МДОУ «Детский сад №55»
г. Ярославль
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Полное название проекта: «Образы природы и животных в музыке».
Автор проекта: Музыкальный руководитель: Захарова Юлия Александровна.
Продолжительность проекта: 14 месяцев
Сроки реализации: Октябрь 2020г.-май 2021г., октябрь 2021г- май 2022г.
Тип проекта: Творческий, коллективный.
Доминирующая в проекте деятельность: Восприятие музыки;
Направленность деятельности: Воспитательно-образовательная,
художественно-эстетическая;
Участники проекта:
Дети старшего и подготовительного к школе возраста:
· Дети группы: «Калинка» воспитатели: Заика Е.Н., Нагорова О.В.,
родители;
· Дети группы «Черничка» воспитатели: Бардак.М.А., Фоменкова Е.А., учитель-логопед Опекушина Л.А., родители;
· Дети группы «Вишенка» воспитатели: Зайцева Е.Б.,Забелина Н.В., учитель-логопед: Белова Е.А., родители;
· Дети группы: «Малинка» воспитатели Ситникова А.В., Галяутдинова А.В., родители;
· Дети группы «Земляничка» воспитатели Журавлёва Н.Л., Кузьмина Ю.В., родители;
· Дети группы «Жемчужинка» воспитатели Теплякова В.А., Новожилова О.А., родители;
· Музыкальный руководитель: Захарова Ю.А.
· Руководитель изостудии: Сиднева Н.Ю.
Возраст детей: 5,6,7лет (старший и подготовительный к школе возраст).
Актуальность проекта: Воспитание бережного и внимательного отношения к окружающему миру в нынешнее время как никогда актуально. Экологическая обстановка 21 века требует формирования у детей знаний о природе, о ее процессах и закономерностях. Знакомство с различными звуками природы, произведениями классиков и изображением природы в музыке расскажет детям много нового и даст почву для познавательной активности в направлении охраны окружающего мира. В рамках проекта дети узнают много нового звукового и музыкального материала, что обогатит их багаж знаний и будет способствовать развитию интеллектуального и чувственного познания, а также экологическому воспитанию дошкольников.
Для детей:
Цель проекта:
Содействовать развитию у детей экологических культуры средствами классической музыки, живописи и литературы, представляющими образы природы и животных в разное время года. Воспитывать у детей чувство причастности к окружающей их красоте природы, формировать внимательное, заботливое, бережное отношение к окружающему миру природы.
Задачи проекта:
1. Образовательные:
• познакомить с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете;
• вовлекать в природоохранительную деятельность;
• формировать навыки исследовательской деятельности;
• развивать умения и навыки работы с природным материалом.
2. Развивающие:
• развивать умение сравнивать и анализировать;
• знакомить с лекарственными травами нашего края;
• развивать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
• развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
• развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
3. Воспитательные:
• воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому;
• воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, природному наследию нашего края.
Для родителей:
Практика показывает: если родители любят природу, понимают ее, живут с ней в тесном контакте, то и их ребенок активно включается в окружающую жизнь. Ему близко музыкально-поэтическое творчество, он умеет фантазировать и импровизировать.
Цель: привлечение родителей дошкольников к жизни детского сада, сотрудничеству, совместному творчеству, к участию в реализации проекта, донести до них важность данной темы и важность роли семьи в формировании экологической культуры ребенка.
Задачи: заинтересовать родителей темой проекта, показать важность присутствия шедевров музыкального, художественного искусств, литературы в повседневной жизни ребенка, их роли в восприятии, понимании, переживании ребенком красоты окружающей его природы; привлечь родителей к совместному с ребенком творческому процессу в домашних условиях: слушание музыки, рассматривание репродукций картин известных художников, чтение стихотворений и как результат – совместная творческая деятельность (рисование и другие виды художественного творчества).
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап (теоретический): определение педагогом темы, постановка цели и задач, выведение гипотезы, определение содержания проекта, подбор методической литературы, разработка занятий по теме проекта, подбор музыкального, художественного и литературного материала, подготовка необходимых презентаций, прогнозирование результата.
