Музыкально-дидактические игры для всех возрастов
Оценка 4.9

Музыкально-дидактические игры для всех возрастов

Оценка 4.9
docx
21.09.2023
Музыкально-дидактические игры для всех возрастов
_музыкально-дидактических игр.docx

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка Детский сад №1 «Успех»

 

 

 

КАРТОТЕКА

музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста

 

 

 

Подготовила музыкальный руководитель Мокшина Г.В.

 

 

 

 

 

 

 

г. Москва г.Троицк 2014, сентябрь


 


Игры на

развитие

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовит. группа

Высоты

Курица и цыплята Птица и птенчики

Найди и покажи

Угадай-ка Ступеньки Эхо Качели

Кто поёт? Лесенка

Музыкальное лото Труба

Угадай

колокольчик. Повтори звуки

Музыкальные лесенки

Бубенчики

Лесенка-чудесенка Учёный кузнечик

Ритма

Зайцы на поляне Игра с бубном Картинки и

имена

Игры с нитками

Игры с пуговицами

Учитесь танцевать Кто идёт?

Кто как идёт?

Весёлые дудочки

Определи по ритму Музыкальный

квадрат Прогулка Танец воды Карусель

Веселый поезд Наше путешествие Выполни задание

Тембра

В лесу

Кошка Мурка и музыкальные игрушки

Теремок

Волшебная посылка

К нам гости пришли

Кто в домике живёт

Укрась музыку

Сколько нас поет На чем играю Музыкальный домик

Выбери инструмент Что музыкальный инструмент

расскажет о себе Кто поёт

Музыкальные загадки

Музыкальные инструменты Кого встретил колобок

Динамики

Веселый и грустный заяц Тихие и громкие звоночки

Громко-тихо Тише громче в бубен бей

Узнай сказку Звенящий колокольчик Громко-тихо запоем

Домик для музыки Колобок

Море

Кто самый внимательный

Восприятия

Кто подошёл к теремку

Волшебный мешочек Картинки и игрушки с

музыкальными инструментами

Что делают дети Найди игрушку Нарисуй песню Подумай и

отгадай

Буратино

Песня-танец-марш Подбери музыку Слушаем музыку Сложи песенку

Солнышко и тучка Цвет-настроение Какую линию

выбрать?

Наши песни Чей это марш Слушаем внимательно

Весело-грустно


 

Развитие музыкальных способностей детей в младшей группе.

 

Игры на развитие звуковысотного слуха

 

Птицы и птенчики

Ход игры: У каждого ребенка по одной игрушке (большой и маленькой). Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки. Дети слушают звуки, если звук высокий, дети поднимают маленькую игрушку, если звук низкий – большую игрушку.

Игровой материал: Картинки или игрушки с большой птицей и птенцами.

 

Игры на развитие чувства ритма

Игра с бубном

Игровой материал: Любой музыкальный или шумовой инструмент.

Ход игры: Играет педагог, дети слушают или хлопают в ладоши; педагог предлагает играть желающему ребёнку; «концерт (играющий выходит на середину); ребёнок передаёт бубен, кому хочет (развитие коммуникативных способностей); один ребёнок играет на бубне, другой водит игрушку по столу. На занятие приносится от одного до четырёх инструментов постепенно.

 

Картинки и имена

Ход игры: Ребёнок произносит своё имя громко и чётко, потом прохлопывает его: Та-ня, Се-рё-жа… Ребёнок называет себя ласково: Та-неч-ка – и протягивает какой-нибудь слог. Отхлопывает ритм в ладоши. То же с картинками и игрушками. Например: Кош-ка, ко-шеч-ка.

 

Игры с нитками

Игровой материал: Клубок ярких, толстых, шерстяных ниток. Ножницы. Стол.

Ход игры: Педагог тянет нитку и поёт: «У-у-у». Звук обрывается, ниточку отрезают ножницами и кладут на стол. Таким образом, отрезают нитки разной длины и раскладываются в любой последовательности. Педагог, проводя пальцами по ниткам, пропевает либо длинные, либо короткие звуки. В промежутках между нитками звук исчезает. Варианты:

Педагог раскладывает нитки, дети проводят по ним пальчиком и поют звук «у-у-у»; нес-колько детей держат в руках нитки, остальные, проходя мимо, поводят по нитям пальцем и пропевают звуки; дети сами выкладывают нитки и пропевают свой ритмический рисунок.

