Музейный классный час "Память о Холокосте"
Оценка 4.8

Музейный классный час "Память о Холокосте"

Оценка 4.8
docx
04.02.2020
Музейный классный час "Память о Холокосте"
Память о Холокосте.docx

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

муниципального образования Ясненский городской округ

Оренбургской области

 

 

 

 

 

 

 

 

Музейный классный час.

Тема «Память о Холокосте»

 

 

 

 

 

 

Учитель истории

МОБУ «СОШ №3»

МО Ясненский городской округ

Сейтмаганбетова Жулдыз Тулегеновна

 

 

 

 

 

 

 

2019 г.

Тема «Память о Холокосте»

 

Тип урока: музейный

Цель: формирование толерантного сознания и сочувствия к жертвам геноцида через изучение Холокоста

Задачи лекции: 

- активизировать интерес к страницам истории Второй мировой войны и Великой Отечественной войны

-формирование исторического мышления и культуры памяти,

- формировать навык независимого мышления и критического осмысления.

 

Функции : 

информационная - изложение системы знаний;

мотивационная - формирование познавательного интереса к изучению истории; 

ориентировочная - обеспечение основы для дальнейшего усвоения учебного материала; 

воспитательная - формирование сознательного отношения к процессу обучения, развитие интереса к истории, содействие активизации мышления обучающихся

 

Методы:

1)    устный, с элементами объяснения, рассуждения, обобщающей характеристики,

2)    наглядный, использование иллюстраций, презентации,

3)    практический, посещение музейной комнаты школы «Память»

 

 

 

 

План-конспект  музейного классного часа

Раздел урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

время

1

Орг.момент

Приветствие. Введение в тему. Знакомство с термином Холокост.

 

2

2

Актуализация

Рассмотрение понятий урока: концлагерь Освенцим, геноцид, антисемитизм,

 

3

3

Основная часть урока.

Рассматривается периодизация Холокоста, понятия: концентрационный лагерь, лагеря смерти.

Быт заключенных

Слушают, задают и отвечают на уточняющие вопросы.

10

4

Просмотр видеоролика

Концлагерь Освенцим. Ворота в ад.

https://www.youtube.com/watch?v=8AiIzR-CrwM

 

11

5

Практическая часть

«Моё письмо жертвам Холокоста»

Пишут письма

4

6

Изучение документов.

Возможно я последний.

Документы, дневники и записи свидетелей.

 Архив "Онег Шаббат" ("Субботняя отрада")

Анна Франк. Убежище. Дневник в письмах

 

7

7

Закрепление темы. Итог

Подведение итогов. Диалог с обучающимися по пройденной теме

Подведение итогов

3

 

 

Введение.

"Если ты жив - я буду жить в тебе [...]

Евреи исчезли с улиц города.

Бежать некуда". 

(Из последнего письма Пинхаса Айзнера,

Венгрия, октябрь 1944-го года).

 

«Ознакомление с трагической участью несметного

числа жертв гитлеризма, увековечивание памяти

 о них  - это нормальный долг по отношению ко всем тем,

кто зверски замучен, долг, продиктованный чувством

справедливости, глубоко заложенной в каждом честном человеке»

Юзеф Бушко «Освенцим»

 

(слайд) 2020 год объявлен Годом памяти  и славы. 9 мая 2020 года исполнится 75 лет Победы в Великой Отечественной войне. Какого врага победил советский народ можно понять из лекции «Память о Холокосте»

(слайд) 27 января – Международный день памяти жертв Холокоста.

(слайд) В широком смысле холокост (катастрофа) — преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп.

В узком смысле Холокост (Катастрофа)— преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны; систематичное преследование и уничтожение европейских евреев нацистской Германией  на протяжении 1933—1945 годов.

 

(Слайд)Холокосту в годы Второй мировой войны подверглись свыше 6 миллионов евреев.

Холокост – геноцид евреев нацистами.

Международный день памяти жертв Холокоста был установлен Генеральной Ассамблеей ООН.

