"Музыка и экологическое воспитание дошкольников" - консультация для воспитателей

  • Мероприятия
  • docx
  • 23.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации "Музыка и экологическое воспитание" представлен опыт работы музыкального руководителя по экологическому воспитанию. Рассказано, как пробудить у ребенка интерес к природе через прекрасный мир искусства, предложены различные варианты включения сочетания музыкальных, изобразительных и литературных произведений в непосредственно образовательной деятельности, в праздниках и развлечениях.
Иконка файла материала музыка и экологическое воспитание.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Музыка и экологическое воспитание дошкольников Консультация для воспитателей Подготовила музыкальный руководитель Островская Наталья Александровна Музыка и экологическое воспитание п.Свободный дошкольников Консультация для воспитателейЭкологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к живой и неживой природе, к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание в детском саду – это не только привитие любви и бережного отношения к природе. Это – познание ребенком себя как части природы, ощущение ценности бытия, единства всего живого на Земле. Без воспитания чувства восхищения перед природой, уважения к ее целесообразности, мудрости и красоте невозможно формирование осознанной культуры человека. И первые шаги в этом направлении, безусловно, необходимо сделать уже в дошкольном возрасте, когда ребенок открыт, доверчив ко всему, что его окружает. Как же рассказать ребенку о природе? Как поведать о ее тайнах, передать огромные пласты знаний, которые человечество накапливало в течение тысячелетий и к которым продолжает еще идти и идти? Сделать это очень непросто, ведь маленький ребенок живет еще не столько разумом, сколько ощущениями и эмоциями, и рассказать ему о природе взрослым, подчас научным языком, бесполезно. Тогда как же научить ребенка радоваться капельке росы, нежному зеленому листику, весенней грозе, первому снегу, как разумно и ответственно относиться к живой и неживой природе и как сохранить Землю для полноценной жизни? Многолетний опыт воспитания детей подсказывает, что пробудить у дошкольников интерес к природе, показать им ее красоту можно через непосредственное общение с животными и растениями, игру и, конечно, через прекрасный мир искусства – живопись и музыку. Яркие краски, красивые мелодии привлекают ребенка, побуждают у него воображение, фантазию, ассоциативное мышление, желание творить, узнавать. Музыкальное воспитание в этом отношении имеет особые возможности, поскольку музыка – это, прежде всегоязык чувств, эмоций и ее суть тождественна самой природе. Музыка всегда с нами. Она внутри нас, вокруг нас. Ведь все в окружающем нас мире звучит, поет: это и журчание ручейка, и звон капели, и свист ветра, и шум водопада и, конечно, пение птиц – это тоже музыка, музыка природы. Человек сотворил из природных звуков искусство, великое искусство – музыку. И запели струны, зазвучали свирели, загрохотала медь. У современного поэта В.Степанова есть замечательные стихи: У каждого на свете Есть песенка своя: Поет о счастье ветер, Деревья и поля. Шумит ли сад цветущий, Идет ли снег зимой – Прекрасен мир поющий, И ты с ним вместе пой! Композиторы сами учились слушать природу и стремились передавать в своей музыке ее чудесное звучание. А вместе с ними и мы учимся слышать, понимать голос природы. И в этом – одна из важных и сложных задач воспитания детей, которая является основой для развития у них способностей тонко чувствовать окружающий мир, ощущать его красоту и целесообразность, понимать свою ответственность за то, чтобы эта красота и порядок не были разрушены, и жизнь на Земле продолжалась. В своей работе использую авторскую программу музыкального развития О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры», в которой шесть тем, две из которых «Музыка и животных и птицах» и «Природа и музыка». Ориентирована эта программа на два возраста (3-5 и 6-7 лет). Однако указанные возрастные границы условны. Доступность репертуара детям определяется готовность ребенка определенного возраста сопереживать выраженным в музыке чувствам, продолжительностью звучания произведения (или фрагмента), применяемыми приемами.Тема «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня. Это музыкальные произведения П.И.Чайковского из цикла «Времена года», А. Вивальди Концерты «Времена года», а также музыка Г.Свиридова, С.