Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в ДОУ
Оценка 4.6

Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в ДОУ

Оценка 4.6
docx
29.01.2023
Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в ДОУ
муз педагогика.docx

Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в ДОУ

 

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

 

Задачи музейной педагогики:

• Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

• Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

• Формирование у дошкольников представления о музее.

• Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

• Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

 

«В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка».И. Г. Песталоцци.

Музейная педагогика — это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Исходя из этого предметом музейной педагогики является музейная коммуникация

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде. В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини-музеи» вполне реально. В ДОУ решаются задачи по приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.

В личностном становлении ребенка значительная роль принадлежит искусству, которое организует духовный мир человека, определяет систему моральных и эстетических ценностей. Характерная особенность искусства - отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность.

В настоящее время исследованиям в музейной педагогике уделяется значительное внимание, но рассматриваются преимущественно традиционные образовательные формы: экскурсия, клубные и кружковые занятия с элементами театрализации и музейные уроки в школе (Б. А. Столяров, Л. М. Шляхтина, С. В. Фокин) [4, с.31].

В то же время область активных игровых методов и приемов в работе музейного педагога дошкольного образовательного учреждения недостаточно изучена. Новизна и заключается в  разработке  занятий по ознакомлению по музейной педагогике с использованием  игровых  и информационно-коммуникационных технологий.  Пидкасистый, Г. К. Селевко, Ж. С. Хайдаров [3, с. 22]) можно взять за основу в дошкольном учреждении.

Важная особенность мини-музеев в  развивающей среде – участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

 

Принципы музейной педагогики:

 

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования личностного развития  дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

Ø Наглядность.

Ø Доступность.

Ø Динамичность.

Ø Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

Ø Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

Ø Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

Ø Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

Ø Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

Ø Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй)

Ø Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Ø Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание – закрепление - применение.

 

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, – важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

 

Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:

 

Ø заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;

 

Ø выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

 

Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:

 

Ø У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.

 

Ø Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

 

Ø У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

 

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

 

Ø учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

Ø формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

Ø формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

Ø развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

Ø вызывать уважение к другим культурам;

Ø развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.[1, c. 32]

 

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. .[1, c. 35]

 

Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.

 

Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

 

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.[2, c.26]

 

При определении содержания необходимо:

 

1. Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться несколько предметов одного назначения (скалочки, расписные ложки, свистульки и т.д.). В этом случае они не все выставляются витринах, а приобретаются в прок и до времени хранятся в «запасниках».

 

2. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.

 

3. Если на начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.

 

4. Обязательно выстраивать перспективу работы музея. Не надо гнаться за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.

 

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

 

Список литературы:

 

1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

 

2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

 

3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008

 

4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

 

5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

 

Происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ музейной педагогики, создание в ДОУ музейно-образовательного пространства, центром которого является мини музей. С помощью музейной педагогики можно помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур. Экскурсии в музей способны дополнить и обогатить любую информацию педагога, сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым.

Включение музеев в образовательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

 

 

 

Создание мини-музея - трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов: постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада (проведение консультации, индивидуальная работа); выбор помещения (количество посетителей и экспонатов); сбор экспонатов; оформление мини-музея (учёт эстетических норм; соблюдение правил безопасности); разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами; разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки, выбор экскурсоводов (педагоги и сами дошкольники); открытие мини-музея с приглашением детей, родителей.

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников учитываются принципы наглядности, доступности, содержательности. Материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность. Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей; последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе); гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей); активности детей в усвоении музейного наследия, как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в детской деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

 

 

Для любознательных

 

МУЗЕИ И МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА.

 

Музейная педагогика — достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Если говорить о музейной педагогике как о научной дисциплине, нужно подчеркнуть ее интегрированный характер. Развитие этого направления происходит благодаря взаимодействию музееведения, педагогики и психологии.

Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. Однако в последние десятилетия музейная педагогика в значительной степени изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать собственные мини-музеи, а организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями. В то же время на базе музеев создаются разнообразные детские музейные центры, объединения и т.п.

В настоящее время в дошкольной музейной педагогике, на наш взгляд, можно выделить два крупных направления:

1) сотрудничество детского сада с музеями (краеведческими, художественными и т.п.);

2) создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.

Есть дошкольные учреждения, которые реализуют одно из указанных направлений, но многие успешно сочетают оба.

Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом. Мини-музей в детском саду имеет свою специфику: с одной стороны, он отличается от традиционных «больших» музеев, с другой — отражает особенности этих учреждений культуры. Приступая к организации мини-музеев в детском саду, необходимо обсудить в своем коллективе, с детьми и родителями, что такое музей, для чего он создается и как можно использовать музеи в дошкольном образовании.

Словарик

Музей — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Музейный работник — специалист, работающий в музее.

Музееведение — наука об истории музеев, их назначении и организации.

