Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №7 «Умка»
«Особенности познавательного развития дошкольников
в контексте ФГОС
дошкольного образования»
Т.Р. Ференец,
старший воспитатель
г. Верхний Уфалей
2017 г.
Цель ОО «Познавательное развитие»:
развитие познавательных интересов и способностей
детей, которые можно подразделить на сенсорные,
интеллектуально-познавательные
и интеллектуально-творческие.
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе,
части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах
и следствиях и др.);
формирование о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных
ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете
Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии
стран и народов мира.
Задачи:
Виды детской и совместной с педагогом образовательной деятельности
Игровая
деятельность
(сюжетно-ролевые,
дидактические,
словесные,
театрализованные
игры)
Опытно-
экспериментальная,
проектная
деятельность
Трудовая
деятельность
Речевая
деятельность
Организация
предметно-пространственной
развивающей среды
Конструирование
Познавательный интерес – избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности с учётом мотивации к деятельности.
Главные критерии познавательного интереса:
новизна ;
необычность;
неожиданность;
несоответствие прежним представлениям.
Для формирования и развития познавательного интереса следует:
развивать творческие способности
детей, создавать для этого условия;
укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;
развивать у детей чувство собственного достоинства.
Виды
экспериментирования
наблюдение –
целенаправленный
процесс,
в результате
которого ребёнок
сам должен
получить знания;
опыты,
которые делятся
на кратковременные
и долгосрочные,
демонстрационные
(показ воспитателя)
и лабораторные
(дети вместе
с воспитателем,
с его помощью),
опыт-доказательство и
опыт-исследование;
поисковая
деятельность
(как нахождение
способа
действия)
Познавательные действия – это система
способов познания окружающего мира:
определение и формирование задачи
поиск информации
моделирование
экспериментирование
анализ
классификация
обобщение
доказательство
Одним из условий успешного познавательного развития дошкольника является достаточный уровень познавательной активности. По мнению Н.Н. Поддъякова, Н.М. Крыловой, для обеспечения такого уровня познавательной активности необходимо наряду с формированием чёткой системы знаний сохранять так называемую «зону неопределённости». Например, в конце занятия педагог, подводя итоги и обобщая новый материал, ставит вопрос, устанавливающий «факт наличия новой неопределённости представлений об изучаемой области». Это вызывает у ребёнка интерес и стремление к новым знаниям.
Организуя процесс познавательного развития, следует помнить, что основная цель работы педагога – не просто «присвоение» (термин Н.Н. Поддъякова) воспитанниками системы знаний, умений и навыков, а овладение умением учиться, то есть самому учить себя. Поэтому очень важно включать в работу с детьми рефлексию и самооценку на основе самоанализа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.