2. Основной этап (практический): проведение цикла интегрированных занятий в рамках проекта;
просмотр в свободное от занятий время познавательных мультфильмов из серии «Сказки старого пианино»: «Антонио Вивальди», «П. И. Чайковский»…;
проведение поэтических экскурсий с целью более полного восприятия произведений русских поэтов и наблюдения за изменениями в природе в разное время года.
работа с детьми по подготовке итоговых мероприятий – экологических развлечений и праздников.
общие консультации для родителей (в виде папок – передвижек в групповой комнате): «Музыкальное воспитание и экология», «Рисуем музыку вместе», «Музыка и экологическое воспитание».
индивидуальные консультации для родителей с рекомендациями о музыкальном репертуаре для слушания по теме проекта, помощь в подборе поэтического материала для разучивания с детьми.
«домашние задания» для детей и родителей: разучивание стихотворений русских поэтов – классиков, совместное прослушивание произведений русских и зарубежных композиторов – классиков по рекомендации музыкального руководителя, выполнение творческих работ (рисование, лепка и т. д.).
оформление выставок творческих работ родителей и детей в рамках проекта.
3. Заключительный этап:
обобщение и систематизация полученных детьми знаний (беседы, представление семейных выставочных работ);
проведение итоговых мероприятий – экологического праздника «Земля – наш дом родной»
подготовка отчета о реализации проекта в виде презентации;
отчет о проведении проекта на педагогическом совете ДОУ
Предполагаемые итоги реализации проекта:
У детей:
Накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой в разное время года.
Сформированная внутренняя установка по отношению к природе и всему живому - «Не навреди!»
Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с произведениями живописи, литературы и музыки.
Умение детей воспринимать музыкально-художественный образ, словами рассказывать про услышанную музыку, умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образы живописи (цвета) и музыки. Речь станет более образной, активный словарь должен пополниться новыми словами.
Умение детей понять и через цвет (рисунок) представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения, выразить свои впечатления.
Развитие эмоциональной сферы, творческого мышления, воображения, фантазии.
У родителей:
Сформированная потребность совместного с ребенком приобщения к миру природы(прогулки за город, экскурсии в заповедники и т. д.)
Заинтересованность родителей в бережном, внимательном отношении детей к мируприроды.
Понимание важности присутствия в жизни ребенка ИСКУССТВА в разных его проявлениях, как средство воспитания экологической культуры и ВОСПИТАНИЯ вообще.
Понимание значимости для ребенка совместной с взрослыми творческой деятельности.
Вывод:
музыка обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребёнка, помогает услышать природу, её голоса, осознать увиденное и услышанное, воплощать в цвете.
Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на занятиях c экологической направленностью обогащает дошкольников яркими художественными впечатлениями, оказывает стимулирующее воздействие на развитие их творческих способностей. Дети слушают, поют, рисуют, прислушиваясь к словам взрослых, размышляют и задумываются о добром отношении ко всему живому вокруг. А забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие к миру вокруг - это уже охрана природы. И именно это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям на планете.
Приложение:
1. Конспекты интегрированных занятий.
2. Планы проведения поэтических экскурсий
3. Сценарии итоговых мероприятий
4.. Фотоальбом
5. Консультации для родителей
6.Рекомендации для родителей: стихотворения для разучивания с детьми, музыкальные произведения для слушания, список наиболее значимых для интеллектуального развития детей картин русских художников.
8. Список используемой литературы.
9. Отчет о проведении проекта в виде презентации.
Литература:
Л. Гераскина «Ожидание чуда» ч. 2, М., 2007.1982.
О. П. Радынова «Методические рекомендации» к программе «Музыкальные шедевры», методические пособия по темам программы: «Природа и музыка», «Музыка о животных и птицах» М., 2010.
Е. Минина «Музыкальное развитие детей 5 – 7 лет в детском саду», Ярославль, 2008.
Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. «Праздник каждый день» (подготовительная гр. – программа «Ладушки», «Композитор» - С. - Петербург, 2007.
журналы «Музыкальный руководитель», «Дошкольное воспитание».
