Уроки музыки
Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки
Содержание:
1. Опера - синтетический в вид искусства.
2. Великие и русские композиторы, художники, артисты - создатели оперных произведений.
3. Что такое оперное либретто.
4. В чём состоит отличие оперного либретто от литературного первоисточника (на примере увертюры из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»).
Музыкальный материал:
1. М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» (слушание);
2. М. Глинка, стихи С. Городецкого. Финальный хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (пение).
Характеристика видов деятельности:
1. Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов (с учётом критериев, представленных в учебнике).
2. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике).
3. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении.
4. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов.
Сколько на свете сюжетов,
столько должно быть
и самостоятельных оперных форм…
(Н. Римский-Корсаков)
Как в литературе существует повесть, роман, драма, так и в музыке есть свои крупные жанры - опера, балет, оратория. Среди них больше всего связана с литературой опера. Благодаря оперному жанру огромное количество великих литературных произведений зазвучало и в музыке. Это – «Руслан и Людмила», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка» и многие другие.
Опера – это слово имеет итальянское происхождение и переводится как труд, дело, сочинение. Возникла опера в Италии на рубеже XVI и XVII вв. и первоначально называлась драма на музыке. Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто – прекрасного пения. Толчком к созданию оперы послужила идея возрождения жанра древнегреческой трагедии, в которой хор как бы комментировал, пояснял действие.
Первые оперные спектакли поразили публику. Театральные актёры вдруг, вместо того чтобы разговаривать, запели?! «Можно ли нечто более смешное видеть, как дуэль, пением сопровождаемую! – писал один из критиков. – Люди к смерти готовятся, скорбят о страшном несчастии с приятной и спокойной арией».
И всё-таки опера стала распространяться по всему миру, всё больше завоёвывая симпатии многочисленных слушателей-зрителей.
Оперный театр есть не в каждом городе. Да и что там говорить, даже не в каждой стране! Но если уж он есть, то можно быть уверенным: это самое впечатляющее и великолепное здание! Большинство оперных театров выглядят как дворцы.
Оперный театр похож на шкатулку с секретом – красив снаружи, но ещё интереснее внутри.
Первый уровень волшебства открывается, когда проходишь внутрь и попадаешь в фойе.
Второй – великолепный зрительный зал: обитые бархатом кресла, позолота и барельефы, скульптуры и драпировки.
Третий – самое сердце театра: то, что происходит на сцене, когда поднимается занавес. Но пока занавес закрыт, можно занять свои места и хорошенько оглядеться.
В центре зала висит гордость любого оперного театра – огромная люстра с мириадами хрустальных подвесок (некоторые украшены драгоценными камнями). Огромная – это ещё скромно сказано! Её вес измеряется тоннами! Вокруг люстры – росписи, созданные знаменитыми мастерами.
Царская ложа – ещё один элемент зала, приковывающий взгляд. Она расположена прямо напротив сцены. Выглядит вызывающе роскошно! Иногда её называют Большая императорская ложа, или Президентская, или Парадная. Кто в ней может оказаться? Назовём их «Особыми посетителями»: например, иностранные гости правительства. Царь, Президент или король.
Занавес в оперном театре – парадный, самый большой и тяжёлый, из необычных тканей или чистого шёлка, созданный лучшими мастерами, всегда поражающий оригинальностью. Известный «Золотой» занавес Большого театра в Москве за много лет обрёл целую историю. На гобелене орнамент из многократно повторяющихся символов России - двуглавый орёл и надпись: «Россия». Ноты на занавесе – из оперы М. Глинки «Иван Сусанин». Внизу, под сценой, находится удивительное место – оркестровая яма.
В давние времена несколько музыкантов аккомпанировали артистам, стоя за кулисами. Но так им было не видно исполнителей, поэтому пришлось переместиться на сцену. Их даже одели в костюмы, но всё равно музыканты мешали действию. Тогда их разместили перед сценой, но головы музыкантов и инструменты загораживали зрителям обзор. Поэтому оркестр, который со временем становился всё больше и больше, опустился ниже уровня пола, в специальное помещение, которое назвали ямой.
В театре оперы и балета оркестр симфонический, он состоит из четырёх групп инструментов: струнные, духовые, ударные и клавишные. Оркестр садится веером, чтобы музыканты могли видеть дирижёра. В то же время каждой группе инструментов отводится своя зона в оркестре. Более громкие и сильные располагаются дальше от слушателей, а тихие – ближе.