Прокофьева и др. композиторов. Тема «Музыка о животных и птицах» дает детям представление об изобразительных возможностях музыки. Это музыка русских и зарубежных композиторов. Например, К.Сен- Санс «Карнавал животных», Д.Кабалевский Цикл «В сказочном лесу» и т.п. На музыкальных занятиях побуждаю детей сравнивать произведения, изображающих животных и птиц, находя в музыке характерные черты образа, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности. («Ежик» Д.Кабалевского, «Слон» К.Сен- Санс); развиваю умение сравнивать произведения с одинаковыми названиями, но разными по характеру и настроению. В репертуаре помимо классических произведений широко представлены русские народные песни. Опираясь на эту программу, мы проводим тематические, сюжетные занятия, беседы – концерты, встречи в музыкальной гостиной, развлечения. В предлагаемых конспектах все произведения даются в сравнении (два разных по характеру «дождика», две разные по настроению «осени» и пр.) Такие сопоставления активизируют развитие эмоций, мышления, воображения, творческих проявлений у детей. На музыкальных занятиях стараюсь активизировать детей, чтобы они выражали свои впечатления от музыки, прежде всего в музыкально-ритмических движениях, а также в оркестровке, инсценировках, театрализациях, рисовании – в различных видах музыкальной и художественной деятельности, накапливали положительный эмоциональный опыт ее восприятия и творческой деятельности. Тогда у детей формируется ценностное отношение к музыке, а вместе с тем дети учатся слышать и понимать голос природы, тонко чувствовать окружающий мир, ощущать его красоту и оберегать его.Предлагаю несколько вариантов включения сочетания музыкальных, изобразительных и литературных произведений. Вариант 1. Поочередное включение произведений разных видов искусства. Цель: усилить воздействие искусства на эмоции детей. Структура беседы: - начальная установка педагога на прослушивание музыкального произведения; - прослушивание музыкального произведения; - общение педагога и детей о характере музыкального произведения; - сравнение сходства музыкального и живописного произведения по выраженному в них эмоциональному настроению, характеру художественного образа. В результате использования данного варианта эмоции детей усиливаются в момент речевого общения по поводу произведений искусства. В данном варианте эффективный метод вопросов: «О чем хотел нам сказать художник (композитор) своим произведением? Какое настроение было у художника (композитора), когда он создавал свое произведение?» Вариант 2. Попарное включение произведений разных видов искусства. Цель: усилить воздействие разных видов искусства через сравнение. Структура беседы: - просмотр нескольких живописных произведений; - сравнение сходства и отличия живописных произведений; - прослушивание нескольких стихотворений; - сравнение по эмоциональному настроению стихотворений и живописных произведений; - прослушивание нескольких музыкальных произведений; - обмен мнениями педагога и детей, сравнение, чем похожи и чем они отличаются по характеру; - сравнение музыкальных и живописных произведений по эмоциональному настроению.Данный вариант предлагает детям больше объектов для восприятия, а, следовательно, большую палитру эмоциональных состояний. Вариант 3. Одновременное включение в восприятие разных видов искусства Цель: а) показать гармонию литературы и музыки (звучит музыкальное произведение и на его фоне литературный рассказ); б) показать гармонию литературы, музыки и музыкально- ритмических движений. Структура беседы: - во время звучания музыки педагог нежным, выразительным голосом рассказывает сказочную историю или читает стихотворение, дети слушают; - слушая рассказ педагога, дети двигаются вместе с ним под музыкальное сопровождение; - дети двигаются самостоятельно, проявляя свою фантазию, педагог рассказывает или читает стихи Вариант 4 Включение контрастных произведений разных видов искусств Цель: сформировать оценочные отношения, эстетический вкус. Структура беседы: - восприятие контрастных между собой музыкального и живописного произведений; - обмен мнениями детей и педагога об их отличии. Желательно использовать в своей работе аудиозаписи голосов и звуков: «Голоса животных и птиц», «Звуки окружающего мира» и др. Не выходя из детского сада, дети могут услышать шум моря, лесные шорохи и пенье птиц, стук дождя и журчание ручья, гром и треск разряда молнии, и многое другое. Музыкально-ритмические движения В своей работе использую образно-игровые композиции (инсценирование песен, сюжетные композиции, этюды и др., включающие имитационные, пантомимические движения);танцевальные композиции и сюжетные танцы, общеразвивающие упражнения, музыкальные игры и этюды. К теме «Природа и музыка» относятся танцы и импровизации с осенними листочками, с цветами, с голубыми лентами («Голубая вода» - море), с султанчиками – танец снежинок или дождинок, с зонтиками. Разучиваем танцы белочек, зайчиков, поросят, мышек, кошек, цыплят и т.