МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13»
Г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеурочного занятия по музыке в 1 классе по теме: «Веселые нотки»
Автор: Просвирнина Ольга Сергеевна, учитель музыки
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №13»
г. Балаково Саратовской области
e-mail: prosvirninaos@yandex.ru
web-сайт:
https://sites.google.com/site/sajtprosvirninojos/
Аннотация
Методическая разработка внеурочного занятия по музыке в 1 классе по теме «Веселые нотки» в рамках проведения внеурочной занятости по музыке по авторской программе Просвирниной О.С. c применением дистанционных образовательных технологий, интерактивных форм обучения и электронных ресурсов. В пособии представлены методические рекомендации по проведению занятия, технологическая карта урока. Автор раскрывает формы, средства и методы знакомства с нотной грамотой на внеурочном занятии музыки в 1 классе. Методическая разработка может быть полезна учителям музыки, студентам педагогических колледжей и ВУЗов.
Методические рекомендации по проведению занятия.
Тема «Веселые нотки» изучается в разделе «Нотная грамота» первого года обучения: “Я музыкантом стать хочу...” авторской программы вокального кружка. Проводится во 2 четверти 1 класса. К этому времени обучающиеся уже владеют начальными знаниями по нотной грамоте, умеют эмоционально и осознано воспринимать и исполнять музыку. Представленное занятие направлено на развитие творческих способностей детей, эмоционального исполнения попевок, песен, импровизационной игры на музыкальных инструментах; формирование навыков участия в дискуссиях на музыкальные темы и проблемы, формулируя собственную позицию по обсуждаемым вопросам. Материал занятия рекомендован для преподавания в группах с высоким темпом обучения.
Конспект внеурочного занятия музыки
Автор: Просвирнина Ольга Сергеевна, учитель музыки
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа
№ 13» г. Балаково Саратовской области
Предмет: Музыка
Класс: 1 класс
Тема урока: «Веселые нотки»
ЦОР: ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru):
Цель занятия: создание радостной, доброжелательной атмосферы занятия, которая способствует успешному знакомству с элементами нотной грамоты: звукоряд, динамика, ритм.
Задачи занятия:
Образовательные:
· актуализировать знания о различии в понятиях «Композитор», «Исполнитель» , «Слушатель»;
· проанализировать, как музыка, средства музыкальной выразительности идут к созданию музыкального образа;
· проконтролировать степень усвоения знаний с помощью теста.
Воспитательные:
· формировать умение учащихся давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни;
· формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре;
· воспитывать патриотизм, доброе отношений друг к другу и к окружающим.
· воспитывать нравственно-эстетические чувства.
Развивающие:
· развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;
· совершенствовать вокально-хоровые навыки;
· развивать творческие способности, вовлекая детей в эмоциональное исполнение попевок, песен, игры на музыкальных инструментах;
· развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
· развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии.
Методы обучения: словесные, наглядные, практический, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы музыкального обучения:
1.эмоционально-художественное «погружение»
2.комплексное воздействие разных видов искусств
3.метод сравнения и сопоставления.
4.наблюдения за музыкой.
5.музыкально-ритмической импровизации
6.вариантности впечатлений.
7.обобщения.
Виды деятельности на уроке:
1.Вокально-хоровая работа
2.Слушание и исполнение музыки
4.Рассуждения о музыке
5.Музыкально-ритмические движения
6.Импровизация
Средства обучения:
- мультимедийный проектор, магнитная доска, компьютер, цветные магниты, ноты-кружочки, дидактическая игра «Гусеница», раздаточный материал, аудио записи, магнитофон, ноты-кружочки, ударные музыкальные инструменты, таблица 1 «Композитор.Исполнитель.Слушатель», таблица 2 «Голосовые упражнения», тест для проверки знаний «Ответь правильно», документ для совместной работы,
Формирование универсальных учебных действий:
1. Личностные УУД
Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
2. Регулятивные УУД
Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
3. Познавательные УУД
Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения; музицировать; выполнять танцевальные движения; различать короткие и длинный звуки.
Воспринимать на слух музыкальное произведение.
Давать образную характеристику прослушанного произведения.
4. Коммуникативные УУД
Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.
Предварительная работа.
Мотивация:учитель обращается к учащимся с просьбой вернуть ноты.
