Современная система общего физкультурного образования в нашей стране переживает очень серьезный кризис, который проявляется в недостаточной образованности в сфере физической культуры, низком уровне здоровья и физической подготовленностью учащихся и молодежи, малом числе людей систематически занимающихся физической культурой и спортом 10-15 % от всего населения России.
Основными причинами кризисного состояния общего физкультурного образования являются следующие факторы:
1. Подмена образовательного содержания учебных занятий по физкультуре содержанием из других форм физического воспитания таких, как ОФП, ЛФК, тренировки, оздоровительные мероприятия.
2. Отсутствие четко сформулированных и общепринятых целей учебной работы по физкультуре в школе.Современная система общего физкультурного образования в нашей стране переживает очень серьезный кризис, который проявляется в недостаточной образованности в сфере физической культуры, низком уровне здоровья и физической подготовленностью учащихся и молодежи, малом числе людей систематически занимающихся физической культурой и спортом 10-15 % от всего населения России.
Основными причинами кризисного состояния общего физкультурного образования являются следующие факторы:
1. Подмена образовательного содержания учебных занятий по физкультуре содержанием из других форм физического воспитания таких, как ОФП, ЛФК, тренировки, оздоровительные мероприятия.
2. Отсутствие четко сформулированных и общепринятых целей учебной работы по физкультуре в школе.
«Мультимедийные технологии в
преподавании физкультуры».
СОБСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ.
Современная система общего физкультурного образования в нашей стране
переживает очень серьезный кризис, который проявляется в недостаточной
образованности в сфере физической культуры, низком уровне здоровья и
физической подготовленностью учащихся и молодежи, малом числе людей
систематически занимающихся физической культурой и спортом 1015 % от
всего населения России.
Основными причинами кризисного состояния общего физкультурного
образования являются следующие факторы:
1. Подмена образовательного содержания учебных занятий по физкультуре
содержанием из других форм физического воспитания таких, как ОФП,
ЛФК, тренировки, оздоровительные мероприятия.
2. Отсутствие четко сформулированных и общепринятых целей учебной
работы по физкультуре в школе.
3. Явно недостаточные объемы учебного времени отводимые на
обязательные учебные занятия.
4. Явная недооценка и недостаточное внимание к формированию
специальных знаний и физических навыков, интеллектуального
компонента физической культуры личности школьника.
5. Недостаточное внимание к созданию условий для переростания
образовательного процесса в процессы самообразования и
самосовершенствования, формирование устойчивых традиций,
систематических занятий на протяжении всей жизни человека.
6. Недостаточное использование достижений спортивной науки, средств и
методов спортивной тренировки, адаптированных к условиям массовых
форм физического воспитания.
7. Слабое владение учителями физкультуры современными
педагогическими и здоровье сберегающими технологиями.
8. Недостаточный уровень учебно – методического, медицинского и
материальнотехнического учебного процесса по физическому
воспитанию.
9. Слабая воспитательная работа.
10.Преувеличенное внимание к выполнению усредненных количественных
нормативов, рассматриваемых в качестве главных критериев
успеваемости по физкультуре.
Все эти недостатки я чувствую и в своей работе в школе. Очень мало
информации из современной науки и педагогики. Недостаточная материальнаябаза школы для полноценных и интересных уроков. Слабая воспитательная
работа. Не все классные руководители приглашают нас, учителей физкультуры,
на родительские собрания для бесед, познавательной информации и к
привлечению вести здоровый образ жизни.
Также мы усредняем нормативы, учитывая особенности класса. А главное, нам,
самим учителям сложно заниматься самообразованием и
самосовершенствованием. Мало литературы в школе, много времени уходит на
заполнение документов, да и не ценят работу учителей физкультуры, считая
этот предмет не главным.
Кризис системы общего физкультурного образования вызывает острую
необходимость в ее модернизации с помощью устранения указанных причин и
поиска новых путей ее совершенствования.
Разработаны три концепции для совершенствования системы
физкультурного образования.
1.Оздоровительная направленность школьного образования.
2.Спортивная ориентация ( спортизация школы.)
3. Приоритетно – образовательная концепция.