д. также использую в своей работе танцы, в которых встречаются имитации повадок различных животных и птиц. Например, «Веселые путешественники», «Зверобика» и др. Это позволяет использовать разученные танцы и музыкально-ритмические композиции на занятиях по экологии, по изобразительной деятельности, развитию речи, на прогулке – как подвижные игры и творческие задания. Пение В репертуар по пению обязательно включаю песни о природе, о животных, птицах, а также русские народные песни. Мир русской народной песни удивителен и поэтичен, полон ярких красок, образов. Персонажи русских народных песен близки и интересны детям. Каждый ребенок найдет любимых героев: малыши – образы различных животных и птиц, многие из которых наделены чертами человеческого характера: «сорока», которая и кашу варила, и деточек кормила; «дроздок», который по водичку пошел; «ворон», который играет в золоченую трубу и т.д. Старших дошкольников привлекают песни «Где был, Иванушка?», «Как у наших у ворот», которые открывают большой простор для импровизации. Игра на ДМИ В своей работе широко использую наиболее доступные для дошкольного возраста шумовые, ударные инструменты: различные варианты игра на деревянных ложках, трещотках, бубнах, колокольчиках и т.д. Использую в своей работе и самодеятельные инструменты, сделанные из таких материалов, которые загрязняют нашу природу. Это металлические пробки от бутылок, стаканчики из-подйогуртов, баночки из-под майонеза, кофе и т.д. С помощью этих музыкальных инструментов мы с детьми «оркеструем» пьесы, побуждая детей к импровизации, к сочинению. Часто включаю инструменты в игры, песни, пляски, предоставляя детям дать возможность самостоятельно выбрать инструмент для данного произведения. Развлечения Большое место в экологическом воспитании должны занимать народные праздники и традиции. Праздники не только развлекают. Но и поучают. Праздник хранит историю Времени и народа. Дети должны знать и помнить нашу историю, обряды. Наши предки умели и любили веселиться. Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели песни, плясали, затевали игры. Свою работу по экологическому воспитанию мы начинаем с экскурсий по «Экологической тропе», с осенних посиделок и ярмарок. Поем песни об осени, урожайные, огородно- хороводные и т.д. Проводим капустники, свадебники, осенины. Зимой проводятся зимние посиделки, где люди собирались вместе и коротали зимние вечера. Весной проводим праздник «Сорок» (жаворонков) на улице с пением закличек, с хороводами и играми. Каждому времени года посвящаем «Встречу в музыкальной гостиной», где проводим беседы об искусстве. Содержание песен, положительный опыт героев помогают сформировать у детей позитивные черты характера: бережное, заботливое отношение к животным, к природе, приучает их подмечать красоту и поэзию окружающей природы в любое время года. Сюжет почти каждой русской народной песни столь лаконичен и ярок, что на его основе легко создать сюжетно-ролевую игру, театрализацию, двигательную или музыкальную импровизацию, танец. Список рекомендуемой литературы и пособий для использования в работе по экологическому воспитанию.1. Л.А. Алексеева. Музыкально-живописный альбом «Музыка родной природы». Москва «Просвещение», 2001г 2. Н.Н.Алпарова, В,А. Николаев, И.П.Сусидко. Музыкально- игровой материал для дошкольников и младших школьников «Осень золотая» в 2х частях, Москва, «Владос», 2000г 3. Л.Комиссарова, Г.Левдокимов. «Музыка природы»: Музыкально-поэтическое приложение в картинках. 4. О.П.Радынова «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. Москва, 2000г 5. О.П.Радынова «Музыка о животных и птицах» от 3 до 5 и от 6 до 7 лет. Конспекты занятий и развлечений. Москва, 2000г 6. О.П.Радынова. «Природа и музыка» от 3 до 5 и от 6 до 7 лет. Конспекты занятий и развлечений. Москва, 2000г. 7. Д.А. Рытов. «На родимой сторонке»: Популярные русские народные песни для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ярославль, 2002г 8. Т.Э.Тютюнникова «Уроки музыки»: Система обучения К.Орфа. Москва, «Астрель», 2000г.