Музейная педагогика
Оценка 5

Музейная педагогика

Оценка 5
Педсоветы
docx
воспитание
СCУЗ, ВУЗ
20.04.2022
Музейная педагогика
Музей создает особые условия для воздействия на интеллектуальные и эмоциональные процессы личности учащегося, а каждый раздел экспозиции представляет собой программу передачи через экспонаты
Музейная педагогика.docx

Формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у учащихся средствами музейной педагогики

 

Бамбурова Татьяна Алексеевна 

                                                                   учитель истории и обществознания

                                    

Проблема патриотического воспитания детей находится в центре внимания общества, так как воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности.

Центром реализации такой системы стал школьный музей «Хранители воинской славы», открытый 27 февраля 2009 года силами представителей ветеранов Великой Отечественной войны и педагогического состава МБОУ СОШ № 16 города Новый Уренгой.

За время существования музея совместно с общественной организацией города ветеранов Великой Отечественной войны и Новоуренгойским городским казачьим обществом были получены четыре Гранта на развитие и пополнение музея экспонатами времен Великой Отечественной войны.

При оформлении экспозиции музея была проведена большая работа: поисково-исследовательская деятельность, сбор и систематизация материалов, экспонатов, литературных источников по темам экспозиции.

Музей создает особые условия для воздействия на интеллектуальные и эмоциональные процессы личности учащегося, а каждый раздел экспозиции представляет собой программу передачи через экспонаты - знаний, навыков, суждений, оценок и чувств поколения, пережившего войну.

Школьный музей является хранителем бесценного фонда историко-культурного наследия. На сегодняшний день основной фонд нашего музея представляет собой уникальное собрание из нескольких сотен экспонатов. Это оружие и снаряжение, найденное на раскопках в районе Бреста, Краснодарского края и Белгорода, и переданное нашему музею частными лицами и сотрудниками региональной молодежной организации «Дивизион". В нашем музее хранятся письма солдат, не вернувшихся с войны, газеты и документы того времени, предметы быта солдат и тружеников тыла, а также ордена и медали тех, кто не жалея себя приближал долгожданную Победу.

Большое количество орденов и медалей, а также документов передал нашему музею учитель технологии Олег Борисович Репка. Это награды и документы его деда - Репка Алексея Яковлевича. 260 армия, в которой служил красноармеец Репка А.Я., попала в окружение под Ленинградом. С боями прорвавшись к осажденному Ленинграду, армия с первых же дней оказалась в кольце блокады.  Зенитная  батарея,  в которой  служил  Репка А.Я., охраняло небо над осажденным Ленинградом, обеспечивало бесперебойную работу «Дороги жизни», тем самым приближая победу Советских войск. После снятия блокады под Ленинградом, подразделение в котором служил Репка А.Я., продолжило победное шествие на запад, отгоняя вражеские самолеты от отвоеванных территорий СССР.

Победу над фашистской Германией Алексей Яковлевич встречал в городе Таллинн, Эстонской ССР, в звании старшего лейтенанта. За проявленное мужество он был награжден орденами «Красной звезды», «Отечественной войны», медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и др., а также правительственными наградами уже в мирное время за трудовые подвиги. Эта коллекция наград – гордость нашего музея. По данным материалам на Всероссийском конкурсе «Национальное Достояние России» была представлена научно- исследовательская работа, отмеченная Дипломом II степени. Обучающиеся школы встречались с Куренным Станиславом Егоровичем, который в 15 лет добровольцем ушёл на фронт. Он был частым гостем музея и мероприятий, проводимых в школе. Благодаря таким людям как Станислав Егорович, их инициативе и энергии, действует музей. Сегодня Станислава Егоровича уже нет в живых, но сохранилась светлая память о нем, его воспоминания. Информация о событиях военных лет, документы, экспонаты стали одной из тем экскурсий в разделе экспозиции «Герои Ямала», по которой сами ребята проводят экскурсии, а работа ученика школы «Служить был рад…» получила диплом I степени на окружном конкурсе «Ими гордится Ямал».