Впервые День памяти жертв Холокоста провели 27 января 2006 года.

 

Актуализация.

(слайд) Почему 27 января?

27 января 1945 года войска Красной армии освободили  концлагерь Аушвиц-Биркенау (польское название — Освенцим), недалеко от Кракова. За годы Второй мировой войны здесь были убиты больше 1,4 миллиона человек, из которых 1,1 миллиона были евреями (79%).

Комплекс немецких концентрационных лагерей и лагерей смерти Аушвиц-Бикернау (Освенцим)— крупнейший и дольше всех просуществовавший нацистский концентрационный лагерь. Освенцим  считается главным символом Холокоста.

(слайд) Сегодня в Освенциме в память о зверствах нацистов открыт музей.

Придя к власти Адольф Гитлер в 1933 году объявил свою идеологию нацизма и расизма, частью которой являлся так же и антисемитизм. Как результат убийство немыслимого числа людей. Для осуществления геноцида была создана система концентрационных лагерей.

 

Нацисты считали, что, уничтожив евреев и других «нежелательных» людей — инвалидов, гомосексуалов, цыган — они выведут чистую арийскую «расу господ». В лагерях людей подвергали рабскому труду, медицинским опытам и массовому уничтожению.

Гитлеровская идеология преподносила холокост как очищение арийской нации.

 

В годы Холокоста евреям было отказано в элементарном праве на человеческое существование – в праве свободно передвигаться, зарабатывать себе на жизнь, учить, воспитывать и даже рожать детей.

 Это было время, когда подвергались сомнению такие основные человеческие ценности, как семья, любовь к ближнему, дружба и взаимовыручка.

 

Основной материал.

 

(слайд) Периодизация Холокоста:

 

(слайд)1. Выселение евреев из Германии. До 1940 г. (слайд)

 

(слайд) 2. Гетто для евреев в Польше и странах Восточной Европы. Гетто отделали стеной или колючей проволокой. О переселении могли предупредить за день или несколько часов. С собой разрешалось брать только ручную кладь: сумки, чемоданы, мешки. Этот период продолжался приблизительно до начала 1942 года. 

 

(слайд)3. «Окончательное решение еврейского вопроса». Планомерное физическое уничтожение еврейского народа.

 

Для «окончательного решения еврейского вопроса» использовались концентрационные лагеря и лагеря смерти, куда массово вывозились евреи из гетто. Само гетто для удобства строилось возле железной дороги, для упрощения отправки евреев в лагеря.

Концентрационные лагеря Третьего рейха - места массового заключения с крайне жестокими условиями содержания.

Первый концентрационный лагерь для политических заключённых в Германии был создан почти сразу после прихода к власти Гитлера, в 1933 г. Он располагался на окраине городка Дахау (близ Мюнхена).

В 1936 году около Берлина был создан концентрационный лагерь Заксенхаузен.

В 1937 году неподалеку от  Веймара  был построен концлагерь Бухенвальд. Концлагерь Бухенвальд всемирно известен надписью над входом «Jedem das Seine» (каждому своё).

В 1938 году в концентрационные лагеря начали направлять евреев Германии только в связи с их национальностью.

По приказу Генриха Гиммлера  от  27 апреля  1940 года в оккупированной Польше был создан концлагерь Освенцим, в дальнейшем предназначенный и для массового уничтожения людей.

На территории Польши, Чехии, Латвии и других восточноевропейских стран существовали также лагеря Майданек, Саласпилс и многие другие.

Правительством Германии официально признано 40 концентрационных лагерей  (1939—1945 гг.) (которых в реальности было намного больше, свыше 42 тысяч разного рода лагерей и гетто):

В 1942 году для «окончательного решения еврейского вопроса» в Польше были созданы специализированные лагеря смерти.

Лагеря смерти ( лагеря уничтожения) — учреждения для массового уничтожения различных групп населения. Лагеря смерти представляли собой отлаженный конвейер, превращавший в пепел по нескольку тысяч человек в сутки. В лагерях обреченные на смерть люди должны были проводить несколько часов. Умерщвление людей в лагерях смерти было поставлено на поток.