Оформление класса: на доске изображение скрипичного ключа и нотоносца с нотами; «Музыкальная гусеница»
Организация урока: вход в класс Слайдшоу «Веселые нотки» http://photopeach.com/album/mg5i23
Технологическая карта внеурочного занятия по музыке
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учителя |
Универсальные действия |
1.Самоопределение к деятельности. |
Исполнение музыкального приветствия: «Домисолька» сл. В Ключникова, муз. О.Юдахина.: У и Д: Музыкальная планета – сцена залитая светом! Если есть у вас минутка приходите в гости к нам. Д: Здесь вас встретят музыканты У: Уникальные таланты Д: И на берег доброй сказки пригласит вас дирижер! |
Исполнение (в диалоге с учителем). Организация класса. |
Личностные: мотивация, самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
4.Постановка учебной задачи.
|
Учитель нацеливает учащихся на предстоящий урок; Вступительная беседа: - Мир музыки загадочен и удивителен. Понять это царство звуков может только тот, кто умеет слышать и слушать, видеть в обычных вещах необычное, кто любит мечтать и фантазировать, кто стремиться к познанию и трудолюбив. Изъясняться в этом мире принято на особом языке – музыкальном, которым вам, ребята, предстоит овладеть. На доске изображение композитора, исполнителя Использование ЦОР: Иллюстрации: Н. Д. Кузнецов. Портрет П. И. Чайковского. 1893 (N 204917) "Оркестры". Интерактивный тренажёр (N 206363)
-Чем отличается композитор от исполнителя, слушателя? (таблица 1 ) - Что должен знать композитор, чтобы записывать музыку или исполнитель, чтобы ее исполнить? Заполнение совместного документа - А сколько всего нот в музыке? - Назовите их. - Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия. - Чем мы будем заниматься? Сегодня на занятии с помощью музыки мы постараемся создать радостную, доброжелательную атмосферу и познакомиться с элементами нотной грамоты. - Мы отправляемся в страну Музыка, где нас уже ждут друзья - Веселые нотки. А записываются ноты на линейках. Чтение хором стихотворения: Пять линеек нотной строчки Мы назвали «нотный стан». И на нем все ноты – точки Разместились по местам. - Ребята, посмотрите на нотный стан. Только сегодня утром там были ноты, но вдруг исчезли. Мы обязательно должны вернуть их. Ну что ж тогда в путь. - Ребята, вы все любите приключения? Вот и ваш язычок оказался отважным путешественником. |
Дети дают ответы: ноты, нотную грамоту. В музыке семь нот. Учащиеся называют ноты: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Постановка учебной задачи. Сегодня я продолжу знакомство с нотами, познакомлюсь с новой грамотой. Научусь правильно петь.
Принимают учебную задачу. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные: логические – анализ субъектов с целью выделения общего признака.
Регулятивные: контроль в форме сличения своего действия (ответа) с заданным эталоном
Коммуникативные: мотивация (учитель обращается к учащимся с просьбой вернуть ноты). |
4.Артикуляционная минутка |
Артикуляционная гимнастика «Приключение язычка» (приложение 1). Голосовые упражнения (автор С. Коротаева) Таблица 2 http://www.toondoo.com/cartoon/4601786 Лошадка На лошадке верхом дети щелкают языком, Все поскачем мы потом. изменяя форму губ: Звонко цокают копытца. вытягивают трубочкой, Не пора ль остановиться? растягивают в улыбке Тпру-у-у! Поезд Поезд подает сигнал - дети тянут «ту-у-у» Он стоять уже устал. произносят «чух-чух» Набирает поезд ход, с ускорением (замедлением) темпа, Свою песенку поет. Произносят на выдохе «пш-ш-ш» Самолет Полетит наш самолет, дети тянут «у-у-у» К облакам нас унесет. с выдуванием воздуха С ветерком там поиграет через плотно сомкнутые, И на землю всех вернет. вытянутые трубочкой губы, изменяя высоту звука. Одна нота хочет вернуться в свой домик. До Разогрели голосовые связки и добрались до страны Музыка, где все поют. |
Упражнения направлены на развитие голоса и выразительности тембра (в игровой форме)
Дети исполняют упражнения, смотрят комиксы |
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске лучшего исполнения
|
5.Вокальная работа Распевание
Исполнение песни |
- Мы с вами тоже распоемся. Повторим правила пения. Если хочешь сидя петь Не садись ты как медведь Спину выпрями скорей Ноги в пол упри смелей
а) «Горошина» - работа над дикцией и динамикой: • Четкая дикция; • Штрихи • Работа над динамикой; б) «До, ре, ми, фа, соль» сл. З.Петровой, муз. А.Островского • Работа над дыханием; • Построение трезвучия • Пение по руке Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием и вернули ноту ре. Нота прикрепляется на нотный стан. Какое у вас всех замечательное настроение. Давайте пожелаем всем: Доброго дня! Постараемся точно передать настроение этой песни. Какое оно? Исполнение песни «Добрый день» сл. В.Суслова, муз.Я. Дубравина ( желающие солисты у доски). Нота прикрепляется на нотный стан. Ми Наше путешествие продолжается. А сейчас – новое задание. |
Дети исполняют попевки группами, коллективно. Выполняют задания учителя, работая над более точным и выразительным исполнением.