Ученики школы гордятся тем, что гостем музея был Корсун Виктор Семёнович, заслуженный военный летчик СССР, генерал-майор авиации в отставке. Он прилетел в наш город из Москвы, к своему другу Кастанову Александру Фёдоровичу. Александр Фёдорович принимал активное участие в партизанском движении Краснодарского края в годы оккупации гитлеровцами, действовал в партизанском отряде имени Щорса, где командиром отделения связи был Виктор Семёнович. Совместная борьба против оккупантов сдружила юных партизан. Виктор Семёнович поведал много интересного о себе, о своей судьбе, поделился воспоминаниями о Великой Отечественной войне. Рассказал о том, что после войны возглавлял специальную подготовку лётного состава в должности главного советника по авиации: в Корее, Китае, Монголии и Афганистане. Встреча получилась очень интересной и трогательной, а ребятам запомнился наказ ветерана: чтобы молодое поколение свято хранило неповторимые и важные подробности истории Великой Отечественной войны и передавало их своим потомкам. Уже ушли из жизни и Виктор Семенович, и Александр Федорович, но наказ ветерана ребята запомнили, и как девиз, передают молодым экскурсоводам школьного музея "Хранители воинской славы".

   Дипломом I степени на региональном конкурсе «Ими гордится Ямал» отмечена научно-исследовательская работа ученицы школы. «Человек-легенда» так называли ветерана Великой Отечественной войны, ветерана труда, первого председателя общественной организацией города ветеранов Великой Отечественной войны, человека, чьим именем названа одна из улиц нашего города - Ватолина Константина Федоровича.

     С каждым годом в России остается всё меньше ветеранов Великой Отечественной войны, ставших свидетелями и непосредственным и участниками тех исторических событий. Миллионы людей погибли, миллионы переживали последствия этой войны на протяжении десятилетий. Все меньше остается живых свидетелей этой трагедии. Их воспоминания, жизненный опыт являются бесценным сокровищем, которое необходимо сохранить и передать последующим поколениям.

Поэтому, впервые в городе Новый Уренгой, в результате реализации социального проекта по созданию музея боевой и трудовой славы, представилась возможность всем участникам тех событий и их потомкам предъявить сохранившиеся реликвии, и, с их помощью, каждому посетителю открыть д       ля себя новые страницы Великой Победы.

Нет счета героическим подвигам, совершенным воинами при выполнении своего священного долга перед Отчизной. Один из сотен летчиков, повторивших подвиг Николая Гастелло - наш земляк из поселка Мужи Николай Архангельский. В Центральном музее Советских Вооруженных Сил, где хранится Знамя Победы, внизу золотой вязью выгравировано: "Знамя Победы водружено над берлинским рейхстагом подразделениями: капитана С. Я. Неустроева, капитана В. И. Давыдова, старшего лейтенанта К. Я.Самсонова..." Давыдов Василий Иннокентьевич, наш земляк - Герой Советского Союза. Именем старшего сержанта Анатолия Зверева, в прошлом учителя сельской школы, и повторившего подвиг Александра Матросова названо Салехардское педагогическое училище. Под руководством Баженовой Любовь Гавриловны, комсомольского вожака города Салехарда в годы войны, жизнь комсомольцев кипела все 24 часа в сутки: собирали посылки на фронт, вязали по ночам носки и шарфы для солдат, помогали семьям фронтовиков и эвакуированным из блокадного Ленинграда. А по вечерам комсомольцы работали на лесозаводе, на консервном комбинате, заготовили тысячи тонн рыбы. Чтобы ни делали комсомольцы, деньги за свой труд, все, до копейки, отдавали в фонд Красной армии - на строительство боевых кораблей. Подростками 12-14 лет сменили своих отцов на трудовом фронте наши, уже немногочисленные труженики тыла. Собранная информация изучается, а экспозиция пополняется новыми экспонатами: письмами с фронта, грамотами, документами и личными вещами ветеранов и солдат, не вернувшихся с войны.

     В 2019 году вышло 4-е дополненное и переработанное издание городской Книги Памяти «Венок славы» о ветеранах города Новый Уренгой и воинах-интернационалистах. Авторы книги – Толстова Галина Алексеевна и Данилова Ольга Дмитриевна, руководитель школьного музея.

   Музеем реализуется проект «Сбережем историческую память» - создана первая школьная Книга Памяти «Я помню! Я горжусь!».  Дети и педагоги школы пишут о своих родных и близких, о тех, кто воевал и тех, кто не вернулся с войны. Подобная работа - возможность еще раз подчеркнуть искреннее уважение учащихся к боевым и трудовым заслугам ветеранов, своеобразный памятник им, прошедшим трудными и долгими дорогами войны.

