В консультации "Музыка и экологическое воспитание" представлен опыт работы музыкального руководителя по экологическому воспитанию. Рассказано, как пробудить у ребенка интерес к природе через прекрасный мир искусства, предложены различные варианты включения сочетания музыкальных, изобразительных и литературных произведений в непосредственно образовательной деятельности, в праздниках и развлечениях.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко»
Музыка и экологическое воспитание
дошкольников
Консультация для воспитателей
Подготовила
музыкальный руководитель
Островская Наталья Александровна
Музыка и экологическое воспитание
п.Свободный
дошкольников
Консультация для воспитателейЭкологическое воспитание – составная часть нравственного
воспитания. Воспитание человечности, доброты,
ответственного отношения к живой и неживой природе, к
людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно
оставить Землю, пригодной для полноценной жизни.
Экологическое воспитание в детском саду – это не только
привитие любви и бережного отношения к природе. Это –
познание ребенком себя как части природы, ощущение
ценности бытия, единства всего живого на Земле. Без
воспитания чувства восхищения перед природой, уважения к
ее целесообразности, мудрости и красоте невозможно
формирование осознанной культуры человека. И первые шаги
в этом направлении, безусловно, необходимо сделать уже в
дошкольном возрасте, когда ребенок открыт, доверчив ко
всему, что его окружает.
Как же рассказать ребенку о природе? Как поведать о ее
тайнах, передать огромные пласты знаний, которые
человечество накапливало в течение тысячелетий и к которым
продолжает еще идти и идти? Сделать это очень непросто,
ведь маленький ребенок живет еще не столько разумом,
сколько ощущениями и эмоциями, и рассказать ему о природе
взрослым, подчас научным языком, бесполезно. Тогда как же
научить ребенка радоваться капельке росы, нежному
зеленому листику, весенней грозе, первому снегу, как разумно
и ответственно относиться к живой и неживой природе и как
сохранить Землю для полноценной жизни?
Многолетний опыт воспитания детей подсказывает, что
пробудить у дошкольников интерес к природе, показать им ее
красоту можно через непосредственное общение с животными
и растениями, игру и, конечно, через прекрасный мир
искусства – живопись и музыку. Яркие краски, красивые
мелодии привлекают ребенка, побуждают у него воображение,
фантазию, ассоциативное мышление, желание творить,
узнавать. Музыкальное воспитание в этом отношении имеет
особые возможности, поскольку музыка – это, прежде всегоязык чувств, эмоций и ее суть тождественна самой природе.
Музыка всегда с нами. Она внутри нас, вокруг нас. Ведь все в
окружающем нас мире звучит, поет: это и журчание ручейка, и
звон капели, и свист ветра, и шум водопада и, конечно, пение
птиц – это тоже музыка, музыка природы. Человек сотворил из
природных звуков искусство, великое искусство – музыку. И
запели струны, зазвучали свирели, загрохотала медь.
У современного поэта В.Степанова есть замечательные стихи:
У каждого на свете
Есть песенка своя:
Поет о счастье ветер,
Деревья и поля.
Шумит ли сад цветущий,
Идет ли снег зимой –
Прекрасен мир поющий,
И ты с ним вместе пой!
Композиторы сами учились слушать природу и стремились
передавать в своей музыке ее чудесное звучание. А вместе с
ними и мы учимся слышать, понимать голос природы. И в этом
– одна из важных и сложных задач воспитания детей, которая
является основой для развития у них способностей тонко
чувствовать окружающий мир, ощущать его красоту и
целесообразность, понимать свою ответственность за то,
чтобы эта красота и порядок не были разрушены, и жизнь на
Земле продолжалась.
В своей работе использую авторскую программу музыкального
развития О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры», в которой
шесть тем, две из которых «Музыка и животных и птицах» и
«Природа и музыка». Ориентирована эта программа на два
возраста (3-5 и 6-7 лет). Однако указанные возрастные
границы условны. Доступность репертуара детям
определяется готовность ребенка определенного возраста
сопереживать выраженным в музыке чувствам,
продолжительностью звучания произведения (или фрагмента),
применяемыми приемами.Тема «Природа и музыка» включает в себя произведения, в
которых выражены настроения, созвучные той или иной
картине природы, времени года, дня. Это музыкальные
произведения П.И.Чайковского из цикла «Времена года», А.
Вивальди Концерты «Времена года», а также музыка
Г.Свиридова, С.Прокофьева и др. композиторов.