Музеевед — специалист по музееведению.*

Из истории слова

Слово «музей» происходит от слова «муза».

В древнегреческой мифологии музы — дочери бога Зевса, покровительницы наук и разных видов искусств. Храмы, посвященные музам, назывались музеонами. Соответственно, изначально музей — это храм муз.

Из истории создания музеев

Музеи — неотъемлемая часть культурного наследия. Они охватывают практически все сферы жизни человечества: искусство, науку в целом, историю, географию и т.п. В любом крупном городе есть музеи разной направленности. В последнее время музеи стали создавать и в небольших городках, особенно музеи одного предмета. Так, в г. Мышкине Ярославской области силами горожан создан единственный в мире музей мыши. Вслед за ним здесь появились музеи валенка, льна, старинной техники, русского быта и музей под открытым небом с образцами народного зодчества.

В музее собраны различные экспонаты, коллекции. История многих музеев начиналась именно с отдельных коллекций. Част ные коллекции нередко становились основой для организации музея или пополняли собрания существующих музеев, библиотек, хранилищ. При раскопках древних городов на территории средиземноморского побережья среди предметов быта и культуры определенного времени археологи нередко обнаруживали коллекции предметов более древних эпох: уже за несколько веков до нашей эры греки вели раскопки и коллекционировали образцы еще более древних культур. До наших времен дошла информация о том, что один из фараонов Древнего Египта собирал папирусные свитки для личной библиотеки. При раскопках древнеславянского города Берестье (X–XII вв.) археологи обнаружили необычную коллекцию раковин тропических морей.

Своеобразными «предками» современных музеев считаются хранилища Кносского дворца на Крите (XVI век до н.э.), Дворец Ванов и Архив иньских оракулов (Китай, XIII–XII веков до н.э.), библиотека Ниневийского дворца (VII век до н.э.).

Коллекционирование не прекращалось и во времена Cредневековья. Многие монастыри и соборы Византии, Франции, Англии, Древней Руси собирали уникальные коллекции произведений искусства. Именно произведения искусства, древние фолианты изначально считались самыми достойными экспонатами.

Уникальные собрания произведений долгое время находились только в частных коллекциях (за исключением храмовых) и были доступны лишь узкому кругу людей. Предшественники современных музеев появились в Европе в ХVI веке. Назывались они по-разному: «кунсткамеры» («комнаты искусств»), «шатцкамеры» («сокровищницы»), «вундкамеры» («комнаты диковинок»). В 1683 году в Англии при Оксфордском университете открылся один из первых публичных музеев. Интересно, что плату за посещение в нём брали при выходе. При этом учитывалось, сколько времени человек провел в залах музея.

В век Просвещения бурно развиваются естественные науки. В результате появляются гербарии, коллекции минералов, насекомых, чучел разных животных. Развитие химии, в частности открытие растворов, обладающих сохраняющими свойствами, позволяли создавать и необыкновенные коллекции анатомического характера. Одна из таких коллекций хранится в Кунстка мере г. Санкт-Петербурга. Это первый отечественный музей, созданный по личной инициативе Петра I в 1714 году. Знакомство с экспонатами естественно-научных коллекций требовало пояснений специалистов. Так музеи стали приобретать новый статус — статус научно-просветительских центров.

Современные музеи

Музеи большие и маленькие

В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. В мире насчитывается не один десяток тысяч музеев, больших и маленьких, всемирно известных и имеющих ограниченный круг посетителей. Свой музей существует почти в каждом городе планеты. Музеи стали очень разными и необычными.

Специалисты затрудняются назвать музей, который мог бы оспорить славу самого большого музея в мире.

На Ходынке в Москве строят самый большой в мире музей авиации и космонавтики. В Толедо самый большой музей мира под открытым небом. В США и Японии примерно в одно и то же время открылись новые большие музеи современного искусства. А до этого самым большим художественным музеем считался парижский Лувр. На осмотр всех его экспонатов требуется не менее недели.

Одним из самых больших и известных художественных музеев в мире является государственный Эрмитаж (г. Санкт-Петербург). Он занимает семь зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр, Меньшиковский дворец и бывшее здание Главного штаба. В настоящее время Эрмитаж является еще и культурно-образовательным учреждением, в котором посетителям читают лекции на самые разнообразные темы, работают школьный и молодежный центры.

Самый маленький музей мира находится в Литве, в деревне Биетай. Он размещается в дупле старого дуба. В числе экспонатов музея — кости мамонта, древнее оружие, рыцарские панцири, коллекция старинных монет и даже библиотека из 200 книг. Чтобы «дубовый музей» не отсырел, реставраторы надели на него стеклянный «плащ». Самый старый музей мира — Британский музей в Лондоне, главный исторический музей страны и один из крупнейших в мире. Здесь представлены сокровища римской, египетской и азиатской культур, коллекция европейских художественных полотен.