Причины и аргументы внедрения первой концепции – это плохое здоровье
школьников и всего населения. А также, слабое владение учителями
здоровьесберегающими технологиями, недостаток кадров по адаптивной
физкультуре и ЛФК.
Поэтому необходимо совершенствовать подготовку учителей, увеличить в
школах до трех уроков физкультуры в неделю, систематически проводить в
школах утреннюю гимнастику, физкультурные паузы, спортивные часы, дни
здоровья и другие физкультурно – оздоровительные мероприятия.
Пересмотреть систему и критерии оценок состояния здоровья школьников,
улучшить качество медицинского обеспечения в школе, вести статистику
данных учащихся, учитывая состояние их здоровья.
В концепции спортизации школы предлагается вести уроки физкультуры в
виде тренировочных занятий, с учетом интереса занимающихся и вынести их за
сетку учебного расписания. Разрешается после определенного времени перейти
учащимся в другой вид спорта. А ребятам специальной медицинской группы
заниматься по отдельной программе.
Приоритетно – образовательная концепция направлена на преобразование
обучающихся, которая позволяет им успешно познавать и преобразовывать
себя, т.е. использовать систему физкультурных знаний, как основу для
целенаправленной и эффективной активности человека и его индивидуальных
особенностей. Предлагается ввести в расписание учебных занятий по
физкультуре трех видов уроков – академических; инструктивно – методических
и практических.В каждой из этих концепций есть много интересного и полезного, для того,
чтобы применить эти предложения в своей школе. Но, для нашего лицея,
больше применима концепция оздоровительной направленности.
Именно она помогает выполнять самую главную функцию учителя физкультуры
– это оздоровление наших детей.
Я согласна, что надо постоянно повышать свою квалификацию, заниматься
самообразованием. Хотелось бы еще посещать мастер классы именитых
преподавателей, которые разработали свои методы и успешно их внедряют в
работу школы. Положительно отношусь к введению третьего урока
физкультуры в школе. Считаю, что это дает возможность, не только
практически заниматься, но и объяснять ребятам для чего мы это делаем и
какую пользу для здоровья эти упражнения и задания приносят.
Также, в этой концепции предлагается ввести в школу утреннюю гимнастику,
физкультурные паузы, спортивные часы и другие физкультурно –
оздоровительные мероприятия. Многое из этих предложений мы давно и
успешно проводим в своей школе. Например, учителя начальных классов
постоянно проводят физкультминутки. На больших переменах
старшеклассники играют с малышами в подвижные игры и делают упражнения.
В группах продленного дня, прогулка всегда на свежем воздухе и со
спортивными играми. Регулярно проводятся эстафеты, военнопатриотические
игры, дни здоровья, спортивные игры, факультативные занятия, тренировки по
отдельным видам спорта и другие мероприятия. Давно хотим ввести утреннюю
гимнастику, но пока не слышим положительного отклика. Еще надо показывать
открытые уроки для родителей, чтобы видели нашу работу и возможности
своего ребенка.
Из оздоровительной концепции хотелось бы еще иметь сотрудничество с
медиками, чтобы вести статистику пропусков учащихся по болезни, оценивать
состояние здоровья ребят и обязательно иметь в школе преподавателя по
лечебной физкультуре.
Можно пересмотреть и критерии оценок. Иногда, сложно оценивать ребят,
которые имеют небольшие отклонения по здоровью или тем, кому вообще
положено заниматься по другой, более щадящей программе со специалистом по
ЛФК.
Чтобы я хотела сделать для того, чтобы внедрить предложения данных
концепции? В первую очередь, совершенствовать свои знания по здоровье
сберегающим технологиям, по изучению инновационных методов.
Ввести спортивный час в школе, разделив учебный процесс на две части,
проводить утреннюю гимнастику, открыть тренажерный зал в школе.Сотрудничать с классными руководителями и посещать родительские собрания
для бесед, где рассказывать о значении и пользе занятий физической культурой,
для знакомства с новыми формами физкультурно – оздоровительной работы и
привлечения родителей и детей вести здоровый образ жизни, заниматься
спортом. Ведь движение – это жизнь!