Музейный урок "Мой родной край"
Оценка 4.7

Музейный урок "Мой родной край"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
история
10 кл
14.03.2019
Музейный урок "Мой родной край"
Музейный урок «Мой родной край» проводится в форме путешествия по родному краю. Родной край на карте страны – это Павловский район Ульяновской области. Музейный урок дает возможность более подробно познакомиться с историей родного края, знаменитыми и известными людьми Павловской земли, способствует развитию интереса к истории Отечества и родного края, воспитывает чувство патриотизма, любовь и уважение к культурному наследию своего края.
Музейный урок Мой родной край.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Татарско­Шмалакская средняя школа Методическая разработка  музейного урока  по теме:  «Мой родной край»                                                                Подготовила                                                                 Абузярова  Радия  Рафиковна                                                       учитель истории и обществознания,                                                             руководитель кружка «Юный краевед» 2018 год Тема музейного урока: «Мой родной край» Цели урока:  Образовательные: ­ познакомить учащихся с  историей  родного края,  знаменитыми и  известными людьми Павловской земли;   Развивающие: ­ развивать познавательную активность учащихся, способствовать развитию  интереса к истории Отечества и родного края; ­ способствовать развитию у детей творческого воображения; Воспитательные: ­ воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой Родине; ­ воспитывать любовь и уважение к культурному наследию своего края. Форма проведения: Путешествие по родному краю Методы и приёмы, используемые на уроке: словесный: рассказ, беседа, объяснение, «погружение в прошлое»; наглядный: демонстрация имеющихся музейных экспонатов, иллюстраций,  рисунков, работа с исторической картой; технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музейные экспонаты,  рисунки, историческая карта. 1. Организационный момент. Ход урока:        Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Сегодня у нас   не  обычный урок, а – музейный. Мы с вами совершим путешествие  по родному  краю – по Павловской земле.           Плечами удивленно вы пожмете «И где это поселочек  такой?» Поищите на карте и найдете, Но только на подробной, областной. Ульяновцы вам скажут «Ох, глубинка!» Автобусом до центра – шесть часов. Большой России ­ малая кровинка, Затерянная в зелени холмов. Павловка, Павловка, Старинная, лесная, Кому­то неизвестная, А нам ­ родная!  На доске появляются карточки со словами Россия, Павловский район, Павловский край, Павловка – Почему так называется наша малая родина? 1 ученик:  Павловский район невозможно найти на физической карте мира, потому что на ней изображены только государства  и города, но мы свободно   рассмотрим   его   на   карте   Ульяновской   области.   Каким   цветом закрашен Павловский район на карте, почему? 2  ученик:  Рядом   с   Павловским   районом   находится   Николаевский   и Старокулаткинский   районы.   Наш   район   находится   на   юге   Ульяновской области и граничит с Саратовской областью.      Определите, какой из этих районов занимает больше места на карте? Как определили? 3 ученик:    Павловский район расположен на юго­западе Ульяновской  области, включает 28 населённых пунктов, административный центр —  посёлок городского типа Павловка. Территория района составляет 1017,6 км². Общая численность населения — 17,5 тысяч человек, из них 56 % русские, 19  % — мордва, 20 % — татары, 3,5 % — чуваши.  4 ученик: Бескрайние поля,  холмы, спокойные речки, сосновые боры и  хвойные леса, зелёные зоны… и всё это моя малая родина. Станция “Историческая”           1 ученик: Сегодня мы познакомимся с символикой Павловского края.                   Наши   герб   и   флаг  похожи.   Флаг   представляет   собой   полотнище   с трехцветным   полем,   разделенным   по   диагонали   полосой   белого   цвета.   В центре щита расположена золотая подкова и дерево на холмах. Герб выглядит так же, но в правом верхнем углу помещен четырехугольник с композицией гербового щита Ульяновской области.  Как вы думаете, что может символизировать эта белая полоса? 2 ученик:  Подкова  символизирует благополучие  людей, свидетельствует о том, что в Павловке жили зажиточные, богатые люди.   Что может символизировать дерево на холме? 3 ученик: Дерево на холме символизирует  о том, что наш Павловский край очень богат лесами,  холмами. 4   ученик:  района.   Прислушайтесь,  как торжественно звучат слова нашего гимна: Предлагаю   вам   прослушать   гимн   Павловского  О чем поется в гимне?  