ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Оценка 4.8

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
история
10 кл
13.02.2018
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Важнейшим этапом организации исследовательской деятельности учащихся является создание эффективных условий для занятия старшеклассников самостоятельными исследованиями вне урока. Отличительная черта внеурочной исследовательской деятельности – обучение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации, при которой учитель знает направление поиска, но не знает конечного результата, предлагая ребенку самостоятельно решить проблему или комплекс проблемОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
статья.doc
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Вавилина Е. А., учитель истории и обществознания высшей категории МОБУ «СОШ №76» г. Оренбурга                      Важнейшим   этапом   организации   исследовательской   деятельности учащихся   является   создание   эффективных   условий   для   занятия  вне   урока. старшеклассников   самостоятельными   исследованиями Отличительная черта внеурочной исследовательской деятельности – обучение образцам   исследовательской   деятельности   на   основе   получения   новой информации,   при   которой   учитель   знает   направление   поиска,   но   не   знает конечного результата, предлагая ребенку самостоятельно решить проблему или комплекс проблем.            Основным видом внеурочной исследовательской деятельности, чаще всего используемым   в   педагогической   практике,   являются   самостоятельные исследования учащихся, приближенные к научному исследованию.           Основная   цель   организации   исследования  ­  это подготовка творчески думающих   учащихся,   умеющих   находить   и   решать   проблемы   в   ходе исследования.                     Поскольку   на   этой   ступени   учащиеся   вовлекаются   в   собственно исследовательскую   деятельность,   необходимо   строго   придерживаться выполнения   следующих   условий:   соблюдение   принципа   историзма   при добывании   знаний;   развитие   самостоятельности   и   активности;   возбуждение эмоционального отношения, внутреннего стремления к осмыслению и усвоению; вовлечение в практическую деятельность. Умение анализировать, синтезировать, обобщать информацию здесь выступают на первый план. Поскольку это уровень самостоятельной   практической   деятельности   учащихся,   то   результатом выступает самостоятельное исследование.                     В ходе работы над исследованием происходит дальнейшее развитие способности учащихся к рефлексивному осмыслению собственной деятельности и   достижение   уровня   умения   ставить   цели   и   задачи,   выдвигать   гипотезы, определять   объект   и   предмет   исследования,   формулировать   выводы, графически   оформлять   результаты.   Дидактической   основой   организации ученического   исследования   является   частично­поисковый   или   эвристический метод обучения. Суть его состоит в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Эффективность решения проблемы в большей степени зависит не от знаний   и   навыков,   а   от   способности   генерировать   оригинальные   идеи, отказываться от стереотипных способов мышления, от способности постановки гипотез.   На   данном   уровне   организации   исследовательской   деятельности учащихся   важен   профессионализм   учителя   и   его   компетентность   в   области исследовательской   деятельности   вообще,   так   как   сталкиваясь   с   проблемами исследования,   учащийся   должен   своевременно   получать   квалифицированную помощь   и   поддержку   учителя.   Под   квалифицированной   помощью   здесь понимаем не подсказку, корректировку хода исследования, а создание мини­ проблемных   ситуаций,   организацию   эвристических   бесед   по   содержанию отдельных этапов исследования. «Сотворчество юного исследователя и педагога ­   это   совместная   деятельность   двух   субъектов   над   научным   объектом,   в результате   которой   получают   или   самоценное   новое   научное   знание,   или возникает новое качество уже известного научного знания» (3, с.23).          Работая над исследовательскими проектами, учителю порой бывает трудно отойти от школьной реферативной системы. Но, в конечном итоге, перестройка всей системы руководства исследовательской деятельностью учащихся является важным   условием   ее   качественной   организации.   Под   руководством   учителя учащиеся   начинают   размышлять   о   прочитанном,   увиденном,   услышанном, анализировать и обобщать полученные исследовательские материалы.   Самостоятельная   исследовательская   деятельность   учащихся   характеризуется проявлением субъективного отношения к изучаемым фактам и явлениям, способам их объяснения, самостоятельным поиском противоречий, проблем,   пути   их   разрешения.             Эмоциональное   отношение   к   изучаемым материалам   обуславливает   и   довольно   высокий   уровень   притязательности учащихся на высокую оценку своей исследовательской деятельности. Учащиеся стремятся доказать актуальность и общественную значимость исследуемых ими материалов, поэтому на этом этапе исследования особо значимыми становятся умения выстраивания доказательства, отстаивание своей позиции, публичного выступления.          Современная педагогика выделяет  две группы исследовательских работ учащихся:   учебно­исследовательские   и   собственно   исследовательские. «Различия же между учебно­исследовательской и исследовательской работами мало   существенны,  и   на   наш   взгляд,  они   представлены   в  основном   тем,  что учебно­исследовательские   работы   выполняются   учащимися   под   постоянным надзором и контролем со стороны преподавателей  и часто с использованием упрощенных   методик   сбора   и   обработки   данных   или   по   некоторому   набору последовательных   заданий,   разработанных   с   учетом   возраста   и   опыта начинающего   исследователя»   (2,   с.118).Исследовательские   же   работы выполняются   учащимися   в  большей   степени   самостоятельно   как   при   выборе методик, так и при обработке собранного материала. Учитель в данном случае выступает   в   роли   консультанта,   помогает   на   разных   этапах   осуществления исследования.           Отличие учебно­исследовательской деятельности от исследовательской заключается  и в том, что в первом случае учащиеся знакомятся с методами научной   деятельности,   способами   сбора   и   обработки   информации,   а   в   ходе выполнения самостоятельного исследования учащиеся применяют на практике освоенные   методы   исследовательской   деятельности,   используют   эти интеллектуальные   умения   для   получения   результатов   по   своей   теме исследования, формулирования выводов.           Особое место в организации исследовательской деятельности учащихся занимает   презентация   результатов   работы.   Подготовка   к   выступлению   на конференциях   различного   уровня   –   школьной,   окружной,   муниципальной связана с необходимостью написания тезисов исследования, то есть кратких, но ёмких   по   содержанию   выдержек   из   основного   повествования.   Кроме   того, публичное   выступление   требует   тщательного   отбора   и   логического выстраивания   системы   доказательства   своей   позиции,   умения   отвечать   на возникающие   вопросы,   и   знание представляемого исторического материала.          Учащиеся, работающие над исследованиями под руководством педагогов школы, входят в научное общество учащихся МОБУ «СОШ № 76» г. Оренбурга. Защита   ребятами   своих   исследований   на   конференциях   различного   уровня (муниципальных,     областных,   российских)   традиционно   получает   высокую оценку жюри: за последние три года дипломами I степени отмечены 23 работы, II степени – 17 работ, III степени – 16 работ учащихся 5­11 классов.   демонстрируя   осведомленность   Список литературы 1.   Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской  культуры школьников // Практика административной работы в школе – 2003. ­  № 7, ­ 2004. ­ № 1. 2.  Харитонов Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. ­ М.: Народное образование, 2001. ­ 272с. с. 116­127. 3.  Шкарина   Л.И. Некоторые закономерности исследовательской деятельности как   образовательной   технологии   //   Исследовательская   работа   школьников.   ­ 2003. ­ №3. с.21­24.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018