Лагерями смерти, предназначенными для массовых убийств евреев и цыган, были ХелмноТреблинкаБелжецСобибор (лагеря «Операции Рейнхард»), а также  Майданек  и  Освенцим  (которые были и концентрационными лагерями)  на территории оккупированной Польши. В Германии такими лагерями были БухенвальдДахау и Равенсбрюк (первый женский концентрационный лагерь).

         Весь комплекс газовых камер и крематориев строился с целью непрерывного и систематического, невиданного по своим масштабам истребления людей.

 

Быт заключенных.

В лагерь отправляли мужчин и женщин, взрослых, детей, молодежь и стариков.

         В лагерных условиях большинство заключенных было обречено на смерть после 3-6 месяцев, в зависимости от выполняемой работы.

При заселении в концентрационные лагеря семьи разлучались и разделялись по половой принадлежности. Личная одежда изымалась. Заключенным выдавалась полосатая одежда в голубовато-серую полоску, колодки из дерева в качестве обуви, ложка, кружка и котелок. Вместо имени присваивался номер, на который нужно было откликаться. Имена были под запретом. Лагерный номер пришивался на одежде в точно определенном месте.

В концентрационных лагерях находились разные категории заключенных. Категория заключенного определялась по цвету треугольника на одежде. Евреи носили два сшитых вместе треугольника, один из которых желтого цвета, обозначавший еврея вообще.

         Заключенные жили в бараках, которые не отапливались и не освещались. Спали на трехъярусных койках с тюфяками

Заключенные не имели никаких прав.

День узника состоял из торопливого подъема на рассвете, утренней поверки, выхода на работу и работы, продолжавшейся 11–12 часов при постоянном надзоре, в большинстве случаев под открытым небом при любой погоде. После возвращения узников в лагерь производилась повторная тщательная проверка, удостоверявшая, что ни один из нескольких тысяч узников не исчез. Узнику предоставлялись короткие перерывы для принятия скудной пищи, которая лишь разжигала его постоянный голод, и короткие часы сна. Кормили несвежими и заплесневевшими продуктами. Например, холодный  суп из картофельных очистков, суррогат кофе без молока и сахара.

Из числа заключенных формировали низшую администрацию, которая контролировала и издевалась над заключенными. Из числа низшей администрации выбирался староста. Узники подвергались страшным издевательствам: охранники-немцы тренировались в стрельбе, избрав мишенью какую-нибудь часть тела узника, травили узников собаками и т. п. Среди охранников были откровенные садисты. Малейшее  нарушение лагерных правил влекло за собой жестокое наказание. Муштра, лишение еды (голод), труд в свободное время, порка (не менее 25 ударов), во время которой наказываемый отсчитывал удары по-немецки,  удары по половым органам, погружение головы в воду (вплоть до удушья), а очень часто — смертную казнь через повешение, производившуюся в присутствии всех узников лагеря. В разных лагерях применялись  свои виды пыток. Условия жизни в концентрационных лагерях и лагерях уничтожения были рассчитаны на то, чтобы притупить чувства, терроризировать узников и лишить их человеческого облика. В концентрационных лагерях господствовали страх и голод. Многие узники кончали жизнь самоубийством, бросаясь на лагерную проволоку, по которой проходил электрический ток. 

Над узниками проводили псевдомедицинские эксперименты: испытывали новые лекарственные препараты, пересаживали органы близнецам, втирали мази в конечности, после чего на них образовывались незаживающие язвы, заражали смертельными болезнями, делали операции по смене пола, из заключенных изготовляли анатомические скелеты. Опыты по стерилизации женщин и мужчин должны были привести к биологическому уничтожению целых народов.

В конце 1941 г. там началось массовое уничтожение людей газом в лагерях смерти. 

