"Музыка в сказке и сказка в музыке" (конспект урока музыки в 5 классе)
Оценка 4.6

"Музыка в сказке и сказка в музыке" (конспект урока музыки в 5 классе)

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
воспитательная работа
5 кл
16.04.2018
"Музыка в сказке и сказка в музыке" (конспект урока музыки в 5 классе)
Эпиграф: «У лукоморья дуб зеленый Златая цепь на дубе том, И днем и ночью кот ученный Все ходит по цепи кругом. Идет направо – песнь заводит Налево – сказку говорит….» («Руслан и Людмила» А.С.Пушкин) Тема урока: «Музыка в сказке и сказка в музыке» Цели урока: 1. Обучающая: формирование художественных интересов и творческой активности. 2. Воспитательная: формирование этической и эстетической отзывчивости на прекрасное. 3. Развивающая: формирование эстетически развитого слуха ( какие навыки умения приобретают в процессе восприятия и исполнения музыки)
1.docx
ПЛАН – КОНСПЕКТ открытого урока по музыке в 5­м классе                                                     Эпиграф: «У лукоморья дуб зеленый                                                                      Златая цепь на дубе том,                                                                            И  днем и ночью кот ученный                                                                        Все ходит по цепи кругом.                                                                           Идет направо – песнь заводит                                                                        Налево – сказку говорит….»                                                                           («Руслан и Людмила» А.С.Пушкин)        Тема урока:    «Музыка в  сказке и сказка в музыке»    Цели урока: 1.  Обучающая:  формирование художественных интересов    и  творческой активности.                           2.  Воспитательная: формирование этической и                           эстетической отзывчивости на прекрасное.                           3. Развивающая:  формирование эстетически развитого слуха ( какие  навыки умения приобретают в процессе восприятия и исполнения музыки) Организационный момент.  Ход урока:  Учитель:    На уроках в  1­й четверти Вы услышали и узнали, как много потеряла бы  музыка, если бы не было литературы. Песни превратились бы (во что?) – песни без слов.  Исчезли бы оперы, балеты. Теперь, скажите, только ли музыке нужна литература? А  литературе  нужна музыка?                                                                                                              (ответы ребят).                                                                                                                                  Если бы не было музыки, что стало бы с песнями?:   Ученики:  Остались бы одни стихи! И никогда не стали бы с песнями. Учитель:    А ведь многие стихи пишутся специально для того, чтобы композитор сочинил  на них музыку.                                                                                                                                   Но музыка обогащает литературу не только превращая стихи в песни.                                      Написано много разных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке, и музыка даже становится главным действующим лицом. Это, прежде всего сказки.                  Не случайно эпиграфом урока является отрывок из сказки А.С.Пушкина «Руслан и  Людмила»  (Читает ученик).                                                                                                            Вот так А.С.Пушкин подчеркнул близость песни и сказки и показал неразрывную связь  литературы с музыкой.                                                                                                                     Многие песни, музыкальные инструменты дошли до наших дней благодаря искусству  народных музыкантов – сказителей. Они и певцы, и поэты, и актеры.  На Украине – это  кобзари – бандуристы, в Казахстане и Киргизии – акыны, в Армении – ашуги.                         Любовь народа к музыкантам запечатлена в легендах, преданиях, сказках. Одна из сказок,  где музыка играет главную роль – это белорусская народная сказка «Музыкант – чародей». Жил ­  был на свете музыкант. Начал он играть еще с малых лет. Пасет, бывало, волов,  срежет  лозину, сделает себе дудочку и как заиграет, так волы и перестанут щипать траву – насторожат уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не  квакают. Когда играл музыкант, каждому казалось, будто сладость какая – то пролилась  ему на сердце, какая – то неведомая сила подхватила его и несет все выше и выше – в  чистое синее небо к ясным звездам. И хочется сидеть так вот всю жизнь и слушать игру  музыканта. Играл он весело – все веселились, играл печально – на всех тоска нападала. Вот какой был музыкант – чародей: что захочет, то с сердцем и делает.                                           Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и пошел ходить по свету.                                    Простые, добрые люди любили его, поили, кормили. А злые паны не любили, потому что,  послушав музыканта – чародея, переставали люди служить им, не  хотели подчиняться.        И решили злые паны погубить музыканта. И сговорились с чертями, и черти наслали на  него, когда он по лесу шел, двадцать голодных волков. Загородили волки музыканту  дорогу, зубами щелкают, глаза горячими угольками горят. А у музыканта в руках ничего  нет, только скрипка в котомке. Достал он из котомки скрипку, чтобы еще раз поиграть  перед смертью, прислонился к дереву и провел смычком по струнам. Как живая заговорила скрипочка  (первые звуки скрипки и продолжение сказки).                                                  Замерли кусты и деревья. А волки как стояли, разинув пасти, так и застыли. Слушают во  все уши и голод забыли  (звучит вся мелодия  А.  Аладова белорусского композитора).  Перестал музыкант играть, а волки, как сонные в лес потянулись. Вот какой был музыкант  – чародей. Учитель: 1. Почему волки не съели музыканта?                   2. В чем была сила маленького музыканта – скрипача? (ответы учеников) Учитель: 1. Ребята, при помощи чего извлекают звуки на скрипке? (при помощи смычка) 2. Какую вы знаете песню про смычок? (норвежская народная песня «Волшебный смычок»)                                 Исполнение песни «Волшебный смычок»  Учитель:     Что общего между этой песней и белорусской народной сказкой?  (ответы учеников) Учитель:      Теперь мы обратимся к сказочным музыкальным образам, т.е. к сказке в  музыке.                  1. Кто из композиторов был великим музыкальным сказочником?                  2. Что вы знаете об этом композиторе?                  3. Вспомните, какие оперы написал Римский – Корсаков на сюжеты сказок? (ответы учеников) Учитель:   Правильно.  Римский – Корсаков создал целую галерею сказочных образов.           В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А.С.Пушкина  Римский Корсаков –  передал в музыке.                                                                                                                              Сегодня мы вспомним и еще раз услышим фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане».  Это вступление к последней картине оперы «Три чуда». (Ученики называют)                          1­ое чудо «Белка» ­ (ученик читает литературный отрывок из сказки)                                       Звучит фрагмент. Учитель: 1. Какую песню пела белка при честном народе?                  2. Что передает музыка в данном фрагменте?                 3. Какой инструмент солирующий? 2­ое чудо «33 богатыря» ­  (ученик читает литературный отрывок из сказки)                           Звучит фрагмент.  Учитель: 1. Какие интонации услышали?   (изобразительные)                   2.Что изображала музыка? 3­ое чудо «Царевна – лебедь» ­ (ученик читает литературный отрывок из сказки)                    Звучит фрагмент. Учитель: 1. Как музыка изображает Царевну – лебедь?                   2. Назовите знакомые музыкальные инструменты, звучание которых вы услышали в трех фрагментах оперы.                  3. В состав, какого оркестра входят эти инструменты? Учитель:     Вот видите, ребята, чудеса происходят повсюду: и в сказках, и в музыке, и  даже жизни. Это вы изобразили в своих рисунках.                                                                        И сейчас мы исполним песню «Чудеса».                                                                                     (исполнение песни) Учитель:     Сегодня на уроке вы еще раз убедились в том, что музыка и литература тесно  связаны между собой. Они творят красоту. А сказки помогают понимать нам эту красоту.                      На этом наш урок закончен. Всем спасибо за работу (оценка).                                До свидания!

"Музыка в сказке и сказка в музыке" (конспект урока музыки в 5 классе)

"Музыка в сказке и сказка в музыке" (конспект урока музыки в 5 классе)

"Музыка в сказке и сказка в музыке" (конспект урока музыки в 5 классе)

"Музыка в сказке и сказка в музыке" (конспект урока музыки в 5 классе)

"Музыка в сказке и сказка в музыке" (конспект урока музыки в 5 классе)

"Музыка в сказке и сказка в музыке" (конспект урока музыки в 5 классе)

"Музыка в сказке и сказка в музыке" (конспект урока музыки в 5 классе)

"Музыка в сказке и сказка в музыке" (конспект урока музыки в 5 классе)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2018