В   нем   воспеваются   широкие   Павловские   просторы,   сладкий   воздух лесов, синь бескрайних  небес и вода родниковая. Павлочанам роднее всего Воздух сладких лесов твоих И вода родниковая, Синь бескрайних небес.             Славься, Павловская земля!             Славься, родина малая!             Нет на свете             Бесценней тебя! 1   ученик:  Павловский   край   –   край   талантов.   Здесь   рождались знаменитые люди, которые оставили свой след на земле. Станция «Известные люди» 2 ученик: Павловка ­  родина писателя Фёдора Ивановича Панфёрова.                                                                          2 октября 1896 года – 10 сентября 1960 года Родился 2 октября 1896 г. в селе Павловка Хвалынского уезда Саратовской губернии, ныне рабочий посёлок Павловского района Ульяновской области. Учился   в   учительской   семинарии   г.   Вольска,   Саратовском   университете. Литературную   деятельность   начал   в   1918   г.   Автор   романов:   «Бруски», «Борьба за мир», «В стране поверженных», «Волга­матушка река», «Родное прошлое» и др. Его произведения издавались  общим тиражом 10 млн. 455 тысяч экземпляров на 33 языках народов СССР, не считая «Роман­газеты» и журналов.  3 ученик: По Каме и Волге курсирует теплоход «Фёдор Панферов», на пути его лежат места, связанные с жизнью и творческой деятельностью писателя. В Ульяновске есть улица, носящая его имя, в Павловке – улица и переулок.  В 1963 г. при Павловской районной детской библиотеке, в доме, где родился писатель, открыт музей Ф.И. Панфёрова. Все экспонаты в музее — подлинные вещи Фёдора Ивановича. 4 ученик: В Павловском районе ежегодно проводится праздник  «Панфёровский костер»                             Павловчане  бережно хранят память о писателе­земляке Федоре Ивановиче  Панферове. Павловка с детства была дорога сердцу писателя, он навсегда  полюбил родную русскую природу и через свои произведения передал эту  любовь людям, многочисленным читателям.  «Панферовский костер»  объединяет писателей, музыкантов, поэтов, художников и всех  неравнодушных творческих людей, желающих участвовать в современной   литературной жизни. 1 ученик: Село  Озёрки Павловского района является Родиной советского  дипломата Сергея Александровича Виноградова. С. А.Виноградов работал  послом в Турции, во Франции, в Объединённой Арабской Республике.   Награждён  Орденом Ленина, 4 орденами Трудового Красного Знамени,  медалями.                                                                            Дипломатический паспорт С. А. Виноградова (12  мая 1907 года ­ 27 августа 1970 года)                С. А. Виноградов с Ю. А. Гагариным 2 ученик: Добро пожаловать в село Шаховское Павловского района – родину  Михаила Андреевича Суслова.                                        Михаил Андреевич Суслов – политический деятель,  Герой  Социалистического Труда, награждён орденами Ленина, медалями «Серп и  Молот».                                                                   (21      ноября 1902 года – 25 января 1982 года)               Шаховская сельская библиотека – музей Михаила  Андреевича    Суслова. В.      Плеханова в Замоскворечье, на здании факультета   журналистики                  3 ученик:  В 1982 году  М. А. Суслову в Москве были торжественно открыты  мемориальные  доски на здании Московского института народного  хозяйства  им. Г.   Московского   по улице Большая Бронная. 4 ученик: В 1981 году имя «Михаил Суслов» было присвоено новому  советскому пассажирскому лайнеру,  построенному в Польше для  Черноморского морского пароходства.Имя М. А. Суслова носит  Невинномысский канал в Ставропольском крае.   Государственного Университета и на фасаде дома № 19    1 ученик: Следующая станция “Литературная”.   Мы познакомимся с жизнью и творчеством  поэтов  Павловской земли. Живет   и   работает   в   Павловке   интересная   женщина,  Вера   Владимировна Егорова.   Первый   сборник   стихов   «Ступени».   Много   стихотворений посвятила поэтесса нашему  краю, родной Павловке. 2 ученик:   В стихотворении Вера Егорова пишет: Моя ты несравненная земля Родные реки, лес, луга, поля Любимый край для сердца дорогой В тебе вся жизнь и радость мой покой, Люблю тебя всем сердцем, всей душой Обласкана твоей я добротой.  3 ученик: В 2015 году вышла в свет новая книга В.Егоровой «Лабиринт». В            сборник вошли стихотворения, баллады, поэмы, лирические  миниатюры. Стихотворение «Павловский край» Просторы Павловского края И шорох трав, и гладь озер, прудов Березы в облаке кудрявом И гордый шелест налитых хлебов. Павловский родимый край, Глубь Поволжья, свет зари, Разрастайся, процветай, Благодать свою дари! 4 ученик:  В своем стихотворении «Родное село»: так отзывается  о малой Родине               Тамара Николаева:                             Все ближе и ближе родное село Дорога пошла под уклон И сердце волной обогрело тепло Я скоро увижу свой дом!   