 

Игры с пуговицами

Игровой материал: Пуговицы разной величины (большие и маленькие, одного диаметра).

Ход игры: Крупные пуговицы пропеваются длинными звуками, мелки короткими. Игра проводится аналогично игре с нитками. В дальнейшем пуговицам даются «имена»: боль-шим «та», маленьким

«ти». Усложнение: выкладывание из пуговиц ритмических рисунков и их проговаривание, пропевание и прохлопывание.

 


Игры на различие динамики

Тихие и громкие звоночки

Игровой материал: Погремушки или шумовые игрушки по числу детей.

Ход игры: Исполняется песня Р.Рустамова.

1. Ты звени, звоночек, тише,

Пусть тебя никто не слышит. 2 раза

2.   Ты сильней звени, звонок,

Чтобы каждый слышать мог! 2 раза

На 1-й куплет дети тихо звенят, на 2-й громко.

 

 

 

 

 

 

 

Развитие музыкальных способностей детей в средней группе.

 

Игры на развитие чувства ритма

Учитесь танцевать

Игровой материал: Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

Ход игры: Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках большая матрёшка, у детей – маленькие. Воспитатель отбивает ритмический рисунок своей матрёшкой по столу, дети повторяют его своими матрёшками.

 

Кто идёт?

Игровой материал: Иллюстрация к сказке «Дружная семейка», музыкальные инструменты.

Ход игры: Используя сказку Е.Королёвой «Дружная семейка», учить детей составлять ритмический рисунок. Играть на любом инструменте звуки разными длительностями, изображая тем самым шаги каждого члена семьи. Дать ребёнку угадать, кто шагает. Одновременно играть с ребёнком на другом инструменте, ребёнок должен угадать, кто шагает рядом с ним.

 

Дружная семейка

Жила-была большая дружная семья:

Прабабушка * Две бабушки * *

Мамы с папами * * * *

И ребятишки * * * * * * * *

Они часто все вместе ходили на прогулку в парк. И вот однажды, чтобы веселей было гулять, придумали ребята себе занятие: считать свои шаги. Аллея в парке была длинная, им приходилось делать много шагов, а считать они умели только до четырёх. Думали они,

думали, как им удлинить счёт, и придумали: после каждой цифры решили ребята добавлять букву «и».

Сказано сделано.

По дороге бегут ребятишки И считают шаги шалунишки, А выходит у них вот так:

*           *           *            *

Раз и, два и, три и, четыре и Видишь, как быстро они бегут. Мамы с папами их услыхали

И шаги свои вмиг сосчитали:

*           *           *            *

Раз и,    два и,    три и,    четыре и Вот что у них получилось.

Ну, и бабушки, чтоб не отстать, Стали тоже шаги считать.

Вот так:

*           *           *            *

Раз и, два и, три и, четыре и. Тут прабабушка тихо сказала:

я тоже шаги сосчитала:

*           *           *            *

Раз и, два и, три и, четыре и Ой, как медленно шла она! Гуляли они, гуляли, Считать шаги устали

И пошли домой отдыхать. Значит, сказку пора кончать.

 

Кто как идёт?

Цель: упражнять детей в восприятии и различении акцента в трёх ритмических рисунках. А) 2/4 ♩ ♩

Б) 3/4 ♩♩♩║ В)♩♩♩♩

Игровой материал: Три карточки с контурным изображением зверей, с палочками: на одной медведь; на другой – лиса; на третьей – волк. Такие же карточки с цветными рисунками, разрезаны на 4 части. Металлофон, ширма.

Ход игры: Играют четверо детей, один из них ведущий. Он раздаёт игрокам по одной нецветной картинке. Сначала дети поют песню, прохлопывают ритмические рисунки мелодий, условно напоминающих медленную поступь медведя, порывистые движения волка, вкрадчивые шаги лисы. Разрезанные части остаются у ведущего, он перемешивает их, кладёт стопкой рисунком вниз и вместе с металлофоном прикрывает ширмой. После этого поочерёдно берёт верхнюю карточку, проигрывает ритм на металлофоне и спрашивает: «Кто идёт?». Отвечать должен ребёнок у которого карточка соответствует проигранному ритму. После правильного ответа он получает карточку и закрывает ею часть своей карточки. Выигрывает тот, кто первым закроет большую карточку.