Дети отвечают на вопрос учителя и высказывают предположения.
Работа с солистами |
Регулятивные: актуализация правил
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске лучшего исполнения
Познавательные: логические – характеристика произведения и его обоснование;
Личностные: инициатива, самоопределение
|
6. Построение проекта выхода из затруднения |
- Я несколько раз прохлопаю, а вы повторите то, что я покажу. Приготовьте ладошки. Только сначала слушайте внимательно. А хлопать надо по моей команде и не громко. 1)Примеры ритмических диктантов 1. 2. 3. - Вы обратили внимание на то, что в каждой фразе, которую вы повторяли за мной, хлопая в ладоши, встречались разные по продолжительности звуки? Какие они были? Чередование длинных и коротких звуков в музыке называется ритмом. Запомните это новое слово. Повторите его. 2) Задание усложняется. Прохлопать ритм: длинные звуки – удары по коленям, а короткие – в ладоши. Любой ритм в музыке можно записать специальными обозначениями. Об этом мы будем говорить на следующих занятиях. Сегодня мы попробуем использовать свои знаки и исполнить ритм. 3) Задание «Музыкальная гусеница» На доске изображена гусеница с большими и маленькими кружочками. Большие кружочки-длинные звуки, а маленькие-короткие. Нота прикрепляется на нотный стан. Фа - Никакие музыкальные инструменты не подчеркивают ритм произведения как ударные инструменты. 4)Слушание музыки -Вспомните автора пьесы и ее название. Использование ЦОР: Аудиофрагмент: "Детский альбом". Марш деревянных солдатиков (N 22284) -Какие музыкальные инструменты нужны для сопровождения этот произведения? -Какой ритм они будут исполнять? 5)Музицирование на музыкальных инструментах. П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» в исполнении учителя и учащихся на ударных инструментах. Замечательно исполнили произведение. Нота прикрепляется на нотный стан. Соль А сейчас нам пора прогуляться по сказочному лесу. Физминутка Песня «Про следы» из м/ф «Маша и медведь» (видео «Про следы»). Исполнение с танцевальными движениями http://videoscope.cc/66344-multfilm-masha-i-medved-pesenka-pro-sledy.html Как вы замечательно двигались, А движение - это здоровье! Нота прикрепляется на нотный стан. Ля -Какое замечательное путешествие получилось у нас с вами по музыкальному царству-государству. Но самая лучшая страна для любого человека та, где он родился и вырос, его Родина. -Как называется страна, где мы живем? Исполнение песни «Моя Россия» сл. Н.Соловьевой, муз. Г.Струве -С каким настроением исполняется эта песня? -Какие чувства здесь передает автор? Нота прикрепляется на нотный стан. Си |
Повторяют точно за учителем ритм
Высказывают предположения (короткие и длинные звуки). В результате практических действий приходят к выводу, что звуки были короткие и длинные.
Дети хлопают ритм индивидуально, группами и коллективно.
Учащиеся подбирают инструменты, которые соответствуют характеру произведения и поясняют свой выбор. Группа учащихся исполняет римтическое сопровождение пьесы.