Среди самых необычных музеев можно назвать: музей школьных наказаний (Уругвай), музей детства (Великобритания), музей лжи (Германия, Критиц), музей шарлатанства (США, Сент-Луис), музей шпаргалок (Болгария, София и Россия, г. Вятка), музей огородных пугал (Ивановская область), музей сновидений (г. Санкт-Петербург), музей чертей (Литва, г. Каунас), музей мифов и суеверий (Ярославская область, г. Углич), музей ангелов (Карелия, г. Кондопога).

Музей ангелов был создан как альтернатива музею чертей в

г. Каунасе. В нём собраны изображения ангелов на бумаге, холсте, вышитые и вывязанные, сделанные из бересты, глины, теста и т.п. В Москве существует уникальный музей буквы «Ё», а в Подмосковье — музей дореволюционного воздуха, главным экспонатом которого являются стеклянные емкости с пузырьками воздуха, произведенные до 1917 года. В Германии (г. Мюнхен) создан Центр необычных музеев, который включает в себя семь музеев, в том числе музей картофеля, музей запахов, музей пасхальных зайцев.

Музей одного предмета

В основе организации музея одного предмета лежит системный подход. Такой музей может быть посвящен самому обычному бытовому предмету — утюгу, замку, ботинку, почтовому ящику, зонту, часам и т.д., ведь любая вещь несет в себе разнообразную информацию. Экспозиция повествует об истории возникновения предмета, о том, как он выглядел в старину или как выглядит в разных странах. Посетители могут познакомиться с процессом его изготовления, материалами, которые для этого используются, с разнообразием вариантов предмета, интересными историями, которые так или иначе с ним связаны.

Вот примеры интересных музеев одного предмета, темы которых могут быть использованы и при выборе тем мини-музеев в дошкольном учреждении:

музей часов (г. Ангарск, Иркутская область), музей валенка (г. Москва, г. Мышкин Ярославская область), музей утюга

(г. Переславль-Залеский, Ярославская область), музей плюшевых мишек (Великобритания), музей календарей (Украина, г. Ялта), музей велосипедов (г. Москва), музей кукол (Чехия, г. Прага), музей оловянных солдатиков (Вологодская область, г. Череповец), музей счетов (Китай, уезд Цисянь), музей гармошки

(г. Москва), музей салфеток (Россия), музей лыж (Норвегия,

г. Осло), музей спичек (Швеция, г. Йенчепинг), музей компьютерных мышек, музей мебели (г. Москва), музей термометров (США, г. Онсете, штат Массачусетс), музей бумаги (Япония), музей конфет (г. Москва), музей новогодних елок (США), музей Буратино — Пиноккио (г. Москва), коллекция почтовых открыток (Венгрия, г. Серенч), музей шахмат (г. Москва), музей ситца (г. Иваново), музей льна (г. Смоленск), музеи самовара и пряника (г. Тула).

 

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

 

 

1. В чём заключаются особенности музейной педагогики?

2. Что такое музей? Для какой цели создают музеи?

3. Перечислите виды музеев, которые вы знаете.

4. Перечислите характерные черты детских музеев.

5. Тематика каких из описанных в лекции музеев может быть использована при создании мини-музеев в детском саду?

6. Составьте список музеев вашего населенного пункта и подумайте, как вы можете их использовать в практике дошкольного образования.

7. Соберите информацию о музее Деда Мороза в Великом Устюге. К какому типу музеев вы его отнесете? Можно ли использовать идею создания такого музея для создания мини-музея в детском саду?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в

Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в

Б. А. Столяров, Л. М. Шляхтина,

Б. А. Столяров, Л. М. Шляхтина,

Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации)

Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации)

У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик

У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за…

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за…

Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя

Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников учитываются принципы наглядности, доступности, содержательности

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников учитываются принципы наглядности, доступности, содержательности

В настоящее время в дошкольной музейной педагогике, на наш взгляд, можно выделить два крупных направления: 1) сотрудничество детского сада с музеями (краеведческими, художественными и т

В настоящее время в дошкольной музейной педагогике, на наш взгляд, можно выделить два крупных направления: 1) сотрудничество детского сада с музеями (краеведческими, художественными и т

Из истории слова Слово «музей» происходит от слова «муза»

Из истории слова Слово «музей» происходит от слова «муза»

Коллекционирование не прекращалось и во времена

Коллекционирование не прекращалось и во времена

Специалисты затрудняются назвать музей, который мог бы оспорить славу самого большого музея в мире

Специалисты затрудняются назвать музей, который мог бы оспорить славу самого большого музея в мире

Ярославская область, г. Углич), музей ангелов (Карелия, г

Ярославская область, г. Углич), музей ангелов (Карелия, г

Осло), музей спичек (Швеция, г

Осло), музей спичек (Швеция, г

Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в ДОУ

Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в ДОУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2023