Итогом сбора материалов и экспонатов становятся содержательные разделы экспозиции, которые являются основой экскурсионных маршрутов, предлагаемых юными экскурсоводами, а также высокая результативность педагогов и обучающихся  школы в городских, окружных и всероссийских конкурсах патриотической направленности:

·        Всероссийский конкурс «Патриот России», «Золотая медаль» за кейс оригинальных материалов по патриотическому воспитанию;

·        Всероссийский конкурс методических пособий на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию среди обучающихся «Растим патриотов России», победители регионального этапа, финалисты Всероссийского;

·        Диплом II степени всероссийского конкурса «Призвание быть педагогом» по присуждению общественных наград Национальной Премии «Золотой фонд Российского образования» за лучший проект образовательного учреждения;

·        Всероссийский конкурс «Патриот России», «Серебряная медаль»;

·        Всероссийский конкурс «Мир молодости», «Золотая  медаль;

·        Международный конкурс «Надежда планеты», «Серебряная медаль»;

 и другие Международные, Всероссийские, региональные и городские конкурсы патриотической направленности.

 Музей не ограничивается научно-исследовательской и экскурсионной деятельностью. Накоплен богатый опыт по формам общественно-полезной работы, многие из которых стали традиционными. Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свой округ, свой город проходит красной нитью через военно-патриотическое  направление  работы музея, поэтому целесообразно проведение многих мероприятий в школьном музее. Это и встречи с интересными людьми (встречи с представителями работников музея ООО «Газпром добыча Уренгой», представителями СМИ и представителями музеев города), общественными организациями города («Детство, опаленное войной», «Первопроходцы»), встречи с ветеранами современных локальных войн и конфликтов, тружениками тыла.

   Проводятся благотворительные акции («Посылка солдату», «Забота», «Ветеран живет рядом»), уроки Мужества, викторины для старшеклассников, концерты по нравственной и патриотической тематике («Подвигу народа жить в веках», «Вы в битве Родину спасли», «Далекой войны солдат», «Сын полка, каков он, маленький герой?», «У войны не женское лицо" и другие), литературно-музыкальные композиции, посвящённые подвигу ленинградцев в дни блокады, поэтам и музыкантам, которые писали стихи о войне и сочиняли музыку.

       Для детей большой интерес вызывают заочные путешествия: «Дорогами войны», «Перелистывая страницы истории», «Там, где была война», «Искусство, опаленное войной".

      На базе музея открыт кружок военно-исторического моделирования. При создании моделей и диорам школьники открывают для себя новые страницы истории родной страны, края, в котором они живут, знакомятся с героическим прошлым России.

    С каждым годом в России остается всё меньше ветеранов Великой Отечественной войны, ставших свидетелями и непосредственным  участниками тех исторических событий. Их воспоминания, жизненный опыт являются бесценным сокровищем, которое необходимо сохранить и передать последующим поколениям.

         Документы, фотографии, письма, мемуары героев Великой Отечественной войны и другие экспонаты, размещенные в музее, стали прекрасным методическим материалом для изучения  периода Второй Мировой войны, и предлагаются для использования педагогам города и иным заинтересованным лицам в патриотическом воспитании обучающихся.

Таким образом, музей активно участвует в формировании лучших человеческих качеств – нравственности, порядочности, ответственности, милосердия, которых иногда недостает нашему обществу, и которые всегда ценились человеком.

Список литературы

1.          Сост. Ругин Р.П. Их приворожил Север. Екатеринбург. Средне-Уральское книжное издательство, 2000 – 400с: ил.

2.          Гусманова Н.Б. Ямал в годы Великой Отечественной войны. Ного Н.И. «Школьные коллективы Ямала фронту». Ямало-Ненецкий окружной институт усовершенствования учителей, Салехард, 1995

3.          Толстова Г.А. при участии Даниловой О.Д. Книга Памяти «Венок Славы». Новый Уренгой, 2019г, издание 4-е исправленное и дополненное.


 

Формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у учащихся средствами музейной педагогики

Формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у учащихся средствами музейной педагогики

Это оружие и снаряжение, найденное на раскопках в районе

Это оружие и снаряжение, найденное на раскопках в районе

Он был частым гостем музея и мероприятий, проводимых в школе

Он был частым гостем музея и мероприятий, проводимых в школе

Великой Отечественной войны, ветерана труда, первого председателя общественной организацией города ветеранов

Великой Отечественной войны, ветерана труда, первого председателя общественной организацией города ветеранов

Ленинграда. А по вечерам комсомольцы работали на лесозаводе, на консервном комбинате, заготовили тысячи тонн рыбы

Ленинграда. А по вечерам комсомольцы работали на лесозаводе, на консервном комбинате, заготовили тысячи тонн рыбы

Всероссийский конкурс «Патриот

Всероссийский конкурс «Патриот

Подвигу народа жить в веках», «Вы в битве

Подвигу народа жить в веках», «Вы в битве

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2022