |
6ч. |
1ч. |
5ч. |
11. |
Принцесса. Дюймовочка. Русалочка. Дама с зонтиком. (к 8 Марта). |
6ч. |
1ч. |
5ч. |
12. |
Праздник праздников (к Пасхе). |
6ч. |
1ч. |
5ч. |
13. |
«Этот день мы приближали как могли» (к 9 Мая) |
6ч. |
1 ч. |
5ч. |
14. |
Такие загадочные буквицы (ко Дню славянской письменности). |
6ч. |
1ч. |
5ч. |
15. |
Посещение в день культуры и письменности «Марфин дом» г. Архангельска. Экскурсия- праздник. |
3ч. |
30мин. |
2ч 30мин |
|
Раздел 4: Заключение (5 часов). |
|
|
|
16. |
Выставка -распродажа. |
3ч. |
- |
3ч. |
17. |
Заключительное занятие. |
1ч. |
1ч. |
- |
|
Итого: |
72 ч. |
12ч 30 мин |
59ч30 мин |
Содержание программы
(второй год обучения).
Тема 1:Введение. Сообщаются цели и задачи, программа кружка. Правила техники безопасности при работе с тестом, инструментами.
Тема2:Конкурс знатоков: В игровой форме проводится проверка приготовления теста, хранения, лепки простых элементов и т.д.
Тема 3:Выставка прошлогодних работ. Обсуждение (плюсы, минусы). Как избежать ошибок.
Тема 4: Подготовка инструментов. Ремонт. Переконструирование. Беседа о наборе интрументов, использовавшихся в первый год обучения. Реконструирование инструментов и приспособлений для лепки из солёного теста.
Тема 5: Изготовление рамок. Планирование формы работы. Снятие мерок. Вырезывание ножичком. Обклеивание. Петелька или подставка.
Тема 6: Подготовка тканной основы. Выбор материала для работы. Снятие мерок. Вырезывание. Наклеивание на бумажную основу (работа костореза). Сушка под прессом.
Темы 7- 14: Беседа по теме. Знакомство с видами работ в каждой отдельной теме. Выбор понравившегося объекта. Составление плана выполнения работы. Выполнение работы.
Тема 15: Посещаем в день культуры и письменности «Марфин дом» (Экскурсия - праздник).
Тема 16:Выставка – распродажа. Беседа по теме. Оформление выставки (грамотное распределение выполненных работ кружковцами). Изготовление ценников. Выставка – распродажа.
Тема 17:Заключительное занятие. Упаковка оставшихся работ. Мытьё инструментов.
Приборка. Тестирование.
Литература:
Методические рекомендации.
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98670364
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.