Евреи, прибывающие на железнодорожные станции из оккупированных западноевропейских стран, из Украины, Белоруссии, Прибалтики, под предлогом приведения себя в порядок после дороги направлялись с "душевые". В помещение подавался газ, и через 5 минут люди, находившиеся в газовой камере, погибали. В Освенциме за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек, тела которых впоследствии сжигались в печах крематория. Один из немногих выживших узников Освенцима Шеломо Венезия вспоминал: "Две самые большие газовые камеры были рассчитаны на 1450 человек, но эсэсовцы загоняли туда по 1600 - 1700 человек. Они шли за заключенными и били их палками. Задние толкали впередиидущих. В результате в камеры попадало столько узников, что даже после смерти они оставались стоять. Падать было некуда".

С помощью газовых камер и крематориев в течение 1942 г. было уничтожено свыше 3,25 млн. евреев.

В Германии стали расширяться отрасли промышленности, которые перерабатывали «дешёвое сырьё», которого было вволю: человеческую плоть, кожу, волосы...

 Циркуляр начальника группы Главного хозяйственного управления СС группенфюрера Рихарда Глюкса. 6 августа 1942 г. "По вопросу об использовании срезанных волос.

Ознакомившись с отчетом, начальник Главного хозяйственного управления обергруппенфюрер СС Поль приказал, чтобы все человеческие волосы, срезанные в концентрационных лагерях, нашли применение. Из человеческих волос можно производить промышленный войлок или прясть нити. Расчесанные волосы (женские) можно использовать в качестве материала для изготовления носков для экипажей подводных лодок и войлочных чулок для железнодорожников.

В связи с этим вам поручается после их санобработки организовать хранение волос заключенных женщин. Мужские волосы могут быть использованы только если они не короче 20 см.

Сведения о количестве волос, полученных за месяц, отдельно женских, отдельно мужских, должны передаваться нам пятого числа каждого месяца, начиная с 5 сентября 1942 г."

 

Многие узники проявляли удивительную силу воли, оставаясь в этих нечеловеческих условиях людьми с большой буквы. Они создавали группы организованного движения Сопротивления, боролись за свободу, устраивали саботаж, совершали побеги. Благодаря деятельности Сопротивления мир узнал правду о концентрационном лагере. Нацисты всё это жестко подавляли, запугивая других заключённых. Они очень поощряли предателей и доносчиков. К сожалению, такие тоже были. Некоторым из заключённых удалось бежать. Целью побега было не спасение собственной жизни, а вынести документы о нацистских  преступлениях, рассказать правду миру о лагерях. ( просмотр слайдов 18-13)

Письмо жертвам Холокоста. Дети пишут письма. Условие: ваше письмо должно содержать не более 15 строк. Затем письма отправляются в почтовый ящик.

Возможно я  последний.  

С течением войны евреи стали понимать, что, возможно, о них не останется никакой памяти. При помощи документирования, дневниковых записей и произведений искусства они боролись с попыткой стереть память о них. В период Холокоста в различных гетто были составлены официальные и подпольные собрания свидетельств. Вдобавок к этому тысячи евреев начали вести свои записи - старики, молодые, дети, интеллигенция, те, у кого был опыт в этой области, и те, кто никогда подобным не занимался. Желание оставить после себя свидетельство - вследствие острого ощущения, что еврейский мир стоит на пороге уничтожения, и что они являются "последними евреями", - стало уделом многих.

§  Самый крупный свидетельский архив во время войны был создан в Варшавском гетто (накануне Второй мировой войны в Варшаве находилась самая крупная еврейская община; евреи Варшавы были сконцентрированы в самом большом гетто на оккупированных нацистами территориях). Прежде чем мы ознакомимся с архивом, попробуйте предположить, что подвигло людей на его создание?

(слайд)  Архив "Онег Шаббат" ("Субботняя отрада")

Подпольный архив "Онег Шаббат" был создан в Варшавском гетто под управлением доктора исторических наук и общественного деятеля Иммануэля Рингельблюма. Во время акций и восстания в гетто Рингельблюм с коллегами перенесли по частям собранный материал о жизни и событиях в гетто в металлические коробки и молочные бидоны и закопали в землю. Сбор и написание материалов проводились тайно и с огромным риском для жизни. Этот труд был проделан с целью оставить будущим поколениям память об истории варшавских евреев. После войны большинство материалов были найдены, и благодаря им мы узнали намного больше о жизни и судьбе евреев Варшавского гетто.

