Музыка: Листопад
Оценка 4.7

Музыка: Листопад

Оценка 4.7
docx
24.04.2020
Музыка: Листопад
1.docx

Уроки музыки

Природа и музыка: Листопад

ПРИРОДА И МУЗЫКА

Листопад

1-е занятие:

Программное содержание. Рассказать детям о композиторе Т. Попатенко. Вызывать эмоциональный отклик на песню печального, грустного характера, развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыки.

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, сегодня я сыграю вам песню композитора Тамары Александровны Попатенко. Большую часть своего творчества Т. А. Попатенко посвятила детям. Она написала множество песен, танцев, детских игр, сказок, музыку к спектаклям, мультфильмам. Ее произведения отличаются задушевностью, теплотой, похожи на русские народные песни.

Т. А. Попатенко изучала песни разных народов. Есть у нее и праздничные, торжественные песни, есть и шуточные, веселые. Со многими произведениями Т. А. Попатенко вы уже знакомы, например с песнями «Праздничная», «Птичка», «Елка», «Солнышко», «Машина», «Выйдем на парад» и др. Послушайте новую песню, которая называется «Листопад». Какое настроение выражено в ней, какой характер музыки? (Исполняет песню.)

Д е т и. Музыка грустная, печальная.

П е д а г о г. Правильно, песня эта печальная, жалобная, хмурая. О каком времени года в ней поется?

Д е т и. Об осени.

П е д а г о г. Сейчас я исполню вам еще одну песню об осени - композитора М. И. Красева- «Падают листья». Какая она? (Исполняет песню.)

Д е т и. Ласковая, спокойная, чуть-чуть грустная.

П е д а г о г. Правильно, музыка спокойная, светлая, мягкая, нежная, задумчивая. Осень бывает разная. Вот деревья разукрашиваются желтыми и красными красками. Они переливаются на солнце. Лес становится сказочно-красивым. Это золотая осень. Но вскоре листья потемнеют, опадут, оголив деревья, все чаще и чаще будут лить дожди. Как грустно прощаться с летом, видеть, что природа увядает! Какая из песен выражает унылое настроение, передающее образ поздней осени, а какая - чувство любования, завороженности волшебной красотой золотой осени? Послушайте их еще раз (песни исполняются повторно).

Д е т и. Песня «Листопад» Т. Попатенко о поздней осени. Она печальная, жалобная, а «Падают листья» М. Красева о золотой. Она ласковая, нежная, мягкая, задумчивая.

П е д а г о г. Правильно, в песне Т. Попатенко слышится грустная мелодия, похожая на капельки осеннего дождя, а в песне М. Красева звуки мелькают, как золотой дождик из разноцветных, легких листьев. Кажется, что листочки подхватил ласковый ветер, закружил их на солнце. Мелодия поднимается вверх, кружится, спускается и опять поднимается. Какими чудесными красками наряжается природа! Послушайте обе песни еще раз (исполняет по одному куплету).

2-е занятие:

Программное содержание. Учить определять характер контрастных музыкальных произведений и связывать с ним соответствующее по настроению стихотворение (картину).

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, послушайте две песни об осени. Вспомните их названия, фамилии авторов и скажите, какое настроение выражено в них.

Д е т и. Песня «Листопад» Т. Попатенко грустная, печальная, ненастная, жалобная, а «Падают листья» М. Красева - светлая, мягкая, плавная, задумчивая.

Педагог. А сейчас послушайте стихи об осени (можно сравнить и две репродукции картин, например «Ранний снег» В. Поленова и «Золотая осень» И. Левитана; «Осень» М. Башкирцевой и «Золотая осень» И. Остроухова) и скажите, какой песне по настроению они соответствуют:

Небо холодное - в тучах;
Хмуры лужайки и чащи;
Слышен в березах плакучих
Ветер, уныло гудящий ... (А. М. Жемчужников)

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера... (Ф. И. Тютчев)

Д е т и. В первом стихотворении настроение грустное, хмурое, как в песне «Листопад» Т. Попатенко; во втором - задумчивое, светлое, как в песне «Падают листья» М. Красева.

П е д а г о г. Послушайте песни еще раз (перед исполнением каждой читает стихотворение).

