Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня наша встреча проходит в музыкальной гостиной.
Звучит романс «Я помню чудное мгновенье» музыка
М. Глинки, слова А. Пушкина. Эту жемчужину, являющуюся классическим образцом русского романса, Михаил Иванович Глинка посвятил Екатерине Керн, к которой питал глубокие чувства. В свою очередь, на создание великолепной поэтической основы романса Александра Сергеевича Пушкина вдохновила мать Екатерины – Анна Керн. Мелодия романса изящна, проникновенна и певуча, она выразительно раскрывает романтические чувства лирического героя.
Романс (испан. romance) — камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин «романс» возник в Испании и первоначально обозначал светскую песню на испанском («романском») языке, а не на латинском, принятом в церковных песнопениях.
Музыкальная гостиная
«Я помню чудное мгновенье»
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня наша встреча проходит в музыкальной
гостиной.
Звучит романс «Я помню чудное мгновенье» музыка
М. Глинки, слова А. Пушкина. Эту жемчужину, являющуюся классическим образцом
русского романса, Михаил Иванович Глинка посвятил Екатерине Керн, к которой
питал глубокие чувства. В свою очередь, на создание великолепной поэтической
основы романса Александра Сергеевича Пушкина вдохновила мать Екатерины – Анна
Керн. Мелодия романса изящна, проникновенна и певуча, она выразительно раскрывает
романтические чувства лирического героя.
Романс (испан. romance) — камерное
вокальное произведение для голоса с
инструментальным сопровождением.
Термин «романс» возник в Испании и
первоначально обозначал светскую
песню на испанском («романском»)
языке, а не на латинском, принятом в
церковных песнопениях.
В музыкальном искусстве существует
камерный жанр, который по праву
можно считать уникальным его имя
«романс». Эта вокальная миниатюра с момента своего появления пользовалась
большой популярностью и отражала все значимые процессы, происходящие в жизни
общества. В нашей стране у романса весьма непростая судьба его запрещали, однако
он вновь триумфально возвращался на концертные сцены. В нынешнее время романс
продолжает радовать слушателей своей мелодичностью, задушевностью и
сердечностью.
Слушание :. «Гори, гори, моя звезда…» — музыка П. Булахова, слова В. Чуевского.
Признанный во всём мире русский романс, который имеет большое количество
аранжировок, как эстрадных, так и «академических». Несмотря на то, что композиция
была сочинена в середине позапрошлого века, после революции она попала под запрет,
так как пользовалась большой популярностью у белогвардейских офицеров.
Самое ценное в музыке русского романса богатая и выразительная мелодия. Широкая
распевность, гибкость и пластичность романса унаследованы от русской народной
песни. Следует заметить, что некоторые романсы, далеко отстоящие от народно
песенных истоков, никогда не утрачивают связи с ними. Часто русские романсы
исполнялись и хором цыган, что приводило к усилению мелодраматических моментов,экзальтировало рисунок мелодии. И тогда русский романс становился, якобы,
цыганским. В этом случае забывается русское происхождение романса («О, говори
хоть ты со мной, подруга семиструнная» А.Григорьева, «Очи черные» Е.Гребёнки.)
Художественным эпицентром русской музыкальнопоэтической культуры становится в
XIX веке романсэлегия. Романс всегда был искусством синтетическим единством
слова и звука. Со стороны поэзии глубокое влияние на развитие романса оказало
творчество великих русских поэтов А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета,
А.К.Толстого. Вместе с тем талантливые композиторы М.И.Глинка, А.А.Алябьев,
А.Н.Верстовский, П.П.Булахов, А.Л.Гурилев, А.Е.Варламов и многие другие придали
романсу разнообразные и удивительные музыкальные формы. И сегодня классическими
романсами считаются произведения на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье...»,
на стихи Тютчева «Я встретил вас...», на стихи А.К.Толстого «Средь шумного бала...».
К этому следует добавить многочисленные тексты стихотворений М.Ю.Лермонтова,
Е.А.Боратынского, А.В.Кольцова, А.А.Блока, С.А.Есенина, ставшие основой романсов.
Вершиной романсного творчества являются сочинения П.И.Чайковского («День ли
царит...», «Я тебе ничего не скажу...»), в них выразительность музыки отвечает
настроению текста. Но эта разновидность романса находит отклик у избранной, а не
массовой публики. Классический романс становится интеллектуальным, теряя при
этом легкость и простодушие.
Слушание: «Очи чёрные» музыка Ф. Германа, слова Е. Гребёнки. Этот известный во
всём мире романс переведён на многие языки. Популярность композиции связана с тем,
что речь в ней идёт о страстной любви, сводящей с ума людей. Сопротивляться ей
бесполезно, так как такая любовь необъяснима, и она сильнее смерти.
Романс является ещё одним и очень важным слагаемым сокровищницы русского
песенного творчества. По утверждению народной артистки России Изабеллы Юрьевой,
романс удивительное явление наше песенной культуры. Романс чисто русское
явление. В русском романсе, так же как и в старинной русской песне, выразилась душа
нашего народа с её тонким лиризмом, с её неизбывной тоской и мечтательностью; с её
веселой удалью и отчаянным безрассудством.
Слушание «Соловей» музыка А. Алябьева, слова А. Дельвига. Романс, который
относится к шедеврам камерновокального жанра, Александр Алябьев написал его,
будучи в заточении по ложному обвинению в убийстве в 1825 году. Благодаря
душевной и удивительно выразительной мелодии эта вокальная миниатюра завоевала
необычайную популярность во всём мире. В музыкальном подлиннике романса нет
виртуозных вокальных пассажей, они были впоследствии добавлены исполнителями.
Русский романс прошел долгий путь через великосветские салоны, шумные гусарские
и студенческие сходки, солдатские привалы дошел до нашего времени, продолжая и
сегодня волновать сердца людей своим мягким лиризмом и задушевной
сентиментальностью. Русский романс незатейливый и трогательный вобрал в себя
всю гамму человеческих чувств: возвышенную любовь и роковые страсти, неизбывную
печаль и веселую удаль, отчаянное безрассудство и сентиментальную мечтательность.
Русский романс вечен, как вечна любящая и страдающая душа человека