Музыкальный материал: «Кто как идёт?» Г.Левкодимова.

 

Игры на различие тембровой окраски.

Волшебная посылка

Ход игры: Воспитатель говорит детям, что в детский сад пришла посылка, и не простая волшебная.

«Отгадайте, что в ней, и тогда она будет ваша». За ширмой воспитатель поочерёдно играет на каком-либо инструменте. Если дети правильно отгадали название инструмента, взятого из посылки, педагог передаёт его им. Закончить игру можно «Оркестром».

Игровой материал: Большая коробка-посылка, металлофон, бубен, барабан, ложки, бубенчики, небольшая ширма.

 

Укрась музыку

Игровой материал: Записи с вокальной музыкой, знакомой детям; музыкальные инструменты (треугольник, дудочка, колокольчик, бубен, маракас и др.)

Ход игры: Ребёнок слушает музыкальное произведение, определяет настроение в музыке и выбирает музыкальный инструмент, подходящий по своему тембру к характеру произведения. Подыгрывает на выбранном инструменте, украшая звучание.

 

Игры на различие динамики.

Тише, громче в бубен бей.

Игровой материал: бубен или другой музыкальный инструмент, металлофон.

Ход игры: Познакомить с песней «Тише, громче в бубен бей». Взрослый исполняет песню с детьми на металлофоне. Дети, чьё имя пропели ударяют в бубен громко или тихо.

 

Игры на восприятие музыки

Найди игрушку

Игровой материал: Игрушки или картинки, соответствующие содержанию песен: зайка, мишка, кошечка, петушок и т.д.

Ход игры: Воспитатель предлагает послушать пьесу и выбрать игрушку. Ребёнок по характеру определяет, кто это может быть. Дети играют, пока не закончатся все игрушки.

 

Нарисуй песню

Игровой материал: Любая песня, альбомный лист, карандаши или фломастеры.

Ход игры: Предложить детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня.


 

Развитие музыкальных способностей детей в старшей группе.

 

Игры на развитие звуковысотного слуха.

Кто поёт?

Цель: Развивать у детей способность различать регистры (высокий, низкий, средний).

Игровой материал: Три карточки из картона с изображением мамы, папы, сына.

Ход игры: Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает картинки и говорит, что все в этой семье любят музыку, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – тоненьким, высоким. Педагог исполняет три пьесы и объясняет, что пьеса,

звучащая в низком регистре, называется «Рассказ папы» (о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется «Колыбельная песня» (мама поёт сыну); в высоком регистре – «Маленький марш» (мальчик напевает и марширует). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную картинку и показывают её, объясняя свой выбор.

Музыкальный материал: «Рассказ папы», «колыбельная песня», «Маленький марш» Г.Левкодимова.

 


Игры на развитие чувства ритма

Музыкальный квадрат

Ход игры: Игра проводится под любую мелодию. На «раз» - хлопнуть двумя руками по коленям, на «два»

- хлопнуть в ладоши, на «три» - повернуть руки ладонями вверх, на «четыре» - повернуть руки ладонями вниз.

 

Прогулка

Игровой материал: Музыкальные молоточки по числу играющих.

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Сейчас мы пойдём гулять, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленно ударяет молоточком), дети повторяют ритмический рисунок. А теперь мы вышли на улицу и стали бегать (быстро ударяет молоточком), дети повторяют. Девочки стали играть в мяч (медленные удары). Но вот загремел гром и начался частый дождик (частые удары). Дети испугались и убежали (очень частые удары).

 


Что музыкальный инструмент расскажет о себе

Игровой материал: Два одинаковых комплекта музыкальных инструментов. Коробка для одного набора.

-Ход игры: Один комплект кладут в коробку, а второй расставляют. Выбирается рассказчик, выбирает инструмент, начинает рассказывать, какая она, что умеет делать, какой у игрушки или инструмента внешний вид, форма, как на нем извлекаются звуки, какие по окраске ( цитра – нежные, металлофон – звенящие, барабан – гремящие), на что похож звук инструмента. Какие звуки из природы можно на нём изобразить. Дети могут задавать рассказчику вопросы.

Игры на различие тембровой окраски.