В оперном театре много волшебников. Но у человека только одной профессии есть самая настоящая волшебная палочка. Это дирижёр. Его называют властелином оркестра, а к особенно выдающемуся обращаются «маэстро». Дирижёр руководит не только оркестром. Он работает и с музыкантами, и с исполнителями, и с хором – практически держит весь спектакль в своих руках.
Дирижёр не просто размахивает руками и палочкой в воздухе, как может показаться на первый взгляд. Движения дирижёра подчиняются определённым правилам. Жестами передаются основные составляющие музыки: ритм, темп, метр. Ими же даются сигналы о начале или финале звучания. В дирижировании задействовано всё: руки, лицо и глаза, грудь и плечи, и даже ноги.
На рабочем месте дирижёра стоит дирижёрский пульт – подставка, на которой лежит полная партитура произведения – партии всех инструментов, солистов и хора.
Для того чтобы опера состоялась, написать музыку на литературный сюжет недостаточно. Опера - синтетический вид искусства (синтетический – от слова синтез – единство, целостность различных частей. В искусстве принято уточнять: художественная целостность, художественное единство). Её исполнение - всегда спектакль, поэтому огромную роль в создании оперы приобретают театральное действие и декоративное оформление.
Итак, в опере на основе литературного сюжета соединяются музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство (костюмы, декорации), реже – хореография.
Оперный исполнитель должен быть не только хорошим певцом, но и актёром. Недаром с оперой связывали свою творческую деятельность такие выдающиеся артисты, как Ф. Шаляпин, Л. Собинов, И. Козловский, А. Нежданова.
Красочная изобразительность оперного спектакля, яркость театрального представления – всё это привлекало лучших живописцев, работающих над созданием декораций. А. Бенуа, М. Врубель, К. Коровин, В. Васнецов - вот далеко не полный перечень имён выдающихся художников, связанных с историей оперы.
Литературной основой оперы является либретто. Либретто – краткое литературное изложение сюжета оперы, оперетты, балета, мюзикла. В основу либретто может быть положен какой-либо исторический факт или литературное произведение – миф, легенда, поэма, сказка, роман, повесть. В переводе с итальянского слово либретто означает книжечка. Либретто может быть издано в виде отдельной брошюры, листовки или помещено в театральной программе.
Если сравнить либретто оперы с литературным первоисточником, то очевидна его упрощённость. Это связано с тем, что действие в словесных жанрах протекает значительно быстрее, чем в опере. В литературном произведении слово произносится, а в музыкальном - распевается. И для того чтобы музыкальный образ в опере получился полноценным, требуется время – время музыкального звучания. Поэтому либреттист, приступая к переработке литературного произведения, выделяет то главное, что ляжет в основу оперного действия.
М. Глинка, работая над либретто «Руслана и Людмилы», сократил ряд сцен пушкинской поэмы, а оставшееся воплотил в опере несколько по-другому.
Всем известно прекрасное вступление к «Руслану и Людмиле» А. Пушкина:
У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…
Такое начало поэмы вводит читателя в волшебную атмосферу русских сказок, с их излюбленными образами и персонажами (атмосфера – перен.: обстановка). Здесь и избушка на курьих ножках, леший и русалка, колдун и богатырь. Из этого вступления повествование о Руслане и Людмиле выплывает неспешно, как неторопливый рассказ учёного кота-сказителя.
Опера М. Глинки тоже открывается вступлением (увертюрой). Если бы композитор следовал замыслу Пушкина, то музыка увертюры звучала бы как былинное повествование. Однако великий музыкант решает иначе: уже в первых звуков слушателя захватывает стремительная, ликующая мелодия. Она увлекает за собой, она обещает сюжет, полный событий и приключений.
В музыке увертюры слышны интонации, определяющие благополучный конец оперы. Веселье, юмор, оптимизм – всё это обещает музыка увертюры, и всё это находит затем подтверждение в опере.
Опера М. Глинки похожа на свой литературный первоисточник лишь общим сюжетом. В остальном же – это яркое и самобытное явление музыкального искусства, ставшее выдающимся благодаря музыкальному гению и мастерству композитора (самобытный – не похожий на других, самостоятельный).
Вопросы:
1. Какие виды искусства участвуют в опере?
2. Какие произведения русских писателей легли в основу оперных произведений?
3. Чем отличается оперное либретто от литературного первоисточника?
4. Может ли композитор изменять литературное произведение при работе над оперой? Объясните на примере оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.