Тема «Музыка о животных и птицах» дает детям
представление об изобразительных возможностях музыки. Это
музыка русских и зарубежных композиторов. Например, К.Сен-
Санс «Карнавал животных», Д.Кабалевский Цикл «В сказочном
лесу» и т.п. На музыкальных занятиях побуждаю детей
сравнивать произведения, изображающих животных и птиц,
находя в музыке характерные черты образа, опираясь на
различие наиболее ярких средств музыкальной
выразительности. («Ежик» Д.Кабалевского, «Слон» К.Сен-
Санс); развиваю умение сравнивать произведения с
одинаковыми названиями, но разными по характеру и
настроению. В репертуаре помимо классических произведений
широко представлены русские народные песни.
Опираясь на эту программу, мы проводим тематические,
сюжетные занятия, беседы – концерты, встречи в музыкальной
гостиной, развлечения. В предлагаемых конспектах все
произведения даются в сравнении (два разных по характеру
«дождика», две разные по настроению «осени» и пр.) Такие
сопоставления активизируют развитие эмоций, мышления,
воображения, творческих проявлений у детей. На
музыкальных занятиях стараюсь активизировать детей, чтобы
они выражали свои впечатления от музыки, прежде всего в
музыкально-ритмических движениях, а также в оркестровке,
инсценировках, театрализациях, рисовании – в различных
видах музыкальной и художественной деятельности,
накапливали положительный эмоциональный опыт ее
восприятия и творческой деятельности. Тогда у детей
формируется ценностное отношение к музыке, а вместе с тем
дети учатся слышать и понимать голос природы, тонко
чувствовать окружающий мир, ощущать его красоту и
оберегать его.Предлагаю несколько вариантов включения сочетания
музыкальных, изобразительных и литературных произведений.
Вариант 1. Поочередное включение произведений разных
видов искусства.
Цель: усилить воздействие искусства на эмоции детей.
Структура беседы:
- начальная установка педагога на прослушивание
музыкального произведения;
- прослушивание музыкального произведения;
- общение педагога и детей о характере музыкального
произведения;
- сравнение сходства музыкального и живописного
произведения по выраженному в них эмоциональному
настроению, характеру художественного образа.
В результате использования данного варианта эмоции
детей усиливаются в момент речевого общения по поводу
произведений искусства. В данном варианте эффективный
метод вопросов: «О чем хотел нам сказать художник
(композитор) своим произведением? Какое настроение было у
художника (композитора), когда он создавал свое
произведение?»
Вариант 2. Попарное включение произведений разных видов
искусства.
Цель: усилить воздействие разных видов искусства через
сравнение.
Структура беседы:
- просмотр нескольких живописных произведений;
- сравнение сходства и отличия живописных произведений;
- прослушивание нескольких стихотворений;
- сравнение по эмоциональному настроению стихотворений и
живописных произведений;
- прослушивание нескольких музыкальных произведений;
- обмен мнениями педагога и детей, сравнение, чем похожи и
чем они отличаются по характеру;
- сравнение музыкальных и живописных произведений по
эмоциональному настроению.Данный вариант предлагает детям больше объектов для
восприятия, а, следовательно, большую палитру
эмоциональных состояний.
Вариант 3. Одновременное включение в восприятие разных
видов искусства
Цель:
а) показать гармонию литературы и музыки (звучит
музыкальное произведение и на его фоне литературный
рассказ);
б) показать гармонию литературы, музыки и музыкально-
ритмических движений.
Структура беседы:
- во время звучания музыки педагог нежным, выразительным
голосом рассказывает сказочную историю или читает
стихотворение, дети слушают;
- слушая рассказ педагога, дети двигаются вместе с ним под
музыкальное сопровождение;
- дети двигаются самостоятельно, проявляя свою фантазию,
педагог рассказывает или читает стихи
Вариант 4 Включение контрастных произведений разных
видов искусств
Цель: сформировать оценочные отношения, эстетический
вкус.
Структура беседы:
- восприятие контрастных между собой музыкального и
живописного произведений;
- обмен мнениями детей и педагога об их отличии.
Желательно использовать в своей работе аудиозаписи голосов
и звуков: «Голоса животных и птиц», «Звуки окружающего
мира» и др. Не выходя из детского сада, дети могут услышать
шум моря, лесные шорохи и пенье птиц, стук дождя и
журчание ручья, гром и треск разряда молнии, и многое
другое.
Музыкально-ритмические движения
В своей работе использую образно-игровые композиции
(инсценирование песен, сюжетные композиции, этюды и др.,
включающие имитационные, пантомимические движения);танцевальные композиции и сюжетные танцы,
общеразвивающие упражнения, музыкальные игры и этюды.