3-е занятие:

Программное содержание. Узнавать песню по вступлению, различать изобразительные моменты (капельки дождя, падающие листья), средства музыкальной выразительности (темп, динамику). Развивать образную речь детей, применяя слова из стихотворения.

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, послушайте фрагмент песни, вспомните ее название и автора (исполняет вступление к песне «Листопад» Т. Попатенко).

Д е т и. Это «Листопад» Т. Попатенко.

Педагог. Это вступление к песне. Как звучит музыка?

Д е т и. Печально, грустно, жалобно.

П е д а г о г. Я прочту вам стихотворение русского поэта Алексея Михайловича Жемчужникова, а вы сравните с ним по характеру песню (читает стихотворение). Обратите внимание, как поэт создает в стихотворении настроение печали, увядания природы: «небо холодное», «хмуры лужайки и чащи», «В березах плакучих», «ветер, уныло гудящий». А теперь послушайте вступление к песне (исполняет его). Какой характер музыки?

Д е т и. Унылый, грустный, печальный, хмурый.

П е д а г о г. Песня о поздней осени. Как музыка рассказала нам об этом? (Исполняет фрагмент повторно.)

Д е т и. Звуки отрывистые, легкие, тихие, как будто капает дождик, потом мягкие, плавные - это опадают листья с деревьев. Настроение грустное.

П е д а г о г. Правильно. Прислушайтесь еще раз, как в музыке изображается накрапывающий дождик. В начале и в конце вступления звуки отрывистые, тихие, как капельки дождя, а в середине плавные, скользящие, похожие на летящие листья (исполняет фрагменты). А теперь послушайте, как звучат аккорды сопровождения во вступлении (исполняет их вместе со звуком мелодии, приходящимся на каждый аккорд).

Д е т и. Легко, тихо, грустно.

П е д а г о г. Аккорды разукрашивают мелодию, звучат неуверенно, робко, вопросительно (повторяет фрагмент). А теперь послушайте мелодию песни, которая звучит после вступления. Какая она?

Д е т и. Тихая, жалобная, медленная, грустная.

П е д а г о г. Она звучит неторопливо, с остановками в конце каждой фразы, жалобно (исполняет фрагмент). Сопровождение мелодии тоже как бы сползает, будто катятся, стекают по стеклу капли дождя. Послушайте песню целиком (исполняет ее).

Рекомендации по исполнению. Грустный, печальный характер песни создается звучанием в умеренном, спокойном темпе, мягкой, но выразительной динамикой. Во вступлении, проигрыше между куплетами и заключении необходимо обратить внимание на обилие различных штрихов в мелодии: отрывистые звуки (как бы накрапывают капельки дождя), короткие и длинные лиги. Выполнение всех штрихов нужно сочетать с цельностью фразировки, придающей звучанию задушевный, лирический характер.
Во вступлении фразировочная линия имеет кульминационные звуки (в начале 4-го и 8-го тактов), к которым должна стремиться мелодия. Для объединения фразировки важно также дослушать окончание, затухание, акцентированного начального звука мелодии и следующий за ним звук сыграть осторожно, мягко. Мелкие лиги (по два звука) следует исполнять выразительно, с мягкими окончаниями.
В самой песне, в партии сопровождения мелодии, добиваться ясного звучания верхнего голоса в терциях.


 

Скачано с www.znanio.ru

Уроки музыки ПРИРОДА И МУЗЫКА

Уроки музыки ПРИРОДА И МУЗЫКА

П е д а г о г. Правильно, песня эта печальная, жалобная, хмурая

П е д а г о г. Правильно, песня эта печальная, жалобная, хмурая

Программное содержание . Учить определять характер контрастных музыкальных произведений и связывать с ним соответствующее по настроению стихотворение (картину)

Программное содержание . Учить определять характер контрастных музыкальных произведений и связывать с ним соответствующее по настроению стихотворение (картину)

Программное содержание . Узнавать песню по вступлению, различать изобразительные моменты (капельки дождя, падающие листья), средства музыкальной выразительности (темп, динамику)

Программное содержание . Узнавать песню по вступлению, различать изобразительные моменты (капельки дождя, падающие листья), средства музыкальной выразительности (темп, динамику)

Д е т и. Легко, тихо, грустно.

Д е т и. Легко, тихо, грустно.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2020