Это архив является самым крупным подпольным еврейским архивом. Работа велась под управлением и контролем Рингельблюма. Люди, принимавшие участие в этом деле, ощущали всю важность и беспрецедентность исторического периода, в котором они жили. Название архива, "Онег Шаббат", связано с тем, что его активисты собирались на встречи по субботам, что маскировало их главную деятельность.

"Я не знаю, кто из нас останется в живых, кто обработает весь собранный материал. Но одно ясно всем: наш труд, наши усилия, наша жертва и жизнь в постоянном страхе - они не были напрасными".

(И. Рингельблюм. Дневник и записи военного времени, том 1 (иврит). Яд Вашем, Иерусалим, 1994, стр. 387)

§  В чем важность свидетельства, оставленного евреями гетто в период Холокоста?

Кроме общественных свидетельских архивов, которые собирали многие, есть также и личные записи, главным образом - дневники.

 Дневники и воспоминания

В годы нацистской оккупации и Холокоста дневники вели тысячи евреев. Среди них - дети и подростки, люди простые и образованные, религиозные и не соблюдающие традиции, представители различных политических взглядов и видные общественные деятели. Историческая ценность этих дневников заключается в том, что они были написаны непосредственно во время главных событий или сразу же после них. В дневниках прослеживаются ощущения автора, вплетающего в записи историю своей жизни или, как минимум, эпизоды из нее. Большинство дневников, созданных в период Холокоста, безнадежно утеряны, но некоторое количество все же уцелело, в особенности записи из двух крупнейших гетто - Варшавы и Лодзи.

Дневники того периода свидетельствуют не только об ущемлении человеческого достоинства, но и о повседневном истреблении евреев, которое привело к окончанию целой эпохи. Эти дневники были написаны в час смертельной опасности людьми, изгнанными из человеческого общества.

Один из самых известных документов - дневник Анны Франк. Анна Франк родилась в Германии в 1929 году. После прихода к власти Гитлера ее семья перебралась в Амстердам. С июля 1942 года члены семьи Франк прятались в убежище вместе с четырьмя другими евреями. 4 августа 1944 года их голландские соседи донесли на них в гестапо. Семья Франк и укрывавшиеся с ними евреи были депортированы в Аушвиц-Биркенау. Мать Анны, Эдит, погибла в Аушвице. Анна и ее сестра Марго погибли в Берген-Бельзене в 1945 году. Отец Анны, Отто, выжил и посвятил свою жизнь увековечиванию памяти Анны посредством ее дневника.

"12 июня 1942 г. Надеюсь, я смогу тебе доверять, как не доверяла еще никому, и надеюсь, что ты будешь для меня большой поддержкой.

28 сентября 1942 г. (добваление) До сих пор  большой поддержкой мне был и ты, и  Китти, которой я постоянно пишу.  Этот способ кажется мне весьма удачным, и я жду с нетерпением, когда у меня будет свободное время писать. Я так рада, что взяла тебя с собой!"

(Анна Франк. Убежище. Дневник в письмах. Москва «Рудомино» 1994 )

 

Обучающимся раздаются фрагменты из дневника,  книга. Прочтение и анализ отрывков

 

В заключении следует подвести к пониманию значения толерантности в противостоянии идеям нацизма, расизма и антисемитизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь.

Геноци́д — форма коллективного насилия, действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую, религиозную или иную исторически сложившуюся культурно-этническую  группу как таковую путём:

·         убийства членов этой группы;

·         причинения тяжкого вреда их здоровью;

·         мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;

·         изъятия детей из семьи;

·         предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.

С 1948 года геноцид признаётся в ООН международным преступлением.