Исполнение песни с музыкально-ритмическими движениями по тексту |
Познавательные: общеучебные – умение создавать копию по образцу, рефлексия способов и условий действия Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание уровня усвоения материала Коммуникативные: умение работать с группой, с точностью предавая ритм пьесы
Познавательные: знаково-символические действия (моделирование)
Коммуникативные: поиск способов разрешения проблемы Познавательные: моделирование
|
7.Закрепление |
- А сейчас мы проверим ваши знания. Насколько вы, ребята, были внимательны на занятии? Тест «Ответь правильно» http://www.anketer.ru/polls/view/26092/
|
Дети выполняют тест |
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание качества и уровня усвоения материала Личностные: самоопределение |
8.Рефлексия деятельности |
- Мне хочется узнать, как вы сами оцениваете свою работу. Кто считает, что хорошо поработал, пусть споет – «А», а кто считает, что еще не все получается – «О». -Кто хочет поделиться своими впечатлениями? -Что интересного вы узнали? -Что особенно ярко запомнилось? -Всё ли вам удавалось легко? Наше путешествие подошло к концу. Мы сегодня хорошо поработали. И веселые нотки, думаю, обязательно придут к нам в гости много раз. Поют «Прощальная»: Расстаться с музыкой нельзя. Мы влюблены в нее с рожденья И мы не скажем ей: «Прощай», А просто: До свиданья! Выходят из класса под музыку. |
Дети дают оценку своей работе. Дети рассказывают, что такое ритм, какими видами деятельности занимались: играли на ударных инструментах, пели солистами и хором т.д. Учащиеся деляться своими успехами и неудачами. Делают выводы о том, что получилось, а над чем надо поработать, в чем потренироваться.
|
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные: рефлексия Регулятивные: самооценка Личностные: смыслообразование
|
Используемые источники:
· Дашанова Н. Экспериментальные хоровые занятия в общеобразовательной школе. «Музыка в школе» 2003 №4.
· Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.
· Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
· Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.
· Учите детей петь. Составители Т.М. Орлова, С.И. Бекина. М.: Просвещение, 1988.
· Материалы сайта «Фестиваль педагогических идей» festival.1september.ru
· Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Музыка, изобразительное искусство(http://school-collection.edu.ru):
Иллюстрации:
Н. Д. Кузнецов. Портрет П. И. Чайковского. 1893 (N 204917)
"Оркестры". Интерактивный тренажёр (N 206363)
Аудиофрагмент:
"Детский альбом". Марш деревянных солдатиков (N 22284)
· Видеофрагмент:
Песня «Про следы» из м/ф «Маша и медведь»
· Ссылки на изображения:
иконка музыкальной ноты - http://images.yandex.ru/yandsearch?p=7&text=%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0&img_url=www.psdgraphics.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2010%2F11%2Fmusic-note.jpg&rpt=simage
восьмые ноты - http://images.yandex.ru/yandsearch?p=9&text=%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0&img_url=japandaily.ru%2Fimages%2Fimg_3128.jpg&rpt=simage
Приложение 1
Артикуляционная гимнастика «Приключение язычка»
Проснулся однажды язычок, а вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. |
- рот закрыт (губы сомкнуты) |
В одну щечку постучал, в другую –не открывается. |
- «проткнуть» языком щеку - «проткнуть» языком другую щеку |
«Толкну-ка я посильнее!» - подумал язычок и стал толкать сначала одну щечку, а потом и другую. |
повторить |
Решил тогда язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала верхнюю, а затем нижнюю губу. |
- «проткнуть» языком верхнюю губу - «проткнуть» языком нижнюю губу |
В это время ротик зевнул и открылся. |
- покусать кончик языка |
Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки не пропустили его, а стали тихонько покусывать. |
- пожевать язык боковымизубами |
«Что вы делаете? Почему вы меня кусаете?!»-возмутился язычок. А зубки ответили: «Мы сегодня еще ничего не жевали». И стали жевать язычок сначала с одной стороны, |
- пожевать язык боковыми зубами |
И с правой, и с левой стороны язык оказался невкусным. |
- пожевать язык справа и слева |
Язычок снова попытался протиснуться между зубками, но они продолжали его покусывать. |
- покусывать всю поверхность языка, высовывая его вперед и убирать назад |
Язычок спрятался за зубками. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. |
- покусать нижнюю губу по всей длине, а потом верхнюю |
Нижняя губа обиделась. |
- оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение |
А верхняя улыбнулась (ей было немного щекотно). |
- поднять верхнюю губу. Придав лицу выражение улыбки |
А зубки все не унимались. Они попытались откусить кусочек щеки. |
- закусить изнутри щеку боковыми зубами |
Язычок смотрел на зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может оттого, что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?» Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом нижние зубки. |
- провести языком между губами и верхними зубами, потом нижними зубами |
И еще раз верхние и, конечно же, нижние зубки. |
- повторить движения языком |
Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, язычок. Мы больше не станем тебя кусать». |
- обнажить зубы, растянув губы в улыбке |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.