Укрась музыку

Игровой материал: Записи с вокальной музыкой, знакомой детям; музыкальные инструменты (треугольник, дудочка, колокольчик, бубен, маракас и др.)

Ход игры: Ребёнок слушает музыкальное произведение, определяет настроение в музыке и выбирает музыкальный инструмент, подходящий по своему тембру к характеру произведения. Подыгрывает на выбранном инструменте, украшая звучание.

 

 

 


Игры на различие динамики

Звенящие колокольчики

Цель: Развивать у детей умение различать динамические изменения в музыке.

Игровой материал: Тамбурин с бубенчиками, обруч с колокольчиками, колокольчик. Карточки, разделённые на три части, маленькие карточки, определяющие динамику.

Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что тамбурин с бубенчиками звучит громко (форте), обруч с колокольчиками звучит не слишком громко (меццо форте), а один колокольчик звучит тихо (пиано). Рассказ сопровождает показом. Раздаёт карточки, разделённые на три части и предлагает детям закрывать

«окошки» на карточке в той последовательности, в какой изменились динамические оттенки прослушанной ими музыки.

Музыкальный материал: «Звенящие колокольчики» Г.Левкодимова.

 

Громко тихо запоём

Игровой материал: Любая игрушка.

Ход игры: Дети выбирают водящего. Он выходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поёт все дети: звучание песни усиливается по мере приближения водящего к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры он имеет право спрятать сам игрушку.

 


Игры на восприятие музыки.

Буратино

Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привёз с собой песни, а какие, дети должны угадать. Дети прослушивают песни и отгадывают, для проверки достают из коробки соответствующую картинку. Игра может проводиться на муз. занятиях с целью закрепления материала.

Игровой материал: Картинки к музыкальным произведениям, коробка, Буратино ( би-ба-бо).

 

Сложи песенку

Цель: Развивать умение различать форму музыкального произведения.

Игровой материал: Разноцветные кружки и белые прямоугольники.

Ход игры: Педагог проигрывает сам или дает детям прослушать песню в записи, затем предлагает определить, есть ли в песне запев, припев и сколько в ней куплетов. Объясняет, что любую песню можно выкладывать. Например, с помощью геометрических фигур: кружки – запевы, прямоугольники – припевы. После вторичного прослушивания предлагает детям выложить структуру песни.

 

Цвет-насторение

Цель: Различать контрастный характер музыки выражать его через цвет.

Игровой материал: Карточки разные по цвету, соответствующие настроению в музыке: Синий – спокойное, уверенное;

Зелёный гордое, торжественное, сила;

Красный – бодрое, энергичное, жизнерадостное; Жёлтый лёгкое, светлое, тёплое, ласковое, нежное;

Фиолетовый мечтательное, дружелюбное, чувственное;

Чёрный отрицательное, мрачное, печальное, скорбное, тревожное; Белый – надежда, вера.

Ход игры: Детям раздают карточки и предлагают послушать музыкальные фрагменты. Дети поочерёдно определяют настроение в музыке.

 

Какую линию выбрать?

Игровой материал: Фломастеры, бумага.

 

Ход игры: взрослый предлагает ребёнку под звучание музыкального произведения начертить линии: плавные, волнообразные под медленную и спокойную; прямые,

изогнутые - под решительную; прерывистые – под лёгкую, отрывистую музыку. Линии могут быть такого цвета, который по мнению ребёнка, больше всего подходит к настроению исполняемого фрагмента.


 

Развитие музыкальных способностей детей в подготовительной группе.

 

Игры на развитие чувства ритма

Наше путешествие

Игровой материал: Металлофон, бубен, ложки, барабан.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям придумать рассказ о своём путешествии, которое можно изобразить на каком-нибудь музыкальном инструменте. Например: Оля вышла из дома и побежала вниз по лестнице, затем попрыгала на скакалке, а когда ей надоело прыгать, решила снова пойти домой и побежала вверх по лесенке к своей квартире (показ на металлофоне).

 

Музыкальный квадрат

Ход игры: Игра проводится под любую мелодию. На «раз» - хлопнуть двумя руками по коленям, на «два»

- хлопнуть в ладоши, на «три» - повернуть руки ладонями вверх, на «четыре» - повернуть руки ладонями вниз.

 

Что музыкальный инструмент расскажет о себе

Игровой материал: Два одинаковых комплекта музыкальных инструментов. Коробка для одного набора.