Антисемити́зм — одна из форм национальной нетерпимости, которая выражается во враждебном отношении к евреям.

Концентрационный лагерь - места для принудительной изоляции реальных или предполагаемых противников государства, политического режима и т. п. В отличие от тюрем, обычных лагерей для военнопленных и беженцев, концентрационные лагеря создавались по особым декретам во время войны, обострения политической борьбы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.Освенцим. Гитлеровский лагерь массового уничтожения. Издательство Интерпресс. Варшава, 1978г.

2. Анна Франк. Убежище. Дневник в письмах. Москва «Рудомино», 1994г.

 

Интернет-ресурсы:

      https://photochronograph.ru/2012/05/10/xolokost-uzhasnye-kadry-iz-konclagerej/

      https://lifter.com.ua/13-foto-holokosta-kotorye-obyasnyayut-chto-delali-natsisty-so-svoimi-vragami-5042

      https://ru.depositphotos.com/stock-photos/холокост.html?qview=90235834

      https://www.5-tv.ru/news/230910/27anvara-den-pamati-zertv-holokosta/

      https://www.yadvashem.org/ru/holocaust

      https://yandex.ru/images/search?text=фотография%20выселение%20евреев

      https://ru.wikipedia.org/wiki/Лагеря_смерти_нацистской_Германии

      https://ru.wikipedia.org/wiki/Концентрационный_лагерь

      https://www.yadvashem.org/ru/education/educational-materials/lesson-plans.html

      https://eleven.co.il/jewish-history/holocaust/12182/#06


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» муниципального образования

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» муниципального образования

Тема «Память о Холокосте» Тип урока: музейный

Тема «Память о Холокосте» Тип урока: музейный

План-конспект музейного классного часа №

План-конспект музейного классного часа №

Введение. "Если ты жив - я буду жить в тебе [

Введение. "Если ты жив - я буду жить в тебе [

Слайд)Холокосту в годы Второй мировой войны подверглись свыше 6 миллионов евреев

Слайд)Холокосту в годы Второй мировой войны подверглись свыше 6 миллионов евреев

В годы Холокоста евреям было отказано в элементарном праве на человеческое существование – в праве свободно передвигаться, зарабатывать себе на жизнь, учить, воспитывать и даже…

В годы Холокоста евреям было отказано в элементарном праве на человеческое существование – в праве свободно передвигаться, зарабатывать себе на жизнь, учить, воспитывать и даже…

Первый концентрационный лагерь для политических заключённых в

Первый концентрационный лагерь для политических заключённых в

Операции Рейнхард »), а также

Операции Рейнхард »), а также

После возвращения узников в лагерь производилась повторная тщательная проверка, удостоверявшая, что ни один из нескольких тысяч узников не исчез

После возвращения узников в лагерь производилась повторная тщательная проверка, удостоверявшая, что ни один из нескольких тысяч узников не исчез

В конце 1941 г. там началось массовое уничтожение людей газом в лагерях смерти

В конце 1941 г. там началось массовое уничтожение людей газом в лагерях смерти

В связи с этим вам поручается после их санобработки организовать хранение волос заключенных женщин

В связи с этим вам поручается после их санобработки организовать хранение волос заключенных женщин

Самый крупный свидетельский архив во время войны был создан в

Самый крупный свидетельский архив во время войны был создан в

Я не знаю, кто из нас останется в живых, кто обработает весь собранный материал

Я не знаю, кто из нас останется в живых, кто обработает весь собранный материал

Семья Франк и укрывавшиеся с ними евреи были депортированы в

Семья Франк и укрывавшиеся с ними евреи были депортированы в

Словарь. Геноци́д — форма коллективного насилия, действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую, религиозную или иную исторически сложившуюся культурно-этническую группу…

Словарь. Геноци́д — форма коллективного насилия, действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую, религиозную или иную исторически сложившуюся культурно-этническую группу…

Литература: 1.Освенцим. Гитлеровский лагерь массового уничтожения

Литература: 1.Освенцим. Гитлеровский лагерь массового уничтожения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2020