По улице нашей широкой пойду Вдоль окон соседских домов Я в гости потом непременно схожу, В приветливый шум голосов.   Мне под ноги ляжет узорчато тень Берез и рябин дорогих, И даже почудится старый плетень Хоть нет у нас больше таких. 5 ученик:  Я думаю, что она написала это стихотворение тогда, когда долгое время отсутствовала в Павловке. И вот она возвращается сюда, ей здесь все дорого, все мило. Казалось бы, простые предметы, мимо которых она раньше ходила каждый день и не замечала, сейчас для нее становятся родными. 6 ученик:  С тех пор прошло много лет. Много испытаний пришлось перенести нашему поселку и его жителям, но он рос, процветал и становился все   краше.  Сейчас   Павловка   районный   центр,  с  красивыми,  современными зданиями   и   домами.   Главным   украшениям   поселка   остаются   старинные здания,   памятники.   Они   всегда   будут   напоминать   об   истории   наших мест.  Тамара Николаева так  пишет о Павловке: Для улиц широких леса отступали, Селенье с годами росло.          Разумные внуки наказ исполняли          И в колос зерно проросло. И славили люди селение родное, Что гордо стоит триста лет, Но жизнью кипучей еще молодое И краше любимого нет.                                                              1   ученик:  Людмила   Владимировна     Жилина  родилась  в   Сахалинской области. Отец был военный, поэтому семья  часто меняла место жительства. Людмила  Владимировна закончила Ульяновский  Педагогический Институт. Много работала в школе учителем  русского языка и литературы. Интерес к слову появился в раннем детстве. Первые  стихотворения были напечатаны в газете, когда она училась в школе. 2 ученик: В своей первой книге «Тайны тихой провинциальной жизни»  писательница отразила Россию конца 19 века. «До рассвета» — второй  сборник произведений Людмилы Владимировны. Стихотворения и очерки  Жилиной публиковались в районной и областной печати: в журнале  «Мономах», альманахах «Земляки» и «Гончаровская беседка». 3 ученик:  Галия Пронина родилась  в Павловке. После окончания школы  поступила в Ульяновский Педагогический  Институт. Окончила его, работала  в сельской школе учителем математики, потом корреспондентом районной  газеты. Писать начала в то время, когда училась в школе. За это время вышли в свет сборники стихотворений и прозы.      4   ученик:                            Послушайте    стихотворение   этого   поэта   о   нашей Павловской природе, которое называется  «Родник»:                                  Лет сорок назад приходил я сюда­                                  Прохлада и свежесть манили всегда.                                  Любил я здесь с яблонькой поговорить,                                  Секреты доверить ей, душу открыть.                                  Под кручей оврага ­ Соленый родник                                  Сквозь землю живительной влагой проник.                                  Средь камушков чистых бежала вода,                                  Здесь птиц щебетанье пленяло тогда.                                  На склоне оврага корнями сплелись                                  Дубы, устремившись макушками ввысь,                                  Здесь ящериц норки под корни уходят,                                  Здесь духи лесные чащобою бродят.                                  Чабрец и душица, малина пьянили,                                  Прохлада ручья, свежесть леса пленили.                                  Я тропи овражные все исходил,                                  Водицу ручья из ладошки я пил.                                  И годы спустя оказался здесь вновь.                                  В груди от волненья застыла вдруг кровь.                                  Уж и не бьет ключевая вода,                                  Как будто нависла здесь бед череда,                                  Уж гомона птичьего нет и помине,                                  И ветки иссохших дубов – в паутине.                                  Склонился над лужицей, бил где родник, Где в детстве тогда к ручейку я приник,                                  И стал я ладонью в ней ил выбирать                                  В надежде, чтоб ожил родник тот опять,                                  Я камни швырял, их со дна доставая,                                  В грязи по колено, и ногти сбивая,                                  И верил: забьет здесь вода ключевая,                                  Соленый родник зажурчит оживая,                                  Я – тоже природы частица живая                                  И выжить живому ключу помогаю.                                  