-Ход игры: Один комплект кладут в коробку, а второй расставляют. Выбирается рассказчик, выбирает инструмент, начинает рассказывать, какая она, что умеет делать, какой у игрушки или инструмента внешний вид, форма, как на нем извлекаются звуки, какие по окраске ( цитра – нежные, металлофон – звенящие, барабан – гремящие), на что похож звук инструмента. Какие звуки из природы можно на нём изобразить. Дети могут задавать рассказчику вопросы.

 

Прогулка

Игровой материал: Музыкальные молоточки по числу играющих.

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Сейчас мы пойдём гулять, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленно ударяет молоточком), дети повторяют ритмический рисунок. А теперь мы вышли на улицу и стали бегать (быстро ударяет молоточком), дети повторяют. Девочки стали играть в мяч (медленные удары). Но вот загремел гром и начался частый дождик (частые удары). Дети испугались и убежали (очень частые удары).

 

Игры на различие тембровой окраски.

Укрась музыку

Игровой материал: Записи с вокальной музыкой, знакомой детям; музыкальные инструменты (треугольник, дудочка, колокольчик, бубен, маракас и др.)

Ход игры: Ребёнок слушает музыкальное произведение, определяет настроение в музыке и выбирает музыкальный инструмент, подходящий по своему тембру к характеру произведения. Подыгрывает на выбранном инструменте, украшая звучание.

 

 

Игры на различие динамики.

Море

Игровой материал: Три карточки с изображением моря – спокойного, взволнованного, бушующего; грамзапись.

Ход игры: Воспитатель предлагает послушать детям пьесу Римского-Корсакого «Море» и рассказывает, что композитор ярко выразил картины моря, какое оно бывает тихое, спокойное, взволнованное, бушующее. При повторном прослушивании предлагает детям разложить картинки в той последовательности, в которой они звучали.

 

Громко тихо запоём

Игровой материал: Любая игрушка.

Ход игры: Дети выбирают водящего. Он выходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поёт все дети: звучание песни усиливается по мере приближения водящего к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры он имеет право спрятать сам игрушку.

 

Игры на восприятие музыки

Наши песни

Игровой материал: Карточки-картинки, иллюстрирующие содержание знакомых песен, металлофон, записи песен, фишки.

Ход игры: Исполняется мелодия песни на металлофоне, проигрывается в записи, дети по услышанной мелодии узнают песню и указывают на нужную картинку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

 

Какую линию выбрать?

Игровой материал: Фломастеры, бумага.

 

Ход игры: взрослый предлагает ребёнку под звучание музыкального произведения начертить линии: плавные, волнообразные под медленную и спокойную; прямые,

изогнутые - под решительную; прерывистые – под лёгкую, отрывистую музыку. Линии могут быть такого цвета, который по мнению ребёнка, больше всего подходит к настроению исполняемого фрагмента.

 

Цвет-насторение

Цель: Различать контрастный характер музыки выражать его через цвет.

Игровой материал: Карточки разные по цвету, соответствующие настроению в музыке: Синий – спокойное, уверенное;

Зелёный гордое, торжественное, сила;

Красный – бодрое, энергичное, жизнерадостное; Жёлтый лёгкое, светлое, тёплое, ласковое, нежное;

Фиолетовый мечтательное, дружелюбное, чувственное;

Чёрный отрицательное, мрачное, печальное, скорбное, тревожное; Белый – надежда, вера.

Ход игры: Детям раздают карточки и предлагают послушать музыкальные фрагменты. Дети поочерёдно определяют настроение в музыке.

 


 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Игры на развитие Младшая группа

Игры на развитие Младшая группа

Развитие музыкальных способностей детей в младшей группе

Развитие музыкальных способностей детей в младшей группе

Развитие музыкальных способностей детей в средней группе

Развитие музыкальных способностей детей в средней группе

Металлофон, ширма. Ход игры:

Металлофон, ширма. Ход игры:

Развитие музыкальных способностей детей в старшей группе

Развитие музыкальных способностей детей в старшей группе

Громко – тихо запоём Игровой материал:

Громко – тихо запоём Игровой материал:

Развитие музыкальных способностей детей в подготовительной группе

Развитие музыкальных способностей детей в подготовительной группе

Игры на восприятие музыки

Игры на восприятие музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2023