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ
«Образы природы и животных в музыке»
Составитель проекта:
Музыкальный руководитель: Захарова Ю.А.
Познавательное развитие.
-Беседы с детьми: «Беседа о бережном отношении к природе», «Беседа о зимующих и перелётных птицах», «О том, кто как зимует», «беседа об уходе за комнатными растениями»…
- Привлечение внимания детей к экологической проблеме в мире. Просмотр презентаций и картинок с изображением животных, явлений природы, растений.
-Проблемные вопросы: «Как мы помогаем природе?» и т.д.
-Просмотр мультфильмов: «Сказка старого дуба», «Приключения пингвинёнка Лоло», «Сказка о белой льдине», «На лесной тропе», Серия КОАПП, Сборник серий об экологии Смешарики.
-Просмотр познавательных видео по экологии: Ада Якушева. «Я приглашаю вас в леса», Экологическая игра-викторина «Природа - твой друг».
Речевое развитие. Чтение художественной литературы.
-Чтение сказок, стихов, рассказов на тему «экологии»: А.Лопатина «Почему у Земли платье зелёное», М.Скребцова «Могучая травинка», Н.Сладков «Мухомор» и т.д.
Социально-коммуникативное развитие.
-игра «Что где растёт»
-игра «Насекомые»;
-игра «Расскажи без слов»;
-игра «Живая и не живая природа»…
Труд.
-Сгребание опавших листьев на прогулочном участке;
-Сбор мусора на прогулочном участке
-Полив растений в группе и на прогулочном участке…
Безопасность.
-Беседы о сигналах опасности у животных и растений (колючки, шипы, звуки…) и мерах предосторожности при обращении с ними;
-Беседы о том, как надо вести себя на природе, водоёмах летом и зимой…
-Беседы: «Как вести себя при грозе»…
Здоровье.
-Беседы: о пользе зарядки на свежем воздухе, как нам помогает природа быть здоровыми…
-Игры: с песком, с водой, ароматерапия, рефлексотерапия
-Пальчиковые игры: «Ёжик», «Паучина»…
Распевки А.А. Евтодьевой («Стрекоза и рыбка», «Кот и мышка»…)
Физическая культура.
-Подвижная игра на внимание «Есть или нет?» Н.Ю. Куражева
-Игры с мячом и подвижные игры на прогулочном участке;
-Подвижные игры на экологическом развлечении «На помощь Лесовичку»…
Художественное творчество.
-Нетрадиционная техника рисование (тычкование) «Солнце»;
-Коллективная работа (аппликация) «Наше настроение»;
-Аппликация и рисование «Цветы луговые»;
-Рисование «Мой друг»;
-Рисование «Моя семья».
Режимные моменты.
-Минуты вхождения в день» Н.М. Метенова;
-Загадки о живой и не живой природе.
-Физкультминутки: «А в лесу растёт черника», «А теперь мы — ручейки»…
-Игра «Что где растёт».
-Игра «Отгадайте, что за растение».
-«Бывает – не бывает»
Музыка.
-Слушание произведений:
Шарль Камиль Сен-Санс из сюиты «Карнавал животных»: «Королевский марш льва», «Кукушка», «Слон», «Черепахи», «Аквариум», «Персонажи с длинными ушами», «Кенгуру», «Лебедь».
А.Лядов «Грустный дождик», С.Прокофьев «Дождь и радуга», «Утро», Э.Григ «Утро», С.Майкапар «Эхо в горах», П.И. Чайковский «Зимнее утро», цикл «Времена года» С.Майкапар «Весною», Г.Свиридов «Дождик», А.Вивальди «Времена года»…
Пение: Т.Попатенко «Листопад», М.Красев «Падают листья»…
Формы взаимодействия с семьей.
-Анкета «Экологическое воспитание ребёнка»;
-Привлечение родителей к созданию фотоальбома «Береги природу»;
-Привлечение родителей для создания атрибутов к музыкально экологическим развлечениям, помощь родителей в разучивании с детьми дома стихов и слов песен.
-Помощь родителям в создании домашней фонотеки для слушания музыки.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.