Меня он от жажды когда­то спасал,                                  Спасти его ныне черед мой настал.                                  Сегодня одно­то уж точно я знаю:                                  Почистив родник, я себя очищаю. 5 ученик:  Автор описывает природу в лесу около родника. Он любит отдыхать в этих местах. Разговаривает с яблонькой, как с живой, восхищается всем,   что   его   окружает:   могучими   дубами,   щебетаньем   птиц,   душистыми травами, прохладной водой родника. Родник ­ это живительная сила природы, он дает жизнь всему, что его окружает. 6 ученик: Я люблю бесконечно                            Мой Павловский край.                            Здесь чудесна природа,                            Это маленький рай.                            По знакомым тропинкам леса обойду                  Ни милее, ни краше этих мест не найду Станция «Творческие люди». 1 ученик: Наша Павловка со всех сторон окружена широкими лесами, она утопает в зелени. В наших лесах растут высокие сосны, белые березы, раскидистые   могучие   дубы,   клены,   осины.   Из   земли   бьют   источники  и образуют глубокие и чистые пруды. 2 ученик:  Эту красоту можно увидеть, когда попадаешь в лес. Каждое время года в лесу красиво. Весной лес просыпается, распускаются молодые, нежные листочки. Летом он хорош обильностью зелени,  лесной прохладой. А осенью   ­   золотой   окраской   листьев.   Зимой   –   белым   и глубоким   снегом   и тишиной. 3   ученик:  Творческие   люди   ­  художники,   писатели   и   поэты отражают  красоту нашей природы в своих произведениях искусства. Поэты восхваляют   природу   в   стихах   и   прозе   при   помощи   слов,   а   художники изображают ее на холсте при помощи кисти и красок. 4 ученик: Природа просыпается, после ночного сна, наливается ярким светом, оживает жизнь в лесу. Представьте, что вы слышите звука леса, сейчас защебечут птицы, заведет свою трель соловей, застрекочут кузнечики. 1 ученик: Профессиональный художник — Анатолий Иванович Жилин. Еще   в   детстве   он   почувствовал   тягу   к   живописи.   Окончил   отделение станковой живописи Московского заочного народного университета искусств. Пишет   натюрморты,  жанровые   картины,  портреты,   но   любимой   темой   для мастера остается пейзаж. А.И.Жилин 2 ученик: Он пейзажист не только по манере письма, но и по складу  характера. Очень любит природу, сельское раздолье. Анатолий Иванович  участвовал во многих выставках, в том числе за рубежом. Более ста картин  художника находятся в частных собраниях, в нескольких музеях. А.И.Жилин  является автором  картин «Портрет А.Н.Панферова», «Павловский дворик»,  «Осень».                                 3 ученик:   Владимир Зинин  родился в селе План Неверкинского района Пензенской   области   в   1926   году.   Талант   художника   проявился   у   него   в детстве. В школе на уроках рисования Володя рисовал лучше всех, но собою не   был   доволен   —   знал,   что   ему   еще   надо   учиться.   Впоследствии   Зинин окончил Пензенское художественное училище, а потом навсегда переехал в Павловский район.   4 ученик:  Здесь Владимир Николаевич много лет работал педагогом в школе, учил ребят композиции и живописи. В районе его знают и любят: картины  мастера выставляют для школьников и дошкольников, а педагоги  рассказывают ребятам о творческом пути живописца.  5  ученик:  Живописец Владимир Зинин ­ автор десятков характерных  портретов своих земляков и пейзажей сельской глубинки прославился не только как мастер кисти. Именно его рукой были созданы скульптурные  памятники героям в селах Евлейка и Шиловка. Кроме того, Зинин — автор  цикла исторических композиций «Вооруженный народ. 6 ученик:  Пейзажи и портреты художника могут привить детям любовь не  только к искусству, но и к родному краю. В.Зинин – автор картин «Портрет  А.Вавилова», «В Кузнице», «Улица в Павловке», «Писатель  Ф.И.Панферов».           7 ученик:  Широкую известность «самородку из глубинки» принесла  выставка в зале Ульяновского областного художественного музея в 1999 году. Полотна Зинина были названы «окном в мир добра, красоты и гармонии». 8 ученик:  Работы художника Зинина органически входят в ряд лучших  пейзажных произведений советской живописи 1970­х годов. Зинин стал  родоначальником целой династии художников. Его сын Александр, сноха  Людмила, внучки Мария и Елена — профессиональные живописцы и  дизайнеры. 1 ученик: Художник ­ скульптур  Игорь Викторович Буслаев. Рассказ И.В.Буслаева: родился я в городе Волгограде. Первый раз приехал в Павловку, когда началась война. Мое детство прошло в Павловке. Здесь начал пробовать   рисовать,   сначала   на   бумаге,   потом   на   школьной   доске.   