К теме «Природа и музыка» относятся танцы и импровизации с
осенними листочками, с цветами, с голубыми лентами
(«Голубая вода» - море), с султанчиками – танец снежинок или
дождинок, с зонтиками. Разучиваем танцы белочек, зайчиков,
поросят, мышек, кошек, цыплят и т.д. также использую в своей
работе танцы, в которых встречаются имитации повадок
различных животных и птиц. Например, «Веселые
путешественники», «Зверобика» и др. Это позволяет
использовать разученные танцы и музыкально-ритмические
композиции на занятиях по экологии, по изобразительной
деятельности, развитию речи, на прогулке – как подвижные
игры и творческие задания.
Пение
В репертуар по пению обязательно включаю песни о природе,
о животных, птицах, а также русские народные песни.
Мир русской народной песни удивителен и поэтичен, полон
ярких красок, образов. Персонажи русских народных песен
близки и интересны детям. Каждый ребенок найдет любимых
героев: малыши – образы различных животных и птиц, многие
из которых наделены чертами человеческого характера:
«сорока», которая и кашу варила, и деточек кормила;
«дроздок», который по водичку пошел; «ворон», который
играет в золоченую трубу и т.д. Старших дошкольников
привлекают песни «Где был, Иванушка?», «Как у наших у
ворот», которые открывают большой простор для
импровизации.
Игра на ДМИ
В своей работе широко использую наиболее доступные для
дошкольного возраста шумовые, ударные инструменты:
различные варианты игра на деревянных ложках, трещотках,
бубнах, колокольчиках и т.д. Использую в своей работе и
самодеятельные инструменты, сделанные из таких
материалов, которые загрязняют нашу природу. Это
металлические пробки от бутылок, стаканчики из-подйогуртов, баночки из-под майонеза, кофе и т.д. С помощью
этих музыкальных инструментов мы с детьми «оркеструем»
пьесы, побуждая детей к импровизации, к сочинению. Часто
включаю инструменты в игры, песни, пляски, предоставляя
детям дать возможность самостоятельно выбрать инструмент
для данного произведения.
Развлечения
Большое место в экологическом воспитании должны занимать
народные праздники и традиции. Праздники не только
развлекают. Но и поучают. Праздник хранит историю Времени
и народа. Дети должны знать и помнить нашу историю,
обряды. Наши предки умели и любили веселиться. Обычно
праздничный день начинался с торжественной службы в
церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под
музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели
песни, плясали, затевали игры.
Свою работу по экологическому воспитанию мы начинаем с
экскурсий по «Экологической тропе», с осенних посиделок и
ярмарок. Поем песни об осени, урожайные, огородно-
хороводные и т.д. Проводим капустники, свадебники, осенины.
Зимой проводятся зимние посиделки, где люди собирались
вместе и коротали зимние вечера. Весной проводим праздник
«Сорок» (жаворонков) на улице с пением закличек, с
хороводами и играми. Каждому времени года посвящаем
«Встречу в музыкальной гостиной», где проводим беседы об
искусстве. Содержание песен, положительный опыт героев
помогают сформировать у детей позитивные черты характера:
бережное, заботливое отношение к животным, к природе,
приучает их подмечать красоту и поэзию окружающей
природы в любое время года.
Сюжет почти каждой русской народной песни столь лаконичен
и ярок, что на его основе легко создать сюжетно-ролевую
игру, театрализацию, двигательную или музыкальную
импровизацию, танец.
Список рекомендуемой литературы и пособий для
использования в работе по экологическому воспитанию.1. Л.А. Алексеева. Музыкально-живописный альбом «Музыка
родной природы». Москва «Просвещение», 2001г
2. Н.Н.Алпарова, В,А. Николаев, И.П.Сусидко. Музыкально-
игровой материал для дошкольников и младших
школьников «Осень золотая» в 2х частях, Москва,
«Владос», 2000г
3. Л.Комиссарова, Г.Левдокимов. «Музыка природы»:
Музыкально-поэтическое приложение в картинках.
4. О.П.Радынова «Музыкальные шедевры». Авторская
программа и методические рекомендации. Москва, 2000г
5. О.П.Радынова «Музыка о животных и птицах» от 3 до 5 и
от 6 до 7 лет. Конспекты занятий и развлечений. Москва,
2000г
6. О.П.Радынова. «Природа и музыка» от 3 до 5 и от 6 до 7
лет. Конспекты занятий и развлечений. Москва, 2000г.
7. Д.А. Рытов. «На родимой сторонке»: Популярные русские
народные песни для детей дошкольного и младшего
школьного возраста. Ярославль, 2002г
8. Т.Э.Тютюнникова «Уроки музыки»: Система обучения
К.Орфа. Москва, «Астрель», 2000г.