Музыка 8 класс "В музыкальном театре. Рок опера." (индивидуальная работа в классе)
Оценка 4.8

Музыка 8 класс "В музыкальном театре. Рок опера." (индивидуальная работа в классе)

Оценка 4.8
docx
11.11.2021
Музыка 8 класс "В музыкальном театре. Рок опера." (индивидуальная работа в классе)
Учебник.docx

В музыкальном театре. Рок опера.

 

Эдуард Артемьев — популярный отечественный композитор. Родился Эдуард в Новосибирске 30 ноября 1937 года. Отца звали Николай Артемьев, он работал химиком-технологом, и часто менял место жительства. Мама — Нина Артемьева, не работала. Родители будущего композитора — москвичи, находились в Сибири  из-за работы отца семейства.

Сегодня мы обратимся к творчеству современного российского композитора Эдуарда Артемьева. Его имя у многих ассоциируется с электронной музыкой,  необычными звучаниями, которые вызывают удивление, восхищение, а порой и недоумение… Но при этом его композиторский стиль легко различим в современном звуковом космосе по характерному и, совершенно  необъяснимому акустическому комфорту, исключительному богатству оттенков музыкального языка. Его особый образный мир, потрясающее чувство пространства поражают воображение…

В адрес музыки Артемьева раздаются признания, касающиеся различных ее сторон. Например, технической - "непонятно, как это сделано..", "в природе нет подобных тембров!"… Или эстетической - "бесконечно красиво"; а что еще важнее – духовной: "музыка как столкновение с истиной"…

Академическое образование Артемьев получил в Московской государственной консерватории по классу композиции Юрия Шапорина. Встреча с инженером Евгением Мурзиным - создателем одного из первых в мире синтезаторов - решила его судьбу. Это произошло в 1960 году.

В 1968  на Интернациональном конгрессе электронной музыки во Флоренции Мурзин представлял свой музыкальный инструмент "АНС". Это было чудо советской электроники, которое изобретатели назвали в честь русского композитора Александра Николаевича Скрябина – по его инициалам «А», «Н», «С». Вместе с удивительным инструментом в Европу приехала и экспериментальная музыка Артемьева. После чего в итальянской  прессе появилось знаменательное сообщение: "Один из ведущих центров электронного авангарда находится в Москве".

Широкую известность принесла Артемьеву его работа в кино. Он написал музыку более чем к 150 художественным фильмам, документальным и мультипликационным лентам. Среди них — три работы Андрея Тарковского: «Солярис» (1972), «Зеркало» (1975), «Сталкер» (1978), фильмы Н. МихалковаА. Кончаловского и В. Абдрашитова.

Благодаря работе в кино появились и лучшие его песни: «Полёт на дельтаплане», «Затихло где-то танго», оригинальные песни-баллады, песни-поэмы, звучащие в исполнении Валерия ЛеонтьеваЖанны  РождественскойРоксаны Бабаян.

Примером синтеза электронного рока и симфонической музыки является вокальный цикл Эдуарда Артемьева «Кто я?» на стихи Ю. Рытхэу, созданный по заказу певицы Жанны Рождественской.

Более 35 лет назад композитор Эдуард Артемьев начал работать над новым крупным сочинением по мотивам романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Бедный студент убивает старуху-процентщицу… Эта история  как под лупой микроскопа показывает таинственный мир души человеческой… Бездонной, как пропасть греха и возвышенной, как смиренное покаяние…

Первоначальный замысел подсказал композитору режиссер Андрей Кончаловский.   В соавторстве с поэтом  Юрием Ряшенцевым  и при участии Марка Розовского было создано либретто  оперы-мистерии «Раскольников». Но по разным причинам эти невероятно одаренные люди долго не могли воплотить свой замысел в жизнь.

Менялись времена, и менялась, переписывалась  концепция спектакля. По мере изменения либретто, изменилось и название.  В итоге к началу XXI века под названием «Преступление и наказание» появилась современная партитура рок-оперы.

В этом сочинении отразилась вся многогранность творческой личности Артемьева: его знания в области электроники, кинематографическое мышление, безупречная консерваторская школа композиции, выдающийся мелодический талант автора популярных песен….

Произведение является ярким образцом полистилистики. Автор легко и органично сочетает электронные звучности с классическим оркестром, джазовые гармонии с фольклорными попевками, экспрессивный рок с пошловатой «попсой». Рок-оперу «Преступление и наказание» смело можно назвать энциклопедией современной музыки – так много различных течений и стилей объединила она в себе.

Однако, поставить оперу на сцене удалось лишь в  2016 году.

Время действия авторы размыли, и в нём угадываются черты и прошлого, и настоящего, а, может быть, и будущего…Изменения коснулись и партитуры: из четырёхчасового материала был собран более компактный вариант, в котором, однако, сохранены все музыкальные стили, задуманные композитором. Здесь переплетаются и рок, и фольклор и городской романс.

Лейтмотивом через весь спектакль проходит образ шарманщиков, которые бесстрастно и нарочито просто комментируют весь ход событий. Большая часть действий происходит на Сенной площади, где кипит пёстрая, многоликая, шумная жизнь.  По замыслу режиссера, «Сенная» символизирует собой всю Россию.

Характер Раскольникова за тридцать лет тоже несколько раз менялся. Артемьеву даже пришлось переписывать музыку, потому что режиссёр хотел сделать главного героя более жёстким. Раскольников - не просто бунтарь-одиночка, а революционно настроенный рэпер. Под кроватью у него сложены стопкой «Капитал» Маркса, томик Ницше и «Майн Кампф» А. Гитлера, а на стене висит плакат «Ленин-гриб», - своеобразный «привет»  из эстетики лихих девяностых годов.

Противоположный полюс – это Соня Мармеладова.  Образ всепрощающей любви, она является символом бесконечного страдания и самопожертвования во имя ближнего. Рок-опера звучит мощно и современно, каждая мелодия помогает максимально раскрыть характеры персонажей.

Оригинальное прочтение классического романа не только помогает молодому поколению приблизиться к одному из шедевров русской литературы - оно заставляет задуматься. Как различить добро и зло, как найти свою дорогу между  смирением и гордыней…

Сколько бы ни прошло десятилетий ответы на эти вопросы придется искать каждому из нас  ….

 

Выполните здания и ответьте на вопросы:

 

1.     Где композитор Артемьев получил профессиональное музыкальное образование?

2.     Как завали инженера, встреча с которым определила музыкальную судьбу Э. Артемьева?

3.     Как назывался первый советский электронный инструмент? В честь кого он был так назван?

4.     Перечислите фамилии отечественных кинорежиссёров, с которыми сотрудничал композитор Э. Артемьев.

5.     Кто подсказал Артемьеву идею создать рок-оперу на сюжет Ф. М. Достоевского?

6.     Где происходит большая часть действия спектакля?

7.     Чей образ становится лейтмотивом спектакля?

8.      Чей образ является лирическим центром рок-оперы?


 

Скачано с www.znanio.ru

В музыкальном театре. Рок опера

В музыкальном театре. Рок опера

В этом сочинении отразилась вся многогранность творческой личности

В этом сочинении отразилась вся многогранность творческой личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2021