В четвертом   классе   сочинил   первую   басню   про   щуку.   За   басню   и   успехи   в рисовании получил в подарок медовые краски. Как­то зашел ко мне учитель рисования  Владимир  Николаевич  Зинин, посмотрел   мои  рисунки  и  сказал: «Ты – готовый художник». 2   ученик:  Скульптуры   Игоря   Викторовича   есть   в   музеях   и   в   частных коллекциях, у жителей поселка, у нас в России и за рубежом: во Франции, Германии, Китае, Америке. 3 ученик: Живет среди нас, на первый взгляд, обычный человек, с самой  обычной для большинства населения нашей страны биографией,  мало кто  задумывается о его роли в истории поселка, нашей страны. Художник  Александр Николаевич Панферов. 4 ученик: Творчество А.Н.Панферова призывает нас учиться, много читать,  постигать красоту природы и человека, ценить жизнь, радоваться ей, служить  миру и добру, не жалея своих сил. А.Н.Панферов автор картин  «Песчанка»,  «Заводь», «Старая Павловка». 5 ученик:  Творческое объединение «Палитра» было создано в марте 2006  г. Руководителем ТО «Палитра» является инициатор его создания Галия   Ибрагимовна Пронина. Координирует деятельность объединения Совет  «Палитры».  1 ученик:  Творческое объединение насчитывает в своём составе более 20  человек. Участники Творческого объединения талантливы не в чём­то одном,  а во многих направлениях и разных видах искусства, энергичны и  инициативны: проведено множество интересных встреч, выставок,  праздников.  2 ученик:  В 2007 г. вышел в свет первый выпуск литературно­исторического  альманаха творческого объединения «Палитра» – «Земляки», презентация  издания прошла на заседании литературного объединения «Родничок».  3 ученик: Вышедший в 2008 г. второй выпуск альманаха «Земляки» авторы  посвятили памяти С. М. Зимина, который первым заметил и оценил  творческий потенциал «палитровцев». 4 ученик:  Третий литературно­исторический альманах «Земляки», вышедший в 2010 г., посвящён 65­летию со дня Победы 5 ученик:  И художники, и поэты через свои произведения учат нас видеть, ценить и любить окружающий нас мир, гордиться и дорожить своей малой Родиной.   Без   творчества   этих   людей,   мы,   наверное,   перестаем   замечать красоту окружающей нас природы. 6 ученик: Наше путешествие по Павловской земле мы завершаем строчками из стихотворения Веры Егоровой:               Павловский родимый край,      Глубь Поволжья, свет зари,      Разрастайся, процветай,      Благодать свою дари! Звучит  фрагмент музыкального произведения: «Песня о Павловке». Автор слов Н.Безбородов.          Ты на карте ее не найдешь, Но на карте большого масштаба, Если в Павловку вдруг попадешь Скажешь лучшего в жизни не надо. Приезжайте вы в Павловку к нам, Не старайтесь уехать из дома, Как и мне полюбилась чужому. Наше путешествие подходит к концу  Россия, Ульяновская область, Павловка.  Такие до боли родные слова. Жизнь разбрасывает людей во многие уголки  Земли.  Но где бы мы ни были, наш родной край всегда будет для нас тем  светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в  родные края.  Ребята, спасибо, мне было очень приятно с вами работать.                                         Библиография: 1. Панфёров А. Мой старший брат. – М., 1980. – 280 с. 2. Фёдор Панфёров. Воспоминания друзей. – М., 1977. – 384 с. 3. Земляки:   литературно­исторический   альманах   творческого объединения «Палитра». – Ульяновск: Вектор­С, 2007. – 222 с.: ил. 4. Земляки:   литературно­исторический   альманах   творческого объединения «Палитра». – Ульяновск: Вектор­С, 2007. – Вып. 2. – 302 с.: ил. 5. Земляки:   литературно­исторический   альманах   творческого объединения «Палитра». – Ульяновск: Вектор­С, 2007. – Вып. 3. – 240 с.: ил. 6. Павловка   и   Павловский   край :   исторические   очерки,   предания, картины, рисунки, фотографии. – Ульяновск : Изд. центр «Пресса», 2003. – 176 с.: ил. 7. Земляки. Литературно­исторический альманах. Вып.2. – Ульяновск,  2008. 8.  Земляки. Литературно­исторический альманах. Вып.3. – Ульяновск,  2010. 9. Калачев А.А., Панферов А.Н., Устюшин Н.Н., Шейпак О.Г. Павловка  и Павловский край. – Ульяновск, 2003. 10. Майданкина Н.Ю., Гришанова Н.Ю., Романова О.В. Палитра:  взаимодействие малокомплектного детского сада с  социокультурными партнерами. Методическое пособие. – Ульяновск,  УИПКПРО, 2012. 11. Русяев В.Ф. Наш Павловский край. ­  Рукописное издание, 1974. 12. Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги.  13. Биобиблиографический словарь. Том 3. П ­ Я. с. 18­19.

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"

Музейный урок "Мой родной край"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2019